Принципы применения налоговых льгот

Статья 3. Основные принципы установления налоговых льгот

Статья 3. Основные принципы установления налоговых льгот

Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий Смоленской области как субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законодательством;

налоговые льготы устанавливаются только категориям налогоплательщиков;

налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков на равных условиях;

при использовании налоговых льгот налогоплательщики пользуются равными правами;

не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

>
Цели установления налоговых льгот
Содержание
Закон Смоленской области от 3 июня 2004 г. N 23-з «О порядке и условиях предоставления льгот по налогам в Смоленской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 19. Принципы применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям и их операторам

Статья 19. Принципы применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям и их операторам

Основаниями для применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям являются низкая экономическая эффективность разработки месторождения, объективно обусловленная добычей углеводородов из остаточных запасов пониженного качества, забалансовых запасов в период опытно-промышленной эксплуатации с применением новых методов повышения нефтеизвлечения и не связанная с нарушениями условий рационального использования недр.

Решение о применении налоговых льгот (в части налогов, поступающих в областной бюджет) принимается органами государственной власти области применительно к конкретному нефтегазовому предприятию, ведущему поиски, разведку и добычу углеводородов на территории области с учетом затрат предприятия в качестве недропользователя на охрану окружающей природной среды и страхование экологического риска и совокупности уплачиваемых этим предприятием федеральных и областных налогов, в том числе в условиях соглашения о разделе продукции.

>
Пересмотр соглашений о разделе продукции и лицензионных соглашений при изменении экономических условий деятельности нефтегазовых.
Содержание
Закон Саратовской области от 16 ноября 1998 г. N 56-ЗСО «О разработке месторождений углеводородов на территории Саратовской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 2. Принципы предоставления налоговых льгот

Информация об изменениях:

Законом Нижегородской области от 21 августа 2000 г. N 120-3 в статью 2 настоящего Закона внесены изменения

Статья 2. Принципы предоставления налоговых льгот

Законодательное Собрание области ежегодно до принятия Закона об областном бюджете принимает Закон о налоговых льготах на предстоящий финансовый год.

Предоставление дополнительных налоговых льгот по налогам, поступающим в областной бюджет, осуществляется при уточнении бюджета с внесением изменений в Законы Нижегородской области об областном бюджете и о налоговых льготах на соответствующий финансовый год.

Устанавливаемые правовые основания для применения налоговых льгот должны отвечать принципу равных условий использования этих льгот плательщиками данного налога независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности.

Льготы в пределах сумм платежей, направляемых в областной бюджет, могут быть предоставлены только отдельным категориям плательщиков, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Под категорией плательщиков, являющихся юридическими лицами, понимается совокупность предприятий и организаций по видам деятельности и отраслевому признаку.

Под категорией плательщиков, если ими являются физические лица, понимается общность лиц (граждан) по определенному в соответствии с решениями органов государственной власти социальному или иному признаку.

Акты законодательства Нижегородской области о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов) или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговые льготы за счет областного бюджета субъектам инвестиционной деятельности предоставляются в соответствии с законодательством о налогообложении, Федеральными законами Российской Федерации от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также законами Нижегородской области, регламентирующими вопросы инвестиционной деятельности.

Налоговые льготы за счет областного бюджета базовым предприятиям и участникам территориально — производственных зон предоставляются нормативными правовыми актами Законодательного Собрания области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

>
Условия предоставления льгот
Содержание
Закон Нижегородской области от 25 марта 1998 г. N 110-З «О порядке предоставления налоговых льгот за счет областного.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговые льготы в 2020 году

Наступление 2020 года ознаменовало начало перемен во многих сферах общественной жизни. Изменения коснулись и налогового законодательства РФ.

Налоговые льготы: понятие и формы

Под налоговой льготой понимается преимущество, предоставляемое органами государственной власти и органами местного самоуправления определенным категориям плательщиков сборов. Предоставление льгот — важная часть политики государства по увеличению доходных статей бюджета.

Предоставляемое преимущество при уплате налогов может быть выражено в следующих формах:

  1. Налоговые вычеты. Ярким примером является налоговый вычет при приобретении недвижимого имущества, который действует только один раз;
  2. Сниженная ставка, учитываемая при налогообложении. В основном это относится к налогу на добавленную стоимость. На медицинские и детские товары действуют льготы в виде 10%. Во многих регионах действуют пониженные ставки на налоги на прибыль;
  3. Освобождение определенных категорий лиц от уплаты налога, к примеру пенсионеров;
  4. Уменьшение налога.
Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действий афганцам

Как оформить налоговые льготы

Получение налоговой льготы носит заявительный характер. Претендент должен обратиться в инспекцию федеральной налоговой службы с просьбой предоставления скидки или привилегии. В список документов входят:

  1. Подтверждение личности заявителя;
  2. Декларация по форме 3-налог на доходы физического лица;
  3. Справка о доходах;
  4. Документ, подтверждающий право гражданина на получение льготы;
  5. Индивидуальный номер налогоплательщика;
  6. Заявление.

Новое законодательство внесло коррективы, и в 2020 году заявители не обязаны предоставлять в налоговые органы доказательства того, что они имеют право на налоговые привилегии.

Налоговые льготы — часть политики государства, направленной на повышение благосостояния граждан и оказание поддержки незащищенным слоям населения.

Налоговые льготы: виды и способы их применения

Согласно НК РФ граждане обязаны своевременно перечислять определенное количество денег в казну. В зависимости от контекста сумма отчислений бывает достаточно обременительной. Однако ряд статей кодекса предусматривает послабления, представляющие собой налоговые льготы. Виды и способы их применения обусловлены категорией плательщика и объектом воздействия. О потенциальных возможностях использования бонусов налоговой системы — далее.

Налоговые льготы: виды и способы их применения

Льготы на имущество граждан

Для определенных категорий граждан существуют льготы на имущество. Они предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект.

Реализация права на налоговую льготу заключается в предоставлении в налоговую инспекцию документа, удостоверяющего личность и правоустанавливающих бумаг на имущество. В случае, если гражданин узнал о своем праве значительно позже его возникновения, он может обратиться с заявлением о перерасчете налога и возврате излишне уплаченных денежных средств в бюджет.

Если гражданин имеет право на получение льготы по нескольким видам имущества, ему предстоит сделать выбор в пользу одного.

Льготы на земельный налог и транспортные услуги

Налоговым кодексом установлена возможность полного освобождения от налогов физических лиц, которые принадлежат к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Категории лиц, отнесенные к льготникам, могут уменьшить кадастровую стоимость земельного участка, в соответствии с которой налог рассчитывается на цену шести соток земли.

Региональное законодательство устанавливает дополнительные льготы отдельным категориям граждан в соответствии со своей компетенцией.

Транспортный налог относится к категории местных налогов, поэтому все полученные средства перечисляются в доход муниципального образования.

Каждый муниципалитет вправе определять:

  1. Размер налога в соответствии с положениями налогового законодательства;
  2. Сроки, в течение которых гражданин обязан произвести платеж;
  3. Льготные категории граждан, способы предоставления.

Многие муниципальные образования предоставляют льготу пенсионерам в виде 50-80% от транспортного налога. Причем, если пенсионер имеет в собственности несколько транспортных средств, это позволяет ему полностью освободиться от уплаты налога на один автомобиль.

Налоговые вычеты

Под налоговым вычетом понимается денежная сумма, которая не облагается налогом.

Ярким примером налогового вычета является следующая ситуация. Бухгалтерия начислила работнику заработную плату в размере 150000 рублей. На руки сотрудник компании получит сумму в 130500 рублей. Разница будет заключаться в налоге на доходы физического лица, ставка которого на территории России составляет 13%.

При оформлении работником налогового вычета на обучение ребенка, сумма потраченная родителем не будет облагаться ндфл. Таким образом, если обучение ребенка обошлось родителю в 50000 рублей, то ндфл работника будет начислен с (150000-50000)=100000 рублей.

Разницу в этой денежной сумме работник сможет увидеть либо в начале следующего года, либо в текущую зарплату после оформления налогового вычета. Это зависит от способа оформления налогового вычета.

Налоговые вычеты делятся на следующие виды:

Уровни применения налоговых льгот

Любые льготы различаются по уровню действия. В зависимости от объекта налогообложения все льготы действуют в отношении федеральных налогов, налогов субъектов федерации и местного самоуправления.

Федеральные Региональные Местные
Устанавливаются на федеральном уровне и распространяют свое действие на всей территории России. Ставка каждого из налогов определяется законодательным органом, ставки по налогам в области природных ресурсов — компетенция правительства РФ При распределении денежных средств используются средства бюджета субъекта РФ. Льготы устанавливаются на региональном уровне. Для утверждения ставок исполнительный орган субъекта вправе самостоятельно принимать решение без согласования с федерацией Устанавливаются властями МСУ и действуют только на территории муниципалитета, в котором расположено имущество плательщика

Сущность льгот

Льготы — изящный реверанс государства в сторону налогоплательщиков, дающий возможность улучшить их финансовое состояние.

Привилегии, которыми наделяются некоторые категории субъектов, представляют собой возможность уменьшения суммы налога к уплате. Льгота не предоставляется отдельной компании или физлицу. Подобные уступки задействуют лишь к группе налогоплательщиков, соответствующих прописанным критериям.

Льготы не принадлежат к обязательным составляющим механизма налогообложения. Они применяются по желанию субъекта. Разрешено как воспользоваться законным преимуществом, так и отказаться от него.

Классификация льгот

Льготы разрабатываются на нескольких уровнях.

Таблица 1. Трехступенчатая система, позволяющая учесть интересы всех категорий налогоплательщиков

Уровень Документ
Федеральный НК Региональный НК и региональные законодательные акты Местный НК и постановления органов местного самоуправления

Отменять действие льгот имеют право те же органы, которые их внедрили.

Особенности льгот, установленных НК РФ:

  • распространяются на всю территорию России. Дублировать их в актах, издаваемых субъектами РФ или муниципальными органами, нет необходимости;
  • не подлежат изменениям, которые исходят от региональных или местных представителей.

Льготы классифицируются по нескольким категориям:

К ним также можно отнести налоговый кредит.

Вектор направленности льгот определяет специфику их использования

Изъятия

Изъятия — привилегия, дающая возможность вывести из-под налогообложения определенные объекты.

Это объединение льгот встречается в следующих ипостасях:

  • постоянные;
  • «точечные», действующие определенный промежуток времени;
  • относящиеся ко всем налогоплательщикам;
  • задействованные к одной категории лиц.

Основное отличие изъятий от других разновидностей льгот — воздействие исключительно на налогооблагаемый предмет.

Читайте так же:  Общие основания назначения пенсии по инвалидности

Таблица 2. Примеры изъятий

Налог Объекты
На прибыль Питание для детей и продукция, предназначенная для реабилитации людей с ограниченными возможностями Налог с доходов физлиц Выигрыши На имущество Стоимость имущества, унаследованного инвалидами I и II групп

Полный перечень изъятий находится в НК РФ.

Скидки

Они являются важнейшей составляющей политики государства благодаря ярко выраженной общественной направленности. Скидка — изменение налоговой базы и, соответственно, суммы налога к уплате, в сторону уменьшения. В некоторых ситуациях скидки или вычеты, которые так же относятся к этой категории, предполагают 100% снятие обязательств от перевода средств в казну.

Что касается налогообложения прибыли, в этом контексте скидки не привязываются к доходам, а применяются к расходам, понесенным субъектом. Налогоплательщик наделен правом урезать налогооблагаемый доход на сумму понесенных издержек. Однако не каждая трата является основанием для применения льготы. Привилегия относится к затратам, осуществляемым с благими намерениями, как, например, перевод денежных средств в благотворительные фонды или финансирование природоохранных компаний.

В зависимости от накладываемых НК РФ ограничений, скидки делятся на 2 категории:

  • лимитированные — величина которых ограничена;
  • безлимитные — допускается уменьшение налоговой базы на всю сумму осуществленных затрат.

По аналогии с изъятиями скидки бывают универсальными, т.е. доступными для всех категорий субъектов, или специальными, разработанными для определенных групп. Лидируют в рейтинге самых распространенных налогов по применению скидок следующие:

  • на доходы физлиц;
  • на прибыль компаний.

При вычислении налоговой базы по НДФЛ прибыль физлиц, облагаемая по ставке 13%, сокращается на размер предоставляемых вычетов. Доходы, к которым применяются ставки 9, 15, 30 и 35%, не принадлежат к объектам, влияющим на уменьшение НБ.

К таким доходам относятся следующие:

  • дивиденды;
  • доходы субъектов, не принадлежащих к категории налоговых резидентов РФ;
  • выигрыши как материальные, так и в натуральной форме, стоимость которых превышает 4 000 рублей;

Также к подобным доходам можно отнести прибыль, полученную от экономии на процентах при использовании вычета для получения кредита.

Вычет — одна из самых популярных разновидностей льгот

Таблица 3. Разновидности вычетов

Вычеты оформляются по окончанию налогового периода. Средства поступают на счет заявителя после проведения проверки предоставленной декларации и утверждения заявленной суммы ИФНС или после предоставления необходимых бумаг налоговому агенту. Временной отрезок по оформлению имущественного вычета пролонгирован. Если на протяжении календарного года скидка не была полностью использована, допускается перенос остатка на следующие 3 года.

Освобождения

Освобождение — льгота, влияющая на налоговую ставку или окладную сумму.

По сравнению с другими привилегиями, освобождения наиболее лояльны к налогоплательщику

В контексте использования налоговых освобождений часто встречается понятие окладная сумма. Под этим определением подразумевают валовый налог, являющийся результатом умножения определенного количества налогооблагаемых единиц на ставку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полное избавление от налогового бремени может предоставляться некоторым категориям налогоплательщиков, как на установленный срок, так и безлимитно. Как правило, к таким группам относятся пенсионеры, компании, осуществляющие деятельность на общественных началах, ветераны войны, лица с ограниченными возможностями.

Таблица 4. Формат предоставления льготы

Разновидности Характеристика
Уменьшение ставки Снижение ставки на 50% для предприятий, в случае если 50% сотрудников относятся к категории инвалидов или пенсионеров. Снижение окладной суммы Зарплата сотрудника состоит из непосредственно заработной платы, а также ее окладной и премиальной части. В зависимости от уровня выполнения поставленных задач возможно снижение окладной части облагающейся суммы. Налоговые каникулы 100% освобождение от уплаты налогов на конкретный временной отрезок. Право предоставления закреплено за субъектами РФ.

Освобождение часто путают со списанием безнадежных налоговых долгов. Однако эти два понятия имеют абсолютно разную правовую аргументацию. Списание применяется как крайняя мера в случаях доказанной невозможности взыскания накопившегося долга. Освобождение — льгота, позволяющая существенно снизить сумму налога к перечислению.

Налоговый кредит

Под кредитом подразумевают изменение временных рамок уплаты налога. Согласно классификации НК РФ налоговый кредит расположен обособленно от налоговых льгот и рассматривается лишь в контексте временных рамок по уплате налога. Связанные с этим понятием отсрочка и рассрочка налогового платежа, также оторваны от определения как налоговых льгот, так и налогового кредита.

К одному из самых сложных звеньев в структуре льгот относится налоговый кредит

Учитывая выгоду, получаемую налогоплательщиком от его применения, налоговый кредит можно отнести к налоговым льготам. Разница между кредитом и рассрочкой либо отсрочкой заключается в небольших различиях между предоставляемым «отпуском». Последние разрешено использовать сроком до полугода, а кредит имеет больший период воздействия, растягиваясь до 12 месяцев. В части начисления процентов разницы между этими понятиями практически не существует. Исключение составляют следующие ситуации:

  • разрушения после стихийного бедствия;
  • убытки, понесенные субъектом вследствие технологической катастрофы;
  • перечисление средств за государственный заказ.

При подобных обстоятельствах проценты не начисляются.

Помимо налогового существуют 2 разновидности кредитов:

  1. Инвестиционный. Данный кредит дается сроком от 1 до 5 лет.Претендовать на подобную привилегию могут компании, которые вкладывают средства в следующие направления:
    1. выполнение исследовательских работ;
    2. перевооружение промышленных предприятий;
    3. генерирование новых технологий;
    4. осуществление важных работ, связанных с развитием субъектов РФ.
  2. Целевой. Обмен денежного выражения суммы налога либо его части на натуральный эквивалент. Наглядным примером может послужить внесение организацией производимой продукции в счет уплаты налога в пользу бюджетных компаний.

Рука об руку с налоговым кредитом идут понятия возврат и зачет ранее уплаченного налога:

  1. Возврат. Во время вывоза из РФ продукции, купленной с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается.
  2. Зачет. Размер налога на прибыль, перечисленный отечественной компанией в бюджет другого государства, засчитывается при оплате налога в РФ.

Последний вид часто применяется с целью предотвращения возникновения двойного налогообложения. Зачет можно сравнить с кредитом, разработанным для иностранных налогов.

Читайте так же:  Не пришла федеральная социальная доплата к пенсии

Специальный налоговый режим не является прямой налоговой льготой, но по сути максимально к ней приближен

Особенности по категориям

Каждая категория граждан имеет возможность получения преимущества, предоставляемого государством в рамках налоговой политики.

Льготы для инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, которые имеют право получать льготы из федерального и регионального бюджета. Помимо проведения налоговой политики, федерация стремится к воплощению в жизнь программы «Доступная среда». Благодаря этому проекту инвалидам гарантируется социальная поддержка, адаптация общественных мест под потребности лиц с ограниченными возможностями и развитие образовательных программ.

Уровень льгот зависит от группы инвалидности гражданина. Инвалиды первой группы могут претендовать на:

  1. Выплату социальной пенсии;
  2. Получение по специальной цене медикаментов в социальной аптеке;
  3. Бесплатное лечение в пансионатах и профилакториях;
  4. Бесплатное перемещение к месту лечения;
  5. Бесплатный проезд в транспорте;
  6. Компенсация за оплату жилищно-коммунальных услуг.

Инвалиды второй группы имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте, получение медикаментов со значительными скидками, бесплатное протезирование, скидка на услуги в сфере ЖКХ, право внеочередного приема в высшие учебные заведения при условии успешного испытания.

Инвалиды третьей группы при условии их официального трудоустройства имеют право претендовать на получение медикаментов со скидкой и дополнительные трудовые привилегии. К ним относится дополнительный отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени.

Льготы для пенсионеров

Ярким примером льготы для пенсионера является освобождение гражданина от уплаты имущественного налога. Однако, пенсионер может выбрать только один вид имущества, которое не будет облагаться налогом. Это имущество не должно использоваться гражданином в предпринимательских целях.

Порядок уплаты транспортного налога регулируется местным законодательством, поэтому каждый муниципалитет вправе устанавливать свои льготы в зависимости от технических характеристик автомобиля и количества машин.

Льготы на коммунальные услуги распространяются лишь в том случае, если сумма расходов гражданина превышает 22% всех его доходов. Только в этом случае пенсионер может претендовать на получение скидки.

Родители, опекуны и усыновители детей

Стандартный налоговый вычет на ребенка относится к категории самых популярных льгот. Он обязывает работодателя не учитывать определенную часть дохода гражданина для расчета налог. Окончательная цифра зависит от количества детей. На одного ребенка не подлежат налогообложению — 1400 рублей, на двух — 2800 рублей, на трех и более — 5800 рублей. Те же самые правила распространяются на опекунов несовершеннолетних и усыновителей.

Многодетные родители

Для получения гражданином соответствующих льгот, нужно получить статус многодетной семьи. Государственная поддержка многодетным родителям осуществляется в следующих сферах:

  1. Трудовой и сфере пенсионного законодательства;
  2. Медицинского обслуживания и предоставления питания;
  3. Обеспечения жильем и земельным участком.

Для юридических лиц и ИП

На юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, распространяются следующие льготы:

  1. Освобождение от уплаты ндс при условии осуществления предприятием новых разработок и инженерных исследований;
  2. Снижение ставки на налог на прибыль организаций.

Индивидуальные предприниматели имеют право отсрочки или рассрочки уплаты налогов при наступлении обстоятельств, которые воспрепятствовали своевременной уплате налога. Для этого нужно предоставить нужные документы в соответствующие органы. Первые три года ИП может не задумываться о ревизионных проверках, в случае отсутствия на предпринимателя жалоб со стороны иных лиц.

Виды налоговых льгот

Налоговые льготы бывают следующих видов:

Все эти виды налоговых льгот предоставляются гражданину, если он:

  1. Имеет статус, дающий ему право на получение государственной поддержки;
  2. Имеет официальный доход, на который распространяется действие льгот;
  3. Затрачивает денежные средства на цели, выделенные налоговым законодательством;
  4. Имеет в собственности объект движимого или недвижимого имущества, который в соответствии с законом РФ, не учитывается при подсчете налога.

Налоговые льготы в России

Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга прежде всего размером налоговых ставок. Одним из объединяющих факторов среди многообразия структур является применение налоговых льгот. Количество скидок, задействованных в США, например, превышает 100, в Германии и ряде европейских стран — около 80. В России этот показатель существенно ниже. Однако по содержанию они достаточно привлекательны для малоимущих слоев населения.

Самые распространенные льготы применяются в следующих ситуациях:

  • оплата земельного налога;
  • выплата НДС;
  • налог на прибыль компании;
  • услуги в области культуры;
  • перечисление денежных средств на благотворительность.

В ряде случаев при грамотном использовании налоговых льгот продуктивно работающая организация, демонстрирующая средний уровень рентабельности, может добиться полного освобождения от уплаты налогов.

Видео — Налоговые льготы с 1 января 2018 года

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-68-15 (Москва) +7 (812) 317-72-80 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Налоговые льготы: целесообразность и эффективность

«Финансы», 2012, N 10

Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.

При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии по ипк

Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид.

Фактически в Кодексе понятие «налоговая льгота» трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия «налоговая льгота», да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.

Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.

В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.

Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.

Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?

Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.

Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.

Читайте так же:  Сколько составляет единовременное пособие по рождению ребенка

Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.

Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.

Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.

Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.

Понятие и виды налоговых льгот

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам

признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9178 — | 7785 — или читать все.

Источники

Принципы применения налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here