Установление утраты профессиональной трудоспособности при дтп

Предоставление медзаключения о степени утраты трудоспособности

Правомерно ли требование РСА о предоставлении медзаключения о степени утраты трудоспособности для выплаты утраченного заработка, если после ДТП я находилась на больничном, была полностью нетрудоспособна и предоставила в РСА копии больничных листов? Кто должен выдать такое заключение? Судебно медицинская экспертиза отказывает в выдаче.

Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда установлен ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 12 Закона об ОСАГО страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с данным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона об ОСАГО страховая выплата за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего осуществляется страховщиком на основании документов, выданных уполномоченными на то сотрудниками полиции и подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных медицинскими организациями, которые оказали потерпевшему медицинскую помощь в связи со страховым случаем, с указанием характера и степени повреждения здоровья потерпевшего. Размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего определяется в соответствии с нормативами и в порядке, которые установлены Правительством РФ, в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в пределах страховой суммы, установленной пп. «а» ст. 7 Закона об ОСАГО.

Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» по смыслу п. 4 ст. 12 Закона об ОСАГО, если дополнительные расходы на лечение и восстановление поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия здоровья потерпевшего и утраченный им заработок (доход) превышают сумму осуществленной страховой выплаты, рассчитанную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего», страховщик обязан выплатить разницу между совокупным размером утраченного потерпевшим заработка (дохода) и дополнительных расходов и суммой осуществленной страховой выплаты. Общая сумма страховой выплаты за причинение вреда здоровью потерпевшего не должна превышать предельный размер, установленный ст. 7 Закона об ОСАГО.

Согласно п. 4.2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П, при предъявлении потерпевшим требования о возмещении утраченного им заработка (дохода) в связи со страховым случаем, повлекшим утрату профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – повлекшим утрату общей трудоспособности, представляются:

выданное в установленном законодательством РФ порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – о степени утраты общей трудоспособности;

справка или иной документ о среднем месячном заработке (доходе), стипендии, пенсии, пособиях, которые потерпевший имел на день причинения вреда его здоровью;

иные документы, подтверждающие доходы потерпевшего, которые учитываются при определении размера утраченного заработка (дохода).

Страховая выплата в части возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода) осуществляется единовременно или по согласованию между страховщиком и потерпевшим равными ежемесячными платежами.

Согласно п. 4.3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – степени утраты общей трудоспособности.

Степень утраты трудоспособности устанавливается в ходе проведения медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

Согласно п. 15 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Согласно п. 16 указанных правил медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Согласно пп. «е» п. 24(1) Правил признания лица инвалидом целями проведения медико-социальной экспертизы является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Из приведенных норм следует, что потерпевший представляет в РСА не листок трудоспособности, а заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности. Поскольку автор вопроса находилась на лечении в медицинском учреждении, выдавшем листок нетрудоспособности, то это учреждение и должно направить потерпевшую на МСЭ, которая по полученным результатам выдаст соответствующую справку (заключение).

Отсутствие правил определения степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, пострадавших в результате дтп, не может ограничивать реализацию такими лицами права на получение страхового возмещения в связи с повреждением здоровья

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Отсутствие специально разработанных правил определения степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, не может ограничивать реализацию такими лицами права на получение страхового возмещения в связи с повреждением здоровья.

Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 12-КГ14-5

Судом установлено, что 25 августа 2012 г. в результате дорожно-транспортного происшествия О. получила телесные повреждения, повлекшие за собой вред здоровью.

Читайте так же:  Обжалование решения комиссии по инвалидности

В соответствии со справкой медико-социальной экспертизы от 28 июня 2013 г. ей установлена III группа инвалидности по причине «общее заболевание».

15 марта 2013 г. О. обратилась с заявлением в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы (далее — учреждение МСЭ) о проведении обследования и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности за период с 25 августа 2012 г. по дату обследования.

19 марта 2013 г. учреждением МСЭ направлен ответ О., в котором указано, что для определения степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо представить документы, предусмотренные п. 25 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н, в частности акт о несчастном случае на производстве или судебное постановление об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также заключение органа государственной экспертизы условий труда, которые предшествовали несчастному случаю.

22 апреля 2013 г. О. обратилась с повторным заявлением о проведении обследования в целях установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

В ответе от 24 апреля 2013 г. ей было сообщено о необходимости представления акта о несчастном случае на производстве и невозможности проведения освидетельствования для установления степени утраты профессиональной трудоспособности, поскольку отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности лицам, получившим повреждение здоровья, не связанное с исполнением трудовых обязанностей. О. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения учреждения МСЭ от 24 апреля 2013 г. об отказе в проведении медико-социальной экспертизы.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее. Конвенция о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 г.

Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) налагает на государства-участников, к которым относится Россия, обязательства по принятию мер к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН, в правиле 8 предписывают государствам обеспечить поддержание надлежащих доходов инвалидов, которые в силу нетрудоспособности или по причинам, связанным с нетрудоспособностью, временно утратили возможность зарабатывать средства к существованию, или заработок которых уменьшился, или которые не имеют возможности найти работу. Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г.

Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в ст. 5 предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст.ст. 58, 60 закрепляет, что медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, определяет виды медицинских экспертиз и относит к ним медико-социальную экспертизу, которая проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 2, ч. 1 ст. 7 раскрывает понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также понятие медико-социальной экспертизы как определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Согласно ст. 8 названного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации, который утверждает порядок организации и деятельности этих федеральных учреждений.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Из содержания приведенных норм следует, что инвалиду как лицу, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное в том числе последствиями травм, приводящими к ограничению жизнедеятельности, гарантируются государством наряду с иными и экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, компенсации этих ограничений в целях создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При этом экономические меры социальной защиты инвалидов реализуются и в создании учреждений медико-социальной экспертизы, на которые государство возлагает функции по установлению инвалидности и потребностей инвалида в различных видах социальной защиты, разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также определению степени утраты профессиональной трудоспособности.

При этом относящееся к полномочиям учреждений медико-социальной экспертизы установление степени утраты профессиональной трудоспособности направлено на обеспечение реализации права инвалидов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и не ограничивается исполнением данными лицами обязанностей по трудовому договору при его причинении.

В силу п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — степени утраты общей трудоспособности.

Согласно преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение этим гражданам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Читайте так же:  Инвалид просит помощи

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 утвержден Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормативного правого акта, устанавливающего порядок определения учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется.

Между тем отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы исследования не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений п. 5 ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы.

При этом отсутствие специально разработанных правил освидетельствования указанными учреждениями пострадавших не на производстве не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение им страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.

Судебная коллегия признала несостоятельным обоснование судами первой и второй инстанций правомерности отказа истцу в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности со ссылкой на положения упомянутого выше Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (действовавшего на момент рассмотрения дела в суде).

Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.

Следовательно, при разрешении спора суду необходимо было правильно определить юридически значимые обстоятельства и применить нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в данном случае положения ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и нормы международного права о правах инвалидов.

Судом при разрешении спора также не было учтено, что в разъяснениях, изложенных в абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», указано, что определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»), а степени утраты общей трудоспособности — судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения (ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. N 5487-I).

Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 12-КГ14-5

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Пострадавшим в ДТП непросто доказать утрату трудоспособности

Этот актуальный вопрос мы решили обсудить в рамках рубрики «Законный интерес» с ее постоянным экспертом Романом Савичевым , возглавляющим «Юридическое агентство «СРВ». Проблема, к слову, поднята нами неслучайно. Очень полезные разъяснения недавно дала Судебная коллегия Верховного суда РФ , когда перепроверила решение двух судов по иску женщины, пострадавшей в аварии на дороге. Спор касался утраты трудоспособности.

Как оказалось, в законодательстве остаются некоторые пробелы, к ним-то и обратилась Фемида .

– Сначала немного статистики. По данным ГИБДД России , только за первые четыре месяца этого года на дорогах страны в авариях серьезно пострадали 60 тысяч человек. Многие из них так и не смогут вернуться к полноценной работе, – подчеркивает Роман Савичев, – а значит, это скажется на их материальном положении. Чтобы рассчитывать на дополнительные выплаты, нужен документ об утрате профессиональной трудоспособности. Но вот с этой справкой, как оказалось, у нас в законодательном плане есть проблемы. Согласитесь, проблема с определением утраты трудоспособности после ЧП на дороге совсем непраздная. Вопрос упирается в деньги, которые пострадавший должен получать всю оставшуюся жизнь. Сумма в итоге выходит совсем немаленькая.

А сюжет этой истории таков: местные суды отказали истице, которая хотела, чтобы экспертиза определила, насколько она как жертва ДТП утратила профессиональную трудоспособность. Женщине после аварии медики установили третью группу инвалидности, а причину указали как «общее заболевание». Истицу это не устроило, она попросила экспертизу провести обследование и установить степень утраты профессиональной трудоспособности. Такой документ дал бы женщине право получения «страхового возмещения в связи с повреждением здоровья».

Ответ она получила быстро – учреждение медико-социальной экспертизы сообщило, что помочь ей не может. Так как для этого надо представить вполне определенный пакет документов. И одно из первых мест в списке документов занимает акт о несчастном случае на производстве или профзаболевании, а еще нужно заключение Госэкспертизы по условиям труда, которые были накануне несчастного случая. Понятно, что у пострадавшей в аварии на дороге женщины таких документов не было и не могло быть. Но она реально после ДТП уже не могла исполнять прежнюю работу. Женщина еще раз потребовала экспертизы и получила в ответ разъяснение, что у нас в стране вообще нет нормативного правового акта, который расписывал бы порядок установления утраты профессиональной трудоспособности гражданам, которые потеряли здоровье в ситуации, не связанной с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Упорная гражданка пошла в суд оспаривать отказ экспертов. Но ей в судах первой и второй инстанции также отказали, заявив, что раз порядок определения степени утраты для пострадавших в авариях не расписан, то и разбираться не с чем. Так истица дошла до Верховного суда.

Читайте так же:  Закон о единовременной выплате накопительной части пенсии

Там отказы тщательно изучили. В итоге были отменены все решения местных судов. Фемида велела дело пересмотреть и обязательно учесть разъяснения Верховного суда. Их суть можно сформулировать примерно так: отсутствие специально разработанных правил по определению степени утраты трудоспособности пострадавшим в авариях не может ограничивать инвалидам их право на получение страхового возмещения.

Основания для такого вывода следующие. В 2006 году Ген-ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Эта конвенция налагает на страны, в том числе и на Россию, обязательства по отношению к пострадавшим людям. Существуют также стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Их тоже принимала Генассамблея ООН. Там есть правило, в котором сказано, что государство обеспечивает поддержание доходов инвалидов, которые уменьшились из-за болезни, или если такие люди не могут найти работу.

А в нашей стране действует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Там в двух статьях, а именно в 58-й и 60-й, сказано, что такое медицинская экспертиза. Это исследование, направленное на установление здоровья гражданина «в целях определения его осуществлять трудовую деятельность». Там же говорится, что медико-социальную экспертизу делают для того, чтобы определить потребности человека в мерах соцзащиты. Кроме этого в статье 8 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» говорится, что правительство именно на медико-социальную экспертизу возложило определение степени утраты профессиональной трудоспособности. Это необходимо для обеспечения прав инвалидов на возмещение вреда.

Верховный суд подчеркивает: по Гражданскому кодексу размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднемесячному заработку до увечья или утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.

Есть постановление правительства № 789 от 2000 года, в котором прописан порядок установления медико-социальной экспертизой степени утраты трудоспособности. Правда, действительно нет нормативного акта для экспертов по определению степени утраты трудоспособности для тех, кто пострадал не на производстве. Но это, по мнению Верховного суда РФ, не может помешать пострадавшим не на работе воспользоваться всеми правами, которые им дает отечественное законодательство.

Основной аргумент Верховного суда апеллирует к ст . 11 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса. Там говорится, что, если при разрешении гражданского дела один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяется тот, у которого юридическая сила больше. Так что закон о защите прав инвалидов и международные нормы выше, чем регламент, на который сослались эксперты, отказывая пострадавшей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, суды, отказывая пострадавшей в ДТП женщине, не учли, что в 2010 году был пленум Верховного суда, посвященный применению судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам после травмы или увечья гражданина. И там было четко сказано: определение степени утраты профессиональной трудоспособности лежит именно на судебно-медицинской экспертизе.

Приложение. Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин

Приложение
к Медицинским критериям
определения степени тяжести вреда,
причиненного здоровью человека,
утвержденным приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 24 апреля 2008 г. N 194н

Таблица
процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин*

Вред, причиненный здоровью человека в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин

Процент стойкой утраты общей трудоспособности

Центральная и периферическая нервная системы

Остаточные явления тяжелой черепно-мозговой травмы:

а) значительное снижение интеллекта, значительное уменьшение объема движений и силы в конечностях, резкое или значительное нарушение координации, эпилептические припадки (не реже одного раза в месяц);

б) выраженное слабоумие, параличи, частые эпилептические припадки (не реже одного раза в неделю), нарушение процесса узнавания (агнозия), нарушение целенаправленного действия (апраксия), резкое нарушение или потеря речи (афазия), отсутствие координации движения (атаксия), резкие вестибулярные и мозжечковые расстройства.

Для установления процента стойкой утраты общей трудоспособности достаточно наличия одного остаточного явления тяжелой черепно-мозговой травмы, предусмотренного настоящим пунктом.

Тяжелая черепно-мозговая травма, повлекшая:

а) легкие нарушения координации, легкое повышение тонуса мышц и снижение силы в конечностях, умеренные двигательные расстройства, нарушения чувствительности, единичные эпилептические припадки;

б) умеренные нарушения координации, умеренное повышение тонуса мышц и снижение силы в конечностях, нерезко выраженные двигательные расстройства, редкие эпилептические припадки (2-3 раза в год);

в) значительные нарушения координации, выраженное повышение тонуса мышц и снижение силы в конечностях, снижение интеллекта, ослабление памяти, эпилептические припадки (4-10 раз в год).

Для установления процента постоянной утраты общей трудоспособности необходимо наличие не менее двух последствий тяжелой черепно-мозговой травмы, предусмотренных настоящим пунктом, или эпилептических припадков.

а) не повлекшая за собой возникновения патологических изменений со стороны центральной нервной системы;

б) повлекшая за собой значительно выраженные вегетативные симптомы (тремор век и пальцев рук, высокие сухожильные рефлексы, вазомоторные нарушения и др.);

в) повлекшая за собой отдельные очаговые симптомы (анизокория, неравенство глазных щелей, отклонение (девиация) языка в сторону, нистагм, сглаженность носогубной складки и др.).

Сотрясение головного мозга, повлекшее за собой возникновение отдельных объективных признаков или вегетативных симптомов со стороны центральной нервной системы (неравенство глазных щелей, нистагм, отклонение языка в сторону и др., вегетососудистая дистония, высокие сухожильные рефлексы, гипергидроз, неустойчивость в позе Ромберга и др.).

Сотрясение головного мозга, не повлекшее за собой нарушений со стороны центральной нервной системы, а также повторные сотрясения головного мозга, подтвержденные объективной неврологической симптоматикой, установленной в медицинском учреждении, но не повлекшие за собой появления новых патологических изменений со стороны центральной нервной системы.

1. Критерии стойкой утраты общей трудоспособности, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящего Перечня применяются только в том случае, когда диагноз сотрясения головного мозга подтвержден объективными симптомами, характерными для этого вида черепно-мозговой травмы и установленными при первичном обращении в медицинское учреждение.

2. В тех случаях, когда диагноз сотрясения головного мозга не подтвержден объективными неврологическими признаками, а поставлен на основании анамнеза и субъективных жалоб, пункты 4 и 5 настоящего Перечня не применяются.

Читайте так же:  Пример расчета пенсии за выслугу лет

3. У лиц, страдающих органическим поражением центральной нервной системы (арахноидитом, энцефалитом, эпилепсией, нарушением мозгового кровообращения и др.) или перенесших ранее тяжелую черепно-мозговую травму, при наличии диагноза сотрясения головного мозга, не подтвержденного динамикой неврологической симптоматики, процент утраты общей трудоспособности не устанавливается.

Повреждение спинного мозга на уровне шейного, грудного или поясничного отделов позвоночника, повлекшее за собой:

а) легкие расстройства чувствительности, сухожильных рефлексов, без нарушения движений в конечностях и функции тазовых органов;

б) умеренные нарушения чувствительности, сухожильных рефлексов, легкие монопарезы, нерезко выраженные атрофия мышц и нарушение движений, умеренные нарушения трофики и функции тазовых органов;

в) значительные расстройства чувствительности; движений в конечностях, выраженные монопарезы или умеренно выраженные парапарезы, нерезко выраженная спастичность, нарушения трофики и функции тазовых органов;

г) грубые расстройства чувствительности, движений в конечностях (пара- и тетраплегии), резкие нарушения функции тазовых органов, грубые нарушения трофики, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, резко выраженная спастичность.

Повреждение «конского хвоста», повлекшее за собой:

а) легкие расстройства чувствительности без нарушения рефлексов и движений в нижних конечностях, без нарушения трофики и функции тазовых органов (болевой синдром);

б) легкие расстройства чувствительности, сухожильных рефлексов, незначительная гипотрофия мышц без нарушения движений в конечностях, а также функции тазовых органов;

в) значительные расстройства чувствительности, гипералгезия, нарушение рефлекторной дуги (снижение или выпадение рефлексов), грубая атрофия мышц соответственно области иннервации, умеренные вегетативные расстройства (похолодание нижних конечностей), нарушение функции тазовых органов;

г) резкие нарушения чувствительности в зоне иннервации соответствующего корешка или группы корешков, выпадение движении (выраженный парез одной или обеих нижних конечностей), значительное нарушение функции тазовых органов, трофические расстройства (язвы, цианоз, отеки)

д) грубые расстройства чувствительности и движений в обеих нижних конечностях (полный паралич дистальных отделов и глубокий паралич проксимальных), резкое нарушение функции тазовых органов, грубые нарушения трофики (пролежни, трофические язвы).

Травматическая радикулопатия различной локализации (в результате прямой травмы позвоночника)

Периферическое повреждение тройничного, лицевого, подъязычного нервов, повлекшее за собой нарушение их функции:

Инвалид поправил пятый пункт

Это произошло благодаря настойчивости гражданина Лагунова. Валерий Викторович обратился в Верховный суд и попросил его признать недействительным пятый пункт из документа, который называется так — Временный критерий определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Документ с таким сложным и длинным названием появился как постановление в недрах министерства труда и соцразвития еще в 2001 году. А в 2005 году уже новое министерство здравоохранения и соцразвития документ продублировало.

Что же не понравилось Валерию Викторовичу Лагунову в этом документе?

В пятом пункте Временных критериев, о котором идет речь, написано, что «при определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профзаболевания) или иной, равноценной ей по квалификации и оплате, а также возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда».

Когда гражданин Лагунов пошел в Верховный суд страны, то он попросил отменить не весь этот пятый пункт, а лишь его небольшую, но очень существенную, с точки зрения смысла, часть. Речь шла о следующих словах: «или иной, равноценной ей по квалификации и оплате, а также возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой, менее квалифицированной работе». Проще говоря, Лагунов попросил отменить некие «лазейки», которые позволяли так определить степень утраты квалификации из-за травмы или профзаболевания, что пострадавший получался и не пострадавшим вовсе.

Обращаясь к судьям Верховного суда, Валерий Викторович писал, что слова, которые он просит убрать, противоречат статье 3 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

На суде представитель минздравсоцразвития заявил, что никаких нарушений не видит и Временные критерии никаких прав заявителя не нарушают. Также присутствующий на процессе представитель министерства юстиции с Лагуновым согласился и посчитал, что он прав. К такому же мнению пришел и представитель Генеральной прокуратуры.

Судьи Верховного суда, выслушав все стороны, пришли к мнению, что Лагунов справедливо ставит вопрос и его заявление надо удовлетворить.

Как рассуждал Верховный суд? Закон об обязательном страховании от несчастных случаев под словами «профессиональная трудоспособность» понимает способность человека выполнять работу определенной квалификации, объема и качества. А под понятием «степень утраты профессиональной трудоспособности» этот же закон понимает выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного человека профессионально работать до наступления страхового случая.

А тот самый пятый пункт Временных критериев, с которыми не согласен Лагунов, позволяет определять степень утраты трудоспособности не только по возможностям человека после аварии или болезни делать прежнюю работу, но и делать менее квалифицированную работу, да практически получается — чуть ли не любую работу. При этом судьи подчеркнули, что законодатель под профессиональной трудоспособностью понимает четкие вещи, а именно — выполнение работы строго определенной квалификации, а под степенью утраты трудоспособности — потерю способности выполнять не абы какую работу, а именно ту, которую человек мог делать до болезни или несчастного случая. В противном случае будет нарушено право на возмещение вреда застрахованного человека при исполнении им своих обязанностей.

Кстати, закон об обязательном страховании не единственный, который нарушают Временные критерии. Есть еще 57-я статья Трудового кодекса, из которой становится ясно, что квалификация — это конкретный уровень выполнения работы и именно ее вписывают в трудовой договор.

По существующему в стране закону (это ГПК, статья 253, часть 2), если какой-либо правовой акт или его часть противоречат федеральному закону, то суд признает федеральный закон выше, а значит, имеющим большую юридическую силу.

Читайте так же:  Размер социальной академической стипендии

Именно поэтому заявление гражданина Лагунова суд удовлетворил и вычеркнул сомнительные слова из текста Временных критериев. Теперь их нет.

Возмещение вреда здоровью и потери трудоспособности пешеходу через ОСАГО

Опции темы
Поиск по теме

Возмещение вреда здоровью и потери трудоспособности пешеходу через ОСАГО

Объясните, пожалуйста, бестолковому, как выглядит схема выплат через ОСАГО.
Вред здоровью уже выходит на средний, до полугода, и ещё потеря заработка.
Пострадавший отказывается от фин. помощи по здоровью и просит половину полугодового заработка,и обещает подписать отказ от претензий.
Сумма для меня на данном этапе значительная.
И вот вопрос: если я его отошлю в страховую, есть ли такая практика, и как оформить до судебно?

По ОСАГО на каждого пострадавшего лимит страховой выплаты 500тыс руб.
в Законе ОСАГО:

Обычному человеку получить что-то от страховой будет весьма сложно. Тем более обычному пешеходу. Только с помощью компетентного юриста.

Потеря трудоспособности после ДТП

Потеря трудоспособности после ДТП .

Являясь источником повышенной опасности, транспортное средство создает, тем самым, угрозу для человечества.

Эспертное заключение – определения степени вреда здоровью

Для того, чтобы оценить какова тяжесть причиненного вреда, необходимо провести соответствующую экспертизу. В соответствии с современным российским законодательством, любой вред, полученный в ходе дорожного происшествия, подлежит возмещению.

Что входит в понятие возмещение вреда здоровью? При возмещении вреда пострадавший может получить неполученный заработок из-за ухудшения состояния здоровья, компенсацию расходов на проведение лечения (это и покупка лекарственных препаратов, и оплата медицинских процедур, услуг частных врачей и другие затраты), а равно компенсировать моральный вред.

Возмещение не полученного дохода в связи с причиненим вреда здоровью или жизни пострадавшего.

Если после дорожной аварии гражданин получил повреждение здоровья, то ему возмещается утраченный в связи с этим доход, в сумме, равно среднему заработку, рассчитанный с учетом степени утраты трудоспособности. Потеря трудоспособности после ДТП может быть определена посредством проведения судебно-медицинской экспертизы.

При отсутствии дефектов в виде увечий, которые повлекли бы впоследствии потерю трудоспособности, при отсутствии инвалидности, пребывание на больничном считается, как утрата трудоспособности в 100%-ном размере. Если гражданин на момент возникновения аварии получал какие-либо пособия, пенсионные выплаты, это не влияет на размер заработка. Даже если при возникновении дорожной аварии пострадавший не имел постоянного официального места работы, получить страховые выплаты в связи с причинением вреда здоровью, он имеет законное право. Для того, чтобы более подробно ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями при возмещении вреда здоровью вследствие дорожно-транспортного происшествия, рекомендуется проконсультироваться со специалистом в этой области. Компания «Юридическая помощь» спешит представить Вашему вниманию правовые услуги лучших специалистов Москвы в области автомобильного и страхового права, которые осветят все интересующие подробности по Вашей ситуации.

Возмещение суммы не полученного дохода, который пострадавший гражданин мог бы получить, если бы не утратил трудоспособность, ни коим образом не связана с фактом получения пострадавшим денежных средств в счет оплаты больничного листа. Другими словами, в случае, когда пострадавший претендует на выплату пособия по нетрудоспособности в 100%-ном размере, за ним же остается право на получение возмещения, согласно статье 1085 Гражданского законодательства России. Срок исковой давности при возмещении не полученного дохода составляет 3 года с того момента, когда была зафиксирована потеря трудоспособности после ДТП и документально подтверждена.

Предъявлять требования о возмещении неполученного дохода можно к страховой компании, а равно к виновнику произошедшего дорожного происшествия.

Как получить положенное возмещение утраченного дохода? Необходимо рассчитать размер дохода, выявить степень утраты возможности работать, определить, на какую сумму можно рассчитывать при компенсации.

Для того, чтобы узнать свой среднемесячный доход, необходимо обратиться на место официальной работы и запросить справку о заработной плате по форме 2НДФЛ за год перед наступлением дорожной аварии. В данном документе и отражен Ваш среднемесячный заработок. Но что делать тем, кто не имеет места работа в настоящий момент и никогда до неприятного события не работал? В этом случае также выход имеется. Следует обратиться в орган статистики и получить информацию в письменной форме о среднем заработке по конкретному городу или области. Этот вариант подходит для граждан, имеющих профессиональное образование. Если же, кроме школьного уровня знаний, Вы больше нигде не обучались, то нужно узнать, какова сумма МРОТ на момент ДТП. Наши авто юристы помогут Вам выяснить данный вопрос.

В ситуации, когда до дорожной аварии человек работал, а на момент ее возникновения – нет, то рекомендуется получить справку 2НДФЛ с последнего места работы за полгода или год, которая подтвердить размер дохода за предшествующее дорожному происшествию время.
Если в момент наступления аварии, Вы нигде не работали, с последнего места работы уволились достаточно давно, и усиленно ищете постоянный заработок, то необходимо получить информацию о размере пособия по безработице по своей профессии/специализации посредством официального запросу в отдел Службы занятости населения. Важным моментом в этой ситуации является тот факт, что непосредственно на бирже трудоустройства Вы не состоите и не получаете пособие. Если в этой ситуации у Вас возникнут трудности или непонятные моменты, обратитесь за консультацией и помощью к нашим авто-юристам.

Степень потери трудоспособности гражданина определяется при проведении судебно-медицинской экспертизы и выражается в процентах. Услуга проведения экспертиза платная, а потому необходимо сохранять чеки об оплате, так как данные расходы должны быть возмещены страховой компанией-ответчиком или же непосредственно самим виновником происшествия.

Видео (кликните для воспроизведения).

По любым вопросам, возникшим в процессе возмещения не полученного дохода в результате ДТП, Вы можете обратиться в компанию «Юридическая помощь», специалисты которой разъяснять все неясные моменты и помогут организовать процесс.

Источники

Установление утраты профессиональной трудоспособности при дтп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here