Развитие досрочных пенсий

На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации

Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, — направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

В рамках второго этапа (2014 — 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 — 2030 годы) предлагается:

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

На постоянной основе предлагается:

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

При этом предусматривается:

достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23062.html/

Развитие системы досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Подтип: Кандидатские
Тематические разделы: Экономика, Микроэкономика, Микроэкономика: Экономика благосостояния, Экономика труда
Номер совета: Д 502.006.03

Aннотация:
Специальность 08.00.05. — экономика и управление народным хозяйством (экономика труда) Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук.
Работа выполнена на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Ведущая организация: Пензенский Государственный Университет.

Целью работы является теоретическое исследование функционирования и развития системы досрочных пенсий в Российской Федерации и выработка практических рекомендаций по оптимизации системы досрочных пенсий.

    1. Исследовать систему досрочного пенсионного обеспечения с целью определения ее соответствия современному направлению социальной политики Российской Федерации.

2. Провести анализ правовых и экономических основ системы досрочных пенсий в Российской Федерации с целью их возможного использования при оптимизации системы.

3. Обобщить зарубежный и отечественный опыт досрочного пенсионного обеспечения и на этой основе выработать принципы развития системы.

4. Обосновать взаимосвязь права граждан на досрочное пенсионное обеспечение и обязательств государства и работодателя реализации данного права.

5. Выявить экономические особенности системы досрочных пенсий при введении дополнительного тарифа страховых взносов на примере конкретного предприятия.

6. Предложить возможные варианты совершенствования организационно — экономического механизма системы досрочных пенсий, обеспечивающих финансовую устойчивость системы.

Объектом исследования выступает система досрочных пенсий Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являет совокупность экономических, организационных и финансовых отношений, складывающихся между участниками досрочного пенсионного обеспечения, механизмы и закономерности их изменений.

    1. Уточнено направление развития системы досрочных пенсий, количественное изменение отдельных элементов социальной поддержки единичных профессий до предоставления права на досрочную пенсию работникам большинства отраслей экономики и целым социальным группам.

2. Доказано, что действующая система досрочных пенсий находится в противоречии с направлением социальной политики государства основанной на развитии рыночных отношений в России.

3. Обоснована ведущая роль государства в развитии негосударственного сектора досрочного пенсионного обеспечения в процессе перевода части досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы.

4. Предложены принципы формирования системы досрочных пенсий на основе дополнительных финансовых источников, обеспечивающих экономическую стабильность системы.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии при переезде в другой регион

5. Выявлены специфические особенности развития и разработаны варианты организации досрочного пенсионного обеспечения, повышающие результативность пенсионной системы.

6. Разработан научный прогноз развития системы досрочных пенсий на примере конкретного предприятия Пензенской области ОАО «Пензкомпрессормаш».

http://ecsocman.hse.ru/text/19296183/

Разрабатываются меры по развитию досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Минтруд России готовит законопроект по стимулированию развития корпоративных пенсионных систем в части формирования досрочных пенсий. Об этом, по сообщению пресс-службы ведомства, заявил в ходе проведения «круглого стола» директор Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России Игнат Игнатьев.

В частности, предлагается закрепить право работника и работодателя при уплате тарифов в негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) не уплачивать дополнительные тарифы в ПФР. Такая мера направлена на работников, досрочно выходящих на пенсию.

Необходимость проработки вопроса чиновник связывает с проблемой, существующей в пенсионной системе солидарного характера, а именно – значительное число пенсионеров, которые выходят на досрочную пенсию в 50-55 лет. Речь идет о тех, кто работает на так называемых «списочных» местах (рабочих местах работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости). При этом с 2013 года на такие рабочие места введен дополнительный тариф солидарного характера в ПФР, который в 2014 году трансформировался и теперь дифференцируется по классам условий труда.

Одним из ключевых моментов документа является установление коэффициента замещения – размера пенсий, которые должны получить граждане в случае ухода из дополнительного тарифа в ПФР в НПФ. Предполагается, что при условии государственного софинансирования размер такого коэффициента замещения будет аналогичен тому, который должен быть получен в солидарной пенсионной системе. Не исключено, что размер коэффициента замещения будет превышать указанный коэффициент.

Сейчас Минтруд России ведет необходимые для подготовки соответствующего законопроекта расчеты. Ожидается, что предлагаемые меры будут способствовать формированию досрочной пенсии граждан в рамках корпоративной пенсионной системы.

http://www.garant.ru/news/589932/

Проблемы назначения досрочных трудовых пенсий

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

— ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

— в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

— отсутствие штатного расписания — 2%;

— в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

— отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

— отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Читайте так же:  Гарантия стабильности

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

Видео (кликните для воспроизведения).

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

http://www.klerk.ru/law/articles/337314/

Минтруд России подготовил решения по развитию досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Минтруд России опубликовал для публичного обсуждения законопроект по стимулированию развития корпоративных пенсионных систем в части формирования досрочных пенсий. Об этом на круглом столе «О ходе реализации концептуальных предложений по развитию досрочного НПО», прошедшем в рамках Недели российского бизнеса, сообщил директор Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России Игнат Игнатьев.

Основной целью законопроекта является повышение размера общего уровня пенсионного обеспечения работников, занятых в особых (вредных и опасных) условиях труда и выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Для решения этой проблемы предлагается система стимулирования формирования досрочных негосударственных пенсий путем софинансирования из средств федерального бюджета пенсионных взносов работника по договору досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному между работодателем и негосударственным пенсионным фондом.

«Мы предлагаем предоставить право работнику и работодателю, а это будет их совместное решение, при уплате тарифов в негосударственный пенсионный фонд освобождаться от уплаты дополнительных тарифов в Пенсионный фонд. Это позволит гражданину формировать досрочную пенсию в рамках корпоративной пенсионной системы», – сказал Игнат Игнатьев.

Меры государственной поддержки формирования работником досрочной негосударственной пенсии предполагается внедрять поэтапно.

Первый этап (с 2015 года) затронет только работников, полностью выработавших специальный страховой стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Для них досрочная негосударственная пенсия станет «прибавкой» к досрочной страховой пенсии по старости. Работник получит право на государственную поддержку в размере, равном его взносам (2% от зарплаты работника, занятого на работах по Списку 1, и 4% — по Списку 2), но не более размера, ежегодно устанавливаемого Правительством России с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, умноженного на коэффициент 2,3.

Суммарные тарифы пенсионных взносов работодателей, работников и государственной поддержки в такой конфигурации составят 6% и 12% соответственно.

На втором этапе (с 2016 года) право на вступление в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения получат все остальные категории работников, занятые на списочных местах, условия труда на которых по итогам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными или опасными.

Работник, вступивший в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на втором этапе, обязан начать уплату взносов в эту систему в размере, аналогичном установленному для первого этапа. Государство обязывается уплачивать в его пользу взносы исходя из увеличенной в четыре раза суммы пенсионных взносов работника. Но не более размера, ежегодно устанавливаемого Правительством России с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, умноженного на повышающий коэффициент 2,3.

Суммарные минимальные тарифы в такой конфигурации составят 12% и 24% для работников, занятых на работах по Списку 1 и Списку 2 соответственно.

«Концептуальным моментом законопроекта является, конечно, коэффициент замещения, то есть размер пенсий, которые должны получить граждане в случае ухода из дополнительного тарифа в Пенсионной фонд в негосударственный пенсионный фонд. Мы рассчитываем, что при условии софинансирования со стороны государства, коэффициент замещения будет равным тому, который они получили бы в солидарной пенсионной системе, либо даже превышать его», – сказал Игнат Игнатьев.

Директор департамента также подчеркнул, что в России необходимо развивать корпоративные пенсионные программы. «Мы будем стимулировать работодателя эти корпоративные пенсионные программы создавать. Это основное направление, в котором мы будем двигаться», – сказал он. При этом работодатели могут, но не обязаны создавать собственные пенсионные программы, отметил Игнат Игнатьев. Они могут работать с действующими сегодня на рынке негосударственными пенсионными фондами.

Руководитель департамента подчеркнул, что законопроект относится к работникам, досрочно выходящим на пенсию, тем, кто работает на «списочных» местах. Он напомнил, что с 2013 года на списочные рабочие места введен дополнительный тариф солидарного характера в Пенсионный фонд, в 2014 году этот тариф дифференцирован по классам условий труда.

http://rosmintrud.ru/pensions/razvitie/270

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
Читайте так же:  Госдума индексация пенсии работающим пенсионерам
Наименование документ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
Вид документа стратегия
Принявший орган правительство рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Российская газета», 01.10.2012
Навигатор Примечания

Преобразование системы досрочных пенсий

Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство, а также установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.

Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива.

Так, более 30% пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а не страховых взносов работодателей.

Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.

Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. Наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, где условия труда не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм, однако работники в связи с тем, что их профессии входят в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, пользуются правом на установление досрочных пенсий.

Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является многогранной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой требуется также предпринять меры по улучшению условий труда и стимулированию работодателя к модернизации рабочих мест. Следует предпринять меры по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по обеспечению экономической мотивации улучшения работодателями условий труда.

Вместе с реформированием досрочных пенсий необходимо также совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по следующим направлениям:

оптимизация тарифной политики по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью установления адекватных размеров страховых тарифов за счет детальной дифференциации в зависимости от уровня профессионального риска (производственного травматизма и профессиональной заболеваемости) и величины расходов по каждому виду (группировке видов) экономической деятельности;

перенос акцента в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации с выплат гражданам, уже получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев с установлением в законодательстве Российской Федерации механизма реагирования в случаях выявления признаков профессиональных заболеваний с целью предупреждения их дальнейшего развития;

совершенствование системы реабилитации граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно выделение периода ранней (активной) реабилитации, в течение которого будут проводиться мероприятия, направленные на максимально возможное восстановление здоровья пострадавшего и возвращение его к трудовой деятельности.

В целях развития форм социальных гарантий работникам, адекватных современным условиям рыночной экономики, предлагается поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также предоставление работникам в соответствии с их интересами соответствующих гарантий и компенсаций в рамках норм трудовых отношений и коллективных договоров.

В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места, включенные в Списки N 1 и N 2 и «малые списки» (далее — Списки), к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также в целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер тарифа должен определяться исходя из актуарного оценивания.

Для адаптации страхователей к изменению страховой нагрузки предусматривается следующая этапность:

дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список N 1, на 2013 год — 4%, на 2014 год — 6%, на 2015 год — 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список N 2 и в «малые списки» — на 2013 год — 2%, на 2014 год — 4%, на 2015 год — 6%.

В последующие годы размер дополнительного тарифа страховых взносов предлагается определять исходя из требования актуарной обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии (в расчете на 2013 год по Списку N 1 необходимый тариф — 15,1%, по Списку N 2 — 8,7%).

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее — специальный стаж).

Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.

Предлагается на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах и утвержденных в локальных нормативных актах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения в целях формирования дополнительных пенсионных прав работников, либо установления надбавок компенсационного характера к заработной плате, либо предоставления иных социальных гарантий и компенсаций (например, добровольное медицинское страхование и или лечение работника и членов его семьи, оплату обучения работника и его детей и др.). При реализации этого подхода работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов, в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Основные параметры и условия предоставления указанных дополнительных социальных гарантий и компенсаций будут определяться Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально — трудовых отношений.

В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели (при определенной мотивации) в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии — право на корпоративную (добровольную) пенсию (досрочную и/или дополнительную) или иные гарантии и компенсации.

В целях дополнительного стимулирования работодателей к переводу работников в системы добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предлагается предоставить работодателям право при исчислении налога на прибыль уменьшать доходы на сумму взносов в рамках указанных систем в отношении работающих на рабочих местах, включенных в Списки, а также рассмотреть возможность установления преференций для соответствующих пенсионных выплат в части страховых взносов по обязательному социальному страхованию и налогу на доходы физических лиц. При этом объем преференций должен быть дифференцирован в зависимости от объема предоставленных работникам гарантий.

Читайте так же:  Сроки перечисления пособия по временной нетрудоспособности

Аналогичные налоговые преференции предлагается установить в отношении работодателей и работников при других формах трансформации досрочных пенсий (надбавки компенсационного характера к заработной плате, предоставление иных социальных гарантий и компенсаций).

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

Указанные меры позволят снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 0,1 — 0,2% валового внутреннего продукта к 2020 году, а также повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, оптимизации рабочих мест, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций.

В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на существующих в настоящее время условиях для лиц, выработавшим половину и более требуемого стажа. Для иных работников указанной категории необходимо изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

Предлагаемый экономический механизм для пенсионного обеспечения бюджетников позволяет избежать увеличения страховой нагрузки на работодателей, и к середине 2030-х годов обеспечит перевод данной категории пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения.

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.

http://zakonbase.ru/content/part/1216395

Развитие досрочных пенсий

В интервью порталу «Лаборатория Пенсионной Реформы» Вячеслав Батаев рассказал о концепции досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, которая направлена на повышение коэффициента замещения для досрочников, снижение финансового бремени для государства и активное включение работодателей в процесс формирования будущих пенсий.

Как исторически складывалась практика досрочного пенсионного обеспечения в России? Что являлось предпосылками той системы, которую мы имеем сейчас?

Исторически система льготных (как они раньше назывались) пенсий развивалась с 20-х годов прошлого века. Сначала в рамках этой системы список профессий, представители которых получали пенсионное обеспечение досрочно, составлял несколько десятков, а в 90-х годах прошлого века он вырос до более чем 1700 профессий. Предпосылкой появления такой системы стала необходимость привлечения трудовой силы для масштабного развития и восстановления народного хозяйства. Кроме того, нужно было гарантировать т.н. «защиту временем» тем людям, которые работали в особых и тяжёлых условиях.

Что собой представляет досрочное пенсионное обеспечение (ДПО) в России сегодня? Каковы плюсы и минусы той системы ДПО, которая выстроена в стране? Какие законы ее регулируют?

Досрочные трудовые пенсии по старости назначаются по более чем 20 основаниям в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Основные списки получателей таких пенсий (1 и 2[i]) были утверждены еще в 1956 году, затем в 1991 и в прошлом году. Досрочники выходят на пенсию раньше общеустановленного возраста при наличии страхового стажа и условии отработки не менее половины спецстажа во вредных и опасных условиях труда. Но прошлогодние изменения в законодательство внесли еще одно требование – нужно набрать не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (закон «О страховых пенсиях»).

С 1 января 2013 года государство ввело дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд для работодателей, сотрудники которых заняты на таких работах. Они составляют от 2 до 9 %, а для имеющих актуальные результаты аттестации рабочих мест или проведённую спецоценку условий труда введена сетка тарифов с 2 до 8%.

Поговорим о плюсах этой системы. Она привлекательна, во-первых, для работников, так как обеспечивает защиту временем, и, во-вторых, для государства, потому что солидарно финансируется всеми работодателями-плательщиками страховых взносов. И до введения вышеупомянутых тарифов была интересна для работодателей с вредными рабочими местами, так как тарифы взносов в ПФР для них были общими, а люди уходили раньше. Плюс заключается еще и в том, что в законодательстве заложена возможность софинансирования пенсии в ДНПО со стороны работника и государства.

Теперь о минусах. В этой системе нет наследования досрочных пенсий. Государство должно финансировать уже назначенные пенсии «из общего котла», ведь по ним отсутствовал самостоятельный источник финансирования. Для работодателей минус заключается в том, что доптарифы поступают в солидарную систему, то есть нет формирования пенсионных прав и персонификации по работникам именно этих производств и профессий. Надо отметить, что при обсуждении пакета федеральных законов в конце 2013 года заложенная ранее идея о зачете доптарифов при взносах в корпоративное негосударственное пенсионное обеспечение вместо ПФР исчезла.

Есть ли у вас статистика по «досрочникам» в России?

На начало 2013 года из 33 млн пенсионеров треть – то есть 11 млн – были досрочниками, в том числе 5,13 млн – по спискам 1 и 2. На первое полугодие 2014 года дополнительные тарифы уплачивались за 3,6 млн человек. Пенсия им платится до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Расскажите о зарубежном опыте. Как в разных странах решается проблема ДПО?

В Швеции, Франции, Дании, Великобритании, США, Швейцарии, Японии и Нидерландах льготные пенсии формируются в корпоративных профессиональных пенсионных системах. Они являются добровольными и финансируются на солидарной основе либо обязательными, то есть дополнительными к государственным.

Известно, что готовится законопроект, по которому вопрос с досрочными пенсиями может решаться иным порядком, нежели сегодня. Расскажите об этом законопроекте – кто был инициатором, под крылом какого ведомства он разрабатывается, каковы основные положения?

Прежде всего, была создана Концепцию развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (ДНПО). Ее готовила инициативная рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Данные для разработки этой концепции, относящиеся к 2013-14 годам, предоставил Пенсионный фонд России.

После завершения разработки Концепция была представлена на Бюро Правления РСПП и Экспертному совету Комитета Госдумы по финансовым рынкам. Обе организации ее одобрили, профильные ведомства — Минфин и Минэкономразвития – представили существенные замечания.

Наконец, основные положения Концепции были озвучены на Сочинском форуме в сентябре этого года. В обсуждении приняли участие руководство Федерации независимых профсоюзов России и социальных комитетов Федерального собрания РФ.

Что самое главное в этой Концепции? Она развивает нормы федерального закона 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в которых говорится о возможности софинансирования пенсии со стороны работника и государства, а также тезис Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года о применении государственного софинансирования «для отдельных категорий застрахованных лиц». Мы предлагаем в качестве такой целевой категории рассматривать досрочников, как это и было в проекте Стратегии. Основные положения Концепции коснутся «списочников» 1 и 2 списка. И если на первом этапе – с 2015 года – это будет относиться только к тем, кто отработал спецстаж, то на 2ом этапе – с 2016 года – ко всем остальным «досрочникам», только с применением разных коэффициентов государственного софинансирования.

Читайте так же:  Льготная пенсия медработникам сколько лет

Законопроекты планируется внести в Госдуму в весеннюю сессию 2015 года.

В чем будет заключаться отличие программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения от корпоративных программ? В чем могут увидеть преимущества подобной системы как работники, так и работодатели?

Проект досрочного негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает выигрыш всех трех сторон социального партнерства.

Главное же отличие от корпоративных программ заключается в том, что досрочное НПО – это, прежде всего, учет мнения и пожеланий не только корпораций, но и работников: оно начинается с переговоров с профсоюзом, а заканчивается подписанием программы ДНПО, как части коллективного договора. А корпоративные программы утверждаются локальными нормативными актами работодателя. Вы их либо принимаете — и вступаете в них, либо нет.

Плюсы системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения для работников заключаются в том, что обеспечивается защита их прав через институт социального партнерства. И еще – что государство участвует в софинансировании пенсии. К тому же – а это немаловажно – пенсии в рамках предлагаемой нами системы можно наследовать.

Но и работодатели выигрывают в случае внедрения подобной системы! Они получают снижение своих финансовых затрат за счет более низкого тарифа (4% и 2% по спискам 1 и 2) вместо дополнительных тарифов в ПФР. К тому же они смогут финансировать досрочные пенсии исключительно своих работников, персонифицировать взносы на индивидуальные пенсионные счета. Наконец, у компаний появится возможность создания гибкой системы, «заточенной» под свои интересы и направленной на повышение долгосрочной лояльности.

Повлияет ли новая система ДНПО на улучшение условий работы для тех работников, которые заняты на тяжелом производстве?

Прежде всего, надо отметить, что условия труда и так уже давно не те, что были в 1956 году. Напомню, что согласно Трудовому кодексу РФ работодатели должны направлять на мероприятия по улучшению условий и охраны труда не менее 0,2% суммы затрат на производство. И теперь все считают, что выгодней – доптарифы или улучшение условий. Ведь база работников на вредных рабочих местах не есть постоянная величина.

Кстати, во многом здесь сыграло свою роль введение дополнительных тарифов. И за последние полтора года количество работников, за которых уплачиваются взносы по этим доптарифам, сократилось с 5,1 млн до 3,6 млн человек. Это следствие и введения доптарифов и спецоценки условий труда, и нового трезвого взгляда на условия труда по результатам аттестации рабочих мест.

Будет ли в софинансировании досрочной пенсии участвовать государство?

Да, на первом этапе внедрения программы – в соотношении один к одному с работником, на втором – четыре к одному до выработки спецстажа, затем один к одному.

Новые законы коснуться тех, кто занят на тяжелых и опасных производствах. А если речь идет, условно, о балеринах? Как будет решаться этот вопрос?

Педагоги, медики и работники культуры – это бюджетники. По ним пока предложений нет, кроме того, чтобы их направлять в уполномоченные пенсионные фонды при наличии источника финансирования.

Какое отношение к ДНПО будет иметь закон о специальной оценке условий труда?

Самое прямое: по результатам специальных условий оценки труда определяются условия работы на местах, разбивка по подклассам и классам вредности от первого до четвертого и, соответственно размер доптарифа от 2% до 8%. А поскольку и спецоценка, и ДНПО – это сюжеты социального партнерства, то социально ответственные (как и социально безответственные) работодатели будут смотреть и считать, что им выгодно и посильно: отдать доптариф в ПФР и «не париться» по поводу досрочников или создавать свои системы ДНПО через коллективные договоры и вовлекать работников ответственно подходить к формированию своей будущей досрочной пенсии на паях с работодателем и государством.

Что изменится для тех досрочников, которые уже получают пенсии? Ведь это довольно серьезное бремя для бюджета ПФР.

Для тех, кто получает назначенные пенсии, ничего не изменится. Бремя было всегда, но теперь появился самостоятельный источник финансирования.

Все же, как появление негосударственного досрочного пенсионного обеспечения решит вопрос финансирования досрочных пенсий из бюджета, если досрочные пенсии по старости будут все равно назначаться? Или это все же позволит сократить расходы государства? На сколько, по вашим оценкам?

Вместе с доптарифом в ДНПО уходят и обязательства по выплате досрочной пенсии, а ПФР платит лишь часть досрочной пенсии по старости пропорционально отработанному спецстажу и страховому стажу. По модельным расчетам, через 10 лет после запуска проекта, то есть в 2025 году, появляется эффект для государства, когда сокращение выплат страховой пенсии превысит дополнительные расходы бюджета на всю эту историю.

Какие существуют проблемные места введения системы ДПНО для участников пенсионного рынка – работников, работодателей, НПФ, государства? Как их нивелировать?

Опасения работников, как и в любом варианте негосударственного пенсионного обеспечения, связаны с тем, что они платят в качестве взносов свои собственные средства. Здесь для вовлечения их в систему надо будет подключать профсоюзы, ведь задача-то у нас общая, задача социального партнерства! Работодателей ожидают трудозатраты на вовлечение сотрудников и бухгалтерское сопровождение программ. Здесь самое главное – это обеспечить сопоставимый коэффициент замещения утраченного заработка с уровнем государственного, и, конечно же, избежать социальной напряженности, которая может возникнуть в связи с введением программы.

Для НПФ основной задачей станет привлечение новых клиентов и создание нового пенсионного продукта.

Государство решает задачу передачи ответственности в зону компаний, но сопоставимый коэффициент замещения возможен только при указанных пропорциях софинансирования. Таким образом, появляется риск дополнительных расходов на этапе внедрения проекта. Но не все корпорации одномоментно войдут в программу, и заложенных в бюджете средств на дополнительные страховые взносы должно, по подсчетам, хватить до 2017 года.

В «Обзоре финансовой стабильности», подготовленном Банком России, регулятор отметил, что развитие обсуждаемой в настоящее время добровольной системы формирования пенсионных накоплений в условиях усиления недоверия граждан к пенсионной системе маловероятно. Работодатели также не торопятся развивать корпоративные пенсионные программы. Что вы думаете о такой позиции? Если чиновники не видят будущего для корпоративного добровольного пенсионного обеспечения в складывающихся условиях, можно ли надеяться на их поддержку по отношению к программам досрочного добровольного пенсионного обеспечения?

В корпоративных системах, где НПО — это инструмент кадровой политики, базы стабильны, идет непрерывная работа с трудовыми коллективами, профсоюзами, объединениями работодателей. Весь этот процесс закреплен в коллективных договорах и отраслевых соглашениях, что ждет и досрочное НПО. Этот пенсионный продукт будет адресован к определенным группам работников; он будет псевдодобровольным/квазиобязательным и пойдет через институт социального партнерства как обязательный элемент коллективных договоров. Три источника финансирования сделают его более конкурентоспособным, и, кроме того, решится государственная задача: передать досрочников в зону ответственности работодателей. Поэтому рисков для программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения я не вижу в том случае, если нам удастся затвердить предложенные параметры софинансирования и получить сопоставимые с действующими коэффициенты замещения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pensionreform.ru/81819

Развитие досрочных пенсий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here