Прокурорский надзор за соблюдением прав инвалидов

Статьи по предмету Прокурорский надзор

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

http://justicemaker.ru/view-article.php?id=17&art=5582

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов

Создание доступной для инвалидов и других представителей маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве) среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры возложена как на органы государственной власти и местного самоуправления, так и на организации независимо от организационно-правовых форм.

Прокурорами на постоянной основе проводятся проверки доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры, доступности услуг и информации. В этом году при осуществлении надзора за исполнением законодательства в указанной сфере в суд направлено 14 исков, из которых 4 удовлетворено, с целью устранения выявленных нарушений внесено 42 представления, по результатам рассмотрения которых 30 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурорами возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, 2 лица привлечены административной ответственности.

Особую тревогу вызывает несоблюдение требований доступности учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение жизненных потребностей лиц с ограниченными возможностями – медицинских учреждений, аптек, помещений органов власти и местного самоуправления.

Так, в настоящее время на контроле прокуратуры Кировского района г. Перми находится исполнение решения суда по иску прокурора района к Бюро № 6 ГКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» об обеспечении доступности названного объекта для маломобильных групп населения.

Прокурорскими проверками нарушения требований законодательства о доступности установлены в ГБУЗ «Большесосновская центральная районная больница», МБУК «Бардымская централизованная библиотечная система», МАУ «Бардымский центр культуры и досуга» и др. В Ильинском районе не обеспечена доступность в здание ГКУ «Центр занятости населения Ильинского района». По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.

В нарушение Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ГОСТ «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению» официальные сайты Земского Собрания Карагайского муниципального района, администраций Юсьвинского муниципального района и Большесосновского сельского поселения не содержали версии для слабовидящих людей. Благодаря мерам прокурорского реагирования интернет-ресурсы приведены в соответствие с законодательством.

Статьей 15.1 Закона о защите инвалидов определены органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следовательно, если человек с ограниченными возможностями не может получить доступ к помещению или услуге, ему необходимо обратиться по данному вопросу в органы социальной защиты.

С учетом значимости вопросов обеспечения прав социально незащищенных категорий граждан, защита их прав остается приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры.

Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры края Гюли Баландина

http://vestnik.itisinfo.ru/news/newlaw/107

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

магистрант Института прокуратуры Уральского государственного юридического университета,

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении проблемы, возни­кающей при защите жилищных прав детей-инвалидов на примере права на дополнительную жилую площадь. Дети-инвалиды относятся к уязвимой категории общества, ввиду неспособности самостоятельно и в полной мере защитить свои права. В настоящее время допускаются многочисленные нарушения гарантированных им прав и свобод. В сложившейся ситуации прокурорский надзор за соблюдением прав детей-инвалидов, а также их своевременное восстановление являются приоритетным направлением деятельности прокуратуры РФ.

«Они инвалиды, но в этом ли дело?» [1] Отмечает Н. Попова одной фразой, в интернете в контексте стихотворения, но так точно отражающей суть нынешнего состояния общественных отношений, частью которых являются инвалиды, в частности дети-инвалиды.

Установленные государством гарантии жилищных прав инвалидов закреплены в отдельных законодательных актах. Механизм и степень реализации указанных гарантий, а также проблемы, с которыми данной категории людей приходится сталкиваться, будут предметом изучения.

К основным нормативным правовым актам, регулирующим право­отношения в области социальной защиты инвалидов в России, относятся:

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  3. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее − Правила о предоставлении льгот инвалидам).
  4. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [2].

Читайте так же:  Методист льготная пенсия

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди [3].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. № 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь [4].

В 2015 г. районный суд Забайкальского края удовлетворил исковое заявление прокурора района об обязании администрации муниципаль­ного образования предоставить законному представителю ребенка-инвалида, страдающего психическим заболеванием, жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям [5].

По состоянию на февраль 2018 года решение суда находится на принудительном исполнении в службе судебных приставов. При этом исполнительное производство дважды оканчивалось на основании пп. 3 п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [6], в связи с тем, что взыскатель своими действиями препятствует испол­нению судебного решения. Указанная ситуация наглядно показывает, что мало вынесения решения суда в пользу ребенка-инвалида, необходимо еще дождаться его исполнения.

Сложность исполнения указанного решения суда может быть обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, действиями взыскателя, который предъявляет необоснованные, по мнению должника, требования к жилому помещению. Во-вторых, необоснованность требований взыскателя. В-третьих, права на дополнительную жилую площадь закреплены лишь на бумаге и невозможно их реализовать.

Взыскатель при осмотре предлагаемых квартир оценивает их соот­ветствие требованиям вышеуказанных постановлений Правительства РФ, в частности п. 7 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, согласно которому при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.) [7]. Поскольку ребенок имеет психическое заболевание, при котором рекомендовано ограничение шумовой и световой нагрузки, детский церебральный паралич, то есть для передвижения необходимо кресло-коляска, то жилые помещения в домах — бывших общежитиях, расположенные на верхних этажах не отвечают предъявляемым законным представителем требованиям. Отнести их к необоснованным нельзя, так как родитель апеллирует нормами постановления Правительства РФ.

Вместе с тем, в своем решении суд ссылался лишь на положения Жилищного кодекса РФ и Закона о защите инвалидов, а в резолютивной части указал, что жилое помещение должно отвечать санитарно-техническим требованиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 64 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН 2.1.2.2645-10) [8]. Вместе с тем, они не содержат ни одного указания на инвалидов. Это общие правила, которым в принципе должны отвечать все жилые помещения. Следовательно, указывая в своем решении на санитарно-технические требования, суд имел в виду общие требования, не уделяя внимания потребностям ребенка-инвалида.

Однако стоит отметить, что даже если бы суд учел положения вышеуказанных постановлений Правительства РФ, вынесенное им решение все равно не так просто исполнить, потому что все сводится к отсутствию в муниципальном образовании в принципе жилых поме­щений, отвечающих всем требованиям постановления Правительства от 09.07.2016 № 649, предъявляемым к коридорам, дверным проемам и т. д.

Таков замкнутый круг процесса исполнения судебного решения. Должник предлагает жилое помещение, взыскатель отказывается ввиду его несоответствия требованиям, судебный пристав-исполнитель оканчи­вает производство в связи воспрепятствованием взыскателя. Последний вновь направляет исполнительный лист, и все начинается сначала, так будет продолжаться до тех пор, пока взыскатель не сдастся.

Кроме того, законодательством предусмотрен еще один вариант действий — руководствуясь ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ [10] обратиться в суд с заявлением о замене способа испол­нения судебного решения — взыскание компенсации стоимости жилого помещения. Однако практика в Забайкальском крае такова, что суды отказывают в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что такая замена не в полной мере будет способствовать восстановлению прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на жилое помещение. Нет гарантии, что законный представитель, получив денежную компен­сацию, использует ее на приобретение жилого помещения.

Такова реальность воплощения в жизнь положений законода­тельства. Решение указанной проблемы остается открытым, поскольку для изменения судебной практики и строительства домов с обеспече­нием доступности их для инвалидов должно пройти немало времени.

По результатам проведенного исследования в целях выхода из сложившейся сложной ситуации предлагается следующий вариант в пользу замены способа исполнения решения суда. Действующее законодательство (ст. 37 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 20 [11], ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [12]) содержит требование об обязательном получении родителями разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок, в результате которых отчуждается или иным образом умень­шается имущество несовершеннолетнего или он отказывается от принадлежащих ему прав. После дачи такого согласия орган опеки и попечительства осуществляет контроль за перечислением вырученных от продажи имущества денежных средств на счет, открытый на имя несовершеннолетнего, а также за приобретением другого жилого помещения взамен проданного.

Таким образом, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», содержащие обязанность органа опеки и попечительства контролировать дальнейшее расходование денежных средств, полученных в счет компенсации, на приобретение жилого помещения в целях защиты прав ребенка-инвалида.

Целесообразность внесения таких изменений обусловлена задачами органов опеки и попечительства по защите прав, включая жилищные права, несовершеннолетних, необходимостью указанного контроля для отслеживания целевого расходования полученной денежной компен­сации, а не распоряжения ею по усмотрению законного представителя.

В дальнейшем, при рассмотрении заявления взыскателя о замене предоставления жилого помещения денежной компенсацией в случае невозможности исполнения ранее вынесенного судебного решения, суду следует привлекать для участия в деле орган опеки и попечи­тельства, а в судебном акте об удовлетворении заявленных требований необходимо возложить на орган опеки и попечительства соответ­ствующую обязанность.

Органы прокуратуры при этом, осуществляя надзор за испол­нением законов органами опеки и попечительства, будут проверять надлежащее исполнение указанными органами возложенной на них обязанности.

Кроме того, в целях решения исследуемой проблемы, возможно, внести изменения в Закон о защите инвалидов, предусматривающие возможность замены права инвалида на получение жилого помещения или дополнительной жилой площади правом на получение денежной компенсации с обязательным указанием на исключительный вариант расходования таких денежных средств – приобретение жилого помещения. Такая оговорка обеспечит защиту жилищных прав инвалидов, а также исключит возможную недобросовестность с их стороны, выраженную в расходовании компенсации на удовлетворение иных потребностей, кроме жилищных.

Читайте так же:  Как получить льготы по потере кормильца

http://sibac.info/conf/jurisprudence/vii/99186

Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан

Коптева Л.И., начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина определена в качестве одной из важнейших обязанностей государства.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрен в качестве важнейшей функции органов прокуратуры.

В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. В его работе особое внимание уделяется надзору за соблюдением федеральными органами исполнительной власти трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав и свобод граждан, за законностью издаваемых ими и их должностными лицами правовых актов в этой сфере, контролю за организацией работы прокуратур субъектов Российской Федерации на данном направлении надзорной деятельности.

Многие ущемленные в правах граждане ищут защиту своих прав прежде всего на досудебной стадии, в том числе в органах прокуратуры, поскольку судебные процедуры весьма длительны и связаны со значительными материальными и временными затратами. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется эффективно и в короткие сроки.

Органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2011 г. выявлено свыше 2,8 млн. нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 185 тыс. протестов, должностным лицам внесено более 330 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 255 тыс. виновных лиц; направлено в суды 777 тыс. исков и заявлений, подавляющее большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 163 тыс. лиц, объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона 53 тыс. должностных лиц, возбуждено 13,9 тыс. уголовных дел.

Наиболее востребованным остается прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан. Он специфичен и многогранен, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Внимание прокуроров сосредоточено на защите прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых и других социально незащищенных слоев населения. На постоянной основе прокурорами проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении их жилищных, пенсионных прав, при назначении пособий, предоставлении мер социальной поддержки, оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении, доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

Прокуроры активно используют имеющиеся полномочия по защите прав указанных лиц в судебном порядке, имея в виду, что они по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд, и исходя из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования, применяемой наряду с такими мерами прокурорского воздействия, как протест, представление, предостережение, и позволяющей существенно повысить их результативность, добиться реального восстановления нарушенных прав.

Мерами прокурорского реагирования пресечены многочисленные нарушения действующего законодательства со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц при решении вопросов о постановке на жилищный учет участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Постоянный надзор за реализацией органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления положений Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» позволил обеспечить жильем значительное число ветеранов.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокурорами субъектов Федерации организован мониторинг складывающейся ситуации, в том числе с соблюдением прав на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд, охрану труда, защиту от безработицы. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об их многочисленных нарушениях со стороны как работодателей, так и должностных лиц разного уровня.

Только в первом полугодии 2012 г. выявлено свыше 682 тыс. нарушений трудового законодательства, опротестовано 30,7 тыс. незаконных правовых актов; в целях устранения нарушений закона внесено более 42 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 33,8 тыс. человек; по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 25,4 тыс. правонарушителей, в том числе 363 должностных лица дисквалифицированы; объявлено около 6 тыс. предостережений о недопустимости нарушений закона. В интересах работников в суды направлено около 311 тыс. исков и заявлений на сумму более 4,6 млрд. руб. По материалам прокурорских проверок органами следствия возбуждено 434 уголовных дела.

Под особым контролем прокуроров в 2011 г., в первом полугодии 2012 г. находилась ситуация с соблюдением избирательных прав граждан.

Во многом стабильное состояние законности в период федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации было обеспечено надлежащей работой органов прокуратуры, организованной в соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации».

Для своевременного выявления, пресечения, предупреждения и устранения нарушений в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и во всех прокуратурах субъектов Федерации были созданы рабочие группы, налажен систематический обмен информацией о состоянии законности с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями, организованы дежурства и прием граждан в выходные дни на период избирательных кампаний и непосредственно в дни выборов, обеспечен постоянный мониторинг общественно-политической ситуации. В результате принятых мер удалось своевременно пресечь и устранить нарушения активного избирательного права.

Читайте так же:  Общие основания назначения пенсии по инвалидности

Актуальным и важным остается соблюдение конституционного права граждан собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования с целью свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам жизни страны. Обеспечению законности при проведении публичных мероприятий прокурорами уделяется значительное внимание.

Закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является важнейшим средством осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов, одной из форм участия граждан в управлении делами государства и местного самоуправления, инструментом взаимодействия личности и публичной власти.

В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализируется практика применения ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, который установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

За истекший с момента введения этой нормы период (с 25.07.2011) органами прокуратуры возбуждено свыше 5 тыс. административных дел указанной категории, по которым почти 3,4 тыс. должностных лиц привлечено мировыми судьями к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 16,5 млн. рублей.

Наибольшее число дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления — 4002; в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в федеральных округах, субъектах Российской Федерации, городах и районах — почти 500, органов власти субъектов Российской Федерации — чуть менее 200.

В большинстве случаев поводом для возбуждения дел об административном правонарушении послужило игнорирование должностными лицами требования Закона о рассмотрении обращений в 30-дневный срок. Такие факты выявлены практически во всех регионах. В некоторых случаях должностными лицами ответы на обращения граждан не давались при отсутствии оснований для оставления обращений без рассмотрения, чем грубо нарушалось конституционное право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Нередко должностными лицами не обеспечивается всестороннее рассмотрение доводов граждан, отсутствует контроль за порядком рассмотрения их обращений, что свидетельствует об уклонении отдельных должностных лиц от выполнения возложенных на них полномочий.

Надзор за соблюдением прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления остается одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/57638-prokurorskij-nadzor-soblyudeniem-socialnykh-prav-grazhdan

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Научный доклад «Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты прав инвалидов»

Нормативные акты

06 марта 2020, 16:20

05 марта 2020, 16:24

Видео (кликните для воспроизведения).

20 февраля 2020, 13:55

Постановления
Европейского Суда
по правам человека

05 марта 2020, 11:58

28 января 2020, 11:46

Научно-методические
материалы

Судебная практика
Российской Федерации

Статистические
данные

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2020 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2020
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

http://genproc.gov.ru/documents/nauka/execution/document-1143291/

Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Дата публикации: 20.08.2019 2019-08-20

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Сиваева А. А. Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Молодой ученый. — 2019. — №34. — С. 175-177. — URL https://moluch.ru/archive/272/62072/ (дата обращения: 12.03.2020).

На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Ключевые слова: прокурорский надзор, права человека и гражданина, проблемы, закон.

The article deals with some issues of prosecutorial supervision over the observance of human and civil rights. On the basis of the analysis of the nature and subject of this branch of supervision, specific proposals for improving the legislation on the Prosecutor’s office are determined.

Keywords: public Prosecutor’s supervision, the rights of man and of the citizen, challenges the law.

Объем прав и свобод человека, защищался органами правосудия, расширялся наряду с тем, как в процессе исторического развития государство законодательно признавала их новые виды. Исторически первыми государством были гарантированы гражданские и политические права человека (liberte). По сути эти права фактически является свободами — гарантируют человеку защиту от злоупотреблений (неправильного применения) публичной власти. Ко второму поколению прав и свобод относится группа социально-экономических и культурных прав (egalite). Третьим поколением является группа коллективных (солидарных) прав и свобод человека (fraternite). Четвертым — права человека в информационном обществе (коммуникационные права).

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль надзора появилась в законе «О прокуратуре» в 1995 году и по настоящий момент является одной из приоритетных отраслей, поскольку население чаще всего за защитой своих нарушенных прав обращается в органы прокуратуры, нежели в адвокатуру и суды, поскольку в первом случае их обращения рассматриваются быстрее.

Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как отдельного направления прокурорской деятельности имеет большую практическую ценность.

Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, который должен обеспечить выполнение закона и его верховенство во всех сферах жизнедеятельности общества.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — России, представляет и защищает общественные интересы и интересы физических и юридических лиц. Основное содержание деятельности прокуратуры — надзор за соблюдением и правильным применением законов, регулирующих различные блоки социально-экономической жизни общества, по своей сути должен обеспечить точное и одинаковое их применение.

Читайте так же:  Электрогазосварщик стаж для пенсии

Предмет и объекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ст. 26 Закона о прокуратуре и составляет деятельность государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и их должностных лиц по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и иных законодательных актах.

Реализация прокурором его полномочий осуществляется в форме соответствующих актов, являющихся юридическими фактами, порождающими прокурорско-наглядные правоотношения между прокурором, с одной стороны, и соответствующими должностными лицами, коллегиальными органами предприятий, учреждений и организаций (а в ряде случаев — и с гражданами) — с другой.

Выделение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в самостоятельную отрасль надзора является спорным. Так, О. О. Небратенко рассматривает данную отрасль прокурорского надзора как один из элементов несудебного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина [3, С.38].

Анализ законодательного регулирования надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина позволяет, с позиции О. А. Кожевникова [2, С.111], считать, что данное направление (гл. 3) было выделено искусственно. При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокурор, во-первых, использует те же полномочия, что и в общем надзоре.

Во-вторых, прокурор в данной отрасли надзора обладает и специальными полномочиями, к которым, в первую очередь, относится право прокурора рассматривать и проверять заявления жалобы и иные сообщения о нарушении прав личности; осуществляет дачу разъяснений пострадавшим порядка защиты их нарушенных прав; право предупреждать и пресекать нарушение прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и принимать меры по возмещению причиненного ущерба; при наличии оснований может принимать меры по уголовному преследованию.

Прокуратура оценивает деятельность юридических и физических лиц с точки зрения соответствия ее закону, не вмешиваясь при этом в решение их хозяйственных и оперативно-распорядительных задач.

Предметом данной отрасли прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами. Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которые данные законы распространяются. В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» прописаны эти лица.

Также тампрописано исключение: исполнением законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Объектом прокурорского надзора являются организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов.

Приведем пример, так, объектом прокурорского надзора может бытьорган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, орган местного самоуправления, федеральное министерство и др.

В процессе прокурорского надзора возможно вовлечение нескольких субъектов и объектов одновременно: например, несколько прокуроров могут одновременном проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения. Предметом данного вида надзора является деятельность государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и их должностных лиц по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и иных законодательных актах. Все эти права и свободы можно разделить на три большие группы [5].

Так, прокурорами Ольгинского, Черниговского районов, Уссурийским городским прокурором, г. Артема, прокурором ЗАТО г. Большой Камень ряду работодателей внесены представления по фактам отсутствия в локальных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Во исполнение представлений прокуроров работодателями в локальных правовых актах предусмотрены сроки выплаты заработной платы, порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Первая группа прав включает в себя личные права и свободы: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право на неприкосновенность жилища.

Эти права принадлежат как человеку, так и гражданину, являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат человеку от рождения.

Вторую группу прав образуют политические права, к которым относятся: право на свободу мысли и слова, право на объединения, право проводить митинги, демонстрации, шествия; право избирать и быть избранным. С помощью этого блока прав обеспечивается возможность граждан участвовать в политической жизни страны.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические права, в частности: право частной собственности, право на социальное обеспечение, право свободно распоряжаться своими способностями, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

С помощью данной группы прав государство обеспечивает выполнение социальной функции. Однако масштабная проверка соблюдения прав инвалидов выявила целый ряд нарушений их социальных прав: нарушаются права на получение необходимых лекарств, назначения пенсий и иных выплат.

Также нарушения выявлены в области медицины и здравоохранения, в частности, много объектов здравоохранения не соответствуют требованиям законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нуждаются в капитальном ремонте, не обеспечены необходимым оборудованием и медикаментами [4, С.3].

Таким образом, надзор, осуществляемый сейчас за исполнением законов в сфере государственного управления, экономики, охраны прав и свобод граждан, то есть в области прокурорского надзора, привыкли называть общим универсальным наблюдением, вызывает острые дискуссии, и необходимо предпринимать меры по урегулированию прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина.

  1. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
  2. Кожевников О. А. О направлениях деятельности прокуратуры // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С.111.
  3. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. — Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015.
  4. Паламарчук А. В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан// Законность.2012. № 9.С.3.
  5. Азизова В. Т. Сущность и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина // Наука сегодня. — 2017. — № 5. С.32.

http://moluch.ru/archive/272/62072/

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов

25.06.2018 под председательством прокурора области Владимира Фалилеева состоялось заседание коллегии прокуратуры области, на котором рассмотрен вопрос: «О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав инвалидов».

Читайте так же:  Пенсия по выслуге лет госслужащим

Органами государственной власти и местного самоуправления проводится работа по реализации экономических и социальных прав инвалидов, на их интеграцию в общество. Органы прокуратуры принимают меры к выявлению и пресечению нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Вместе с тем многочисленные обращения в органы прокуратуры лиц с ограниченными возможностями, публикации в СМИ, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о правовых и организационных проблемах, возникающих при реализации инвалидами своих прав в сфере социальной защиты.

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов по-прежнему является одним из приоритетных, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности.

В 2017 году прокурорами выявлено более 1 500 нарушений законов, за 5 месяцев 2018 года – 860 нарушений. В полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось число внесенных актов прокурорского реагирования.

Повсеместно нарушаются права инвалидов при оказании медицинской помощи, обеспечении их жизненно важными лекарствами. Причинами этих нарушений является не только недостаточность финансирования расходов из бюджетов, но и несвоевременное формирование потребности в лекарствах со стороны уполномоченных медицинских организаций.

Распространены нарушения трудовых прав инвалидов, выразившиеся в увеличении продолжительности рабочего времени, сокращении отпуска. Зачастую работодателями не принимаются локальные акты о выделении рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов, ненадлежащим образом представляются либо не представляются сведения в органы занятости.

Допускаются массовые нарушения законодательства при осуществлении мероприятий по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктур. Такие нарушения распространены в медицинских, фармацевтических, образовательных организациях, предприятиях розничной торговли и общественного питания. Органами местного самоуправления, государственными, муниципальными учреждениями, коммерческими организациями не всегда соблюдаются требования о выделении бесплатных мест для парковки транспортных средств инвалидов.

Более всего таких нарушений выявлено в Дзержинском, Калининском, Кировском, Советском, Искитимском, Карасукском, Кочковском, Купинском, Северном, Тогучинском районах.

В целях решения задач совершенствования прокурорского надзора и активизации деятельности по защите прав инвалидов решением коллегии предусмотрен комплекс мер.

http://kriminal54.ru/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-zaschity-prav-invalidov-14953

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратурой области проведён анализ состояния законности и прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов.

Прокуратура области (Ивановская область). 15 августа 2019

Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов является одним из приоритетных, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности.

В первом полугодии 2019 г. органами прокуратуры области выявлено 472 нарушения прав инвалидов, в суды направлено 56 исков (заявлений), внесено 222 представления, по результатам рассмотрения которых 175 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 14 лиц привлечено к административной ответственности.

Нарушения прав инвалидов установлены в деятельности Государственного учреждения Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ИРО ФСС), Департаментов здравоохранения и социальной защиты населения Ивановской области, органов социальной защиты населения и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, образовательных организаций, учреждений здравоохранения и организаций социального обслуживания.

Средствами прокурорского надзора органы прокуратуры добились реального восстановления нарушенных прав граждан, возмещения причиненного инвалидам ущерба.

Так, по иску прокуратуры области решением суда в пользу инвалида 2 группы с УМВД России взыскана единовременная материальная помощь в связи с заболеванием, полученным в период службы, в размере 157 тыс. рублей.

После прокурорского вмешательства восстановлены права гражданина на получение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и соответствующих ему мер социальной поддержки.

Органами прокуратуры области принимались меры прокурорского реагирования в связи с необеспечением инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами. Так, прокуратурой области и прокуратурой Палехского района в суды направлены 2 заявления о понуждении Департамента здравоохранения Ивановской области обеспечить инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами. Решением суда иск прокуратуры области удовлетворён, судебный акт вступил в законную силу. Исковое заявление прокурора Палехского района находится на рассмотрении в суде.

Органами прокуратуры области выявлялись незаконные положения в муниципальных нормативных правовых актах, использовались имеющиеся полномочия по участию в разработке и приятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в области защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В двух районах области до вмешательства органов прокуратуры отсутствовали муниципальные комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

По требованию органов прокуратуры приведены в соответствие с федеральным законодательством Административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, ограничивающих права маломобильных групп населения на получение соответствующих услуг.

В результате принятых мер прокурорского реагирования оборудованы парковки для инвалидов возле учреждений культуры, здравоохранения, образовательных организаций, зданий органов местного самоуправления, Пенсионного фонда, торгово-развлекательных комплексов. Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Органами прокуратуры области защищены права лиц с ограниченными возможностями на получение информации, размещенной на официальных сайтах органов местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений, оказывающих социально значимые услуги.

В ходе проведения проверок выявлялись нарушения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, жилыми помещениями, получение социальной помощи в учреждениях социального обслуживания.

В результате вмешательства прокуратуры подъезд многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудован пандусом.

Судом удовлетворены исковые требования прокурора о проведении капитального ремонта жилого помещения, в котором проживает инвалид. В настоящее время разработана проектно-сметная документация по оборудованию жилого помещения газовым отоплением.

Работа, направленная на защиту прав инвалидов, продолжена.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1676674/

Прокурорский надзор за соблюдением прав инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here