Роль налоговых льгот

Понятие и роль налоговых льгот в налоговой системе государства

Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет определяющую роль регулятора функционирования экономической системы. Среди основных методов воздействия государства на поведение экономических субъектов выделяется метод налогового регулировании, в том числе создание благоприятного налогового режима для хозяйствующих субъектов путем предоставления им определенных налоговых льгот.

Налоговые льготы являются основным инструментом налоговой политики государства, эффективность их действия оказывает прямое влияние на успешность реализации всей налоговой доктрины, поэтому важно и теоретическое изучение данного понятия.

В современных условиях хозяйствования, когда были введены санкции против экономики России, исследование вопроса о налоговых льготах является особо актуальным. Налоговые льготы являются регулирующим инструментом внутренней экономической политики и представляют собой расходы государства, предоставляемые налогоплательщикам путем уменьшения налоговых обязательств в той или иной законодательно установленной форме на определенный срок с целью налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Налоговые льготы имеют исключительный характер и могут быть элементом любого налога. Их значение следует рассматривать с нескольких позиций:

1) влияние на финансовую систему, в частности, на формирование бюджета, так как налоговые льготы это, прежде всего, «выпадающие» доходы бюджета;

2) влияние на хозяйствующих субъектов: насколько налоговое стимулирование организаций усиливает прирост расходов на проведение научно-исследовательских работ, разработку и продажи инновационных товаров и т.д.;

3) влияние налоговых льгот на показатели социально-экономического состояния общества (благосостояние, производительность, прибыльность, конкурентоспособность и т.п.).

Неоднозначность понятия «налоговые льготы» не позволяют его содержание раскрыть в одном определении. В действующем российском налоговом законодательстве в п. 1 ст. 56 части первой НК РФ закреплено определение: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Однако, в силу п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ[1].

ВВЕДЕНИЕ. Налоговые льготы: их роль, условия предоставления и перспективы развития

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Налоговые льготы: их роль, условия предоставления и перспективы развития

Направление подготовки 38.03.01 Экономика (Бакалавриат)

обучающийся 4350 группы ____________________ Суворова В.В.

Ст. преподаватель ____________________ Пономарева В.А.

1 Теоретические основы применения налоговых льгот………………………..5

1.1 Понятие и роль налоговых льгот в налоговой системе государства. 5

1.2 Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства…12

1.3 Виды налоговых льгот и механизм их применения…………………..14

1.4 Порядок и условия предоставления налоговых льгот в Российской Федерации по различным налогам…………………………………….…….18

2 Анализ применения налоговых льгот в Министерстве юстиции Республики Коми……………………………………………………………. …23

3 Совершенствование системы налоговых льгот, их рациональное использование …………………………………………………………………. 33

3.1 Основные проблемы рационального использования налоговых льгот…………………………….…………………………………………….32

3.2 Пути совершенствования и перспективы развития механизма определения налоговых льгот в Российской Федерации на современном этапе развития………………………………………………….……..……….35

Список использованных источников……………………………. …….48

ВВЕДЕНИЕ

История развития любой страны выступает процессом последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику государства. Система общественных отношений в области налогообложения выступает одной из самых динамично развивающихся общественных систем. Развитие общества определяет и изменение налогового законодательства, при этом любое такое изменение должно происходить на высоком качественном уровне, а также должны гарантировать участникам налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений.

Под льготами и льготным налогообложением понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления льгот и льготного налогообложения регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Потребность в льготах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют.

Принятие НК РФ выступило очень важным этапом развития не только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. Среди основных направлений налоговой реформы, которая проходит в России важно отметить следующие: снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение общего числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Большого количества налоговых льгот в законодательстве РФ дает возможность хозяйственным субъектам применять их на законном уровне и снижать тем самым налоговую нагрузку, при этом именно правильное применение налоговых льгот позволяет субъектам налоговых отношений избежать правонарушений.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточной изученностью механизма применения и реформирования института налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации.

Целью данной работы является определение экономического содержания налоговых льгот, их роль, условия и порядок предоставления на современном этапе развития.

Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:

ü исследование теоретических основ применения налоговых льгот;

Читайте так же:  Льготы военному пенсионеру по выслуге лет

ü рассмотрение порядка и условий предоставления налоговых льгот в РФ;

ü анализ применения налоговых льгот в Министерстве юстиции Республики Коми;

ü выявление основных направлений рационального применения налоговых льгот.

Объект исследования — отношения, которые формируются в процессе использования налоговых льгот.

Предмет исследования — совокупность теоретических основ применения налоговых льгот.

Теоретические основы налоговых льгот

1. Теоретические основы налоговых льгот

1.1 Сущность и виды налоговых льгот

1.2 Роль налоговых льгот в налоговой политике

2. Налог на добавленную стоимость

2.1 Элементы налога на добавленную стоимость

2.2 Исчисление суммы НДС, порядок и сроки уплаты ее в бюджет

НДС, начисленный к уплате в бюджет за налогооблагаемый период

НДС, подлежащий уплате в бюджет

3.1 Сокращение и увеличение налоговых льгот

3.2. Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по НДС

Согласно п. 6 статьи 149 НК РФ, «. перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации». Указанное положение считаем оправданным, так как лицензирование видов деятельности, требующих специальных навыков, направлено на обеспечение защиты интересов потребителей от непрофессионального ведения деятельности в лицензируемых областях.

Помимо требования лицензирования, зачастую сама формулировка льгот по налогу на добавленную стоимость устанавливает ограничения на статус налогоплательщика, имеющего право на использование льготы. Так, услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если они предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты (ст.149 п.2). По нашему мнению, указанную формулировку следует расширить как минимум на все некоммерческие организации, а для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данные виды деятельности, целесообразно ввести пониженную ставку для увеличения доступности данных видов услуг для населения.

Возможным решением являлось бы обложение только оплаты труда и единого социального налога как истинных выразителей добавленной стоимости некоммерческих организаций.

Возможно также расширение льготы по предоставляемым спортивным услугам не только детям до 18 лет (пп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации), но и другим физическим лицам. Проблема снижения показателей здоровья населения стала существенной для России. Так, средняя продолжительность жизни мужчин в России значительно (на 10-20 лет) ниже, чем в развитых странах. Нельзя не отметить и то, что степень удовлетворенности потребностей большей части населения такова, что спортивные услуги вряд ли окажутся востребованы большинством населения вне зависимости от того, будут ли они облагаться налогом или нет. Льгота коснется лишь наиболее обеспеченных слоев населения, поэтому на достигнутом в настоящее время уровне благосостояния населения введение льготы не представляется целесообразным.

Вопросы зарубежного опыта взимания налога на добавленную стоимость принимают возрастающее значение по мере усиления международного экономического сотрудничества. Источником такого возрастающего значения выступают особенности исчисления налога на добавленную стоимость, а именно его территориальный характер. Таким образом, для избежания двойного налогообложения следует унифицировать правила определения облагаемого оборота. Ближе всего территориально, и, кроме того, обеспечивающими максимальный товарооборот для России являются европейские страны, что обуславливает актуальность рассмотрения, прежде всего, законодательства о налоге на добавленную стоимость в этих странах. Документом, регулирующим взимание налога на добавленную стоимость в странах Европейского Союза является Директива ЕС, регулирующая взимание налога на добавленную стоимость.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Роль налоговых льгот

Зона территориального развития (ЗТР) – это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки.

К мерам государственной поддержки резидентов ЗТР могут относиться:

1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в ЗТР инвестиционных проектов с участием резидентов (решение о предоставлении принимается в отношении проектов, прошедших отбор);

2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

Читайте так же:  Добавка пенсии по потере кормильца

3) предоставление резидентам в аренду земельных участков в границах ЗТР;

4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Важной новацией является норма, в соответствии с которой с 20.01.2012 г. продлевается срок предоставления инвестиционного налогового кредита до 10 лет вместо прежних пяти лет. Указанный кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую не более чем 100 % суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами ЗТР инвестиционных проектов [10].

После того как субъект РФ оказался включенным в перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, в этом субъекте РФ определяются муниципальные образования, в границах которых могут быть образованы ЗТР [3, 4]. В этих целях высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливает предельные значения следующих показателей, которым должны соответствовать «кандидаты»:

1) среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;

2) среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;

3) среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;

4) иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта РФ.

Создание ЗТР допускается при наличии у кандидата – муниципального образования – документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования.

Субъект РФ, включенный в Перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, в своей стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу должен указать:

1) муниципальное образование или муниципальные образования, на территории которых предполагается создание зоны территориального развития;

2) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), которые субъект РФ планирует предоставлять резидентам создаваемой ЗТР;

3) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в создаваемой ЗТР;

4) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования ЗТР (12 лет) и которые должны отражать рост значений первых шести показателей (из девяти) и снижение значений трех остальных показателей.

При условии соблюдения «всех условий», необходимых для создания ЗТР, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе подать в правительство РФ заявку на создание ЗТР с одновременным предоставлением следующих документов:

1) стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание ЗТР;

2) решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территории которых предполагается создание ЗТР;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) реквизиты документов территориального планирования и документы градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание ЗТР.

Окончательное решение о создании зоны территориального развития принимает правительство РФ. И только после положительного решения правительством РФ, правительством субъекта РФ и руководителем администрации муниципального образования заключается соглашение о функционировании зоны территориального развития, в котором предусматриваются:

1) этапы функционирования ЗТР;

2) показатели оценки эффективности функционирования ЗТР на каждом этапе, значения этих показателей по окончанию данных этапов;

3) меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам на федеральном уровне;

4) меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам на региональном уровне, т.е. субъектом РФ.

Анализ основных норм и требований, предъявляемых к субъектам РФ по поводу создания и функционирования зон территориального развития, позволяет предположить, что потенциал их реализации не будет востребован регионами. По нашему мнению, в целях активизации процесса создания зон территориального развития Министерству экономического развития России следовало бы инициировать разработку перечня субъектов РФ, на территориях которых могут быть созданы ЗТР, согласовать с руководством этих субъектов РФ и представить на утверждение правительства РФ. При этом потребуется уточнить и состав показателей, рассчитываемых по субъекту РФ за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня [2].

В экономически слаборазвитых субъектах РФ каждое муниципальное образование (за исключением столичных городских округов) могло бы претендовать на получение статуса зоны территориального развития и в совокупности составили бы ЗТР в границах субъекта РФ (но вне столичного городского округа) [5, 6, 7, 8]. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ о зонах территориального развития в РФ не ограничивает число создаваемых ЗТР в субъекте РФ и, следовательно, возможности формирования зон в границах субъекта РФ (вне столичного городского округа) очень перспективны для экономически слаборазвитых регионов, где по разным причинам не создано ни одной особой экономической зоны[1] [11].

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. № 1444 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан» предусмотрено осуществление мероприятий по приоритетному социально-экономическому развитию Республики Дагестан и создание особых экономических зон на территориях пяти муниципальных образований: Хунзахский район, Карабудахкентский район, Каякентский район, Дербентский район, Магарамкентский район Республики Дагестан [1, 2, 9].

В составе Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. отмечена необходимость повышения стимулирующей роли налогов в разработке и реализации инвестиционных проектов на территории отдельных регионов и даже федеральных округов. Принятый с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ» введен в действие. Речь идет о региональных инвестиционных проектах (РИП) по развитию определенных отраслей в пределах огромного географического ареала, охватывающего Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов РФ), Республику Бурятию, Республику Тыву, Забайкальский край и Иркутскую область (всего 13 субъектов РФ) [15].

Читайте так же:  Центр комплексной защиты прав и поддержки инвалидов

Эффективность налоговых льгот в связи с реализацией регионального инвестиционного проекта не следует ограничивать налоговыми платежами, ее следует дополнить и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, и таможенными платежами в федеральный бюджет (в случае участия во внешнеэкономической деятельности). Поэтому эффективность налоговых льгот следует оценивать полнее как фискальную (бюджетную) отдачу от реализации инвестиционного проекта. С учетом данного предложения в форму инвестиционной декларации следовало бы внести соответствующие уточнения и дополнения.

По совокупности региональных инвестиционных проектов, реализуемых в том или ином субъекте РФ, у территориального органа ФНС России формируется соответствующая информационная база, которая позволяет оценить перспективы развития рынка занятости, увеличения налоговых и неналоговых (страховые взносы и таможенные платежи) доходов бюджетной системы РФ, а также налоговых льгот как формы налоговой экономии инвестора [11, 12].

В очередном послании Федеральному Собранию РФ президент В.В. Путин снова обратил внимание Правительства и глав регионов на необходимость налогового стимулирования инвестиционной активности бизнеса в моногородах, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства и предложил конкретные пути и методы, которые следует использовать для создания условий, призванных активизировать инвестиционную деятельность организаций и процессы модернизации производства [14].

Уже в марте 2014 г. на совещании у председателя правительства РФ был рассмотрен соответствующий законопроект, в котором закладывается гибкий механизм предоставления налоговых льгот для ТОР различной специализации [13]. В законопроекте предусмотрено расширение географического ареала ТОР путем включения Красноярского края и Республики Хакасии, которые в совокупности с ранее включенными субъектами РФ представляют всю Восточную Сибирь. На совещании были высказаны соображения о необходимости включения Республики Крым в географический ареал ТОР именно по причине ее экономической отсталости. В этой связи было бы уместным включить в этот географический ареал и республики СКФО, обладающие трудовыми ресурсами в отличие от Восточной Сибири и дальневосточных регионов, нуждающихся в притоке населения и рабочей силы.

Работа публикуется в рамках проектной части государственного задания № 26.15.69.2014 К Минобрнауки РФ по теме исследования «Налоговый механизм как инструмент регулирования межрегиональной социально-экономической дифференциации на современном этапе».

Рецензенты:

Шахбанов Р.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала;

Раджабова З.К., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.

Функции и роль налоговых льгот

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Понятие и виды налоговых льгот

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Инструментом государственного влияния на экономику является налоговая льгота, которая предоставляет плательщикам особые налоговые преимущества. Надо понимать, что использование льгот ведет к снижению доходов государственной казны. Государству необходимо разработать такой механизм применения льгот, который позволит компенсировать текущие потери бюджета будущими доходами от стимулирования экономических процессов в обществе.

Для российской действительности характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Выведение из-под налогообложения части объекта называется изъятием. Под объектом может пониматься, как имущество, так и доход. Этот вид налоговых льгот формирует такое понятие, как необлагаемый налоговый минимум. Изъятие может применяться относительно отдельных категорий граждан на постоянной или срочной основе.
  2. Уменьшение расчетной налоговой базы называется скидкой. Так, для предприятий, занимающихся общественно – полезной деятельностью, стимулируемой государством, может применяться скидка при расчете налога на прибыль. Скидки могут быть лимитированными, то есть существуют ограничения по снижению налоговой базы. Нелимитированные скидки позволяют снизить расчетную базу на всю величину расходов плательщика.
  3. Уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога называется освобождением. Понижение ставки может происходить при совершении обязательных условий, обозначенных государством. К освобождению относят различные системы по переносу срока платежа. Рассрочка и отсрочка позволяют перенести дату выплаты на шесть месяцев. Налоговый кредит выполняет ту же функцию, но сроком до двенадцати месяцев. Сюда же можно отнести зачет ранее уплаченных сумм. Они могут быть возвращены плательщику, либо могут быть использованы для уплаты других налогов.

Налогообложение: понятие и функции

Формирование налоговой системы неразрывно связанно с развитием государственности. Совокупность отношений об установлении размера налога, а так же его взимании есть система налогообложения. Ее экономическая сущность заключается в создании источника финансирования государственного аппарата управления, а так же обеспечение бюджета страны для решения определенных социальных и экономических нужд общества.

Налог выступает инструментом фискального взаимодействия. Существует еще понятие сбора. Он отличается от налога тем, что дает плательщику определенные выгоды и преимущества. Налог является безвозмездной обязательной платой гражданином или предприятием в пользу государства.

Формирование налоговой системы происходит под влиянием множества факторов, определяемых устройством экономической системы страны, принципами и тенденциями ее развития, сложившимися социальными отношениями в обществе, экономическими связями и взаимодействиями. Вмешательство государства в систему всегда должно быть обоснованным и рациональным.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Изменения в налогообложении должны соответствовать принципам справедливости и равенства всех сторон перед законом. Сама процедура расчета, проведения платежа, получения необходимой информации должна быть проста, доступна и удобна для плательщика. Любые недочеты в законодательстве применяются в пользу последнего.

Система сбора налогов выполняет фундаментальные функции, влияющие на экономику страны:

  • Формирование доходности бюджета.
  • Регулирование макроэкономических показателей.
  • Перераспределение денежных средств согласно целям и задачам экономики.
  • Предоставление преимуществ слабозащищенным слоям населения.
  • Стимулирование экономических процессов.
  • Контроль за механизмом взимания и количеством поступающих выплат в бюджет.
Читайте так же:  Заявление на перерасчет пособия по временной нетрудоспособности

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Роль и функции налоговых льгот

В настоящее время налоговая система призвана не только финансировать государственную власть, но и производить стимулирование бизнес – активности. Инструмент налоговых льгот широко применяется в практике различных стран. Так для крупных корпорации в Канаде и США предусмотрены серьезные льготы по налогам, при условии, что они осуществляют благотворительную, научно – исследовательскую, либо опытно – конструкторскую деятельность.

В странах Европы льготы призывают к инвестированию в определенные регионы и отрасли народного хозяйства. В скандинавских странах применяются повышенные ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих свою деятельность в свободных экономических зонах. Относительно подоходных налогов в западных странах применяется практика индивидуального подхода к конкретному плательщику. Поступления от платежей физических лиц распределяются для решения социальных нужд общества.

В России льготы выполняют следующие функции:

  • стимулирование развития производства, отраслей экономики;
  • перераспределение денежных средств между регионами;
  • повышение инвестиционной привлекательности регионов;
  • развитие инфраструктуры;
  • решение социальных задач по повышению уровня жизни населения, уменьшению безработицы, защите малообеспеченных слоев населения.

Основная роль налоговых льгот – это стимулирование процессов в обществе. Для понимания их действенности необходимо проводить анализ эффективности применения льгот. Расчет эффективности позволит оптимизировать и модифицировать механизм предоставления льгот. Надо понимать, что налоговые преимущества одних плательщиков, ведут к повышению налогового бремени других плательщиков. Поэтому любые изменения в части их применения должны быть научно обоснованы.

Полная отмена льгот не является целесообразной. Через этот механизм государственная власть может регулировать и контролировать экономические изменения в хозяйственной деятельности страны. По сути налоговые льготы призваны повышать микро и макроэкономические показатели. Интересы государственной казны не должны превалировать над общей целью повышения экономического развития страны в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Применение и эффективность налоговых льгот

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Применение налоговых льгот

Налоговая политика используется, помимо финансирования государственного аппарата управления, в качестве эффективного механизма регулирования экономических процессов в обществе. Одним из методов воздействия является применение налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляет определенное преимущество плательщику относительно других категорий лиц и предприятий, выполняющих свои налоговые обязательства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В зарубежных странах данный механизм широко применяется для решения разнообразных задач. Для развитых стран характерны стабильность социальных льгот. Постоянное гибкое изменение налоговых льгот, направленных на стимулирование экономических явлений и развитие определенных отраслей, является одним из принципов высокоразвитых стран.

В российской практике применение льгот носит более хаотичный характер. На начальном этапе они не имели определенной целевой направленности. Такой подход снижал степень их эффективности в стимулировании экономики и плательщиков. В итоге низкая отдача от применения льгот привела к уменьшению количества применяемых видов, что снизило гибкость системы.

Экономисты расходятся во мнении относительно характера льгот. Одни рассматривают льготы, как часть налогов. Другие видят в них потенциал для развития налоговой политики. Существует мнение, что применение механизма налоговых льгот ведет к косвенным расходам государственной казны. Несовершенство законодательной базы применения системы льгот приводит к разночтениям в их использовании и снижению их регулирующей функции.

Читайте так же:  Повышение пенсии работающим пенсионерам в сентябре

Льготы применяются во внешнеэкономической деятельности, в целях привлечения иностранных инвестиций.

Они могут предоставляться фондам и благотворительным организациям, предприятиям стратегического значения, малому бизнесу, предприятиям на грани банкротства по объективным причинам, а так же детским образовательным учреждениям. Кроме того, применение льгот может осуществляться относительно малозащищенных слоев населения, например, для инвалидов и пенсионеров.

Получение выгод от применения налоговых льгот часто ведет к фальсификации данных с целью их получения.

Согласно российскому законодательству плательщик может воспользоваться преимуществами по уплате самостоятельно, либо подав заявление в соответствующие органы. При этом сам плательщик должен обосновать и подтвердить документально свои права на использование налоговых льгот. Ограничение или окончание срока применения льготы должно быть указано в законодательных актах и предусмотренной процедурой, например, предоставлением заявления в налоговую.

Недобор налоговых поступлений в бюджет по причине использования налоговых льгот должен компенсироваться.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Принципы построения налоговой системы

Доходность государственного бюджета формируется благодаря системе налогообложения. Государственная власть выполняет функции по управлению и защите территории страны. Ее функции исключают возможности коммерческой деятельности, которая может обеспечить нужды государственного аппарата. Поэтому со времени появления первых государственных форм существует система налогообложения. Она подразумевает обязательную уплату гражданином в пользу властвующего субъекта части своего имущества. На ранних этапах взимание проходило насильственно и беспорядочно. В современном мире уплата проводится согласно законодательству, но в обязательном порядке.

Сборы и налоги представляют собой инструменты получения денежных поступлений от налогоплательщиков. Они схожи по своей экономической природе. Однако, сбор предоставляет его плательщику определенные преференции.

Налоговая система помогает государству влиять на экономику страны. Налоговая система призвана выполнять следующие функции:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • обеспечивать формирование и доходность государственной казны;
  • контролировать процедуры взимания налогов и сборов;
  • стимулировать производственную, предпринимательскую и коммерческую деятельность;
  • создавать условия для социальной защищенности определенных категорий граждан;
  • перераспределять финансовые средства между сферами экономики, а так же между различными слоями населения.

При реформировании и оптимизации налоговой системы, государству необходимо следовать принципам построения идеальной системы. Так, установление налогов должно иметь справедливый характер и способствовать равномерному их распределению между плательщиками. Методы исчисления и уплаты обязаны быть удобными и понятными, а срок выплат определен. Затраты на сборы соизмеримы суммам по платежам.

Грамотно построенная налоговая система позволяет не только решать вопросы достаточности финансирования бюджета, но и дает возможность развивать общественные, социальные и экономические процессы внутри страны.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Эффективность налоговых льгот

Предоставление льгот может влиять на следующие процессы:

  • стимулирование плательщиков к выполнению своих обязательств;
  • развитие определенных отраслей народного хозяйства;
  • распределение финансовых потоков;
  • оказание поддержки стратегическим, а там же социально значимым объектам.

Однако, использование льгот приводит к снижению финансирования государственного бюджета. Для оптимизации работы механизма, необходимо постоянно проводить аналитическую работу.

Эффективность применения налоговых льгот выражается в следующих принципах:

  • заинтересованность субъектов хозяйствования в развитии;
  • стимулирование рационального использования финансовых средств предприятиями;
  • формирование условий для инвестиционной и инвестиционной деятельности;
  • повышение заинтересованности организаций к найму незащищенных слоев населения;
  • оказание государственной поддержки нуждающимся гражданам.

Проведение оценки налоговых льгот позволяет оптимизировать перечень действующих инструментов, ликвидировать или минимизировать использование неэффективных льгот, а так же разработать принципы отбора субъектов для предоставления им данного преимущества.

Льгота будет считаться эффективной, если с ее помощью будет достигаться увеличение доходов бюджета, появление новых рабочих мест, улучшение условий труда, повышение уровня жизни населения, увеличение доступности продукции и услуг, обеспечение экологической безопасности.

В идеале необходимо проводить анализ каждого конкретного субъекта для определения наиболее оптимальных налоговых льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Роль налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here