Пособие по безработице значение

Пособие по безработице

Условия признания граждан безработными

Предоставление пособия по безработице регулируется: Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» и другими нормативными актами.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В соответствии со ст.25 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов» инвалид может быть признан безработным только при наличии трудовой рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В соответствии со ст.5.42 КоАП РФ необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Пособие по безработице – это выплата, предоставляемая в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными, в размере, пропорциональном утраченному заработку, или в твердой сумме.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта со всеми необходимыми документами (паспорт, трудовая книжка, диплом об образовании, справка о заработке за последние 3 месяца работы и др.)

Не могут быть признаны безработными:

  • лица, не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную, или пенсию за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу и не имеющие профессии – от двух вариантов получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Не может быть предлагаться одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности).
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • другие категории граждан.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц.

Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует уровню профессиональной подготовки гражданина, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Не может считаться подходящей работа, которая связана с переменой места жительства без согласия лица, ищущего работу, не отвечает правилам и нормам по охране труда и технике безопасности, состоянию здоровья, оплачивается ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Студентам следует знать, почему определенные категории граждан не могут быть признаны безработными. При изучении законодательства особенно внимательно они должны изучить нормы, устанавливающие, какая работа считается подходящей и какая не может быть признана подходящей, для кого любая работа является подходящей. Необходимо усвоить процедуру признания граждан безработными.

Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице

Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. Впоследствии оно не устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. Наряду с рядом других мер, такое пособие гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия установлены практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономических отношений.

Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, — Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в 1991 г. и затем изложенный в редакции от 20 апреля 1996 г. С тех пор он изменялся и дополнялся.

Выплата пособия по безработице названа в законе первой среди гарантий социальной поддержки безработных. Другие гарантии — это выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом для трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.

Для безработных предусмотрено две выплаты: пособие по безработице и оплата безработным периода временной нетрудоспособности. Обе они осуществляются за счет средств Фонда занятости. Право на их получение при соответствующих условиях имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т. е. имеющие статус (правовое положение) безработных.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.

Читайте так же:  Как проверить накопительную часть пенсии через госуслуги

Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.д.).

Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы (включая работу временного характера), а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) не может предлагаться дважды);
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, и пособие начисляется с первого дня такого признания.

Сроки выплаты пособия

Пособие по безработице назначается со дня признания лица безработным. Лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, но не трудоустроенным в течение периода, когда за ними сохранялась средняя заработная плата с зачетом выходного пособия, пособие по безработице предоставляется после истечения указанного периода.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для лиц, впервые ищущих работу; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и работавших в этот период менее 26 календарных недель, а также для лиц, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. Общий период выплаты пособия по безработице для этих лиц не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработные, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Лицам, не достигшим пенсионного возраста, но имеющим страховой стаж 25 лет (муж.) и 20 лет (жен.), а также специальный стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные недели за каждый год работы, превышающий необходимый страховой стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, по общим правилам, 12 месяцев в суммарном исчислении (включая период временной нетрудоспособности) в течение 18 календарных месяцев. Однако для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и за другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия сокращена: она не может превышать в каждом периоде безработицы 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице.

Общая продолжительность выплаты пособия по безработице гражданам за счет средств Фонда занятости не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

Исключение предусмотрено для работников конверсионных предприятий, высвобождаемых в связи с проведением конверсии: период получения пособия на основании решения органов государственной власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления может быть продлен на срок более двух лет (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 13 апреля 1998 г. «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации»).

Законом предусмотрено продление сроков выплаты пособия гражданам, которые имеют стаж работы, дающий право на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда, но не достигли соответствующего пенсионного возраста. Продолжительность периода выплаты пособия по безработице для таких граждан увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице в данном случае также не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Читайте так же:  Что означают налоговые льготы

Порядок определения размера пособия по безработице различный — пособие либо исчисляется из заработка, либо устанавливается в определенном процентном отношении к прожиточному минимуму.

Пособие исчисляется из заработка тем гражданам, которые признаются работавшими ко дню начала безработицы. Безработные считаются работавшими к этому дню, если они в течение 12 последних месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) либо были уволены с военной службы или из органов внутренних дел. Заработок подсчитывается за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

При исчислении пособия из заработка тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, средний заработок для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

Размер пособия в процентах к среднему заработку составляет:

в первые три месяца безработицы — 75%,

в следующие четыре месяца— 60%,

в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и не ниже 20% величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено также, что пособие иным категориям безработных граждан выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не ниже 100 руб. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 руб., увеличивается на величину районного коэффициента.

Предусмотрено увеличение пособия тем безработным, на содержании которых находятся иждивенцы. Оно увеличивается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, на каждого иждивенца, но не менее чем на 50 руб. в месяц на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке (если оба родителя являются безработными, увеличение размера доплаты на детей-иждивенцев производится каждому из них).

Для безработных граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие — в размере 10, 20 или 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не ниже соответственно 50, 100 или 200 руб. в месяц. Размер доплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зависит от места постоянного проживания (проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в зоне с правом на отселение и постоянное проживание в зоне отселения до переселения в другие районы).

Законом предусмотрены случаи, когда органами службы занятости может быть выплата пособия по безработице прекращена, приостановлена или сокращен его размер.

Выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях: признания гражданина занятым; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия не производится в следующие периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Пособие по безработице значение

В Германии пособие по безработице «Arbeitslosengeld-1» («ALG-1») составляет примерно 60% (для бессемейных) или 67% (для имеющих) последнего заработка и платится от 6 до 24 месяцев. Специальных ограничений каким либо органом власти минимального или максимального размера пособия не предусмотрено.

Право на ALG1 имеют лица, которые за последние 2 года проработали минимум 12 месяцев (с социальными отчислениями), а также выполнили условия Frühzeitige Arbeitsuchendmeldung: например для срочных трудовых договоров он должен за 3 месяца до окончания договора персонально заявить об этом в Agentur für Arbeit.

Для гарантирования прожиточного минимума существует другой вид пособия — «ALG-2», введенный по реформе Hartz IV. Оно в отличие от ALG1 финансируется не из страховых выплат трудящихся, а из налогов и платится без ограничения по времени. Право на пособие имеют в т.ч. и самозанятые лица, получатели ALG-1 и работающие, если их доход меньше прожиточного минимума. Размер пособия рассчитывается исходя из множества факторов: кол-ва людей живущих в Bedarfgemeinschaft (сообщество потребности), их возраста, состояния здоровья (в т.ч. беременность), размера квартплаты и коммунальных услуг. Кроме этого оплачиваются взносы в больничную кассу. Получатель имеет право на единоразовые выплаты: оплата проезда на собеседования, расходы, связанные с рассылкой резюме, оплата переезда, связанная с получением работы, оплата ведения двойного хозяйства и т.п.

Читайте так же:  Центр комплексной защиты прав и поддержки инвалидов

Одной из главных концепций реформы Hartz IV являлась система штрафов: за любое нарушение обязанностей, описанных в EGV, получатель может может быть лишен пособия в размере 10%-100% на срок 3 месяца. Накопленная судебная практика однако позволяет свести к минимуму последствия штрафных санкций либо полностью избежать их.

Размеры пособия по безработице

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:

  • имеющие требуемый минимальный стаж работы до наступления безработице;
  • не имеющие необходимого стажа.

Пособие исчисляется в процентном отношении от среднего заработка за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом стаж работы – не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы.

В первые 12 месяцев безработицы его размер составляет:

  • в первые три месяца – 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия);
  • в следующие четыре месяца – 60%;
  • в дальнейшем – 45%, но во всех случаях не выше и не ниже установленной законом максимальной и минимальной суммы.

В течение следующих 12 месяцев пособие выплачивается в минимальном размере. Пособие повышается на величину районного коэффициента.

Минимальный и максимальный размер пособия по безработице определяется Правительством РФ ежегодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.03.2008 г. № 194 на 2008 год минимальную величину пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальную величину пособия по безработице в размере 3124 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Безработным (впервые ищущим работу; стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, и др.) пособие назначается в первом и во втором 6-месячном периоде безработицы в размере минимальной величины пособия.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию без уважительных причин и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется в первом 6-месячном периоде выплаты – в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента; во втором 6-месячном периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице.

Во всех случаях размер пособия увеличивается с учетом районного коэффициента.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие, размер которого зависит от зоны проживания.

Приостановление и прекращение выплаты пособия

В определенных случаях органы службы занятости могут принять решение о приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера. Студенты должны хорошо знать эти случаи.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • отказа без уважительных причин от двух вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушения без уважительных причин условий и сроков перерегистрации;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, в течение которого выплата пособия была приостановлена, включается в общий срок выплаты пособия, но не засчитывается в страховой стаж.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

  • неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

  • признания безработного занятым;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии;
  • переезда в другую местность;
  • получения пособия обманным путем;
  • назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет;
  • осуждения к наказанию в виде лишения свободы и др.

Пособие не выплачивается в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда из постоянного места жительства в связи с обучением в вечерних и заочных учебных заведениях;
  • призыва на военные сборы.

Указанные периоды не засчитываются в общий срок выплаты пособия и продлевают его.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий за счет средств соответствующих бюджетов.

Пособие по безработице

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пособие по безработице» в других словарях:

ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ — (unemployment benefit) Выплаты безработным. Страны различаются по уровню таких платежей: в одних это может быть фиксированный уровень, в других уровень может зависеть от их прежней зарплаты безработных или от продолжительности времени, в течение… … Экономический словарь

Пособие по безработице — денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону. По английски: Unemployment compensation См. также: Пособия Безработные… … Финансовый словарь

Пособие по безработице — (англ unemployment allowance/benefit) в РФ предусмотренные законодательством денежные выплаты лицам, признанным в установленном законом порядке безработными гражданами. Пособие таким гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в… … Энциклопедия права

Пособие по безработице — (unemployment assistance), выплата неработающему в рамках системы социального обеспечения. Такие пособия были впервые введены в Германии Бисмарком: по болезни (1883), по безработице (1884), по старости (1889). В разл. пропорциях они оплачивались… … Всемирная история

Читайте так же:  Какие справки нужны для перерасчета пенсии

Пособие По Безработице — пособие, выплачиваемое безработным, при наличии определенного стажа, регистрации на бирже труда и действиях по поиску работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Пособие по безработице — (Unemployment benefit) Пособие по безработице это социальное обеспечение людей, оставшихся без работы Определение пособия по безработице, статистика и размер пособия для лиц, являющихся безработными не по своей вине и которые готовы, желают и… … Энциклопедия инвестора

Пособие по безработице — форма социальной защиты безработных в виде денежной выплаты. Пособие по безработице всегда имеет временный характер и величину заработной платы ниже размера, который работник получал до потери своей работы … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Пособие по безработице — – пособие, выплачиваемое безработному, который находится на учете на бирже труда и активно ищет работу … Словарь-справочник по социальной работе

ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ — пособие, выплачиваемое безработным, при наличии определенного стажа, регистрации на бирже труда и действиях по поиску работы … Энциклопедия трудового права

Пособие по безработице — JOBSEEKERS ALLOWANCE Новое название пособия по безработице (см. Unemployment benefit), принятое в Великобритании в 1996 г. Подразумевалось, что изменение названия (пособие для тех, кто ищет работу) послужит стимулом для безработных к более… … Словарь-справочник по экономике

Условия и порядок назначения пособия по безработице

Согласно п. 1-3 ст. 31, должны соблюдаться следующие условия выплаты пособия по безработице:

— пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

— решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным;

— пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Что касается первого условия, то, как было указано, законодательство четко регламентирует, кто может считаться безработным. Из этого перечня исключаются занятые. Перечень тех, что считаются занятыми, уже был нами рассмотрен. Ранее этот перечень неоднократно оспаривался гражданами. Поводом для споров чаще всего выступал абз..10. ст. 2 Закона. Его предыдущая редакция устанавливала закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми, а именно:

— общественные и религиозные организации (объединения);

— благотворительные и иные фонды;

— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Получалось, что учредители (участники) любых других некоммерческих организаций относятся к лицам, составляющим категорию «занятые граждане».

По одному из дел гражданка Е.Н. Эрлих, которая работала в период с 3 ноября 2009 года по 31 мая 2010 года в должности бухгалтера товарищества собственников жилья «Согласие», 28 июня 2010 года приказом краевого государственного учреждения «Центр занятости населения г. Бийска» была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице, которое выплачивалось с 21 июня 2010 года по 4 апреля 2011 года. В последующем, когда стало известно, что Е.Н. Эрлих является учредителем ТСЖ «Согласие», было вынесено решение о незаконном получении ею пособия по безработице и снятии с учета в качестве безработного. Попробовав оспорить это решение, Е.Н. Эрлих получила со ссылкой на то, что товарищества собственников жилья не относятся к числу организаций, перечисленных в качестве исключений в абзаце десятом статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а потому для целей данного Закона учредители (участники) товариществ собственников жилья считаются занятыми. Причиной этого стало обращение Е.Н. Эрлих в Конституционный Суд с жалобой, на основе чего рассматривалось дело о соответствии абз.10 ст. 2 Закона о занятости нормам Конституции.

Конституционным Судом было установлено, что члены (учредители, участники) товарищества собственников жилья не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение регулярного дохода[32]. Поскольку закона определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход, учредители (участники) товарищества собственников жилья не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).

Как указал Конституционный Суд, обладание в отношении организации — юридического лица имущественными правами, вытекающими из участия в этом юридическом лице, не является безусловным свидетельством отсутствия (наличия) у его учредителей (участников) права на получение прибыли от его хозяйственной деятельности и, соответственно, не может приниматься в качестве критерия для дифференциации прав учредителей (участников) организаций в сфере защиты об безработицы.

Таким образом, федеральным законодателем создавались препятствия для признания в установленном порядке безработными утративших работу и заработок членов товариществ собственников жилья и, соответственно, для предоставления им гарантий социальной поддержки, включая пособие по безработице, что ведет к нарушению права указанных лиц на защиту от безработицы.

Конституционный Суд констатировал, что абз. 10 ст. 2 Закона о занятости не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 3).

Это было не единственное громкое дело по поводу абз. 10 ст. 2 Закона о занятости. Конституционность названного законоположения оспорил в Конституционный Суд и гражданин К.В. Чумакин, 15 ноября 2011 года уволенный из ОАО «АВТОВАЗ» в связи с истечением срока трудового договора , который получил отказ в регистрации в качестве безработного со ссылкой на то, что он является членом (участником) жилищного накопительного кооператива «Русский Кредит». И вновь Конституционный Суд установил, что вступая в жилищный накопительный кооператив, граждане не преследуют цель осуществлять экономическую деятельность, направленную на получение регулярного дохода, а потому с точки Закона о занятости не могут рассматриваться как занятые граждане. Суд констатировал очередной раз несоответствие Конституции указанного пункта закона.[33]

Сегодня формулировку абз. 10 ст. 2 изменили и теперь она указывает, что занятым является лицо, выступающее учредителем (участником) организации (кроме случая если речь идет о некоммерческой организации, где у учредителей нет права получать доход от деятельности этих организаций).

Пособие назначается вместе с решением о признать гражданина безработным (п. 2 ст. 31 Закона N 1032-1). Его начисляют с первого дня признания лица безработным.

Читайте так же:  В каком году проиндексируют пенсии работающим пенсионерам

Если гражданин уволен из организации по причине ликвидации организации либо в связи с сокращением численности или штата и признан в безработными, но не трудоустроился в период, в ходе которого за ними на последнем месте работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), то ему выплачивается пособие по безработице с первого до окончания указанного периода (п. 3 ст. 31 Закона).

Арбитражная практика знает случаи, когда в итоге выплаты пособия по безработице возникал спор, разрешаемы в судебном порядке. Так, в по одному из дел суд установил, что гражданину, который был признан безработным выплачено пособие по безработице[34]. Но далее выяснилось, что увольнение было незаконным и районный суд решило изменить формулировку приказа с увольнения по собственному желанию на увольнение по сокращению. В итоге территориальный орган занятости населения потерпел убытки, так как выплатил пособие за период, когда у работника по последнему месту работы была средняя заработная плата. Поэтому суд удовлетворил иск органа занятости и взыскал убытки с ответчика (работодателя) в пользу истца.

Специальные условия выплаты пособия по безработице закон установил для отдельных категорий безработных граждан, которые перечислены в абз. 2 п. 4 ст. 31. Речь идет о гражданах, впервые ищущих работу; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу меньше 26 календарных недель, а также гражданах, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

На этих граждан распространяется правило: каждый период выплаты пособия по безработице у них не должен быть больше шести месяцев в общей сумме в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработный гражданин, который не трудоустроился по окончании первого периода выплаты пособия по безработице, имеет право повторно получить пособие по безработице. Тогда общий период выплаты пособия должен быть не более 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. В связи с изложенным отметим, что по окончании указанного общего периода выплаты пособия граждане теряют право на его получение.[35]

Время, когда гражданин получал такое пособие, не прерывает трудовой стаж.

В законе предусмотрены и условия для продления сроков выплаты пособия по безработице. Они распространяются на граждана, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. У них период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Выплата пособия происходит ежемесячно, если безработный проходит перерегистрацию в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, является государственной услугой, которая предоставляется в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.06.2012 N 10н (далее — Регламент)[36]. Регламент определены сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении следующих выплат пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В присутствии безработного гражданина работник центра занятости населения (далее — работник) осуществляет следующие административные процедуры (действия):

— работник принимает решение о назначении безработному гражданину пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего приказ о признании гражданина безработным. Затем безработному разъясняются нормы Закона о занятости по поводу социальных выплат и он информируется о том, где и как он будет получать пособие.

Далее работник определяет в соответствии с Законом о занятости населения размер и сроки выплаты пособия по безработице безработному гражданину; формирует проект приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице согласно приложению к Административному регламенту и отдает на подпись директору центра занятости населения.

Полагая, что в результате незаконного увольнения Мирошникова ответчик причинил истцу убытки в виде необоснованно выплаченного пособия по безработице, Центр занятости обратился в арбитражный суд с иском.

Апелляционный суд, отказал в удовлетворении исковых требований и разъяснил, что выплаты производились Центром занятости населения в силу прямого указания закона, поэтому они не могут рассматриваться как понесенные убытки. Причинно-следственная связь между произведенными истцом выплатами и действиями работодателя по увольнению работника отсутствует, так как основанием для выплат, произведенных Центром занятости населения, послужил факт признания гражданина безработным, а не его увольнение. Восстановление гражданина на работе не свидетельствует о том, что в период после увольнения статус безработного гражданин получил безосновательно, поскольку до восстановления на работе гражданин не имел работы и заработка и вправе был обратиться в Центр занятости населения для регистрации и получения пособия по безработице. Исходя из вышеуказанного, обязанность истца выплачивать пособия по безработице уволенному Мирошникову Сергею Александровичу установлена законом и не зависима от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным.[38]

Обязанность центра выплачивать пособия по безработице установлена законом и не зависит от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным[39].

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Пособие по безработице значение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here