Субинститут права социального обеспечения

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

Субинститут права социального обеспечения

Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

— материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

— тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Читайте так же:  Индексация материнского капитала как происходит

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: —

— пенсии за выслугу лет;

— пенсии по старости;

— пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: —

— трудовая пенсия по возрасту;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

— период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

— период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

— период получения пособия по безработице;

— период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

— некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

Читайте так же:  Как рассчитывается индексация пенсии работающему пенсионеру

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Характеристика элементов системы права социального обеспечения. Разделение институтов и норм права социального обеспечения на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения в целом носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Говоря о системе права социального обеспечения , необходимо четко различать три различных понятия: система отрасли права , система науки и система учебного курса.

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование. Право социального обеспечения , как и любая другая отрасль права , – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. Эти правовые нормы определенным образом между собой взаимосвязаны и объединяются в различные институты и подинституты. Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения – это совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной, научно обоснованной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Элементами системы права социального обеспечения являются: норма права , институт, подинституты, комплексные институты, отрасль, призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм.

Нормы права , объединяясь по предметному признаку, образуют институты, подинституты и комплексные институты. Основными институтами права социального обеспечения являются: трудовой стаж, пенсии, пособия и компенсационные выплаты, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, которые в свою очередь делятся на подинституты. Так, институт пособий включает в себя следующие подинституты: пособия гражданам, имеющим детей; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по безработице и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Институт пенсий включает в себя такие подинституты, как: пенсии по государственному пенсионному обеспечению ; пенсии по государственному пенсионному страхованию, негосударственные пенсии.

Некоторые институты права социального обеспечения носят комплексный характер, так как объединяют нормы различных отраслей права . Так, к числу комплексных институтов права социального обеспечения относится институт пенсий, так как он включает в себя: нормы, относящиеся к финансовому праву (регулирующие отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии); нормы, относящиеся к праву социального обеспечения (регулирующие отношения по материальному обеспечению населения в старости, при потере кормильца, инвалидности и в других, предусмотренных законодательством случаях); нормы, относящиеся к административному праву (регулирующие отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения ); нормы, относящиеся к гражданскому праву (регулирующие отношения по заключению и выполнению договоров негосударственными пенсионными фондами).

Наличие таких комплексных институтов позволяет говорить о том, что в структуру отрасли права входят не только институты и подинституты, но и такие крупные объединения правовых норм, как отрасли. В частности, в праве выделяют такие подотрасли, как пенсионное право , право социального обслуживания и др.

Система науки права социального обеспечения – это система научных знаний, взглядов, идей о том комплексе общественных явлений, которые входят в сферу социального обеспечения . Прежде всего, наука изучает саму отрасль как систему права . Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения , закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и не ратифицированных СССР либо Российской Федерации. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения , как и в других странах. Таким образом, предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9865 — | 7663 — или читать все.

Понятие и система права социального обеспечения

Понятие ПСО

Понятие «право социального обеспечения» является самостоятельным, относительно обособленным и цельным правовым образованием. Оно регулирует определенный перечень специфических отношений в обществе через использование определенных принципов. Для этого право использует своеобразный метод правового регулирования.

Система норм, институтов и под институтов, которые входят в подобное правовое образование, представляет собой отрасль права социального обеспечения. В составе структуры нормативных актов, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения, принято различать несколько правовых норм, которые:

  • определяют содержание соответствующих отношений в рамках всех составляющих элементов (Общая часть права);
  • регламентируют отдельные виды (части) данных отношений (Особенная часть).

Внутренняя структурная дифференциация любой отрасли отечественного права заключается в классификации на несколько правовых институтов.

Наука определяет категорию «правовой институт» в качестве законодательно обособленного комплекса юридических норм. С их помощью обеспечивается общее регулирование этой разновидности общественных отношений или ее элементов.

Отрасль права регулирует посредством особого метода всю систему качественно однородных отношений в обществе, для чего применяются специфические приемы и способы их юридического опосредования. Правовой же институт должен детально регулировать с помощью тех же способов и приемов только конкретное общественное отношение, которое включено в систему рассматриваемых отношений в обществе. По этой причине правовой институт можно считать однородным в соответствии с фактическим содержанием, для чего характерно, что правовые нормы, которые его формируют, выступают в качестве единого комплекса (цельной системы). Он представляет собой относительно обособленный «блок», который образует в совокупности с прочими институтами, которые формируют нормативный механизм отрасли.

Общая часть права ПСО

Если рассматривать положения, то Общая часть включает нормы, которые относятся к любым отношениям в сфере социального обеспечения. Она состоит в общих правовых институтах, нормы которых в концентрированном виде показывают специфику этой отрасли и являются основой для всех общественных отношений, состоящих в предмете отрасли.

Большая часть права социального обеспечения сегодня находится на этапе формирования. В современной теории нет однозначного понимания его структуры и состава.

В законодательстве выявление созданных модификаций о социальном обеспечении происходит в соответствии с методом регулирования общественных отношений. Они и представляют собой предмет права социального обеспечения. В этой области происходит изменение руководящих начал, которые контролируют базовые аспекты ПСО. В этом процессе происходит расширение перечня субъектов социального обеспечения, а указанные факторы способны замедлить темпы развития Общей части данной правовой отрасли.

Читайте так же:  Уволен по собственному желанию пособие по безработице

Исследователи считают, что Общая часть права не должна иметь самостоятельных институтов, поскольку представлена только совокупностью соответствующих норм без их организации в самой части. Есть еще мнения авторов, которые полагают, что Общая часть ПСО включает всегда самостоятельные правовые институты, в том числе институт правосубъектности, главный институт, институт социальных рисков. Второй из них представляет собой систему юридических предписаний, освещающих предмет отрасли, ее задачи и отраслевые принципы.

Для состава Особенной части ПСО сегодня характерен достаточно устоявшийся комплекс самостоятельных институтов. Они состоят в трудовом стаже, пенсионном обеспечении, пособиях и компенсационных выплатах, обеспечении в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, социальном обслуживании, медицинской помощи и лечении, установке правовых фактов, разрешении жалоб и споров, институте правовой ответственности.

Институты в области обеспечения пенсиями, пособиями и компенсационными выплатами, социального обслуживания человека, медицинской помощи и лечения представляют собой комплексные институты. Они состоят из нескольких вспомогательных институтов.

Любой из рассмотренных институтов включает собственный отдельный комплекс юридических норм, с помощью которого производится целостное регулирование этого типа отношений в обществе.

Система ПСО

Каждый институт ПСО разделяется на внутренние элементы, которые составляют систему. Это происходит на основании соответствующей системы классификатора юридических актов, которые одобрены президентским Указом № 511. С помощью классификатора закрепляются законы, касающиеся социального страхования и обеспечения как самостоятельной правовой системы.

Отдельный блок представлен законодательством о социальном обслуживании. Оно состоит из нескольких групп норм:

  • общие положения;
  • соц. обслуживание в государственных учреждениях;
  • домашнее социальное обслуживание;
  • операции в области реабилитации (социальные, медицинские и др.);
  • ритуальные услуги;
  • прочие формы соц. обслуживания;
  • негосударственное социальное обслуживание.

В классификаторе (раздел 070.000.000 «Социальное обеспечение и социальное

страхование») закрепляется такая система законодательства о соц. обеспечении, которая не полностью соответствует системе права данной отрасли.

В систему законодательства ПСО включены подсистемы. Их можно отнести в состав предмета деятельности в сфере ПСо, включая финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное страхование и обслуживание, управление соц. страхованием и обеспечением. Также они входят в предмет административного, финансового и гражданского права. Система норм, касающихся социального обслуживания, также не соответствует системе данного института в ПСО. ТАк, в ее состав входит раздел «Негосударственное социальное обслуживание».

Отметим, что в юридической литературе до настоящего времени идут споры в области соотношения между системой права и законодательства.

Некоторые представители правовой науки (например, М. Д. Шаргородский, О. С. Иоффе) относят систему права к «объективному» явлению, которое существует и развивается вне зависимости от человеческой воли и воли законодателя.

Есть исследователи, которые полагают, напротив, что «объективно обусловленной» можно считать систему права, которая отличается от системы законодательства, созданной только логическим путем при систематизации законов.

Подобное несоответствие может объясняться тем, что система законов была создана из соображения политической целесообразности. Она отражает особенности национальной системы права.

Законодательство представляет собой одну из форм установки и выражения норм позитивного права. По этой причине невозможно в такой степени оторвать форму права в качестве явления от его содержания в виде правовых норм. Объективность характерна для развития и законодательства, и права, при этом она заключается не определении структуры законов с помощью природы норм.

Существует мнение, что общие аспекты системы отрасли права и соответствующих ей законов должны быть едины и находиться в согласии в качестве формы (системы законодательства) и содержания (системы права). Наряду с этим, система права социального обеспечения и его институтов представляет собой основу системы законодательства о социальном обеспечении.

Система социального обеспечения в 2019 году

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

Вернуться назад на Социальное обеспечение 2019

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И наоборот, наличие или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не придумывается, а рождается из социальных и практических потребностей.

Одним из элементов системы права социального обеспечения является отрасль права — наиболее крупное звено структуры права, которое охватывает качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. Выделение отрасли права предрешает объективная необходимость. Законодатель лишь осознает и оформляет эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:

а) степень своеобразия тех или иных отношений;
б) их удельный вес;
в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;
г) необходимость применения особенного метода правового регулирования. Указанным условиям отвечает и право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права.

Как и право в целом, право социального обеспечения представляет собой сложную систему. В науке общепринято считать, что система (греч. systema- составленное из частей, соединенное)- это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Как утверждает И.В.Блауберг и Э.Г.Юдин, ее характеризуют наличие связей между элементами, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. В свою очередь, структура (лат. struktura- строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство между ее элементами. Структура — атрибут всех реально существующих объектов и систем.

Структурными элементами системы права социального обеспечения являются:

а) норма права;
б) институт права;
в) субинститут;
г) подотрасль права.

Следующим элементом системы права социального обеспечения является правовая норма — первичный элемент системы права социального обеспечения. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера для субъектов права в области социально-обеспечительных отношений. Правовые нормы, регулирующие общественные отношения одного вида в рамках рода, объединяются в институт отрасли права социального обеспечения.

Другим элементом права социального обеспечения является институт отрасли — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм. Если юридическая норма исходный элемент, живая клеточка правовой материи, то правовой институт, по мнению С.С.Алексеева, представляет собой первичную правовую общность. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли права социального обеспечения. Институты обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примерами здесь могут быть институт трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; институт пособий гражданам, имеющих детей, и др.

Читайте так же:  Какие льготы имеют пенсионеры 3 группы

Простой институт, как правило, небольшой по объему и не содержит в себе никаких других подразделений. К подобным институтам можно, в частности, отнести институт пособий по временной нетрудоспособности. Но в праве социального обеспечения есть и сложные институты. Будучи относительно крупными, они имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, субинститутом государственного пенсионного обеспечения является обеспечение лиц социальными пенсиями. Институты отрасли права, регулирующие социально-обеспечительные отношения одного рода, объединяются в подотрасли права социального обеспечения.

Таких подотраслей пять:

1) социальное страхование;
2) государственное пенсионное обеспечение;
3) социальная поддержка;
4) социальная помощь;
5) социальное обслуживание.

Все названные подотрасли регулируют отдельные массивы социально-обеспечительных отношений, характеризующихся своей спецификой (источник финансирования, органы, осуществляющие обеспечение) и известной родовой обособленностью (особенная совокупность субъектов получения социального обеспечения).

Основу всех структурных элементов системы права социального обеспечения составляют нормы права. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения. С учетом этого нормы указанной отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся такие институты, как принципы и задачи правового регулирования; институт оснований и задач обеспечения; институт основных прав и обязанностей субъектов в области социального обеспечения; институт разграничения компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию и финансированию социального обеспечения.

Право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью. Об этом говорит тот факт, что ее общая часть окончательно еще не сформирована. Основной причиной такого положения является отсутствие до сих пор единого кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения.

На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли.

Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, родов и видов социального обеспечения. Так, до недавнего времени право на пенсию было неразрывно увязано с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии). Особенно существенные изменения в общую часть права социального обеспечения были внесены федеральными законами положившими начало пенсионной реформе, и Законом о монетизации льгот, который четко определил полномочия РФ и ее субъектов в сфере социального обеспечения.

Продолжает до настоящего времени формироваться и особенная часть права социального обеспечения как отрасли права. В ее структуру уже сейчас можно выделить комплекс устоявшихся подотраслей (они были названы выше) и институтов, нормы которых имеют собственную часть предмета и особенностей метода регулирования. В зависимости от того, охватывает ли эта часть предмета все виды однородных отношений или лишь отдельные из них, регулируемые данной совокупностью правовых норм, они группируются в подотрасли, институты либо субинституты.

Первой в особенную часть входит подотрасль социального страхования. Ее предмет, особенности субъектов и метода регулирования определяют Закон об основах обязательного социального страхования. «Полнокровными» институтами социального страхования являются институты: страхового (трудового) стажа, обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К подотрасли государственного пенсионного обеспечения относится и такой правовой институт, как пенсионное обеспечение военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионным правам. Указанный институт регулируется Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Представляется, что институтом государственного пенсионного обеспечения является также ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое вместо пенсии судьями, находящиеся в отставке.

Следующим элементом системы права социального обеспечения является Социальная поддержка как подотрасль права социального обеспечения и элемент его особенной части наиболее отчетливо вырисовывалась после принятия Закона о монетизации льгот. Этот Закон, внеся дополнения и изменения в существующие законы, регулирующие конкретные подотрасли права социального обеспечения, по существу, очертил границы такого социально-правового явления, как социальная поддержка.

К сожалению, законодатель дает определение социальной поддержки только в одном Законе о социальной защите инвалидов (ст. 2). Тем не менее анализ других нормативных правовых актов, которыми устанавливаются меры социальной поддержки, позволил дать следующее определение рассматриваемой подотрасли. Социальная поддержка как подотрасль права социального обеспечения — это совокупность правовых норм, регулирующих предоставление социальных гарантий лицам, указанным в феодальных законах и законах субъектов РФ, с целью повышения их социально-экономического статуса без учета факторов застрахованности и социальной недостаточности этих лиц.

Субъектами реализации государственной социальной поддержки являются федеральные органы государственной власти субъектов РФ.

Социальная поддержка подразделяется на институты: социальной поддержки ветеранов, социальной поддержки инвалидов, социальной поддержки лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и т.д. Каждый из институтов включает множество субинститутов, таких, к примеру, как поддержка участников Великой Отечественной Войны, поддержка ветеранов боевых действий, поддержка детей-инвалидов и др.

В качестве особой правовой общности в праве социального обеспечения специалисты всегда выделяли социальную помощь. Социальная помощь как подотрасль получила «второе дыхание» с принятием специального закона о государственной социальной помощи. Нормы, входящие в данную подотрасль, регулируют порядок оказания социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также предоставления социальных услуг гражданам, указанным в законе. Вместе с предметом ее регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

Читайте так же:  Признаки временной утраты трудоспособности

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из законов о государственной социальной помощи, о прожиточном минимуме, других законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. К правовым институтам социальной поддержки относятся институт социальных пособий, институт субсидий, институт социальных услуг и институт жизненно необходимых товаров. Сложной подотраслью, входящей в право социального обеспечения, считается социальное обслуживание населения. Правовую основу этой подотрасли составляют Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и Закон о социальном обслуживании населения. Субъектом получения социальных услуг являются только лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которую преодолеть они сами не могут.

Социальное обслуживание состоит из множества институтов, подразделяемых в зависимости от вида социальных услуг. Среди них институты социального обслуживания на дому; срочной социальной помощи; реабилитации инвалидов; протезно-ортопедической помощи и др.

Нормы всех рассмотренных выше институтов регулируют материально-обеспечительные отношения. В предмет права социального обеспечения входят также обеспечительные отношения процедурного и процессуального характера. Эти отношения регулируются нормами специальных институтов по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; юридической ответственности. Нормы, регулирующие этот вид процедурных отношений, входят составной частью в содержание тех институтов, нормы которых регулируют конкретные виды материальных общественных отношений (по пенсионному обеспечению, обеспечению пособиями, социальными услугами и тд.).

Таким образом, система отрасли права социального обеспечения — это определенным образом организованная совокупность подотраслей, институтов, субинститутов и правовых норм, которая объективно формируется как отражение реально складывающихся социально-обеспечительных отношений в стране.

Система отрасли права социального обеспечения отличается от системы науки о социальном обеспечении. Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, система, правоотношения, принципы, источники права социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли права, поэтому состоит из тех же подотраслей и институтов.

Система права социального обеспечения

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Право на социальное обеспечение

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права. Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;
• принципы права социального обеспечения;
• источники права социального обеспечения;
• правоотношения по социальному обеспечению;
• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны.

Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

— по старости;
— инвалидности;
— за выслугу лет;
— по случаю потери кормильца;
— социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

— стаж;
— пособия;
— социальное обслуживание;
— медицинская помощь;
— социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Источники

Субинститут права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here