Служба по призыву и трудовой стаж

Выясняем — входит ли служба в армии в стаж работы

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.

Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.

Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Доплата к пенсии за службу в советской армии пенсионерам

Граждане, которым величина пенсионного обеспечения рассчитывалась по старым правилам (не по балльной системе расчета), могут получить прибавку к пенсии за службу в армии.

Для этого пенсионерам необходимо:

  1. Обратиться в ПФР для перерасчета и учета пенсионных коэффициентов за нестраховой период.
  2. Дополнительно к заявлению необходимо приложить подтверждающие документы. Это может быть военный билет, копия трудовой книжки, если в ней есть такая запись, справка из военкомата и т.д.

Стоимость одного пенсионного балла ежегодно индексируется государством. Например, в 2019 г. 1 пенсионный коэффициент был равен 87,24 руб., а в 2020 году он был проиндексирован на 6,6% и составил уже 93,00 руб.

Кому выгоден перерасчет

Не всем пенсионерам необходимо проводить перерасчет, так как для некоторых лиц периоды военной службы уже были учтены, поэтому прибавка им не полагается. Если россиянин служил до 1 января 2002 г., то при определении величины пенсионного обеспечения армейские годы уже были учтены.

По информации, размещенной на сайте Пенсионного фонда, обращаться за перерасчетом будет выгодно следующим гражданам:

  • работающим во вредных или тяжелых условиях труда (им размер выплат определялся по специальному стажу);
  • проработавшим более 45 лет до 01.01.2002 г. и т.д.

Полагается прибавка за военные года или нет, можно определить только после анализа выплатного дела каждого конкретного россиянина, для чего и нужно обращаться в ПФР. В случае, если по результатам перерасчета прибавка не полагается, пенсионер получит уведомление о том, что размер пенсионного обеспечения остается в прежнем размере.

Служба по призыву и трудовой стаж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Как считается общий трудовой стаж работникам, которые служили в армии по призыву или по контракту, — один день службы за 2 рабочих дня? Как считается общий трудовой стаж для работников, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, — один к двум или одним к трем? Включается ли период службы в армии (как по контракту, так и по призыву) в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Военная служба (как по контракту, так и по призыву) включается в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности.

Лицам, служившим в армии (как по контракту, так и по призыву), период службы засчитывается в страховом стаже день за день.

Страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности.

День службы по контракту до 1 января 2007 г. засчитывается и в страховой стаж, и в непрерывный трудовой стаж как один день.

День службы по призыву до 1 января 2007 г. засчитывается в страховой стаж как один день, а в непрерывный трудовой стаж — как два дня. Если непрерывный стаж до 1 января 2007 г. больше страхового, именно он учитывается при определении размера пособия.

Периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Читайте так же:  Условия организации медико социальной экспертизы

Кроме того, в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ). Таким образом, в страховом стаже можно выделить нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды, тем не менее, включаются в его страховой стаж и, соответственно, влияют на размер пособия по временной нетрудоспособности. К таким периодам относится, в частности, военная служба (по призыву и по контракту).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее — Правила). Поскольку специальных правил учета в страховом стаже нестраховых периодов не установлено, то такие периоды засчитываются в страховой стаж в общем порядке: один день службы учитывается как один день страхового стажа.

Следовательно, периоды военной службы (и по призыву, и по контракту) засчитываются в страховой стаж по общим правилам: один день службы как один день страхового стажа.

Однако следует иметь в виду, что страховой стаж заменил собой непрерывный трудовой стаж, применявшийся до 1 января 2007 года при определении размера пособий по временной нетрудоспособности. Как следует из ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ, работодателю необходимо сравнить страховой стаж работника за период до 1 января 2007 года, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ, с непрерывным трудовым стажем работника, исчисленным за тот же период в соответствии с действовавшими ранее нормативными правовыми актами. Если продолжительность страхового стажа окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, то за период до 1 января 2007 года учитывается непрерывный трудовой стаж.

До 1 января 2007 г. непрерывный трудовой стаж работника определялся по Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252. Согласно п. 8 этого документа служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также служба в составе Министерства внутренних дел СССР засчитывалась в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев.

При этом в непрерывный трудовой стаж, исчисляемый за период до 1 января 2007 г., военная служба засчитывается по правилам, установленным п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Так, время прохождения гражданами военной службы по правилам, установленным этими нормами, засчитывалось в непрерывный трудовой стаж, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превышал одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляла 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва. При этом один день военной службы по контракту засчитывался в стаж как один день работы, а один день военной службы по призыву — за два дня работы. Аналогичные разъяснения содержатся в п. 11 письма ФСС РФ от 25.10.2002 N 02-18/05-7418.

Таким образом, необходимо посчитать страховой стаж работника за период до 1 января 2007 г. и непрерывный трудовой стаж до 1 января 2007 г. Большую величину принимаем за страховой стаж. К результату надо прибавить все периоды, включаемые в страховой стаж после 1 января 2007 г. (военная служба, которая имела место после 1 января 2007 г., засчитывается в общем порядке). Получившийся результат и есть страховой стаж работника для целей оплаты листка нетрудоспособности.

Подсчитанный страховой стаж работника необходимо указать в листке нетрудоспособности. В соответствии с п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, в строке «Страховой стаж» в ячейках «[][] лет», «[][] мес.» указывается количество полных лет, месяцев деятельности работника, учитываемой в страховом стаже в соответствии с законодательством РФ. В строке «в т.ч. нестраховые периоды» в ячейках «[][] лет», «[][] мес.» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-I, которую работник проходил с 1 января 2007 года. Следовательно, нестраховые периоды должны быть учтены при заполнении бланка дважды: сначала при указании общей продолжительности страхового стажа в качестве его составляющей, а затем при заполнении строки «в т.ч. нестраховые периоды»*(1). Обратите внимание, что в строке «в т.ч. нестраховые периоды» указывается только продолжительность службы с 1 января 2007 года. Если работник проходил службу до этой даты, она учитывается только при заполнении строки «Страховой стаж».

Отметим, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Частью второй этой статьи предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Однако аналогичного правила для целей исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, а также страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности законодательство не содержит. Поэтому полагаем, что периоды прохождения военной службы работниками, которые принимали участие в боевых действиях в Чечне, засчитываются в страховой стаж по общим правилам.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

22 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Смотрите также ответ специалиста регионального отделения ФСС (Вопрос: Нужно ли включать в страховой стаж периоды службы в вооруженных силах и органах МВД (служба до и после 01.01.2007)? Как определить нестраховые периоды страхового стажа? («Отдел кадров коммерческой организации», N 9, сентябрь 2014 г.)).

Служба по призыву в пенсионном стаже

Добрый день. Будет ли входить служба в армии в страховой стаж в расчете 42 года?

07.02.1960 — Дата рождения.
01.09.1975 — 18.07.1978 — Учеба в ЖД училище
19.07.1978 — Работа дежурным по ЖД станции.
13.04.1979 — Уволен в связи с уходом в ряды СА.
24.04.1979 — 05.05.1981 — Армия. Владивосток, радио-технические войска
01.07.1981 — Помощник составителя 3 разряда

Отец работает по сегодняшний день, в местном отделении пфр утверждаю что армия не входит в стаж.

Есть копия трудовой книжки по 2007. ам где не разобрал — отметил **.
13.06.1982 — Переведен составителем поездов 4 разряда
01.12.1986 — Переведен дежурным станционного поста централизации
13.08.1987 — Переведен дежурным по станции
05.12.1996 — Переведен исполняющим обязанности заместителя начальника станции по трудовой и коммерческой работе
01.03.1997 — Переведен заместителем начальника станции
01.01.2001 — Все функции по работе с кадрами переданы отделению дорогой
13.07.2001 — Переведен дежурным по станции установив ему 7 разряд оплаты труда по ** младшего состава профслужбы на федеральном железно-дорожном транспорте
18.11.2002 — Установлен 8 разряд дежурного по станции оплаты труда по **
09.03.2004 — Переведен ** оператора при дежурном по станции
07.04.2004 — Переведен оператором при дежурном по станции по станции 4 разряда
01.07.2005 — Переведен исполняющим обязанности заместителя начальника станции 9 разряда
01.08.2005 — Переведен заместителем начальника станции с оплатой труда по 9 разряду по **
01.04.2007 — Переведен заместителем начальника железнодорожной станции 3 класса
20.09.2007 — Переведен исполняющим обязанности начальника станции
07.12.2007 — Переведен начальником станции 3 класса.

Читайте так же:  Как можно проиндексировать пенсию работающему пенсионеру

Добрый день. Действительно по ранее действовавшему закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ периоды службы по призыву включались в трудовой стаж в двойном размере, после внесения в него изменений эта норма была исключена.

С 2015 года этот закон не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. Новый Федеральный закон, регулирующий порядок начисления пенсии N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержит следующую формулировку касающуюся времени военной службы в ст. 12 :

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Однако во втором пункте этой статьи есть оговорка, что периоды военной службы должны примыкать к периодам работы, ведения иной деятельности при условии что в эти временные промежутки уплачивались страховые взносы. То есть до призыва или сразу после призыва нужно обязательно работать или хотя бы просто платит страховые взносы. В любом случае на текущий момент служба по призыву рассчитывается в общем порядке, то есть один календарный год службы идет за год страхового стажа. Тем не менее, хочу заметить, что для периодов срочной службы, возникших до 01.01.2002 может применяться старый вариант подсчета общего стажа. Так ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а точнее ее пункты 3 и 6 предполагают пенсионеру на выбор 2 варианта расчета размера трудовой пенсии.

Так согласно п.3 может применяться следующая формула:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

где РП — расчетный размер трудовой пенсии;

СК — стажевый коэффициент (не более 0,75)

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В этой формуле для подсчета стажевого коэффициента служба по призыву учитывается в одинарном размере.

Согласно п.4 применяется другая формула:

РП = ЗР x СК, где:

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК — стажевый коэффициент.

Для этой формулы при расчете стажевого коэффициента служба по призыву учитывается год за два.

Не всегда на практике выгодно применять именно вторую формулу и зачастую, кстати говоря в интересах пенсионера применяется первая. Но по закону пенсионер должен сам выбирать какую из них использовать. Помимо этого Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П дает основания предполагать, что если человеку не хватает стажа для приобретения права на пенсию, то служба в армии за период до 01.01.2002 должна быть засчитана в страховой стаж в двойном размере.

А я вот слышал, что службу в армии в Советское время пенсионеру могут учесть в соотношении год службы за 2 года стажа. Правда ли это и как это вообще на пенсию влияет и еще раз объясните, не могу понять.

Видео (кликните для воспроизведения).

Снова рассмотрим основы начисления пенсии для тех, то работал до 2002 года. Так как подобные вопросы поступают в основном от них.
Пенсия по стрости определяется с учетом так называемого индивидуального пенсионного коэффциента. При этом за период до введения в действие последнего закона о пенсиях № 400-ФЗ, то есть до 01.01.2015 он исчисляется достаточно сложно.
То есть индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 01.01.2015 считается по формуле:

• П — трудовая пенсия на 31 декабря 2014 г., исчисленная по нормам Закона N 173-ФЗ (без учета накопительной части и фиксированного базового размера трудовой пенсии);
• СПКк — стоимость пенсионного коэффициента на 1 января 2015 года;
• сумма коэффициентов за «нестраховые» периоды;
• К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам;
• КН — количество нетрудоспособных членов семьи.
То есть ИПКс исчисляется путем деления размера установленной по состоянию на 31.12.2014 г. страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии) (П) на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПКк) по состоянию на 1 января 2015 года (64 рубля 10 копеек).
А вот дальше, разбираемся с определением суммы трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 (П).
П = ПК / (Т x К) / КН, где

• периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
• периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
Этот вариант выгоден тем, у кого был не очень высокий средний заработок до 2002 года.
Это только то, что касается вопросов: как учитывается стаж в армии и учеба при расчете пенсии.

Служба по призыву и трудовой стаж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Общие понятия, как начисляется стаж при службе в армии

Пенсионная реформа, которая в последнее время проводилась в Российской Федерации, имеет влияние на множество сфер. Не обошла она стороной и службу в армии, в том числе и по призыву. Само понятие «Рабочий стаж» было изменено. Новое понятие «Страховой стаж» вошло в пенсионную систему и стало актуальным.

Виды стажа

  1. Трудовой. Под этим понятием подразумевается общее число лет, которые гражданин отработал. При этом он обязан был заключить трудовой договор с работодателем. В процессе трудовой деятельности в обязательном порядке делаются отчисления в ПФР.
  2. В 2001 г. был принят Федеральный Закон № 173, согласно которому любая воинская служба засчитывается официально. То есть при службе в армии трудовой стаж идет, если совершаются отчисления.
  3. Отсюда возникло понятие Страхового стажа, который вычисляется при регулярных ежемесячных отчислениях военнообязанного гражданина страховых взносов на пенсионный индивидуальный счет в ПФР. Именно общая продолжительность страхового стажа берется во внимание в последующем начислении социальных льгот, надбавок и доплат и начислении общей пенсии в результате.
  4. Следует знать, что понятие Рабочего стажа при этом не аннулируется и также берется во внимание.

На что влияет трудовой стаж

Ценность и значимость данного вида остается и влияет на следующие показатели.

  • На количество баллов, от которых зависит в будущем размер пенсии. Данная система введена в 2015 г. и предусматривает начисление 1,8 балла за год, исходя из общей суммы начислений в ПФ.
  • Если человек получает группу по инвалидности или семья теряет кормильца и получает право на пенсионные начисления и льготы, то берется во внимание трудовой стаж обязательно.
  • В случае, когда гражданин планирует уйти на пенсию раньше положенного и установленного законодательством срока на пенсию, то рассматривается также общее количество лет трудового стажа.
Читайте так же:  Льготы ветеранам труда и военной службы

Порядок начисления трудового стажа военнослужащим

Служащему в армии, не имеющему пенсионных начислений, каждый день, проведенный на рабочем месте засчитывается как 1 день трудового стажа соответственно.

  1. Если прохождение службы относится к категории «по призыву», то один день идет за 2 для трудового стажа. Таким образом 2 года в армии в трудовой книжке будут записаны как 4 года несения воинской службы.
  2. Для тех, кто участвовал в боевых действиях каждый день пребывания в опасных местах с риском для жизни засчитывается в тройном размере.
  3. Отдельный вопрос о тех, кто до службы в армии занимался преподавательской деятельностью. В данном случае армейская служба считается продолжением работы, а именно — преподавательской, о чем должна быть занесена запись также в трудовую книжку. Простыми словами — стаж педагога не прерывается.

Подтверждение срока службы при устройстве на другую должность

В некоторых случаях требуется документально подтвердить в службу в рядах вооруженных сил в определенный период времени. С такой проблемой, в основном, сталкиваются уже прошедшие и отслужившие граждане.

  • Следует после завершения службы в армии перед устройством на другую должность зайти в отдел кадров и предупредить. Работник, в свою очередь, перед занесением записи в трудовую книгу о принятии нового сотрудника, обязан сделать еще одну запись о прохождении службы в армии в определенный период.
  • Доказательством прохождения армейской службы является военный билет, который необходимо предъявить, а также снять копию, в отдел кадров при устройстве на работу.

Чтобы трудовой стаж считался непрерывным, гражданин обязан начать трудовую деятельность официально в течение года после демобилизации.

Подтверждение в Пенсионном Фонде

Для этой процедуры потребуется собрать пакет документов и затем предъявить его в ПФР.

  1. После окончания службы в военном комиссариате выдается пакет документов. Его в полном объеме бывший военнослужащий обязан предоставить в ПФ.
  2. Военный билет.
  3. Трудовая книжка также понадобится.
  4. ПФ может по своему усмотрению потребовать и другие бумаги.

Входит ли учеба военных вузах в трудовой стаж?

Если обратиться к действующему пенсионному законодательству, то время обучения входит, если она проходила под руководством Министерства Обороны. Необходимо предъявить диплом об окончании заведения.

Служба в армии и льготы — кому положены

Есть категории военнослужащих, которые имеют ряд льгот. К такой службе относится участие в боевых действиях или в особо опасных местах. Что положено военнослужащим в данном случае.

  • Возможность уйти на пенсию раньше установленного срока.
  • Размер пенсии будет значительно больше.
  • Доплаты и льготы начисляются в двойном размере.

Льготный стаж актуален, если должность указана в Федеральном Законе №76 (п. 3). Правительством приведен и утвержден список, согласно которому военнослужащие могут причислить себя к данной категории.

Входит ли армия в стаж работы для начисления пенсии

Важным условием для назначения страховой пенсии является страховой стаж, то есть продолжительность периодов, во время которых гражданин работал и уплачивал взносы в ПФР. По этой причине россиян интересует вопрос: входит ли служба в армии в страховой (трудовой) стаж для начисления пенсии, ведь в это время взносы не уплачиваются.

Для оформления страховой пенсии по старости действительно необходим стаж в количестве, предусмотренном частью 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 18.12.2013 г. Согласно ст. 11 этого закона в страховой стаж входят следующие периоды:

  1. Трудовой или иной деятельности, во время которой человек официально работал и производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд.
  2. Иные «нестраховые» периоды, являющие социально значимыми, но во время которых перечисление взносов в ПФР не проводилось.

Служба в армии входит в стаж для пенсии, так как считается одним из предусмотренных нестраховых периодов. Это правило закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Но есть несколько исключений, когда военные года не будут включены в страховой стаж. Например, это не касается военных пенсионеров, которые уже получают обеспечение по выслуге или инвалидности и планируют получать вторую пенсию по линии ПФР, а также граждан, имеющих длительный стаж работы, дающий им право на досрочную пенсию (42 года для мужчин).

Кроме этого, за каждый полный календарный год службы гражданину будут начислены пенсионные баллы, что обеспечит дополнительную прибавку к его будущей пенсии. Тем, кто уже получает пенсионные выплаты, может быть назначена прибавка за службу в армии. Назначается она тем пенсионерам, размер пенсионного обеспечения которых рассчитывался до 2015 г., т.е. не по балльной системе. К сожалению, перерасчет выплат по балльной системе с целью учета военных лет будет выгоден не всем пенсионерам — для некоторых граждан такая прибавка не положена.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:

Служба в армии по призыву — входит ли в трудовой стаж

Племянник попал в армию по призыву, а затем решил дальше остаться военным человеком. Планирует продолжить обучение, чтобы попасть в офицерский состав. Выбрав путь защитника Родины, молодой человек заинтересовался, как служба в армии фиксируется касаемо пенсионных отчислений и учета трудового стажа.

Оказалось, что если ПФР получает необходимые, установленные законодательством, отчисления, то трудовой стаж засчитывается. Заодно узнали еще несколько нюансов. В статье расскажу, входит ли трудовой стаж службы в армии по призыву, что необходимо знать в первую очередь.

Как учитывается служба в армии при начислении пенсии

Периоды военной службы включаются в страховой (трудовой) стаж в календарном порядке — то есть каждый год в армии будет приравнен к одному году стажа. В личном кабинете на сайте ПФР эти сведения не отображаются, так как в нем содержится информация только по периодам официальной работы гражданина, когда уплачивались страховые взносы. Социально значимые нестраховые периоды (в том числе и армейские годы) будут засчитаны только при обращении в ПФР за назначением пенсии и предоставлении подтверждающих документов.

Также пунктом 1 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются все периоды, в течение которых гражданин проходил военную или иную приравненную к ней службу. Поэтому кроме армии будет засчитываться служба, перечисленная в законе № 4468-1 от 12.02.1993 г., например:

  • во внутренних и железнодорожных войсках;
  • войсках национальной гвардии РФ;
  • органах внешней разведки;
  • органах государственной охраны;
  • войсках гражданской обороны;
  • органах правительственной связи и информации;
  • в войсках и органах Комитета государственной безопасности;
  • в органах внутренних дел (МВД), МЧС, ФСИН и т.д.

Чтобы все эти периоды были засчитаны, необходимо выполнение условия, предусмотренного ч. 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ. Эта норма устанавливает, что до службы в армии или после нее гражданин должен быть официально трудоустроен. При этом продолжительность такой работы законом никак не ограничивается, важен только факт уплаты взносов в ПФР.

Когда армия не входит в стаж

Армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода либо после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в части 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Не будут засчитываться годы, которые уже были учтены при определении размера военной пенсии по выслуге или инвалидности. Эта норма закреплена в части 4 ст. 13 закона № 400-ФЗ. Такое условие касается тех пенсионеров, которые планируют оформить выплаты второй гражданской пенсии (то есть страховой, оформляемой по линии ПФР).

С 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для такой досрочной пенсии.

Читайте так же:  Социальная доплата к пенсии за декабрь

В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

Категории военнослужащих, которым будет начисляться трудовой стаж

Чтобы ответить на данный вопрос, снова обращаемся к Федеральному Закону №53, в котором указывается, что в России существует только две группы военнослужащих.

  1. Проходящие службу в армии на контрактной основе.
  2. Выполняющие обязанности военного по призыву, относятся к категории срочной службы.

В первом варианте контрактникам начисляется фиксированная заработная плата. Официально из нее делаются страховые взносы на личный пенсионный счет. При этом размер заработной платы в обязательном порядке указывается в контракте.

Важно: в случае, когда проходящий срочную службу не делает страховые взносы на личный счет в ПФР, стаж не засчитывается и не заносится в трудовую книжку.

Если служащий в армии хочет, чтобы ему начислялся трудовой стаж, он должен во время несения службы и после нее регулярно делать отчисления в ПФР.

Прохождение службы при СССР — будет ли насчитываться трудовой стаж?

Исключение составляют военнослужащие, которые проходили службу во времена существования Советского Союза. Эта служба не зависит от количества отчислений и должна быть учтена как трудовой стаж.

Законы и категории

В 1993 г. был принят закон №4468 — 1. Согласно ему на зачисление и учет воинской службы как трудового стажа относится к таким группам военнослужащих.

  • Солдаты призывники, матросы, служащие на контрактной основе.
  • Прапорщики и мичманы.
  • Весь состав офицеров, принадлежащий в группе наземных и надводных сил.
  • Трудящиеся во внутренних войсках, Росгвардии и МЧС, имеющие профессиональные дипломы.

Необходимо для получения пенсии пройти аттестацию и иметь справку о трудовом стаже. Когда он не соответствует показателю, который требуется для начисления пенсии, то весь период воинской службы заносится в трудовую книжку.

Есть еще и такое дополнение: если супруга военнослужащего все время прохождения проживала в бараке или других условиях, где не было возможности устроиться на работу, то ей также в трудовую книжку заносится соответствующий стаж. При этом наличие детей или их отсутствие не имеет значения.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7 Суд удовлетворил требование о включении периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент осуществления истцом службы действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 25 июля 2008 г. дело по иску П.Н.А. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по надзорной жалобе П.Н.А. на постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

П.Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ответчиком неправомерно исключены из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды его работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Устюженской средней школе N 2, а также служба в рядах Советской Армии и время нахождения на курсах повышения квалификации.

Ответчик иск не признал.

Решением Устюженского районного суда Вологодской области от 27 марта 2007 года заявленные требования частично удовлетворены.

признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения — Управления Пенсионного Фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области от 27 октября 2006 года N 79 в части невключения П.Н.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Устюженской средней школе N 2 с 1 сентября 1986 года по 31 августа 1987 года, время нахождения на курсах повышения квалификации с 8 января 2003 года по 10 января 2003 года, а также обязать ответчика включить в названные периоды в специальный стаж работы.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года указанное решение отменено в части отказа во включении в специальный стаж работы периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 17 апреля 1982 года по 30 октября 1983 года и в этой части вынесено новое решение о включении названного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Также судебная коллегия обязала Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области назначить П.Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 17 августа 2006 года. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 года определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года отменено и оставлено в силе решение Устюженского районного суда от 27 марта 2007 года.

В надзорной жалобе П.Н.А. просит отменить постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 года и оставить в силе определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е. от 30 апреля 2008 г. дело было истребовано для проверки в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е. от 20 июня 2008 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиумом Вологодского областного суда при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора, выразившиеся в следующем.

П.Н.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе от 27 октября 2006 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с 17 апреля 1982 по 30 октября 1983 — служба в рядах Советской Армии, с 1 сентября 1986 по 31 августа 1987 — работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы Устюженской средней школы N 2, с 8 января 2003 года по 10 января 2003 года, с 11 октября 2004 года по 16 октября 2004 года, с 6 декабря 2004 года по 10 декабря 2004 года, с 1 марта 2005 года по 2 марта 2005 года, с 27 мая 2005 года по 30 мая 2005 года — периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просил включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения.

Читайте так же:  Смена места жительства поднадзорного лица

Ответчиком добровольно приняты к зачету в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 2003-2004 годах.

Отказывая в удовлетворении требований П.Н.А. в части зачета в специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.

Отменяя решение суда в этой части, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда правомерно указала на то, что на момент осуществления П.Н.А. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отменяя определение судебной коллегии по гражданским дела Вологодского областного суда и оставляя в силе решение суда первой инстанции, президиум исходил из того, что в момент обращения П.Н.А. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Между тем, с таким выводом суда надзорной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6 , части 4 статьи 15 , части 1 статьи 17 , статей 18 , 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы П.Н.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы П.Н.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, неправомерна ссылка в постановлении президиума на то, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 10 Закона).

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона «О статусе военнослужащих» предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах, постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г. нельзя признать соответствующим закону, оно подлежит отмене, а определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 г. следует оставить в силе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387 , 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Видео (кликните для воспроизведения).

постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г. отменить, определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 г. оставить в силе.

Источники

Служба по призыву и трудовой стаж
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here