Профстандарт ассистента по оказанию технической помощи инвалидам

О введении в школе должностей тьютора и ассистента для сопровождения детей с ОВЗ

Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07, в котором содержатся разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью (далее – Разъяснения), в частности, о введении в штатное расписание образовательной организации должностей тьютора и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (далее – ассистент (помощник)).

Согласно профстандарту, ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение , или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.

Примечание. В ближайшее время состоится широкое обсуждение в регионах, образовательных организациях, общественных организациях инвалидов, комитетах Государственной Думы, Совета Федерации, комиссиях Общественной палаты проекта Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 12 апреля 2017 г. N 351н «Об утверждении профессионального стандарта «АССИСТЕНТ (ПОМОЩНИК) ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

– к Ассистенту по оказанию технической помощи (квалификационный уровень 3) предъявляются следующие требования к образованию и обучению:

–Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте или

-Профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих “Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к опыту практической работы: отсутствуют.

Учебный центр “Навигатор обучения” реализует программу профессиональной подготовки по должности служащего “Ассистент по оказанию технической помощи ”.

Курс направлен на эффективное выполнение деятельности по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

По завершению курса Вы будете уметь эффективно оказывать техническую помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности.

Содержание образовательной программы:

Модуль 1. Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Спасибо!

Вы успешно стали нашим подписчиком.

  • Главная
  • Защита прав
  • Новости
  • Ассистенты для людей с инвалидностью

Ассистенты для людей с инвалидностью

Министерство труда и социальной защиты Российской федерации утвердило приказ от 12 апреля 2017 г. N 351н (Зарегистрировано в Минюсте России 4 мая 2017 г.), который утвердил профессиональный стандарт «ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно приказу, основная цель вида профессиональной деятельности ассистента – оказание технической помощи /предоставление социальных услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности.

В соответствии с утвержденным профессиональным стандартом ассистент (помощник) должен обладать необходимыми специальными знаниями:

Функциями ассистента (помощника) отличаются в зависимости от работы с конкретными категориями лиц. Всего таких категорий четыре, они определены по основным критериям ограничений жизнедеятельности:

  • нарушение способности к самообслуживанию;
  • нарушение способности к передвижению;
  • нарушение способности к ориентации;
  • нарушение способности к общению.

Например, при работе с лицами с нарушениями способности к самообслуживанию в функции помощника входит:

  • оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий);
  • оказание помощи в одевании и раздевании;
  • оказание помощи в ведении записей, приведение в порядок рабочего места и подготовка необходимых принадлежностей;
  • оказание помощи при пользовании столовой посудой и приборами, в соблюдении личной гигиены во время принятия пищи;
  • оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях;
  • организация присутствия медицинского работника при необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций;
  • оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.

При работе с лицами с нарушениями способности к ориентации:

  • подбор необходимого способа донесения инвалиду и лицу с ограниченными возможностями здоровья информации о внешней обстановке на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, месте отдыха;
  • описание основных визуальных, звуковых и тактильных особенностей окружающей среды инвалиду и лицу с ограниченными возможностями здоровья;
  • помощь в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры по атрибутам пространственных ориентиров.
Читайте так же:  Компенсационные выплаты не облагаемые ндфл

Полный список гораздо шире. Стандартом также определены особые условия допуска к работе. Требования к образованию и обучению для помощника: среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Кроме того, к работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством и прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязанности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ в школе

С 2011 года в России реализуется государственная программа «Доступная среда», в рамках которой в более чем 9,5 тысячи школ (22%от общего количества) созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающих с ОВЗ и инвалидностью» (далее –Письмо), в приложении к которому даны «Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее — Разъяснения).

Согласно Разъяснениям, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ « понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся ».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Профстандарт ассистента по оказанию технической помощи инвалидам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2017 г. № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2017 г.
Регистрационный № 46612

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 апреля 2017 г. № 351н

Профессиональный стандарт
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

988
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья 03.012
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности
5311 Помощники по уходу за детьми 5321 Помощники по уходу за больными
5322 Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными на дому 5329 Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными, не входящие в другие группы
(код ОКЗ*(1)) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

88.10 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
(код ОКВЭД*(2)) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья 3 Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию А/01.3 3
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению А/02.3 3
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации А/03.3 3
Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению А/04.3 3
Читайте так же:  Налоговые льготы для работников с детьми

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Код А Уровень квалификации 3
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала А
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий Ассистент по оказанию технической помощи
Требования к образованию и обучению Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте или Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»*(3)
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации*(4) Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(5)
Другие характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 5311 Помощник по уходу за детьми
5321 Помощники по уходу за больными
5322 Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными на дому
5329 Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными, не входящие в другие группы

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», город Москва
Ректор Починок Наталья Борисовна

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1 Благотворительный Фонд «Даунсайд Ап», город Москва
2 ГБСУСО МО «Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», поселок Уваровка, Можайский район, Московская область
3 ГБУ «Городской психолого-педагогический центр ДОгМ», город Москва
4 ГКУСО МО «Луховицкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», село Матыра, Луховицкий район, Московская область
5 ООО «Центр сурдопереводческого сопровождения», город Москва
6 ОООИ «Всероссийское общество глухих», город Москва
7 УМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Социология и социальная работа», город Москва

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) После включения в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

*(4) Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2010, № 52, ст. 7002; 2012, № 14, ст. 1553; 2015, № 29, ст. 4363).

*(5) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (подготовлен Минтрудом России 15.04.2016)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».

Министр М.А. Топилин

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

(Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья)

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам.
Группа занятий:
3221 Средний медицинский персонал по уходу 3412 Социальные работники
(код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
88.10 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
(код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)
Читайте так же:  Квота на операцию опухоль головного мозга
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код Наименование Уровень квалификации Наименование Код уровень (подуровень) квалификации
А Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья 3 Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию А/01.3 3
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению А/02.3
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации А/03.3
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению А/04.3

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Обзор документа

Разработан профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».

Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях — разработчиках.

К трудовым функциям относятся оказание помощи при нарушении способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению.

Профстандарт ассистента по оказанию технической помощи инвалидам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Утвержден профстандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

В нем определены трудовые функции, закреплены требования к уровню образования, опыту работы, знаниям и умениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, подготовке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Их также используют при разработке профессиональных образовательных программ.

Профессиональный стандарт «АССИСТЕНТ (ПОМОЩНИК)»

16 мая 2017г. вступил в действие профессиональный стандарт «АССИСТЕНТ (ПОМОЩНИК) ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержденный приказом Минтруда РФ 12.04.2017г. № 351н.
Профессиональный стандарт — это требования к квалификации работника для осуществления им определенной профессиональной деятельности.
Стандарт, предъявляемый к профессии «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможн … остями здоровья», содержит следующие требования:
1. Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте или профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
2. Отсутствие судимости.
3. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством РФ.

Стандарт разделяет эту профессию на 4 типа по видам нарушения здоровья:
1. Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию.
2. Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению.
3. Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации.
4. Оказание технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению.
Затем для каждого вида определяется перечень трудовых функций, умений и знаний.

Кто мы

Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»

ИНН 7728401787
КПП 772801001
ОГРН 11377990160246

Профессиональное обучение по программе «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (144 ч.)

Скидки

Выберите подходящий вариант оплаты:

  • Записаться и оплатить в льготный период (до 01 августа 2019 г.) — 3200 руб. на 1 человека.
  • Записаться в льготный период (до 01 августа 2019 г.). Оплатить до начала обучения — 3200 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить после льготного периода — 3800 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить в льготный период (до 01 августа 2019 г.) — 3000 руб. на 1 человека.
  • Записаться в льготный период (до 01 августа 2019 г.). Оплатить до начала обучения — 3000 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить после льготного периода — 3400 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить в льготный период (до 01 августа 2019 г.) — 2600 руб. на 1 человека.
  • Записаться в льготный период (до 01 августа 2019 г.). Оплатить до начала обучения — 2600 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить после льготного периода — 3000 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить в льготный период (до 01 августа 2019 г.) — 2400 руб. на 1 человека.
  • Записаться в льготный период (до 01 августа 2019 г.). Оплатить до начала обучения — 2400 руб. на 1 человека.
  • Записаться и оплатить после льготного периода — 2680 руб. на 1 человека.
  • Описание и содержание
  • Отзывы (1)
  • Лицензия
  • Обложка для свидетельства о профессии рабочего, должности служащего (установленного образца). Приобрести (по желанию).
Читайте так же:  Льготы пенсионерам 40 лет трудового стажа

О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Дата подписания: 20 февраля 2019 г
Номер документа: ТС-551-07
Опубликовано на портале: 22 февраля 2019 г

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

О сопровождении
образования обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на л. в 1 экз.

Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – приказ № 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный № 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

Читайте так же:  Основоположник права социального обеспечения

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный № 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

  1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
  2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
  3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе
    с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
  4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
  5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
  6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ № 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

Источники

Профстандарт ассистента по оказанию технической помощи инвалидам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here