Признание граждан малоимущими местному самоуправлению

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

​Малоимущий в России: докажи и получи поддержку государства

Малоимущими могут назвать себя граждане России, которые получают доходы в размере меньшем, чем прожиточный минимум. В каждом регионе страны цифра своя, так же, как и законы, регламентирующие процедуру присвоения официального статуса.

Статус необходим, если человек хочет получить поддержку от государства, хотя сбор документов для проведения процедуры может быть нелегким и долгим. Но есть причины, по которым попытаться все же стоит.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург
  • Права и обязанности малоимущих граждан

    Признанные малоимущими граждане имеют некоторые особенные права и обязанности, установленные нормативно-правовыми актами различного уровня, могут получать помощь муниципального, регионального и федерального уровней.

    Среди прочих видов социальной поддержки им предоставляются:

    • субсидии, денежные пособия, налоговые льготы и стипендии, единовременные выплаты.
    • получение квартиры по договору социального найма.
    • лекарства, предметы гардероба, топливо, еда.
    • услуги, в том числе путевки в различные учреждения для лечения и отдыха, медицинское обслуживание, помощь юридического характера, льготы в процессе получения образования.

    Для них каждый субъект Российской Федерации может разработать свои учетные нормы. Стоит знать, что семья признается нуждающейся в жилье в общепринятом формате, а именно если на каждого из ее членов приходится меньший размер жилплощади, нежели минимум квадратных метров помещения жилья, рассчитанного на одного проживающего.

    Читайте так же:  Почему у работающих пенсионеров забирают часть пенсии

    Требования к потенциальным владельцам социального жилья устанавливаются редакцией ЖК РФ от первого марта 2005 года.

    Среди обязательств малоимущих граждан — необходимость в течение 14-ти дней с момента изменения положения дел семьи сообщать об этом ответственным органам, если данные изменения могут стать основанием для отказа или, наоборот, продления господдержки. В числе прочего к таким моментам относится изменения состава семьи, доходов и другое.

    Как определить, является ли человек малоимущим?

    На разных территориях страны могут работать местные законы, которые устанавливают свои правила определения человека либо семьи малоимущей. Например, могут различаться финансовые пороги, за пределами которых начинается бедность. Основные критерии, по которым человека относят к категории малоимущих, все-таки совпадают.

    • имущественная обеспеченность (С) семьи,
    • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

    Имущественная обеспеченность состоит из совокупного дохода членов семьи (Дсем), а также полной стоимости имущества, подлежащего налогообложению (И). Полная стоимость исключает только стоимость жилья и сочетается из кадастровой стоимости земли и рыночной стоимости транспортных средств, гаражей, акций предприятий, накоплений и прочего.

    Из списка учитываемых денежных поступлений в разных муниципалитетах могут быть исключены выплаты социального характера, в том числе льготы.

    Денежный доход семьи вычисляется по формуле:

    (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

    Установлены такие коэффициенты трудовой участи: Петров П.О. — 0,25. Романов П.Л. — 1,5. Махорин С.П. — 0,75.

    • Дсем.сов — это совокупный доход каждого, кто является частью семьи. Учитываются за два календарных года, предваряющих год оформления заявления на признание малоимущим;
    • Тдох — период учета доходов претендентов на статус малоимущего в месяцах (24);
    • Числ.чл.сем — число членов семьи: супруги, несовершеннолетние, совместно проживающие люди;
    • Пр.мин — прожиточный минимум на душу населения, утвержденный на и действующий на территории в момент обращения заявителя;
    • Т — расчетный период в месяцах устанавливается в муниципалитетах исходя из темпов обеспечения жильем соцнайма жителей территории.

    Основание для признания всегда одно — материальная несостоятельность человека или семьи, что еще необходимо доказать, собрав большой пакет документов.

    Порядок присвоения статуса малоимущего регулируют местные органы самоуправления, что в каждом отдельном субъекте РФ регламентируется специальным законом.

    По общим, усредненным правилам, статус малоимущего может получить одиноко проживающий гражданин или семья, когда доход каждого представителя ниже установленного прожиточного минимума.

    Рассчитывается среднедушевой доход по формуле: сначала необходимо разделить на три сумму общих доходов всех работающих членов семьи, полученную в предыдущие три месяца, а затем получившееся число поделить на цифру — количество представителей семьи. Данные вычисления установлены ФЗ № 44 от пятого апреля 2003 года.

    Все взрослые обязаны либо получать образование, либо официально трудоустроиться, либо отметиться в службе занятости в качестве соискателя.

    В отдельных случаях государство выделяет жилье для переселенцев и беженцев.

    Хотите снять квартиру через агентство, чтобы сэкономит время? Узнайте, как это сделать правильно, прочитав нашу статью.

    Рассчитать кадастровую стоимость квартиры сможет даже обычный человек. Подробная инструкция есть здесь.

    Порядок признания гражданина малоимущим

    Чтобы началась процедура признания нового статуса, необходимо:

    Собрать документы, подтверждающие право на статус

    • удостоверение личности, гражданства с подтверждением места жительства,
    • ИНН,
    • бумаги, свидетельствующие о составе семьи,
    • справки о получаемых каждом участником семьи доходах за два предшествующих года,
    • свидетельствующие о стоимости движимого и недвижимого имущества справки.

    Сдать достоверный документный пакет в жилищный отдел местной администрации

    Там же может выясниться необходимость добавить недостающие справки, бумаги — в разных муниципальных образованиях набор может отличаться.

    Дождаться решения жилищной комиссии

    Она даст свое заключение только через месяц, после чего на заявителя будет отправлено почтовое уведомление с результатом рассмотрения запроса.

    О формах поддержки люди и семьи, признанные малообеспеченными, должны узнавать в органах местного самоуправления, так как помощь различается в зависимости от условий проживания, прожиточного минимума, законодательных актов, действующих на территории, состава семей и других обстоятельств.

    Таким образом, несмотря на непростой процесс оформления статуса малоимущего, людям, которые считают себя таковыми попытаться оформить его официально следует.

    Это и льготы, и социальные выплаты, и помощь юридического характера. О том, что именно необходимо делать для приобретения статуса, полноценную и актуальную информацию можно получить в администрации муниципалитета, являющегося местом проживания гражданина. Только там смогут ответить на частные вопросы, касающиеся местных норм права, регулирующих социальную сферу.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма

    Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (http://base.garant.ru/12138291/7/#block_4902″ rel=»nofollow»>ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

    ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

    Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

    Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

    Читайте так же:  Иск к пенсионному фонду трудовой стаж

    Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (http://base.garant.ru/12138291/7/#block_4902″ rel=»nofollow»>ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (http://base.garant.ru/12138291/7/#block_5201″ rel=»nofollow»>ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

    Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (http://base.garant.ru/12138291/7/#block_5207″ rel=»nofollow»>ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (http://base.garant.ru/12138291/1/#p_162″ rel=»nofollow»>п. 3, http://base.garant.ru/12138291/1/#block_130007″ rel=»nofollow»>п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (http://base.garant.ru/12138291/1/#block_140012″ rel=»nofollow»>п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

    Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (http://base.garant.ru/12138291/7/#block_5601″ rel=»nofollow»>ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

    • подача заявления о снятии с учета;
    • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
    • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
    • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
    • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
    • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

    Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

    Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

    Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения http://base.garant.ru/12138291/» rel=»nofollow»>Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

    Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

    Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в http://base.garant.ru/12138291/7/#block_5601″ rel=»nofollow»>ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

    Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

    Читайте так же:  Пенсия 3 группа инвалидности размер пенсии

    Порядок и основания признания граждан малоимущими

    раждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий:

    1) среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает размера дохода, определяемого органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона;

    2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, составляет менее величины, определяемой органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона. 1. При определении соответствия заявителя условию, установленному пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Закона, органами местного самоуправления должны быть выполнены следующие действия:

    1) определен среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) в порядке, установленном частями 2 — 6 настоящей статьи;

    2) определен размер дохода, необходимого для признания граждан малоимущими, в порядке, установленном частями 7 — 9 настоящей статьи;

    3) на основании сравнения показателей, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должно быть принято решение о соответствии заявителя условию, установленному пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Закона.

    2. При расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи заявителя (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, в том числе:

    1) предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации;

    2) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

    3) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

    4) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

    5) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

    а) пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

    б) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

    в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

    г) пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    е) ежемесячное пособие на ребенка;

    ж) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в отношениях с организациями на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

    з) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;

    и) ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

    к) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    л) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем пункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, организациями;

    6) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;

    7) доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);

    8) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации;

    9) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы;

    10) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;

    Читайте так же:  Единовременное денежное пособие военнослужащим

    11) материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

    12) авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах;

    13) доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;

    14) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;

    15) алименты, получаемые членами семьи;

    16) проценты по банковским вкладам;

    17) наследуемые и подаренные денежные средства;

    18) денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, организациями.

    3. При расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) не учитываются:

    1) государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

    2) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

    4. Из среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) исключается сумма уплаченных алиментов.

    5. В целях настоящего Закона среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) определяется за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему месяцу обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

    6. При расчете органами местного самоуправления среднедушевого дохода семьи заявителя (дохода одиноко проживающего гражданина) доходы, сведения о которых представлены гражданами при подаче заявления о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов.

    7. Размер дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимый для признания граждан малоимущими, устанавливается органами местного самоуправления за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему месяцу обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

    8. Размер дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимый для признания граждан малоимущими, устанавливается органами местного самоуправления ежегодно в размере не менее однократной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в соответствии с Законом Самарской области «О порядке установления величины прожиточного минимума в Самарской области».

    9. Граждане могут быть признаны малоимущими в случае, если среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает установленного органами местного самоуправления размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими.

    1. При установлении органами местного самоуправления стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, учитываются:

    1) инвентаризационная стоимость жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений;

    2) нормативная цена земли (до применения кадастровой стоимости земельных участков);

    3) стоимость транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения транспортным налогом, определяемая в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

    2. Условие, установленное пунктом 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона, считается соблюденным, если общая стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, окажется меньше стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Стоимость указанного жилого помещения рассчитывается по формуле:

    СЖ = СМ x НП x ЧС,

    СЖ — стоимость жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

    СМ — стоимость одного квадратного метра жилья по соответствующему муниципальному образованию, устанавливаемая органами местного самоуправления;

    НП — норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, устанавливаемая органами местного самоуправления;

    ЧС — количество членов семьи заявителя.

    3. Стоимость имущества, указанного в пункте 3 части 1 настоящей статьи, определяется по формуле:

    СТС — стоимость транспортного средства;

    ОЦ — отпускная цена транспортного средства, устанавливаемая организацией-изготовителем и определяемая на основании данных федерального органа исполнительной власти по статистике;

    k — поправочный коэффициент от 1 до 0,1, уменьшающий стоимость транспортного средства из расчета 10 процентов за каждый год его эксплуатации.

    4. При отнесении заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) к категории малоимущих имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей долевой собственности нескольких граждан или в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, а также имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей совместной собственности нескольких граждан, подлежит учету только в случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщиком налога на указанное имущество являются члены семьи заявителя (одиноко проживающий гражданин).

    5. Если в течение расчетного периода с имуществом, учитываемым в целях признания граждан малоимущими, были совершены гражданско-правовые сделки или иные действия, которые привели к его отчуждению, стоимость такого имущества учитывается как стоимость имущества, имеющегося в наличии в течение всего расчетного периода.

    6. В случае внесения изменений в настоящий Закон, принятия иных нормативных правовых актов Самарской области и (или) нормативных правовых актов органов местного самоуправления, влекущих уменьшение в последующем расчетном периоде размера дохода, указанного в части 7 статьи 4 настоящего Закона, такие изменения в последующие расчетные периоды не распространяются на граждан, ранее признанных малоимущими в целях принятия их на учет для предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

    Читайте так же:  Индексация военных пенсий последние

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10490 — | 7739 — или читать все.

    Признание граждан малоимущими

    Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

    Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам признанным таковыми органом местного самоуправления. При признании гражданина малоимущим орган местного самоуправления должен учитывать доход, приходящейся на каждого члена семьи, стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (квартиры, машины, земельные участки).

    В целях признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Башкортостан «О регулировании жилищных отношений в Республики Башкортостан решением Совета городского округа город Уфа Республики от 08.06.2006года №12/22 установлены:

    — учетная нормы площади жилого помещения исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – менее 12 кв.м. общей площади на одного человека;

    — норма предоставления площади жилого помещения), исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма — в размере от 14 до 18 кв.м. на одного человека;

    — установлен порог размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), который не должен превышать величину прожиточного минимума для соответствующей возрастной группы населения (прожиточному минимуму ребенка, для лиц старше 18 лет – прожиточному минимуму трудоспособного, прожиточному минимуму пенсионера) на момент подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

    — установлен порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, менее расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина).

    Расчетный показатель определяется как произведение нормы предоставления площади жилого помещения и рыночной стоимости 1кв.м. жилого помещении, установленных в городском округе город Уфа РБ.

    В 2010 году для признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением Совета городского округа город Уфа Республики установлены расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления по договору социального найма в 2010 году, исходя из нормы предоставления от 14 кв.м. до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья на вторичном рынке в размере 43000,50 рублей.

    — установлен период накопления денежных средств равный 10 годам, для приобретения гражданами жилых помещений.

    В настоящее время, граждане, проживающие в городе Уфе, должны обращаться по вопросам признания малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в администрацию районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан по месту жительства.

    Гражданин, который обращается с заявлением о признании его малоимущим, должен представить в администрацию района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по месту жительства следующие документы:

    — копия паспорта гражданина заявителя или иного документа, удостоверяющего личность гражданина заявителя, заверенные органом местного самоуправления;

    — документы о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина – заявителя;

    — копию финансово – лицевого счета;

    — справка о регистрации с места жительства

    — документы, подтверждающие источники доходов гражданина – заявителя и членов его семьи, а также супругов таких лиц в случае если они совместно не проживают, за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о признании гражданина малоимущим;

    — документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина – заявителя и членов семьи, а также супругов таких лиц если они совместно не проживают, имущества, подлежащего налогообложению.

    Орган местного самоуправления рассматривает представленные документы на комиссии по признанию граждан малоимущими, созданных в администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принимает решение об отказе или признании гражданина заявителя – малоимущим.

    После признания малоимущим, гражданин принимается на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма:

    — копия решения органа местного самоуправления о признании гражданина – заявителя малоимущим;

    — документы о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина – заявителя;

    — справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина – заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;

    — документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Гражданин – заявитель представляет документы в подлинниках либо копиях, верность которых засвидетельствована нотариально, либо заверенных в установленном порядке выдавшими соответствующий документ органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    Источники

    Признание граждан малоимущими местному самоуправлению
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here