Предмет права социального обеспечения презентация

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения. Процессуальные отношения. Материальные отношения. Процедурные отношения. Предмет права социального обеспечения образует имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг, различных мер социальной поддержки лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе, а также процедурные действия по их назначению.

Слайд 35 из презентации «Тема 4. Право социального обеспечения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тема 4. Право социального обеспечения.pptx» можно в zip-архиве размером 718 КБ.

Похожие презентации

«Предметы в 1 классе» — Фрукты. Определи к какой группе относится. Овощи. Красный, круглый, гладкий, сочный. Зелёная,колючая, лесная,высокая. Большой,вкусный,сладкий,праздничный ,покрытый сливками. Учимся объединять предметы. Опиши предмет. Угадай предмет по описанию. Насекомые.

«Предмет истории» — Вещественные. «Свеча. Что такое история? Предмет науки история. Общество. Кабинет истории. Письменные. В цехе кондит концерна бабаевский. Зарисовки с урока «Историческое лото» в 6б кл.» Школа №2 г.Вязники ( Учитель Лебедева М.В. Музей истории шоколада и какао (мишка). СОШ №9 г. Вязники. Человек. Кружок.

«Волшебные предметы из сказок» — Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. «Лиса и Журавль». «Пастушья дудочка». Вопрос Какие слова произносил Иван , чтобы появилась Сивка –бурка? Вопрос Какими словами откупилась Щука от Ивана ? « Царевна – Лягушка» Кощей Бессмертный. « Рукавичка». Как Алёнушка приговаривала, чтобы яблочко катилось по блюдечку?

«Право в системе социальных норм» — Регулятивная — право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми. Продолжение таблицы. 5.Признаки права. Воспитательная — право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.

«Предмет география» — Внетекстовые компоненты. Структура учебника. Школьная география и географическая наука. По отдельным курсам издано более 10 (начальный курс)?. Изменения в средствах и методах. Установите соответствие диаграммы осадков климатическому поясу. Приложения (планы, список терминов и понятий. Формирование образа страны.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

«Предмет химии» — Вещества, образованные атомами одного химического элемента, называются простыми. Ковкое. Медь. В древности Египет называли Страной Кеми — Черной Землей. Глина. Пластичное. Железо. Нерастворимо в воде. Вещество – молекула — атом. Тела Вещества. Химический элемент. Поддается обработке руками. Простые вещества.

Презентация на тему: Понятие, предмет и метод, система права социального обеспечения

Первый слайд презентации: Понятие, предмет и метод, система права социального обеспечения

Лекция 9 Министерство науки и высшего образования РФ Филиал ФГБОУ высшего образования «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки Псковской области Преподаватель Лягина Е.В.

Последний слайд презентации: Понятие, предмет и метод, система права социального обеспечения

ЛЕКЦИЯ 2 на тему: «Понятие, предмет, метод и система социального обеспечения. Источники права социального обеспечения» — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлексей Панкрушин

Похожие презентации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог.

Конспект лекций написан в соответствии с рабочей программой профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» ПМ 1., МДК. 01.01. «Право.

Курс лекций по дисциплине МДК 1. Право социального обеспечения.

Задачи по Праву социального обеспечения.

Программа по Праву социального обеспечения.

Схемы по Праву социального обеспечения.

МДК 01.01 Право социального обеспеченияМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспече.

Темы 4, 5 Принципы права социального обеспечения.

  • Размер: 152.0 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 28

Подписи к слайдам:

Презентация на тему : Виды социального обеспечения в россии

Виды социального обеспечения в россии Социальное обеспечение может быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).

Виды социального обеспечения делятся на две группы .: 1) Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

2) Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно.

Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию. К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: 1) пенсии; 2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения. Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная: 1) все виды и разновидности пенсий; 2) пособия во всех их разновидностях; и натуральная: 1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов; 2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг; 3) предметы первой необходимости; 4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д.; 5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.

Читайте так же:  Особенности выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости .

Право социального обеспечения
презентация к уроку

Международные источники права социального обеспечения

Слайд 6

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения : 1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов. В ст. 72 Конституции РФ закреплено – «вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов». В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Презентация на тему: » Электронный учебник по дисциплине «Право социального обеспечения»» — Транскрипт:

1 Электронный учебник по дисциплине «Право социального обеспечения»

2 Структура учебника РАЗДЕЛ I. Общая часть РАЗДЕЛ II. Особенная часть Нормативные акты Словарь основных понятий и терминов Приложение Об авторах

3 Содержание общей части Глава 1. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения Глава 2. Правоотношения по праву социального обеспечения Глава 3. Принципы права социального обеспечения Глава 4. Источники права социального обеспечения Глава 5. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении

5 Глава 1 Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения Понятие права социального обеспечения как отрасли права 1.2. Предмет права социального обеспечения 1.3. Метод права социального обеспечения 1.4. Система права социального обеспечения 1.5. Право социального обеспечения как научная дисциплина Контрольные вопросы к главе «Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения»

6 Глава 6. Трудовой стаж 6.1. Понятие трудового стажа, его виды и юридическое значение 6.2. Страховой стаж 6.3. Общий трудовой стаж 6.4. Специальный трудовой стаж 6.5. Документы, подтверждающие трудовой стаж Контрольные вопросы к главе «Трудовой стаж» Тест по темам «Страховой стаж» и «Общий трудовой стаж» Тест по теме «Специальный трудовой стаж» Тест по теме «Документы, подтверждающие трудовой стаж»

7 Глава 7. Пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 7.1. Понятие и виды трудовых пенсий 7.2. Трудовые пенсии по старости Условия назначения трудовой пенсии по старости Досрочные пенсии по старости безработным гражданам Размер трудовой пенсии по старости Срок назначения трудовой пенсии по старости и.т.д. Контрольные вопросы по теме «Трудовые пенсии по старости» Тест по теме «Трудовые пенсии по старости»

8 7.8. Трудовые пенсии по инвалидности Понятие и причины инвалидности, срок установления инвалидности Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности Размер трудовой пенсии по инвалидности Срок назначения трудовой пенсии по инвалидности Выплата трудовой пенсии по инвалидности Контрольные вопросы по теме «Трудовые пенсии по инвалидности» Тест по теме «Трудовые пенсии по инвалидности»

9 7.9. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца Понятие нетрудоспособности и иждивения Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца Срок назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца Выплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца Контрольные вопросы по теме «Трудовые пенсии по случаю потери кормильца» Тест по теме «Трудовые пенсии по случаю потери кормильца»

10 Пример ссылки на нормативный акт Категории граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, – это граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф (ст. 2 ФЗ от ФЗ).

11 7.3. Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей Размер пенсии Определяется по ст. 14, ФЗ от ФЗ (см. тему «Размер трудовой пенсии по старости»). Оценка пенсионных прав производится по статьям 29.1, 30 ФЗ от ФЗ (см. тему «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц»); Валоризация (повышение) расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц производится по статьям Федерального закона от (см. тему «Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав»).

12 Нормативные акты Конституция РФ (извлечения) ФЗ от ФЗ ФЗ от ФЗ (извлечения) ФЗ от ФЗ Указ Президента РФ от Указ Президента РФ от Постановление Правительства РФ от Постановление Правительства РФ от Постановление Минтруда России от Разъяснение Минсоцзащиты РФ от к Приказ Минздравсоцразвития РФ от Закон Челябинской области от ЗО Постановление Правительства Челябинской области от П (извлечения) Постановление Губернатора Челябинской области от …

13 Словарь основных понятий и терминов Государственные пособия гражданам, имеющим детей – единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Досрочная трудовая пенсия по старости – вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ. Застрахованные лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. …

14 Приложение: Порядок подсчета страхового стажа Сводная таблица документов Таблица размеров ежемесячной денежной выплаты

Виды социального обеспечения в России.
презентация к уроку на тему

Виды социального обеспечения в России.

Слайд 10

5. Для метода ПСО характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права. Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности. Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Читайте так же:  Структура системы права социального обеспечения

Слайд 9

4. В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы. З аконодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Второй же стороне правоотношения – гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Слайд 2

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Подписи к слайдам:

Источники международного права, в том числе и по вопросам права социального обеспечения, находятся в приоритете Статья 15 КОНСТИТУЦИИ РФ 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Универсальный акт – ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, принята ООН 10.12.1948 Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах 1966 г. – декларирует право каждого человека на социальное обеспечение. Международный пакт о правосубъектности 1966 г. – говорит о достаточном жизненном уровне человека. Акты специальных организаций: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – что касается болезней и их лечения, Международная организация труда (МОТ) – Содержит нормы контроля, например, каждая страна, присоединившаяся к МОТ, ежегодно отчитывается по выполнению ее рекомендаций.

ВОЗ имеет Ассамблею, которая принимает акты по вопросам санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных на распространение заболеваний по миру.

Конвенция МОТ от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»: — оказание медицинской помощи; — предоставление пособий по безработице; — предоставление пособий по болезни; — пособие по старости; — пособие в случае трудового увечья или проф.заболевания; — семейные пособия; — пособия по беременности и родам; — пособие по инвалидности; — пособие по случаю потери кормильца.

Конвенция МОТ от 22.06.1962 № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»: 4 Повышение жизненного уровня человека – забота государства. Конвенция МОТ от 28.06.1962 № 118 «О равноправии граждан страны и иностранных граждан и лиц без гражданства в области соц.обеспечения»

Конвенция ООН от 18.12.1979 «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»: Право женщин на отпуск по беременности и родам, на соц.пособие, на семейные пособия. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989: каждый ребенок имеет право на здравоохранение и соц.обеспечение 5

Декларация ООН «О правах инвалидов» от 09.12.1975: Утверждается термин «инвалид»; Право инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья, удовлетворительный уровень жизни. Акт ООН от 16.12.1991 – зафиксированы принципы в отношении пожилых людей. Каждое государство обязано гарантировать своим гражданам достойную старость и .д.

Конвенция МОТ от 29.06.1967 № 128 «О пособиях об инвалидности, потере трудоспособности, по безработице…» — дает представление о том, каковы должны быть условия и размеры этих пенсий, пособий

При этом принятые государствами обязательства пожеланию сторон могут включать одну или более гарантий: мед.обслуживание , пособие по инвалидности, потере трудоспособности, пенсионное обеспечение, по безработице и т.д. 8

Конвенция МОТ № 77 от 09.10.1946 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» Конвенция МОТ № 130 от 25.06.1969 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» 9

10 Европейская социальная хартия говорит о том, что государства Европы должны соблюдать требования социальной политики в отношении своихграждан и приезжих. Совет Европы – консультативная организация стран Европы

11 В 90-е годы прошлого века, в связи с миграцией людей после развала Советского Союза, важным стал вопрос сохранения людям социальных гарантий. Для этого были созданы межгосударственнные соглашения между независимыми государствами – бывшими оюзными республиками. 13.03.1992 Межправительственное соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» Конвенция СНГ от 1995 г. – «О правах и основных свободах человека» Содружество Независимых Государств – СНГ (взамен СССР)

Спасибо за внимание! 12

Скачать:

Вложение Размер
Международные источники права социального обеспечения 119.19 КБ

Предварительный просмотр:

Скачать:

Вложение Размер
vidy_sotsialnogo_obespecheniya_v_rossii.pptx 150.78 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 7

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права ( оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.). Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Читайте так же:  Пособие по уходу за приемным ребенком

Слайд 3

Видео (кликните для воспроизведения).

Право социального обеспечения – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц застрахованных или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании. Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского и трудового права. Основоположником права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Слайд 4

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей. Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений : 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной и натуральной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты) или материальные социально- обеспечительные отношения ; 2) отношения, связанные с установлением юридических фактов, или процедурные отношения ; 3) отношения связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения или процессуальные отношения.

Слайд 11

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая либо особая процедура отсутствует.

Слайд 8

3. В п раве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений. В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.). Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Слайд 12

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения. К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения. Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты : страховой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение. Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт страховых пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Слайд 5

Важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права является метод правового регулирования общественных отношений. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий. В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения. Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.

Презентация на тему: » ЛЕКЦИЯ 2 на тему: «Понятие, предмет, метод и система социального обеспечения. Источники права социального обеспечения»» — Транскрипт:

1 ЛЕКЦИЯ 2 на тему: «Понятие, предмет, метод и система социального обеспечения. Источники права социального обеспечения»

2 Учебные вопросы: 1. Право социального обеспечения как отрасль права: предмет, метод, система. 2. Источники права социального обеспечения. 3. Взаимосвязь права социального обеспечения и других отраслей права. 4. Конституционные основы социальной политики Российского государства.

3 1. Право социального обеспечения как отрасль права: предмет, метод, система. Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

4 Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

5 В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: Отношения по пенсионному обеспечению; Отношения по пенсионному обеспечению; Отношения по социальному обслуживанию; Отношения по социальному обслуживанию; Отношения по выплате пособий; Отношения по выплате пособий; Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д. Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

6 процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению; процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению; процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности). процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Читайте так же:  Имеют ли право выписать инвалида

7 Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере. Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

8 Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки: 1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов 2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем 2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем 3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон 4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права

9 ПСО можно разделить на 3 части: — общую часть, — общую часть, — особенную часть, — особенную часть, — специальную часть. — специальную часть.

10 К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО

11 В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты: — пособия, — пособия, — социальное обслуживание и т.д. — социальное обслуживание и т.д. В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

12 2. Источники права социального обеспечения Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

13 Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям: 1. по юридической силе (по степени важности и субординации), 1. по юридической силе (по степени важности и субординации), 2. по сфере их действия; 2. по сфере их действия; 3. по органам, принявшим нормативный акт; 3. по органам, принявшим нормативный акт; 4. по форме акта; 4. по форме акта; 5. по правовым институтам. 5. по правовым институтам.

14 1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения 1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения Законы делятся на: конститутивные, конститутивные, кодифицированные, кодифицированные, текущие. текущие.

15 2. По форме акта источники ПСО делятся на: законы (примеры приводились выше); законы (примеры приводились выше); указы и распоряжения Президента РФ указы и распоряжения Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ постановления и распоряжения Правительства РФ постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств другие нормативные акты. другие нормативные акты.

16 3. По сфере действия источники ПСО делятся на: — общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от г. N , с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России), — общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от г. N , с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России), · республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые) (например, Указ Президента Республики Адыгея от г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»). · республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые) (например, Указ Президента Республики Адыгея от г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»). · отраслевые · локальные.

17 4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы: 1. по пенсионному обеспечению граждан, 2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами. 3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

18 3. Взаимосвязь права социального обеспечения и других отраслей права. Особенная часть состоит из комплексных институтов, вклю­чающих пединституты отрасли, и институтов права социального обеспечения. Комплексными институтами являются: 1. Институт пенсионного обеспечения с пединститутами: пенсий по старости, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, социальных пенсий, исчисления пенсий и назначения пенсий. 2. Институт медицинской помощи и лечения. 3. Институт социального обслуживания. 4. Институт пособий и компенсаций.

19 Кроме комплексных институтов, в систему отрасли входят: институт трудового стажа; институт трудового стажа; институт ответственности; институт ответственности; институт разрешения споров по вопросам социального обеспечения. институт разрешения споров по вопросам социального обеспечения.

20 4. Конституционные основы социальной политики Российского государства. Основными целями пенсионной реформы являются: – установление четкой зависимости будущей пенсии гражданина от размера официальной оплаты его труда; – установление четкой зависимости будущей пенсии гражданина от размера официальной оплаты его труда; – защита долгосрочных пенсионных накоплений от инфляции; – защита долгосрочных пенсионных накоплений от инфляции; – повышение социальной ответственности граждан за размер будущих пенсий; – повышение социальной ответственности граждан за размер будущих пенсий; – предоставление работающему гражданину возможности влиять на размер своей будущей пенсии. – предоставление работающему гражданину возможности влиять на размер своей будущей пенсии.

21 Раньше пенсия назначалась по числу отработанных лет, при этом в большей степени учитывался не заработок, а стаж. Минимально мужчины должны были отработать 25 лет, а женщины – 20. Далее же чем дольше человек работал, чем выше у него был коэффициент стажа, тем больший процент от заработка он в итоге получал. При этом существовала дискриминация. Более 45 лет стажа не учитывалось и выплачивалось максимум 75% заработка.

22 Сейчас: все эти ограничения сняты, т.е. минимальный страховой стаж снижен до пяти лет. Снимаются и ограничения по заработкам: они засчитываются полностью и на всем протяжении стажа, под которым понимается период отчислений работодателем страховых взносов за каждого работника. все эти ограничения сняты, т.е. минимальный страховой стаж снижен до пяти лет. Снимаются и ограничения по заработкам: они засчитываются полностью и на всем протяжении стажа, под которым понимается период отчислений работодателем страховых взносов за каждого работника.

24 Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !

Электронный учебник по дисциплине «Право социального обеспечения» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwww.gouchut.ru

Похожие презентации

Описание презентации Темы 4, 5 Принципы права социального обеспечения. по слайдам

Темы 4, 5 Принципы права социального обеспечения. Правоотношения в сфере социального обеспечения.

Читайте так же:  Условия назначения пенсии по инвалидности

Вопросы: 1. Понятие, классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения. 2. Отдельные принципы права социального обеспечения, их содержание. 3. Понятие и виды правоотношений по праву социального обеспечения. Основания их возникновения. 4. Характеристика отдельных видов правоотношений по праву социального обеспечения.

1. Понятие, классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль права объединяется едиными принципами

Принципы права социального обеспечения это руководящие положения, начала права социального обеспечения. Они преломляются во всем механизме правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения. Они являются конструкцией, вокруг которой формируются правовые нормы о социальном обеспечении и их совокупности, регулирующие близкие по содержанию однородные отношения.

Значение принципов Они получают официальное закрепление в нормативных правовых актах о социальном обеспечении, что вносит устойчивость и стабильность в правовое регулирование отношений по социальному обеспечению и гарантирует их строгое соблюдение. способствуют правильной реализации правовых норм при осуществлении социального обеспечения, помогают совершенствовать и улучшать законодательство о социальном обеспечении.

Особенности принципов ПСОПСО нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции. их задача — дать общее направление правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения, способствовать понима нию сущности правовых норм отражают социальную направленность государственной политики

Классификация принципов Принципы могут быть разделены на несколько групп: общеправовые принципы, межотраслевые принципы, отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относят верховенство закона; равноправие граждан независимо от пола, расы, вероисповедания; единство прав и обязанностей; принцип разделения властей; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и другие.

Из числа таких конституционно закрепленных принципов имеющих важное значение и в сфере социального обеспечения, можно выделить принцип приоритета личности, ее прав и свобод (иногда определяется также как принцип гуманизма), принцип формального равенства, принцип законности, принцип социального государства.

К межотраслевым принципам можно отнести принцип оплаты по труду, охрану здоровья граждан. Эти принципы применяются как в праве социального обеспечения, так и в трудовом праве.

К отраслевым принципам относятся специфические для права социального обеспечения принципы, которые вытекают из норм законодательства о социальной защите гарантируют всеобщность обеспечения, всесторонность и многообразие его видов, единство и дифференциацию условий их предоставления. Именно они определяют единство отрасли и ее развитие

Советская доктрина 1) всеобщность и справедливость социального обеспечения; 2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; 3) обеспечение в высоких и все возрастающих размерах; 4) обеспечение за счет государства и общественных средств без каких-либо вычетов из заработной платы трудящихся; 5) осуществление обеспечения самими трудящимися через органы государственного управления или общественные организации.

Современная доктрина — всеобщность социального обеспечения (нормы законодательства, закрепляющие меры социального обеспечения, потенциально распространяются на всех граждан, граждан иностранных государств и лиц без гражданства);

Современная доктрина — гарантированность социального обеспечения (возможность получения в порядке социального обеспечения предусмотренных законодательством материальных благ гарантирована каждому при наличии установленных обстоятельств, дающих право на получение этих благ);

Современная доктрина — адресность социального обеспечения (предусмотренные законодательством меры социального обеспечения направлены на конкретных субъектов (группы субъектов: различные категории пенсионеров, инвалиды, ветераны и др. ), обладающих в этой связи соответствующим специальным статусом);

Современная доктрина — комплексность и дифференциация способов социального обеспечения: Характер того или иного обстоятельства обуславливает особенности и состав предоставляемых соответствующему субъекту средств социального обеспечения;

Современная доктрина — адекватность уровня социального обеспечения для удовлетворения жизненных потребностей его получателя (данный принцип выражается в законодательном установлении механизмов расчета стоимостной оценки предоставляемого в конкретном случае вида социального обеспечения, а также индексации его размера)

Правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами права социального обеспечения общественные отношения, возникающие между гражданами и государством по поводу предоставления тех или иных видов социальной защиты.

Признаки правоотношений по социальному обеспечению 1) публичный характер: правоотношения по социальному обеспечению складываются по поводу предоставления социальной помощи, причем с одной стороны выступает обратившийся за помощью гражданин, а с другой – уполномоченный государственный орган. 2) распределительный характер, связанны с распределением материальных благ и материальных услуг из фондов общественного потребления; 3)алиментарный характер.

Элементы правоотношения : : Субъекты (участники, между которыми устанавливаются правоотношения); Объект (то, по поводу чего устанавливаются правоотношения –блага, предоставляемые нуждающимся в социальной защите: пенсии, пособия, социальные услуги, медицинская помощь и др. ); Содержание (субъективные права и обязанности участников).

Субъекты Государство – особый субъект. В качестве субъектов-получателей выделяют нуждающееся лицо и нуждающуюся семью, в т. ч. – семьи имеющей детей Они обладают социально-обеспечительной правоспособностью, а также дееспособностью. Признак — нуждаемость. Субъекты-получатели приобретают, таким образом, специальный статус – социально-обеспечительный.

Общее основание предоставления социального обеспечения — состояние нуждаемости лица семьи), т. е. неспособность к самостоятельному удовлетворению алиментарных потребностей по объективным причинам. Нуждаемость может быть действительной и презюмируемой

Юридический факт является частной предпосылкой участия субъекта в социальном обеспечении Правовые последствия могут быть связаны не только с наличием определенных обстоятельств, но и с их отсутствием (например, отсутствие работы у лица). Они предусмотрены нормативными правовыми актами и должны быть зафиксированы в письменном виде. Для возникновения большинства социально-обеспечительных правоотношений требуется несколько взаимосвязанных юридических фактов, их система (фактический состав)

2. 2. Характеристика отдельных видов правоотношений по праву социального обеспечения.

Основная группа отношений материальные отношения, регулируемые правом социального обеспечения, являются главным образом имущественными

Производные отношения складываются по поводу: 1) установления необходимых фактов, имеющих юридическое значение для права социального обеспечения; 2) оказания содействия вступлению граждан в правоотношения по социальному обеспечению; 3) вынесения компетентными органами решения о назначении отдельных видов обеспечения; 4) рассмотрения споров о праве в связи с социальным обеспечением.

В зависимости от вида общественных отношений 3 группы: 1. 1. по пенсионному обеспечению граждан 2. 2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами 3. 3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Правоотношения 1. 1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении) 2. 2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений) 3. 3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые)

Источники

Предмет права социального обеспечения презентация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here