Права учителей инвалидов

Не надо жалости. Педагог-инвалид из Смоленска о преодолении стереотипов

— Наталья, насколько сложно работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья?

— Как педагогу вначале мне было непросто с такими детьми. До начала работы я с ними почти не общалась, только видела со стороны. С одной стороны, мне было интересно с ними, но с другой — я боялась сделать им больно, не физически, конечно, а морально, как-то задеть словом.

Когда ты сам инвалид, войти в контакт с такими детьми проще, ты понимаешь те ограничения, которые существуют в обществе, и вместе с ними учишься преодолевать то, что когда-то было сложно тебе.

Инвалидам всегда сложно находить друзей, мало кто хочет с ними дружить. А на самом деле они очень хотят общаться, просто этого многие не понимают, заостряя внимание лишь на внешнем виде, который может отличать их от других людей.

— С чем связано отстраненное отношение к инвалидам в Смоленске, да и в России в целом, почему возникает этот барьер?

— Мне кажется, это стереотипы, которые закладываются в подростковом возрасте. Кто-то один из компании испугался и отверг ребенка, который по каким-то признакам отличается от всех, все остальные, повинуясь стадному инстинкту, тоже начинают его отвергать. При этом дети-инвалиды, как и все другие дети, очень хотят дружить. Им не нужна жалость, они ее не принимают, но им очень нужна помощь. Помогите им где-то на сложном участке дороге прокатить коляску, откройте дверь — они будут очень благодарны. Этих детей нужно раскрепостить, а помогать им совершенно не сложно. Не нужно ставить никому рамки, инвалид не должен всю жизнь сидеть дома взаперти.

— Как преодолеть в обществе страх перед инвалидами? Какие советы ты могла бы дать родителям для воспитания детей?

— Когда человек сталкивается с чем-то неизведанным или непонятным ему, то часто у него возникает страх, это нормально. Я много раз наблюдала, как маленькие дети впервые сталкиваются с инвалидами: они либо таращатся на них, либо обходят стороной. Мне кажется, главная проблема нашего общества – недостаточная просвещенность в этом вопросе. Детям в школе на специальных уроках должны объяснять, что все люди одинаковые, просто у кого-то темные волосы, а у кого-то светлые, кто-то может ходить на своих ногах, а кто-то передвигается в инвалидном кресле.

Многие мамы также не могут объяснить эти простые истины своим детям, поэтому с детства у них формируются стереотипы в отношении инвалидов, которые в итоге перерастают в отторжение или равнодушие.

— А что делать родителям детей-инвалидов?

— Главное – с детства учить, что все люди одинаковые. Конечно, каждый родитель любит своего ребенка и старается максимально его защитить, уберечь от негатива со стороны окружающих, при этом закрывая от внешнего мира. Но делать этого ни в коем случае нельзя, ребенок должен находиться в социуме. Конечно, проблемы и конфликтные ситуации неизбежны, но ребенок должен пройти свой путь, обрести друзей и врагов, пережить обиды, только тогда он сможет стать полноценной личностью.

— Что делается для детей с ограниченными возможностями здоровья в Смоленске, хватает ли этого?

— Сейчас делается гораздо больше, чем раньше, но проблема того, что многие слова так и остаются словами, никуда не делась. Отлично, когда для особенных детей создаются такие центры, как «Вишенки», но раньше о нем было мало информации. Я сама не знала о его существовании и о том, что могу туда обратиться, пока не начала проходить там практику на первом курсе университета. Сейчас ситуация улучшилась, «Вишенки» стали гораздо более известны, но таких центров нужно значительно больше.

Большая проблема для детей-инвалидов в Смоленске – это транспорт и дороги. Даже для меня подножки в автобусах и трамваях слишком высоки, а для колясочников они просто непреодолимы. Я ни разу не виделся, чтобы кто-то из колясочников реально пользовался нашим низкопольным транспортом, до которого еще нужно преодолеть бордюр и две полосы для движения автомобилей. В идеале транспорт должен останавливаться на специальной платформе, как в метро, чтобы в него легко было попасть. Разбитые дороги очень затрудняют простую прогулку многих детей с ограниченными возможностями.

Отдельно стоит поговорить о пандусах. В последнее время их делают много, но в большинстве своем они абсолютно непригодны для использования, у них либо слишком большой угол наклона, либо зачастую крайне скользкая поверхность.

Отличная задумка — социальное такси для инвалидов, но пока его слишком мало.

— Почему в Смоленске и во всей России пока так и не удалось создать ту самую безбарьерную среду? Обеспечить свободное передвижение, работу и образование для инвалидов?

— Мне кажется, все идет от власти, на развитие общества нужно выделять больше средств, а с нынешними темпами мы еще долго будем двигаться в желаемом направлении. У нас большая часть денег тратится на огромные и дорогие проекты, зрелища, но это ничем не поможет детям-инвалидам.

— Насколько хорошо проблемы инвалидов освещаются в СМИ?

— Сейчас инвалидов часто показывают по ТВ, про них пишут в газетах, но журналисты всегда показывают только хорошее, показывают тех, кто смог справиться с жизненными сложностями. Нужно чаще показывать детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, это может помочь и привлечь добрых людей, которые неравнодушны к проблемам инвалидов, да и просто еще раз обратить внимание общества на все существующие проблемы.

Читайте так же:  Единовременное пособие молодым специалистам код дохода ндфл

— Можно ли сейчас инвалидам в Смоленске развиваться за счет занятий спортом?

— Лично я таких спортсменов не знаю, я знаю талантливых людей, которые проявляют себя в искусстве, компьютерных технологиях. Насколько мне известно, таких во всей нашей стране единицы. Спорт – это, конечно, хорошо, но для этого нужны не только силы, но и большие деньги, которых у инвалидов чаще всего просто нет.

Маленькие большие успехи

— В чем заключается твоя работа с детьми с ограниченными возможностями?

— Я занимаюсь с детишками разного возраста, провожу коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие мелкой моторики, внимания, мышления или памяти.

У меня есть забавная игра, которая называется «Кто что ест». На прищепках нарисованы мордочки животных, а на кругах — еда, которую мог бы съесть каждый из зверей. Многим детям физически сложно прикрепить прищепку к кругу, они пробуют повторить это действие только после того, как им показываешь. Кроме этого, мы нанизываем бусинки на толстую проволоку или шнурок, рассортировываем разноцветные бусинки.

Для наших детей уже огромное достижение, когда им удается просто отрезать бумажку ровно по линии, это не часто случается. Такие успехи мы стараемся поддерживать на уровне. Обычно дети поступают к нам на один учебный год, но очень приятно, когда родители, видя положительные результаты, снова возвращают их к нам, чтобы постараться закрепить пусть маленький, но успех.

Наталья Донская родилась в Смоленске 17 июня 1989 года. Окончила психологический факультет Смоленского гуманитарного университета, с 2012 года работает в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки» в отделении социально-трудовой реабилитации.

Защита прав инвалидов в РФ

В России такая категория граждан как инвалиды – одна из незащищенных. В силу физических ограничений им сложно реализовать полноценную жизнь и свои права.

Но отстоять последние можно. О том, как восстановить нарушенные нормы и куда обращаться, пойдет речь в этой статье.

Правовая защита инвалидов

Согласно закону РФ, инвалидом выступает лицо, которое в силу нарушения функций организма не может вести обычный образ жизни. На таких людей распространяются социальные льготы, в том числе юридическая защита.

Главными положениями являются:

  1. Уменьшенная продолжительность рабочего дня – не больше 7 часов в день. Заработная плата всем выплачивается в стандартном объеме.
  2. Право на ежегодный отпуск длительностью 30 календарных дней. Дополнительно, сотрудник может взять бесплатный месячный отгул.
  3. Работодатель обязан предусмотреть надлежащее оборудование рабочего места для нормальной деятельности.
  4. Запрещено использование труда инвалидов сверхурочно, а также в период праздников и выходных дней без их письменного согласия.
  5. Проведение курсов по обучению данной категории сотрудников новым профессиям.

Для инвалидов 1 и 2 группы предусмотрена работа на протяжении 7 часов. Граждане с 3 категорией работают стандартную смену.

При наличии серьезных причин, инвалиду удваивается период неоплачиваемого отпуска – с 30 до 60 дней. Если рабочий штат сотрудников подвергается сокращению, запрещается увольнять людей, имеющих группу.

В сфере жилищных вопросов существует комплекс льгот для незащищенных слоев населения:

  • сниженная стоимость жилой площади;
  • специальный тариф на коммунальные услуги;
  • право первой очереди в списке присвоения участков на дальнейшее строительство.

Для утверждения льгот на коммунальные услуги, человеку нужно представить справку об инвалидности в управляющий орган. Объем компенсации составляет 50% от общей сумм платежа.

В список людей, которым дано право на получение отдельной квартиры, входят физические лица:

  • с активной формой туберкулеза;
  • инвалиды – колясочники;
  • с психическими расстройствами, требующими постоянного ухода другими людьми;
  • с тяжелыми поражениями органов.

Детальный перечень кандидатов на жилую площадь регламентирован на законодательном уровне.

В личных интересах присутствуют права на равенство и жизнь, недопустимость жестоких пыток и других действий, унижающих человека. Перечисленные пункты соответствуют любым другим правам обычного гражданина.

Некоторые замечания касаются и семейного кодекса. Во время деления наследства инвалид получает право на долю, не менее 2/3 от общего размера. Такая льгота действует, даже если человек не включен в список завещания.

Во время бракоразводного процесса граждане данной категории могут требовать (по желанию) от партнера компенсации, в виде алиментов.

Политическая и социальная защита инвалидов заключается в:

  • свободном голосовании и участие в политической активности;
  • предоставлении важных лекарств, средств гигиены и медицинского оборудования;
  • бесплатном одноразовом проезде к месту отдыха или лечения (на поезде);
  • обеспечении путевками, если такой пункт указан в заключении на инвалидность.

Список льгот описан для каждой категории отдельно.

В культурной и образовательной сфере инвалиды имеют право на:

  • полноценную интеграцию в общество;
  • соблюдение интересов на законодательном уровне;
  • выполнение требований по обеспечению свободы обучения;
  • оборудование культурных мест спецсредствами для инвалидов;
  • снижение стоимости билетов в государственные объекты.

Учеба проходит по специальной программе, адаптированной под конкретные возможности человека. Если обеспечить на месте полноценное образование невозможно, ребенок переводится на домашний способ обучения. Студенты-инвалиды имеют право на специальную стипендию. Им предоставляется дополнительное время на экзамене.

Льготы доступны также в пенсионной, налоговой сфере. Полный перечень предоставляемых упрощений изложен в законе о правах и защите инвалидов.

Несмотря на широкое внедрение помощи, регулярно поступают сведения о случаях ущемления интересов физически ограниченных лиц. Надзор за такими ситуациями производят государственные структуры.

Заключение

Механизм правовой опеки над инвалидами постоянно совершенствуется. Международные и местные органы тщательно следят за выполнением норм закона. Каждый год процент вовлеченности в обычную жизнь людей с ограниченными возможностями только растет.

Читайте так же:  Каким работающим пенсионерам будут индексировать пенсию

Можно ли работать учителем инвалиду 3 группы?

В больничном не написали дату выхода на работу. Что делать дальше?

Да, можете. Согласно ст.23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Льготы для учителей-инвалидов

Какие льготы у инвалидов 3 группы для учителей.

Льготы они есть льготы для данной группы инвалидности. Инвалиду предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, т.е. удлиненный основной отпуск (ст. 23 Закона № 181), а также отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Ст. 96 ТК РФ установлен запрет привлекать инвалидов к работе в ночное время. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ) только с их письменного согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.

Образование детей-инвалидов в России

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.
Читайте так же:  Налоговые льготы для организаций спонсирующих спортивные мероприятия

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Скачать для просмотра и печати:

Перечень привилегий для инвалидов

В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.

Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.

  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.
Видео (кликните для воспроизведения).

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.

Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79.

Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.

Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование

Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.
Читайте так же:  Методист льготная пенсия

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

Звено обучения Создаваемые условия
Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек)
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников
Обеспечение ДОУ специалистами:
  • массажистами;
  • логопедами;
  • психологами;
  • тренерами и другими.
Консультирование родителей по вопросам воспитания
Создание инфраструктурной доступности:
  • пандусов;
  • расширенных коридоров и тому подобное
Среднее Разработка специализированных программ
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения
Предоставление качественного медобслуживания
Повышение инфраструктурной доступности зданий
Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс
Обеспечение дистанционной формой получения знаний

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Есть ли понятие инклюзивного образования в законе

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Статья 24. Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

Читайте так же:  Новые изменения при получении инвалидности

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

>
Здоровье
Содержание
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Компетентные органы

Согласно закону, люди и должностные личности, признанные виновными в несоблюдении прав инвалидов, несут ответственность за нарушение прав инвалидов в административном, гражданском и уголовном порядке.

Споры и конфликтные ситуации рассматриваются в суде. Во время определения факта нарушения учитываются:

  • нанесение ущерба в результате действия и бездействия;
  • причинение вреда;
  • вина – умышленное деяние или по неосторожности;
  • кто обеспечивает защиту инвалидов в Российской Федерации.

Лица этой категории или доверенные особи могут обратиться за помощью в установлении нарушенных прав. Ими могут выступать специальные организации по содействию инвалидам.

Компетентными органами, куда обращаются при возникновении спорных моментов, выступают:

  • Комитет по правам. Состоит из десятка независимых наблюдателей.
  • Прокуратура. Они рассматривают письменные заявления о фактах ущемления инвалидов. Сотрудники обязаны рассмотреть жалобу и открыть дело. Дальнейшее разбирательство происходит в суде.
  • Общество по защите прав инвалидов. Объединение граждан, контролирующих выполнения федерального закона. В их полномочия входит обеспечение медикаментами, интеграция человека в социум. Имеют полную поддержку государства.

Если по каким-то причинам решить конфликт и привлечь к ответственности за нарушение прав инвалидов в стране не получилось, можно обратиться в Европейский суд. Этот способ достаточно популярен за границей. На подачу документов отводится 6 месяцев.

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.

Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.

В таком случае необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление)

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений.

Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.

Видео (кликните для воспроизведения).

РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью

Источники

Права учителей инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here