Прекращение права социального обеспечения

3. Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению

К основаниям возникновения, изменения и прекращения мате­риальных правоотношений по социальному обеспечению отно­сятся юридические факты, обладающие определенной специфи­кой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, дос­тижение определенного возраста и т. д.

4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере со­циального обеспечения носят вспомогательный характер и объек­тивно необходимы для нормального функционирования основ­ных — материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридиче­ских фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о примене­нии (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гра­жданином действительного или предполагаемого права на соци­альное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение го­сударственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотноше­ний заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотноше­ниях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, админи­страция организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экс­пертный орган, в чью компетенцию входит установление инва­лидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не матери­альное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий состав­ляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей та­кого органа по принятию такого решения.

Леукция 4. СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ

27 (10). Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

ПО по СО – относительные ПО, в которых четко определены их участники и четко очерчено их возможное поведение (один из участников всегда – ф/л (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), другой – государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо)).

Непременное условие для того, чтобы стать участником ПО – обладание правосубъектностью (включает правоспособность и дееспособность).

Предоставление СО каждому члену общества влечет возникновение ПО, субъектом которого может стать любое лицо (общегражданская правоспособность).

Дееспособность как и в ГрП может быть отъединена от правоспособности (право на СО до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица).

Субъектами ПО, возникающих в связи с предоставлением конкретного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного) (необходима специальная правоспособность, возникающая с момента начала уплаты страховых взносов).

Специальная дееспособность возникает одновременно со специальной правоспособностью.

Деликтоспособность в ПСО неразрывно связана с общей или специальной дееспособностью субъектов.

Правовой статус граждан (имеют наиболее широкий правовой статус – формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, составляющих основы правового статуса личности).

Субъекты ПСО – потенциальные участники ПО (лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей).

Субъект ПО по СО – субъект права, реализовавший свою правосубъектность и ставший участником конкретного ПО по СО (любой субъект такого ПО – всегда субъект ПСО, но не всякий субъект ПСО – участник конкретного ПО по СО).

Виды субъектов ПО по СО:

1) граждане (в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством);

2) государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление СО.

Чтобы субъект ПСО превратился в субъекта ПО по СО, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия (юридические факты).

3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению выступают юри­дические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия. К числу таких обстоятельств могут относиться как события, независящие от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и действия, совершаемые по воле (обращение за пенсией, пособием).

Особенностью отношений по социальному обеспечению является их сложность, поэтому для возникновения, изме­нения, прекращения правоотношения недостаточно одного юридического факта, а требуется наступление юридического состава — комплекса разнородных, самостоятельных юриди­ческих фактов, имеющих самостоятельное правовое значение. Возникновение правоотношений по социальному обеспе­чению является результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Возникновение правоотношений по социальному обеспе­чению связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа определенной продолжительности, достижение определенного возраста, наступление временной нетрудоспособности, инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть кормильца, факт иждивения, потеря источ­ника средств существования. На возникновение данных пра­воотношений влияют также причины инвалидности, размер заработка, факт подачи заявления в уполномоченный орган, вынесение решения уполномоченным органом о предоставле­нии обеспечения и др.

Читайте так же:  Центр соц помощи инвалидам

Правоотношения могут возникать только при наличии полного юридического состава, предусмотренного нормами права. Так, для возникновения правоотношения по обеспече­нию пенсией по старости требуется наличие страхового стажа не менее пяти лет, достижение пенсионного возраста, подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом решения о предоставлении пенсии.

Изменение правоотношений могут повлечь такие юри­дические факты, как увеличение продолжительности ста­жа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях и др.

Прекращение правоотношений по социальному обеспече­нию следует из смерти пенсионера, восстановления трудоспо­собности, истечения срока выплаты и др.

1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды

Трудовой стаж является одним из основных понятий, ис­пользуемых в науке права социального обеспечения. Это один из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфе­ре социального обеспечения и который существенно влияет на объем социальных прав граждан.

Трудовой стаж можно определить как суммарную продол­жительность трудовой и иной общественно полезной деятель­ности, а также некоторых периодов, независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы. По сути, «трудовой стаж» является собирательным понятием, объеди­няющим все виды стажа.

Трудовой стаж выполняет две основные функции:

условие предоставления обеспечения;

регулятор размера обеспечения.

Как особая мера величины трудовой деятельности трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественную характеристику трудового стажа образует его продолжительность. Качественная сторона трудового стажа отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность. Оба названных измерения влияют на классифи­кацию трудового стажа.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Юридические факты, порождающие, изменяющие и прекращающие правоотношения по социальному обеспечению

Нормы права, устанавливающие право граждан на соот­ветствующие виды социального обеспечения, еще не создают правовых отношений. В них содержатся лишь указания на воз­можное, желательное и должное поведение будущих участни­ков правоотношении. Для возникновения правоотношения по социальному обеспечению граждан требуется так называемый юридический факт или группа фактов, с наступлением которых право граждан на соответствующие виды социального обеспе­чения и исполнение обязанностей органами, их назначающими, приводится в действие.

И так. обстоятельства или жизненные факты (события), с ко­торыми право связывает возникновение или прекращение пра­воотношений либо наступление иных правовых последствий —это юридические факты.

В ряде случаев право связывает такие последствия с нали­чием сложного юридического состава. Например, для матери­альных правоотношений необходим юридический состав трехзвенной структуры: собственно юридический факт, т.е. жизнен­ные обстоятельства, волеизъявление заинтересованного лица, решение страхователя о назначении пенсии, пособия (акт ком­петентного органа). При этом решение последнего является ре­зультатом реализации процедурного правоотношения. Юриди­ческий состав для материальных (основных) правоотношений состоит из юридических событий (обстоятельств, не зависящих от воли людей) и юридических действий (волевого поведения).

Чтобы проследить специфику проявления в правоотноше­ниях по социальному обеспечению сложного юридического состава необходимо обратиться к основаниям возникновения, изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Так, гражданин обращается с заявлением о назначении ему пенсии по достижении пенсионного возраста, установленного законом. Необходимым условием для назначения пенсии является также наличие у гражданина трудового (страхового) стажа, посколь­ку это также определено законом. Если речь идет о назначе­нии пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста, например за работу в каких-то особых условиях, то здесь, кроме того, должно быть принято решение о назначении гражданину пенсии за работу в таких условиях. Фактами, под­тверждающими это служат документы, предусмотренные зако­нодательством. Юридическими фактами в пенсионных право­отношениях могут являться, кроме того, потеря гражданином права на пенсию за особые условия труда, права на надбавки к пенсии, переход с одного вида пенсии на другой и т.п.

Читайте так же:  Где можно узнать про накопительную часть пенсии

Законодательство с наступлением ряда юридических фактов связывает изменение существующих правоотношений (изме­няется либо объем правомочий, либо содержание прав и обя­занностей субъектов). Основным правопрекращающим юри­дическим фактом является решение страхователя о выдаче или отказе, либо предоставлении социальных услуг.

Установление отдельных фактов, имеющих юридическое значение для обеспечения пенсиями и пособиями и другими гарантиями, отнесено к компетенции различных органов. Раз­личают административную и судебную стадию порядка рас­смотрения этих фактов.

От установленных судом или другим компетентным орга­ном юридических фактов зависит возникновение, изменение или прекращение у обратившегося лица определенных прав. Критерием для отграничения административного от судебно­го порядка установления юридических фактов служит специ­фика факта и особенность его установления.

Правоотношения, возникшие между гражданами и компе­тентными органами, по установлению фактов, имеющих юри­дическое значение характеризуются рядом обстоятельств: во-первых, отсутствием спора по поводу устанавливаемого факта; во-вторых, непременным участием в качестве заинтересован­ного лица — субъекта правоотношения; в-третьих, позитивной процедурной деятельностью по установлению факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право социального обеспечения

Право социального обеспечения — это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными.

В экономической науке выделяют обычно пять способов распределения:

1) бесплатно, на началах равного доступа каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества;
2) безэквивалентно, но нормировано, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности;
3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно; 4) за плату;
5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

Исходя из этих способов распределения жизненных благ, понимаемых в экономическом смысле, можно различать три типа распределительных отношений, которые качественно разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу регулирования гражданского права. Сюда же относятся распределительные отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. К трудовому праву относятся распределительные отношения пятого вида. Распределительные отношения, обусловленные первыми тремя способами распределения, в основном относятся к праву социального обеспечения.

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна также классификация по видам и формам социального обеспечения.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

— денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.);
— социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы:

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий — по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);
2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.);
3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

— правоотношения по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;
— правоотношения по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

— правоотношения по государственному социальному обеспечению;
— правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

— назначения всех видов социального обеспечения;
— установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде. Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Читайте так же:  Рост пенсий работающим пенсионерам

Субъекты права социального обеспечения — это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный гражданин, а в некоторых случаях — семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения, субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение) и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по общему правилу, в сфере социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ.

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначать и представить тот или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

— государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
— органы службы занятости (по пособиям по безработице);
— Пенсионный фонд РФ;
— Фонд социального страхования;
— органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
— пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);
— работодатели и т.д.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются:

— бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления;
— суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего;
— медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т.д.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений.

Объектами правоотношений в сфере права социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения:

Видео (кликните для воспроизведения).

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации);
— социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение; протезирование и т.д.);
— льготы;
— натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, транспортные средства для инвалидов и т.д.).

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т.д.) объектом является установление права на данный вид социального обеспечения и назначение его либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т.д.).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав, который включает в себя:

— объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т.д.);
— волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей — опекунов, попечителей);
— акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Процедурные правоотношения по социальному обеспечению

Процедурное правоотношение по социальному обеспечению — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившиеся в данный орган, обязан предоставить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права).

Процедурные правоотношения можно назвать правоустановительными, т.к. в них устанавливаются необходимые юридические факты, их составы и на их основе само право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения. Процедурные нормы в ПСО предусматривают порядок соответствующих процедурных действий субъектов права. Для возникновения и прекращения процедурного правоотношения необходима соответствующая процедурная норма. Нормы процедурных правоотношений регулятивные, а нормы процессуальных правоотношений — правоохранительные. Органы, осуществляющие процедурную деятельность самостоятельно осуществляют правоустановление. В процедурных правоотношениях органы могут быть теми же самыми, что и в основных материальных правоотношениях, а могут быть и иными.

Процедурное правоотношение, таким образом, трансформируется в материальное (основное) правоотношение по выплате пенсий, пособий, компенсаций и пр. или оканчивается отрицательно решением органа об отказе в назначении данного вида обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

26 (9). Содержание правоотношений по социальному обеспечению

Объект ПО – то, что раскрывает смысл существования ПО и указывает на основную цель, ради которой оно возникает (материальные и нематериальные блага; к нематериальным в частности относятся действия).

Объект ПО по СО:

1) ПО материального характера возникают по поводу конкретного материального блага (пенсия, пособие, компенсация, медицинская помощь и лечение, бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь, социальная услуга, предоставляемая в порядке СО);

Читайте так же:  Кому положена социальная пенсия по инвалидности

2) объект процедурных ПО, выполняющих вспомогательную роль, – определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение.

Форма ПО – субъективные юридические права и обязанности.

Содержание ПО – фактическое правомерное поведение субъектов, реализующих эти права и обязанности (форма активно воздействует на содержание, формируя его).

Субъективное право – вид и мера возможного поведения лица, выражающееся в возможностях:

1) совершать определенные действия;

2) требовать совершения действия от других участников ПО;

3) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность – необходимое поведение субъекта ПО, установленное для удовлетворения субъективного права и проявляющееся в необходимости:

1) совершения определенных обязательных действий;

2) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

3) несения ответственности за совершенное правонарушение.

В ПО по СО субъективными правами наделено всегда ф/л, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий СО.

Субъективные права граждан включают (право требовать предоставления конкретного вида СО в установленном законом размере и в определенном порядке, а также совершения обязанным субъектом других действий в целях реализации гражданином всех предоставленных ему законом возможностей).

Органы, предоставляющие обеспечение, обязаны (производить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке).

Граждане как субъекты ПО по СО несут определенные обязанности (связаны с необходимостью соблюдения правил процедурно-процессуального порядка – представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение; своевременно являться для перерегистрации в качестве безработного, на осмотр к врачу, на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы).

Указанным обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта (применить правоограничительные санкции в виде удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия или компенсации; приостановления выплаты на определенный срок пособия по безработице).

Содержание ПО по СО может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов.

Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения

Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды

Общий трудовой стаж

Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов

Непрерывный трудовой стаж. Подтверждение трудового стажа

Понятие и особенности юридических фактов

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений характеризуется наличием необходимых оснований в виде юридических фактов. Они представляют собой конкретные жизненные обстоятельства, в соответствии с которыми правовые нормы связывают правовые последствия.

Юр. факты являются связывающим элементом норм права и правоотношений. Наряду с правовой нормой и правосубъектностью они выступают в качестве предпосылки возникновения правоотношений.

Значение юридических фактов в правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, заключается не в отдельных жизненных обстоятельствах, а в фактическом составе, который включает систему разнородных, самостоятельных юридических фактов с самостоятельным значением каждого из них. Тем не менее.ю конечный эффект в форме возникновения правоотношений, представляет собой результат действия в целом фактического состава, единства всех его звеньев. Существование фактических составов характеризует сложность отношений в обществе, которые регулируются правом социального обеспечения.

Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения

Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды

Общий трудовой стаж

Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов

Непрерывный трудовой стаж. Подтверждение трудового стажа

Изменение и прекращение правоотношений

В число юридических фактов, влекущих изменение правоотношений, можно включить увеличение стажа работы, рост заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Прекращение определенных правоотношений происходит в случае восстановления трудоспособности, смерти пенсионера, достижения совершеннолетия членами семьи, истечения срока и др.

Юридические факты в праве социального обеспечения классифицируются в соответствии с источником их происхождения на юридические события и юридические действия.

Понятие «событие» включает факты, происхождение которых не относится к воле участников правоотношений. Это может быть истечение срока, болезнь, рождение детей, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста.

Действия включают факты, которые связаны с волей участников правоотношений, включая волеизъявления гражданина, акты применения гражданского и других отраслей права. Они могут соответствовать праву или противоречить ему, то есть являться правомерными и неправомерными.

3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению выступают юри­дические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия. К числу таких обстоятельств могут относиться как события, независящие от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и действия, совершаемые по воле (обращение за пенсией, пособием).

Особенностью отношений по социальному обеспечению является их сложность, поэтому для возникновения, изме­нения, прекращения правоотношения недостаточно одного юридического факта, а требуется наступление юридического состава — комплекса разнородных, самостоятельных юриди­ческих фактов, имеющих самостоятельное правовое значение. Возникновение правоотношений по социальному обеспе­чению является результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Возникновение правоотношений по социальному обеспе­чению связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа определенной продолжительности, достижение определенного возраста, наступление временной нетрудоспособности, инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть кормильца, факт иждивения, потеря источ­ника средств существования. На возникновение данных пра­воотношений влияют также причины инвалидности, размер заработка, факт подачи заявления в уполномоченный орган, вынесение решения уполномоченным органом о предоставле­нии обеспечения и др.

Правоотношения могут возникать только при наличии полного юридического состава, предусмотренного нормами права. Так, для возникновения правоотношения по обеспече­нию пенсией по старости требуется наличие страхового стажа не менее пяти лет, достижение пенсионного возраста, подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом решения о предоставлении пенсии.

Изменение правоотношений могут повлечь такие юри­дические факты, как увеличение продолжительности ста­жа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях и др.

Читайте так же:  Индексация пенсий по старости работающим пенсионерам

Прекращение правоотношений по социальному обеспече­нию следует из смерти пенсионера, восстановления трудоспо­собности, истечения срока выплаты и др.

1. Понятие, виды и значение трудового стажа

Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятель­ности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудо­вой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный ин­ститут отрасли права социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжитель­ность трудовой деятельности работника и иной общественно-полезной деятельности, а также иных периодов, с которыми свя­зано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболе­вания, на отдельные виды пособий и социальных льгот.

Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотно­шений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот.

Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характери­стики.

В зависимости от качественной и количественной характери­стик выделяют следующие виды трудового стажа:

В связи с реформой пенсионного образования институт трудо­вого стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит инсти­тут страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства.

В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсион­ной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет ис­числяться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финанси­роваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников.

Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апре­ля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифициро­ванном) учете в системе государственного пенсионного страхо­вания» 1 . Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за тех­нических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году.

Принципы индивидуального (персонифицированного) учета:

единство и федеральный характер государственного пенси­онного страхования в РФ,

всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах,

доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем,

использование сведений о застрахованных лицах исключи тельно для целей пенсионного обеспечения,

соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов,

— осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначе­ния пенсии.

Страховой стаж — это суммарная продолжительность перио­дов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Правоотношения: основания возникновения, изменения и прекращения

Возникновение правоотношений

В фактический состав основания возникновения правоотношений по соц. обеспечению можно включить жизненные обстоятельства, включая трудовые правоотношения, достижение пенсионного возраста, страховой стаж (выслуга лет) определенной продолжительности, временная нетрудоспособность, инвалидность, беременность и роды, рождение детей, смерть кормильца, подача заявлений, вынесение решений о предоставлении обеспечения и др.

Роль всех видов юридических фактов в фактическом составе не одинакова. Некоторые из них могут являться основными, другие играть второстепенную роль. Основное значение в возникновении правоотношений в области социального обеспечения имеют сами юридические факты, примеры которых мы рассмотрели выше.

В России юридические факты второго порядка обладают большим значением, но не основным. Они включают факт иждивения, родство или свойство, причину инвалидности, временной нетрудоспособности, сумму заработной платы и др.

Правоотношения могут возникнуть в случае полного фактического состава, который предусматривает правовая норма. Так, правоотношение в сфере обеспечения пенсией по инвалидности возможно при наличии определенных юридических фактов, в число которых входят:

  • назначение лицу инвалидности определенной группы;
  • наличие у лица трудового стажа, включая подтверждение факта трудового увечья, профессионального заболевания или причин, которые связаны с военной службой;
  • подача заявления и других документов о назначении пенсии;
  • вынесение решения о назначении пенсий.

В процессе установления группы инвалидности и наличия рабочего стажа у человека проявляется субъективное право на пенсию. В случае подачи заявления о назначении пенсии проявляется процедурное правоотношение, а после того, как было вынесено решение о назначении пенсии проявляется материальное пенсионное правоотношение.

1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды

Трудовой стаж является одним из основных понятий, ис­пользуемых в науке права социального обеспечения. Это один из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфе­ре социального обеспечения и который существенно влияет на объем социальных прав граждан.

Трудовой стаж можно определить как суммарную продол­жительность трудовой и иной общественно полезной деятель­ности, а также некоторых периодов, независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы. По сути, «трудовой стаж» является собирательным понятием, объеди­няющим все виды стажа.

Трудовой стаж выполняет две основные функции:

условие предоставления обеспечения;

регулятор размера обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как особая мера величины трудовой деятельности трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественную характеристику трудового стажа образует его продолжительность. Качественная сторона трудового стажа отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность. Оба названных измерения влияют на классифи­кацию трудового стажа.

Источники

Прекращение права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here