Учет налоговых льгот

Приложение 2. Форма 26.1 «а». Расчет налогов с учетом использования льгот и суммы средств, высвобождающихся в результате льготного налогообложения у резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны

Приложение 2
к приказу Министерства финансов
Московской области
и Управления Федеральной налоговой службы
по Московской области
от 18 августа 2009 г. N 98/01-04-14/130

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 30. Налоговые льготы

30.1. Налоговая льгота — предусмотренные налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 настоящей статьи.

30.2. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

30.3. Плательщик налогов вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.

30.4. Плательщик налогов вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые льготы, не использованные плательщиком налогов, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачислены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета.

30.5. Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно настоящим Кодексом, решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом.

30.6. Суммы налога и сбора, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом — плательщиком налогов. Учет указанных средств ведется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

30.7. Контролирующие органы составляют сводную информацию о суммах налоговых льгот юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и определяют потери доходов бюджета в результате предоставления налоговых льгот.

30.8. Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (в отношении условных налоговых льгот) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе. Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины.

30.9. Налоговая льгота предоставляется путем:

а) налогового вычета (скидки), который уменьшает базу налогообложения до начисления налога и сбора;

б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;

в) установления пониженной ставки налога и сбора;

Налоговые льготы

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Читайте так же:  Социальная пенсия в россии

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Налоговые льготы: отражаем в учете

Какими бывают налоговые льготы

В НКУ предусмотрены льготы по различным налогам, порядок предоставления которых отличается. Большая часть льготных норм указана в переходных положениях (разделе ХХ НКУ), хотя есть льготы, которые содержатся в «основных» разделах НКУ.

В рамках данной статьи мы не будем перечислять все налоговые льготы, да и сделать это практически невозможно, поскольку сейчас ряд льгот предоставляется в рамках выполнения договоров международного сотрудничества (п. 3.2, п. 197.11 НКУ*). Есть еще льготы, которые предоставляют местные советы (п. 4.4, п. 10.3 НКУ). С ориентировочным перечнем налоговых льгот вы можете ознакомиться в Справочнике № 83/1 налоговых льгот, которые являются потерями доходов бюджета по состоянию на 01.07.17 г.** и в Справочнике прочих налоговых льгот № 83/2 по состоянию на 01.07.17 г.

* Правила предоставления этих льгот регламентирует Порядок привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.02 г. № 153.

В то же время с позиции отражения в бухгалтерском учете все налоговые льготы условно можно разделить на две группы:

Читайте так же:  Пенсия за выслугу лет стаж учителям

1) налоговые льготы, которые предоставляются с условием целевого расходования высвобожденных (сэкономленных) средств вследствие неуплаты определенного налога. Обычно это льготы по налогу на прибыль (в частности, по ст. 142 НКУ), но могут быть еще и льготы по налогу на недвижимость (их устанавливают местные советы согласно п.п. 266.4.2 НКУ);

2) налоговые льготы, которые предоставляются без каких-либо условий использования высвобожденных средств. В частности, таким условиям соответствуют большинство льгот по НДС. Например, «издательская» льгота (п.п. 197.1.25 НКУ), «угольная» льгота (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ) и т. п.

Первую группу льгот в бухгалтерском учете отражают как целевое финансирование, вторую — в бухучете не показывают. Поэтому дальше мы поговорим об учете «целевых» льгот.

Бухучет «целевых» льгот

В системе отечественного учета «целевые» налоговые льготы отражают как целевое финансирование. Причем в некоторых нормах НКУ об этом говорится прямо. Например, применительно к льготе для субъектов самолетостроения в п. 41 подразд. 4 разд. ХХ НКУ указано, что суммы высвобожденных средств признают как полученное целевое финансирование в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.

Согласно Инструкции № 291 учет таких средств ведут на субсчете 481 «Средства, высвобожденные от налогообложения». На этом субсчете отражают высвобожденные от налогообложения средства в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль и их использованием на реализацию мероприятий целевого назначения в соответствии с законодательством. Впрочем, «целевые» льготы по налогу на недвижимость тоже можно отразить на субсч. 481.

Бухгалтерский учет целевой помощи у получателя регламентируется положениями П(С)БУ 15 «Доход», в соответствии с п. 17 которого полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были признаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.

Целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), которые понесло предприятие, и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15).

Целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 П(С)БУ 15).

Вместе с тем целевое финансирование, приходящееся на ту часть налогового кредита по НДС, которая относится к приобретенным за счет капитальных трансфертов активам, сразу включается в доходы. Связано это с тем, что отнесение НДС в состав НК, по сути, равнозначно возникновению расходов и в данной части расходы в будущем уже не возникнут. Соответственно, этот момент регламентируется вышеупомянутыми нормами п. 17 П(С)БУ 15.

Итак, порядок отражения целевого финансирования (в том числе в виде налоговых льгот) в учете напрямую зависит от того, на какие цели оно было предоставлено.

Доходы от целевого финансирования:

• связанного с операционной деятельностью, учитывают на субсчете 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов»;

• от использования средств капитальных трансфертов показывают на субсчете 745 «Доход от бесплатно полученных активов».

В финансовой отчетности:

• сальдо по неизрасходованному целевому финансированию отражают в стр. 1525 «Цільове фінансування» Баланса (Отчета о финансовом состоянии);

• доходы от полученного целевого финансирования, связанного с операционной деятельностью, показывают в стр. 2120 «Інші операційні доходи» ф. № 2, остального финансирования — в стр. 2240 «Інші доходи» Отчета о финансовых результатах.

Высвобожденные от «целевых» льгот средства: налоговый учет

Налог на прибыль. В учете по налогу на прибыль целевую финансовую помощь (в том числе и средства, высвобожденные за счет предоставления налоговых льгот) отражают исключительно по бухгалтерским правилам, поскольку никаких корректировок финансового результата по таким операциям в НКУ не предусмотрено.

Однако приобретенные за счет капитальных трансфертов необоротные активы учитывают по общим правилам. То есть плательщики, у которых годовой доход (за вычетом непрямых налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает 20 млн грн, корректируют согласно пп. 134.1.1 НКУ финансовый результат до налогообложения, в том числе на разницы, предусмотренные ст. 138 НКУ.

В частности, такие лица:

• увеличивают финрезультат до налогообложения на сумму начисленной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п. 138.1 НКУ);

• уменьшают финрезультат до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 НКУ (п. 138.2 НКУ).

«Малодоходные» плательщики учитывают необоротные активы при исчислении налогооблагаемой прибыли исключительно по данным бухгалтерского учета (пп. 134.1.1 НКУ).

Заметим также, что освобожденную от налогообложения прибыль показывают в приложении ПЗ к стр. 05 ПЗ налоговой декларации по налогу на прибыль.

НДС. По приобретенным за счет высвобожденных от налогообложения средств товарам, работам, услугам плательщик имеет полное право на НК по НДС, поскольку в НКУ на этот счет никаких ограничений нет.

По общим нормам такое лицо может отнести в налоговый кредит суммы НДС на дату того события, которое состоялось раньше (п. 198.2 НКУ):

• дату списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату товаров/услуг;

• дату получения налогоплательщиком товаров/услуг (основных средств).

Далее налогоплательщик начисляет «компенсирующие» НО, если он использует товары (работы, услуги) в нехозяйственной деятельности или в не облагаемых НДС операциях на основании соответствующих норм п. 198.5 НКУ.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в НКУ нет требования о начислении НО по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет высвобожденных от налогообложения средств. Поэтому в строгом соответствии с требованиями НКУ налогоплательщик должен отразить НК, а вот оснований для начисления НО в общем случае по таким приобретениям нет (разумеется, если не соблюдаются иные условия для начисления НО из п. 198.5 НКУ).

Пример. Местный совет предоставляет льготу по налогу на недвижимость в виде снижения ставки на 75 % с условием, что освободившиеся средства плательщик использует на развитие инфраструктуры населенного пункта (под местную программу по ремонту дома культуры). Начисленная сумма налога на недвижимость на 2017 год составила 10000 грн., но уплате подлежит 2500 грн. За счет высвобожденных средств предприятие профинансировало работы по ремонту дома культуры на сумму 6000 грн.(в том числе НДС — 1000 грн.), выступив их заказчиком.

Читайте так же:  Незаконное получение пенсии по потере кормильца

Операции отразим в учете так, как показано в таблице.

Учет операций по использованию высвобожденных от налогообложения средств

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Начислен налог на недвижимость на 2017 год

2. Отражены высвобожденные средства за счет предоставления налоговой льготы

3. Получены работы по ремонту дороги

4. Отражен налоговый кредит по НДС (на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН)

5. Отражен доход от целевого финансирования

6. Начислены компенсирующие НО на основании абз. «г» п. 198.5 НКУ (нехозяйственное использование)

Отчет о льготах

Все плательщики, которые пользуются налоговыми льготами, подают Отчет о суммах налоговых льгот (приложение к Порядку № 1233). Этот Отчет предоставляют за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту регистрации налогоплательщика в течение 40 к. дн., следующих за последним календарным днем налогового периода (п. 3 Порядка № 1233). Вместе с тем годовым плательщикам налога на прибыль налоговики разрешали ранее подавать Отчет один раз в год (см. консультацию из категории 102.23.01 ЗІР ГФСУ (действовала до 09.06.17 г.).

Если субъект хозяйствования пользуется льготами по НДС, для заполнения Отчета в части НДСных льгот ему нужно руководствоваться также Порядком № 167.

Обратите внимание. Отчет согласно п. 46.1 НКУ тоже относится к налоговой декларации. Поэтому за его неподачу могут применить штрафы, предусмотренные п. 120.1 НКУ, а также административную ответственность по ст. 163 1 КоАП. Это подтверждают и налоговики (см. консультацию в категории 138.01 ЗІР ГФСУ).

  • Налоговые льготы, которые предоставляются без каких-либо условий использования высвобожденных средств, не отражают в бухгалтерском учете.
  • «Целевые» налоговые льготы показывают как целевое финансирование. При этом доходы от целевого финансирования признают одновременно с расходами, которые были понесены за счет высвобожденных средств.
  • При получении налоговых льгот необходимо подать Отчет о суммах налоговых льгот.

Порядок № 1233 — Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

Порядок № 167 — Порядок расчета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.11 г. № 167.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Проблемы налоговых льгот

Сущность и признаки налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Льготы по налогу на имущество организаций: коды льгот

Организация обязана представлять декларацию по налогу на имущество, а если в регионе введены авансовые платежи по налогу, то и налоговые расчеты по этим платежам, в налоговые органы. Формы этих документов различны и заполняются по разным (хотя и похожим) правилам. Эти правила содержатся в том же документе, которым утверждены обе формы, — в приказе ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] В течение 2017 года для промежуточной отчетности по налогу разрешалось применять и формы, содержащиеся в ранее действовавшем приказе этого ведомства от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 № БС-4-21/12076). И в декларации, и в налоговом расчете в разделах 2 и 3 присутствуют строки для отражения кодов налоговых льгот:

  • по освобождению имущества от налога;
  • применению пониженной ставки;
  • уменьшению величины уже начисленного налога.

Нумерация этих строк в декларации и налоговом расчете различается, но структура строки (составление из 2 частей) везде однотипна и принцип заполнения строк остается одинаковым. В первой части указываются коды налоговых льгот по налогу на имущество, которые налогоплательщик выбирает из приложения 6 к Порядку заполнения соответствующего документа (декларации или налогового расчета). Большая часть кодов привязана к определенным статьям НК РФ, дающим право на льготу. Но есть и коды, отражающие региональные льготы. Для них задействуется 2-я часть строки кодов, в которой отражаются реквизиты нормы регионального закона, дающего право на льготу.

Однако не все льготы, представленные в НК РФ, имеют установленные коды. ФНС предлагает использовать в таких случаях код 2010257 по налогу на имущество, который применяется для основных средств — объектов движимого имущества, принятых на учет с 01.01.2013. Исключения для применения налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество прописаны в п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо ФНС РФ от 12.12.2014 № БС-4-11/25774).

Принципы построения налоговой системы

Налоговая система – это сложный механизм взаимодействия между государством, населением и предпринимательским сектором, включающий в себя процедуры взимания в обязательном порядке налогов и сборов.

Читайте так же:  Налоговые льготы пенсионерам инвалидам 2 группы

Обеспечение государственнной казны с давних времен формировалось благодаря поступлению части имущества граждан в пользу властвующего субъекта. Налогообложение существует столь долго, сколько существует государственность. В настоящее время бюджетные деньги расходуются на финансирование нужд государственного аппарата, а так же для решения важных социально – экономических проблем, возникающих в обществе.

Формирование налоговой системы происходит под влиянием факторов внешней среды и внутренних тенденций, поэтому каждая система индивидуальна и имеет свою специфику. Любые реформирования системы налогообложения должны проводиться на основании обоснованных научных фактов и соответствовать основным принципам ее построения. Среди принципов налоговой системы стоит выделить следующие:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • всеобщность и равномерность налогового бремени;
  • конкретика относительно методов исчисления, предоставления данных, процедуры уплаты налогов;
  • удобство взимания налогов по времени и способу;
  • стремление к сокращению издержек на проведение налоговых сборов.

Эффективность налоговой системы выражается в общем повышении показателей экономической деятельности. Работа системы должна осуществляться с учетом интересов государственного аппарата и плательщиков. Налоги должны быть соизмеримы возможностям субъектов налогообложения.

Влияние налоговой системы на экономику осуществляется через реализацию ее функций. Основная цель налогообложения – это формирование достаточности бюджета на разных уровнях управления. Следующая функция заключается в распределении общественного продукта между гражданами и коммерческим сектором экономики, различными отраслями хозяйственной деятельности, а так же между определенными государственными территориями. Налоговая система позволяет государственной власти воздействовать на экономические процессы согласно поставленным целям и задачам. Кроме того, органы исполнительной власти посредством системы налогообложения могут отслеживать полноту налоговых поступлений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Определение и применение налоговых льгот

Налоговая льгота представляет собой инструмент государственного экономического регулирования через налоговую систему. По своей экономической сути она является особым видом преимущества, предоставляемого плательщику органами исполнительной власти.

Применение льгот стимулирует определенные экономические процессы в стране. Однако, предоставление льгот уменьшает финансирование бюджета, поэтому необходимо разработать такой механизм, который позволит учесть интересы плательщиков и государства.

В российской практике налоговые льготы выполняют следующие функции:

  • предоставление социально защиты гражданам;
  • стимулирование частного предпринимательства и малого бизнеса;
  • создание благоприятных условий для развития производственного хозяйства;
  • стимулирование развития общественно и социально полезных продуктов, услуг;
  • формирование условий для научно – исследовательских и инновационных изысканий;
  • повышение уровня жизни граждан и удержание социальной стабильности в обществе.

Развитые страны давно пользуются налоговыми льготами. Там разработаны гибкие механизмы, способные достаточно быстро влиять на экономические процессы. В России льготы в основном снижают налоговое бремя и слабо выполняют стимулирующую функцию.

Льготы можно классифицировать по разным признакам. Например, в зависимости от своей групповой принадлежности они могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, выполнять общеэкономические или социальные задачи, а так же стимулировать процессы во внешнеторговой деятельности.

По форме применения выделяют:

  1. Выведение части объекта налогообложения из-под уплаты налога, что приводит к снижению общей суммы к выплате.
  2. Уменьшение налоговой базы исчисления налога.
  3. Освобождение от уплаты части суммы или понижение ставки налога.

К освобождению относятся такие изменения в исчислении налога, как уменьшение ставки налога, снижение окладной суммы налога, перенос срока или рассрочка платежа. Сюда так же относят налоговый кредит, который близок по сути к рассрочке и отсрочке, однако, он предоставляется сроком на год, а отсрочка и рассрочка на шесть месяцев. Сюда относят налоговую амнистию. Налоговая амнистия – это полный или частичный возврат уплаченных в бюджет денежных средств.

Льготируемое имущество по налогу на имущество организаций

С 2015 года основные средства, входящие в первые 2 амортизационные группы (по Классификации основных средств), не относятся к объектам налогообложения налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Остальное движимое имущество с 01.01.2015 стало расцениваться как облагаемое этим налогом, но в силу п. 25 ст. 381 НК РФ основные средства, поставленные на учет после 01.01.2013, от налогообложения освобождаются. Исключение из этого правила составляет имущество, принятое на учет в результате:

  • реорганизации компании либо ликвидации юридического лица;
  • передачи, приобретения объектов имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2017 года эти исключения недействительны для железнодорожного подвижного состава, произведенного после 01.01.2013.

С 2018 года возможность использования льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ стала зависеть от решения о ее применении, принятого в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Причем регионы получили также право самостоятельно определять, кто может воспользоваться такой льготой, в отношении какого имущества и какую ставку будут при этом применять. Одновременно для такого имущества на 2018 год введена своя особая ставка (1,1%), выше которой регион не может установить свою ставку и которая будет применяться, если регион не ввел льготу или, введя льготу, свою ставку не установил.

Подробнее об этих изменениях в НК РФ в части данной льготы читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

С 2019 года налог на движимое имущество отменен.

Учет налоговых льгот

Согласно российскому налоговому законодательству предоставление налоговых льгот не может иметь индивидуального характера. Они должны применяться для определенных категорий налогоплательщиков в равной степени. Причем налогоплательщик может пользоваться льготами на добровольных началах, без предварительного предупреждения налоговых органов. Отмена льгот возможна лишь в случае изменения налогового кодекса, либо при независимом отказе плательщика от использования своих преимуществ.

Читайте так же:  Степени утраты трудоспособности выплаты

Плательщик имеет право отказаться от применения льгот или приостановить их использование на один или несколько периодов расчета.

Сроки уплаты конкретизируются и формируются относительно каждого вида налогов. Изменение сроков выплат может производиться в случае права на использование налоговой рассрочки, отсрочки или налогового кредита.

Такой формой льгот как вычеты могут пользоваться только резиденты страны. Например, можно использовать налоговое преимущество при получении дохода в форме государственных пособий, пенсий, пенсионных накоплений на личном счете, компенсаций, алиментов, а так же с грантов, премий за достижения в науке и образовании.

Для подтверждения права на использование льгот законом РФ установлен список обязательных к предоставлению в налоговые органы документов, подтверждающих право на преимущества в уплате.

Налоговые льготы могут предоставляться на федеральном, региональном и местном уровнях управления, как бизнесу, так и простым гражданам. Причем регионы и муниципальные образования имеют право внедрять свои принципы предоставления льгот, а так же формировать требования, предъявляемые к праву использования преимуществ.

Например, бизнес — структуры, планирующие инвестиционные проекты в регионах, должны предоставить в органы исполнительной власти документы о проекте с подробным бизнес – планом. Только после принятия инвестиционного плана, они имеют право пользоваться налоговыми льготами на прибыль, имущество и транспортный налог.

Для стимулирования фондового рынка применяются льготные преимущества для инвесторов при условии, что они производят долгосрочные вложения. При этом срок деятельности фондового агента должен быть не менее трех лет. Он может полностью освобождаться от налога на доходы физических лиц, максимальная сумма вычета составляет три миллиона рублей.

В сельскохозяйственном секторе применяются льготы по транспортному налогу, выводя из-под выплат определенные виды техники. Выплата земельного налога с территорий, используемых для посевных работ, производится по пониженной ставке. Для стимулирования продаж в отрасли сельского хозяйства применяют 10% НДС, а так же при продаже произведенного товара ставка может составлять 0%.

Таким образом, для того, чтобы пользоваться и декларировать свои доходы с учетом льгот, гражданам и предпринимателям необходимо иметь фактические обоснования права пользования ими.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Коды налоговых льгот по налогу на имущество – 2010257

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Статья содержит разъяснения, актуальные до 01.01.2019. Код льготы 2010257 относится к движимому имуществу, а с 2019 года оно освобождено от налогообложения.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Учет налоговых льгот

Амортизационные группы основных средств 2017-2018: таблица

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в зависимости от срока полезного использования основные средства в целях налогообложения делятся на амортизационные группы. Классификация основных средств утверждена правительственным постановлением от 01.01.2002 № 1. Амортизационные группы основных средств 2017-2018 — таблицу примеров основных средств, попадающих в них, мы приводим в нашей статье — увязаны с кодами ОКОФ и определенными сроками полезного использования.

В 2017 году вступила в силу новая редакция ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Применение новых кодов облегчает сопоставительная таблица, приведенная в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458.

С 2017 года классификатор ОС по амортизационным группам обновлен постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Новшества затронули только то имущество, которое принимается на учет после 01.01.2017. В то же время классификация основных средств по амортизационным группам 2016 г. будет применяться в отношении того имущества, которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2017.

Справочник амортизационных групп основных средств 2017-2018

Срок полезного использования ОС, лет включительно

Пример основных средств амортизационной группы в 2017-2018 годах

Первая амортизационная группа

Вторая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Третья амортизационная группа основных средств 2017-2018

Сооружения лесной промышленности

Четвертая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Воздушная линия электропередач

Видео (кликните для воспроизведения).

Пятая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Источники

Учет налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here