Стимулирующие налоговые льготы

Стимулирующие налоговые льготы

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

от 28 ноября 2011 года N 306-па

О ПОРЯДКЕ И МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНАМИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ К ВЕДЕНИЮ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Приморского края от 14.09.2018 N 440-па, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 17.09.2018).
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый Порядок и методику оценки эффективности в Приморском крае налоговых льгот по региональным налогам, установленных законами Приморского края в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Приморского края разработать аналогичные порядки оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам.

И.о. Губернатора края —
Главы Администрации
Приморского края
А.И.КОСТЕНКО

ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНАМИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ К ВЕДЕНИЮ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Порядок и методика определяют правила проведения ежегодной оценки эффективности в Приморском крае налоговых льгот по региональным налогам, установленных законами Приморского края, в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации (далее — оценка эффективности), департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края, органами исполнительной власти Приморского края.

1.2. Настоящая методика применяется в отношении налоговых льгот по следующим видам налогов:

налог на имущество организаций;

налог на прибыль организаций;

1.3. Оценка эффективности проводится:

по предоставляемым налоговым льготам;

по налоговым льготам, предлагаемым к введению субъектами права законодательной инициативы на основании предложений налогоплательщиков — организаций.

1.4. Оценка эффективности проводится по каждой налоговой льготе и в целом по Приморскому краю.

1.5. Для целей настоящих Порядка и методики используются следующие основные понятия:

налоговые льготы — предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством Приморского края о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;

стимулирующие налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям;

социальные налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам, за исключением налоговых льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям.

1.6. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется на основании информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее — УФНС);

1.7. Оценка эффективности налоговых льгот проводится ежегодно за прошедший финансовый год (далее — отчетный период).

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

2.1. Оценка эффективности проводится в срок:

по предоставляемым налоговым льготам — ежегодно, но не позднее 20 июля года, следующего за отчетным периодом;

по налоговым льготам, предлагаемым к введению, — на стадии подготовки проекта закона Приморского края, устанавливающего налоговую льготу.

2.2. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот включает в себя проведение:

оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому виду налога и в целом по Приморскому краю в соответствии с разделом III настоящих Порядка и методики;

оценки эффективности социальных налоговых льгот в целом по Приморскому краю в соответствии с разделом IV настоящих Порядка и методики;

расчета показателя эффективности налоговых льгот в соответствии с разделом V настоящих Порядка и методики.

2.3. Оценка эффективности налоговых льгот, предлагаемых к введению, проводится органами исполнительной власти Приморского края на стадии подготовки проекта закона Приморского края об установлении налоговой льготы в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации.

2.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот, предлагаемых к введению, прилагаются к финансово-экономическому обоснованию проекта закона Приморского края об установлении налоговой льготы.

2.5. Оценка эффективности вновь введенной налоговой льготы осуществляется по истечении трехлетнего периода после вступления в силу закона Приморского края, устанавливающего соответствующую налоговую льготу.

2.6. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края ежегодно в срок:

до 10 июля года, следующего за отчетным периодом, запрашивает информацию в УФНС согласно приложению N 1 к настоящим Порядку и методике;

до 20 июля года, следующего за отчетным периодом, производит расчеты показателей эффективности налоговых льгот по видам налогов в отношении каждого вида налоговой льготы в целом по Приморскому краю;

до 15 августа года, следующего за отчетным периодом, направляет заключение о результатах ежегодной оценки эффективности Губернатору Приморского края;

до 1 сентября года, следующего за отчетным периодом, размещает заключение о результатах ежегодной оценки эффективности на официальном сайте департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2.7. Органы исполнительной власти Приморского края по результатам рассмотрения заключения о результатах ежегодной оценки эффективности разрабатывают проекты законов Приморского края по вопросам предоставления, изменения налоговых льгот либо отмены неэффективных налоговых льгот в порядке, установленном действующим законодательством.

III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТИМУЛИРУЮЩИХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

3.1. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот осуществляется путем расчета коэффициентов бюджетной и экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому виду налога и коэффициентов эффективности стимулирующих налоговых льгот в целом по Приморскому краю.

3.2. Под бюджетной эффективностью стимулирующих налоговых льгот понимается прирост полученных налоговых поступлений в краевой бюджет по налогам, по которым предоставлены льготы, по сравнению с предшествующим налоговым периодом. Расчет коэффициента бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому налогу осуществляется по следующей формуле:

КБЭi = НПit / НПi(t — 1),

КБЭi — коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

НПit — объем налоговых платежей, поступивших по i налогу в бюджет Приморского края в отчетном периоде, тыс. руб.;

НПi(t-1) — объем налоговых платежей, поступивших по i налогу в бюджет Приморского края в году, предшествующем отчетному периоду, тыс. руб.

3.3. КБЭ — коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот в целом по Приморскому краю рассчитывается как среднеарифметическая сумма коэффициентов по каждому налогу.

3.4. Под экономической эффективностью стимулирующих налоговых льгот понимается положительная динамика финансово-экономических показателей деятельности (далее — показатели) организаций. Расчет коэффициента экономической эффективности стимулирующих льгот отдельно по каждому налогу осуществляется по следующей формуле:

КЭЭi = (Tэ1 + Tэ2 +. + Tэn) / n,

КЭЭi — коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

Читайте так же:  Будет ли доплата к пенсии работающим пенсионерам

Tэn — темп роста (снижения) экономического показателя n по i налогу за отчетный период;

n — количество экономических показателей, используемых для расчета коэффициента экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу.

3.4.1. Для расчета коэффициента экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот в зависимости от вида налога используются экономические показатели в соответствии с базовым перечнем показателей для расчета коэффициентов экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот согласно приложению N 2 к настоящим Порядку и методике.

3.4.2. Расчет темпа роста (снижения) экономического показателя по i налогу за отчетный год осуществляется по следующей формуле:

Тэ = ЭПt / ЭП(t — 1),

Тэ — темп роста (снижения) экономического показателя по i налогу за отчетный период;

ЭПt — значение экономического показателя по i налогу за отчетный период;

ЭП(t — 1) — значение экономического показателя по i налогу за год, предшествующий отчетному периоду.

3.5. КЭЭ — коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот в целом по Приморскому краю рассчитывается как среднеарифметическая сумма коэффициентов по каждому налогу.

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

4.1. Оценка эффективности социальных налоговых льгот осуществляется путем расчета коэффициента социальной эффективности социальных налоговых льгот в целом по Приморскому краю на основании социальных показателей в соответствии с приложением N 3 к настоящим Порядку и методике.

4.2. Расчет коэффициента социальной эффективности социальных налоговых льгот в целом по Приморскому краю осуществляется по следующей формуле:

КСЭ — коэффициент социальной эффективности социальных налоговых льгот в целом по Приморскому краю;

Np — количество показателей за отчетный период, по которым произошел рост или уровень остался прежним;

Nc — количество показателей за отчетный период, по которым произошло снижение.

4.3. Социальная эффективность налоговых льгот признается достаточной при значении коэффициента социальной эффективности налоговых льгот больше или равном единице (КСЭ >= 1). При коэффициенте социальной эффективности налоговых льгот меньше единицы социальная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой) (КСЭ 5.1. Показатель эффективности налоговых льгот определяется как отношение суммы коэффициентов бюджетной, экономической и социальной эффективности к числу указанных коэффициентов. Расчет показателя эффективности налоговых льгот осуществляется по следующей формуле:

ЭФнл = (КБЭ + КЭЭ + КСЭ) / 3,

ЭФнл — показатель эффективности налоговых льгот;

КБЭ — коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот в целом по Приморскому краю;

КЭЭ — коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот в целом по Приморскому;

КСЭ — коэффициент социальной эффективности социальных налоговых льгот в целом по Приморскому краю.

5.2. Налоговые льготы имеют положительную эффективность, если значение показателя эффективности налоговых льгот больше либо равно единице (ЭФнл >= 1).

Приложение N 1. ОБЪЕМ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КРАЕВОЙ БЮДЖЕТ И ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ТЫС. РУБЛЕЙ

Приложение N 1
к Порядку и методике
оценки эффективности
в Приморском крае
налоговых льгот по
региональным налогам,
установленных законами
Приморского края
в пределах полномочий,
отнесенных законодательством
Российской Федерации
о налогах и сборах
к ведению субъектов
Российской Федерации

ОБЪЕМ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КРАЕВОЙ БЮДЖЕТ И ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ТЫС. РУБЛЕЙ

Год, предшествующий отчетному периоду

Объем налоговых поступлений в краевой бюджет, всего

Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 05.06.2014

Статья просмотрена: 609 раз

Библиографическое описание:

Воскобойник В. О. Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5765/ (дата обращения: 11.03.2020).

Сегодня мы живем в удивительное время — это время совершенных технологий, искусственного разума и достижений в области медицинских исследований, которые спасают тысячи, а иногда и миллионы жизней. После кризиса, именно инновационная деятельность позволила вновь выйти на траекторию экономического роста. Результаты, приносимые инновационной деятельностью, сопоставимы с теми результатами, что можно получить от электроэнергетики или нефтяных отраслей промышленности. Однако, если достижение результатов двух последних направлений связано в большинстве случаев с использованием определенного сырья, то инновационная деятельность основана на новых знаниях.

В первую очередь, одним из основных факторов, поддерживающим инновационное развитие в любой стране, является государственная поддержка. Как правило, она выражается в виде различных налоговых льгот или преференций. В мировой практике используют следующие виды налоговых льгот [1, с.162]:

— исследовательский и инновационный налоговый кредит;

— возможность применения налоговых каникул на некоторый срок;

— льготы при налогообложении прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау;

— вычет из налоговой базы по налогу на прибыль взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

Одним из основных пробелов при применении налогового стимулирования в РФ является недостаток четких приоритетов. Инновационная деятельность в части предоставления льгот стоит наряду с отраслями народного хозяйства и не имеет никаких преимуществ. Также налоговые льготы в Российской Федерации в основном предоставляются инновационным предприятиям, находящимся в особых экономических зонах, что ограничивает территориальную распространенность инновационных предприятий.

В Российской Федерации инновационные предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет, льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и т. д. Однако, нельзя сказать, что на сегодняшний день все эти льготы идеальны. Каждая из них нуждается в совершенствовании.

Предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок от 1 до 5 лет недостаточно для появления первых признаков окупаемости. Инновационная деятельность — долгосрочная деятельность, для получения первых результатов должно пройти определенное время, которое больше чем 5 лет. Предоставление же льгот по налогу на добавленную стоимость усложняет отношения между организациями — торговыми партнерами [2, с. 36], которые не пользуются льготами по данному налогу, поскольку приводит к повышению налоговой нагрузки и отсутствию возможности предъявить НДС к вычету.

Говоря об инновационных предприятиях необходимо выделить основное направление расходования средств, а именно расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из года в год сумма расходов увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Данная динамика объяснима особенностью инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся уже можно считать хорошим результатом. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. Во-первых, инновационные предприятия могут признавать расходы на НИОКР в отчетном налоговом периоде, в котором они были произведены [3]. Во-вторых, согласно НК РФ расходы на определенные виды НИОКР подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Еще одна проблема заключается не в отсутствии льгот, а в сложности их использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем каждый месяц доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок, а также прохождения через различные бюрократические процедуры вынуждает компании отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, на сегодняшний процесс получения льготы в пропорции время-выгода себя не оправдывает.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются обширной территорией, для разработки налоговых льгот. Среди них можно выделить капитализацию затрат на НИОКР в течение 5 лет, вычитание из налоговой базы затрат на НИОКР в течение 2 лет по определенному нормативу либо полное вычитание затрат на НИОКР в течение 1 года, а также налоговый кредит на прирост НИОКР [4, с. 14]. Применение данных льгот позволит инновационным предприятиям получить дополнительное время для достижения результата, а налоговый кредит на прирост НИОКР может быть эффективен для предприятий, зависящих от создания нового технического знания.

Читайте так же:  Номер защиты прав инвалидов

Для того, чтобы оценить эффективность каждого из предложенных вариантов воспользуемся методикой, разработанной еще в 90х годах Гарри Уотсоном и в последствии модернизированной Карахотиным С. Н. и Дмитриевым Л. В. С помощью данной методики рассчитаем такие показатели как рентная оценка, социальная отдача и эффективная налоговая ставка. Подобный анализ Карахотин С. Н. и Дмитриев Л. В. проводили в 2005 г. [4, с.15]. Рассчитав значения показателей за 2013 г., проведен сравнительный анализ влияния льгот на эффективность налогообложения (табл.1).

Влияние льгот на эффективность налогообложения за 2005 г. и 2013 г.

Приложение N 15. Форма 15. Информация о стимулирующих налоговых льготах, критериях целесообразности налоговых льгот, целях налоговых льгот, индикаторов (показателей) муниципальной программы, на назначение (достижение) которых оказывают влияние налоговые льготы, а также бюджетном эффекте налоговых льгот

Информация об изменениях:

Приложение дополнено приложением 15 с 25 июля 2019 г. — Постановление Администрации Дальнегорского городского округа Приморского края от 25 июля 2019 г. N 578-па

Приложение N 15
к Порядку принятия решений о разработке, реализации
и проведении оценки эффективности реализации
муниципальных программ администрации
Дальнегорского городского округа

Информация
о стимулирующих налоговых льготах, критериях целесообразности налоговых льгот, целях налоговых льгот, индикаторов (показателей) муниципальной программы, на назначение (достижение) которых оказывают влияние налоговые льготы, а также бюджетном эффекте налоговых льгот

Нормативный правовой акт, устанавливающий налоговую льготу

Краткое наименование налоговой льготы

Критерии целесообразности налоговой льготы

Наименование мероприятий муниципальной программы

Цель налоговой льготы

Индикатор (показатель) муниципальной программы, на значение (достижение) которого оказывает влияние налоговая льгота

Бюджетный эффект налоговой льготы (сумма дополнительных налоговых поступлений в бюджет Дальнегорского городского округа от налогоплательщиков, пользующихся налоговой льготой

налоговая льгота по годам

цели и задачи муниципальной программы, которым соответствует налоговая льгота

востребованность налоговой льготы (количество налогоплательщиков, которым предоставлена льгота)

Минфин вводит систему расчета эффективности региональных налоговых скидок

Видео (кликните для воспроизведения).

Правительство утвердило общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов РФ и муниципалитетов. Концепция Минфина в сфере контроля объемов и эффективности налоговых льгот, сформулированная в 2017 году, запускается по временной схеме. С 2020 года уже в постоянном режиме предоставление неэффективных льгот, анализировать которые будут с привлечением ФНС, может стоить увлекающимся скидками регионам части федеральных субсидии.

Требования, зафиксированные постановлением Белого дома №796 от 22 июня, де-факто реализуют «тонкую настройку» бюджетных отношений, анонсированную Минфином еще в 2017 году. Тогда замглавы ведомства Владимир Колычев описывал ее как внедрение применительно к налоговым льготам концепции «налоговых расходов»: «Мы хотим создать реестр налоговых расходов, в котором будут фиксироваться в том числе изначальные цели их введения и далее отслеживаться достижение целевых показателей» (см. “Ъ” от 7 сентября 2017 года). Всего Минфин заявлял о 1,5 тыс. льгот гражданам и юрлицам годовым объемом в 330 млрд руб. (см. “Ъ” от 3 ноября 2017 года).

В реестрах льготы будут разделены по специализации на социальные (их 8%), стимулирующие (72%) и технические (20%), а также по направлениям — в рамках каких госпрограмм субъекта или их структурных элементов, на основании каких нормативных документов и кем они предоставляются. Необходимо указывать общие суммы предоставляемых регионом или муниципалитетом налоговых скидок и оценку эффективности их использования. Для этого управления ФНС должны будут предоставлять региональным и местным администрациям подробную детализацию (фискальные характеристики) налоговых расходов — выборку данных, демонстрирующих объем предоставленных льгот, количество получателей и объем налогов, задекларированных ими для уплаты в региональный или местный бюджет. Для стимулирующих налоговых льгот, кроме того, УФНС будут предоставлять ретроспективные данные за шесть предшествующих лет.

Оценка эффективности проводится их кураторами (региональными и местными чиновниками, ответственными за их предоставление) по двум параметрам — соответствию целевому назначению и эффективности.

Сверять данные, полученные от регионов и ФНС, будет Минфин — в обязательном порядке целевое назначение и корректность расчетов эффективности министерство будет проверять для льгот, общий объем которых превышает 0,05% налоговых доходов консолидированного бюджета региона. Будет, в частности, проверяться соответствие льгот целям федеральных субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности — это означает возможность их снижения.

Обязаны кураторы будут проводить и сравнительный анализ результативности предоставления льгот и альтернативных методов достижения их целей (субсидий, госгарантий или снятия контрольно-надзорных ограничений), а также бюджетную самоокупаемость льгот, исходя из рассчитываемого Минфином номинального темпа прироста налоговых доходов (с учетом обслуживания госдолга субъектов, инфляции и реальной процентной ставки). Неэффективные льготы (бюджетный эффект от которых будет ниже расходов) предполагается учитывать при оценке эффективности исполнения госпрограмм и заменять альтернативной господдержкой — или же нужно закладывать их отмену в основные направления региональной бюджетной политики.

За что губернаторов накажут рублем

Очевидно, что немедленно Минфин не будет использовать новое бюджетное оружие против регионов, увлекающихся бюджетными скидками,— скорее, речь действительно идет об обязательной оценке региональной властью размеров предоставляемых льгот и о формировании рациональной региональной и муниципальной бюджетной политики, которая сейчас зачастую произвольна. Идея региональных «кураторов» при этом явно исходит из того, что подобная информация, которую ФНС и Минфин вполне могли бы получать централизованно, в первую очередь нужна региональным правительствам и мэрам.

Видимо, достаточно важно в происходящем включение в общую систему анализа льгот на региональном уровне социальных льгот — Минфин, заявляя о систематизации льгот в 2017 году, имел в виду в основном региональные льготы по налогу на прибыль, но не что-либо имеющее отношение к социальной сфере. Отметим, налоговые льготы в отношении населения в РФ распространены очень слабо, в перспективе такая информация может быть, по крайней мере в теории, использована и для формулировки более рациональной социальной налоговой политики. Сейчас большинство расчетов в этой сфере довольно произвольно.

Как регионы отложили профицит «про запас»

Отметим, что на федеральном уровне аналогичные правила оценки эффективности налоговых льгот уже действуют — они введены постановлением правительства 439 от 12 апреля. Для регионов в 2019 году Минфин предусмотрел временную схему реализации правил, которая сменится жестким расписанием, привязанным к налоговому и бюджетному календарю, с 2020 года. Тогда же схема заработает в муниципалитетах. Обратная сторона этого процесса при успешности создаваемой Минфином таким образом системы контроля налоговых расходов — с одной стороны, перемещение субсидируемых бизнесов в схемы работы с менее прозрачным контролем (например, государственно-частного партнерства), с другой — в схемы «неформальных партнерств» убыточных государственных компаний, в том числе ГУП и МУП, с частным бизнесом по схеме национализации убытков и приватизации прибылей: бюджетный контроль стимулирующих мер в любом случае не в состоянии прямо влиять на бизнес-климат.

Читайте так же:  Как досрочно выйти на пенсию женщине 1965

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Документы

Исходные данные по объемам стимулирующих налоговых льгот с положительным бюджетным эффектом Отправить по электронной почте

Дата публикации: 01.08.2019

Дата изменения: 01.08.2019

Прикрепленный файл: xls, 79 кБ

*Указаны объемы по неотмененным на 01.08.2019 льготам

**Перечень отдельных ОКВЭД представлен в Приложении

***Данные за 2017 год превышают объем льгот, указанный в формах 5-ПМ и 5НИО, в связи с актуализацией данных в налоговых декларациях

Налоговые льготы не стимулируют инновации

Инновационная активность российских предприятий крайне низка. По данным ОЭСР, негосударственные затраты на НИОКР составляют меньше 0,5% ВВП России. В США, Германии и Корее соответствующий показатель равен почти 2%, а в Японии – 2,5%. В нашей стране, по результатам исследования Межведомственного аналитического центра (МАЦ), лишь 10%, максимум 20% промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно-активным, то есть тратят на инновации более 5% выручки. При этом уже осуществленные разработки и исследования используются неэффективно. Всемирный банк поставил Россию на 11-е место из 25 по уровню развития «экономики знаний» среди стран Восточной Европы и постсоветского пространства именно по той причине, что страна не справляется с задачей преобразования научных исследований в экономически прибыльные продукты.

Читайте так же:  Справка с соцзащиты о неполучении единовременного пособия

Главной причиной такого положения дел часто называют отсутствие господдержки инноваций (хотя с 2006 года в России действует система их налогового поощрения). Так же считают и руководители предприятий. Среди стимулов, которые привели бы к росту числа инновационно-активных предприятий, две трети из них называют масштабное сокращение налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в усовершенствование производства и высокие технологии. Действительно, инновационную деятельность таким образом поддерживают многие государства. Однако статистика показывает, что налоговые стимулы куда менее эффективны, чем стимулы, рождаемые конкуренцией.

Налоговые послабления, согласно данным ОЭСР, в большинстве случаев не ведут к масштабной инновационной активности. Например, в Испании на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике – 40 центов, а в Португалии – 35. Однако эти страны пока не достигли заметных успехов в области высоких технологий. Зато в США льготы составляют лишь семь центов на доллар. А в Германии и странах Северной Европы, где в последнее время очень активно развиваются высокие технологии, льгот нет вообще. В Финляндии, правда, государство науку поддерживает – но за счет не налоговых льгот, а госфинансирования НИОКР, которое выросло с 1,2% ВВП в 1982 году до 3,2% в 2002 году.

В России между тем и без масштабных льгот сформировалось «ядро роста». Сюда эксперты МАЦа относят примерно 18% российских предприятий, где объемы вложений в инновации в последнее время растут более чем на 10% в год. Как правило, это предприятия среднего масштаба (200-500 занятых), стремящиеся интегрироваться в мировую экономику путем создания совместных предприятий, выхода на зарубежные рынки или прямой конкуренции с иностранными производителями. Среди таких предприятий, ориентированных на внешние рынки, быстрорастущие инновационно-активные компании встречаются чаще всего (их здесь 29%). А реже всего быстрое увеличение роста вложений в инновации наблюдается среди компаний, стратегия развития которых не предусматривает выход на зарубежные рынки или конкуренцию с импортом на территории России – среди них инновационный рост наблюдается лишь у 9%.

Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы

Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

Налоговая ставка

представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для начисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указывается их площади и местоположение, качество, оценка стоимости. Однако, такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценностей земли и инфляции.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходам по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

· наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суму наличных денег;

· безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

· гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.

Налоговыми льготами

признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

— освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

— дополнительных налоговых вычетов или скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

— пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

— в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Налоговая преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, то есть частичное или полное освобождение некоего круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа

Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Читайте так же:  Таможня выслуга лет пенсия

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. По времени действия такая льгота может быть постоянной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льгота либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год).

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

Кроме того, если предоставляется полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление называется налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

В законодательном порядке могут устанавливаться определенные льготы по налогам в различных формах. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства.

Снижение ставки налогообложения ведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.

Таким образом, противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения преодолевается через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

В зависимости от сферы применения различаются налоговые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога, и специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять механизм налогообложения (и в первую очередь — налоговые льготы). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы подразделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям — хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благодаря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения воздействует на структуру производства, развитие приоритетных для республики отраслей экономики. Таковыми являются: развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупаемых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие предпринимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту экономики и др.

Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимулирующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свобод­ные экономические зоны; при необходимости на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах республики.

Предоставление налогового кредита в Республике Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь №493 «Положение о порядке предоставления налогового кредита». В настоящем Положении определяется порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов и таможенных платежей (далее — налоги) в форме налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита (далее – налоговый кредит).

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется: по налогам, срок уплаты которых уже наступил; по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований: угрозы экономической несостоятельности (банкротства) — на срок от одного года до трех лет; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер — на срок от одного месяца до одного года;

Размер налогового кредита не должен превышать: суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит; суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

В случае неуплаты в установленный срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Начисление пени за несвоевременное погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.

При не целевом использовании суммы налогового кредита или товаров, в отношении которых он предоставлялся, юридические лица и индивидуальные предприниматели утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы налогов, таможенных платежей и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Налоги, по уплате которых предоставлен налоговый кредит, а также проценты за пользование налоговым кредитом зачисляются в доход бюджета на соответствующие подразделы бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступления налогов, по которым предоставляется налоговый кредит.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Стимулирующие налоговые льготы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here