Порядок применения налоговых льгот

Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот

в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;

2) нормы законодательства

о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться

от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства

о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

повышение уровня социальной защиты населения;

обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы

по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот

по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.

Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие и виды налоговых льгот

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам

признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

Читайте так же:  Инвалид по слуху какая группа инвалидности

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9864 — | 7662 — или читать все.

Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот

Налоговая льгота — это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.

В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: 1) изъятия; 2) скидки; 3) налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

• на постоянной основе и на ограниченный срок;

• как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки — это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

• лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); • общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

• снижение ставки налога;

• вычет из налогового оклада (валового налога);

• отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

• возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

• зачет ранее уплаченного налога;

• целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога — это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков их уплаты.

Возврат сумм ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование — налоговая амнистия.

Другие виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах — это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10490 — | 7739 — или читать все.

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 октября 2018 г. — Закон Хабаровского края от 20 сентября 2018 г. N 358

1. Налогоплательщики, воспользовавшиеся в соответствии с настоящим законом налоговыми льготами, за исключением налоговых льгот, установленных пунктом 2 части 2 статьи 7 настоящего закона, обязаны обеспечить раздельный учет показателей, необходимых в целях налогообложения и применения налоговых льгот, а также операций, связанных с целевым использованием высвобожденных средств, когда целевое использование данных средств предусмотрено настоящим законом.

Читайте так же:  Право на пенсию за выслугу лет имеют

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 28 июля 2010 г. N 24 часть 2 статьи 13 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Налогоплательщики, имеющие право на применение установленных настоящим законом налоговых льгот на день вступления в силу закона, предусматривающего отмену данных льгот, установление новых обязанностей или иным образом ухудшающего положение налогоплательщиков, применяют налоговые льготы без учета положений этого закона до окончания периода, на который они были предоставлены. Данный порядок предоставления льгот не применяется в том случае, если нормы, устанавливающие налоговые льготы, признаются утратившими силу в соответствии с Налоговым кодексом.

3. В случае если установленные настоящим Законом порядок и условия применения льготы налогоплательщиком не соблюдаются, право на применение льготы у налогоплательщика не возникает, и налог исчисляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством о налогах. Суммы налогов, причитающиеся к уплате по итогам прошедших налоговых периодов, исчисляются в соответствии с законодательством, действовавшим в течение периода, в котором были предоставлены налоговые льготы.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2020 г. — Закон Хабаровского края от 20 ноября 2019 г. N 29

4. Налогоплательщики-организации, воспользовавшиеся налоговыми льготами, установленными настоящим законом, при исчислении налогов должны подтвердить право на их использование.

В целях подтверждения правомерности использования налоговых льгот налогоплательщик-организация должен их зарегистрировать.

Для регистрации налоговых льгот налогоплательщик-организация обязан предоставлять сведения о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот в сроки, установленные:

статьей 289 части второй Налогового кодекса для представления налоговых деклараций по итогам отчетных и налогового периодов по налогу на прибыль организаций (для регистрации налоговых льгот, установленных статьей 11 настоящего закона);

статьей 346.23 части второй Налогового кодекса для представления налоговых деклараций по итогам налогового периода по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (для регистрации налоговых льгот, установленных статьей 11.1 настоящего закона);

частью 1 статьи 4 настоящего закона для уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов, и в срок, установленный пунктом 3 статьи 386 части второй Налогового кодекса для представления налоговой декларации по итогам налогового периода, по налогу на имущество организаций (для регистрации пониженных ставок налога и налоговых льгот, установленных статьями 2, 3 настоящего закона);

пунктом 1 статьи 363 части второй Налогового кодекса по итогам налогового периода по транспортному налогу (для регистрации налоговых льгот, установленных статьей 7 настоящего закона).

Регистрация налоговой льготы подтверждает право на ее использование и является условием применения налоговой льготы.

Форма сведений о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот, порядок регистрации налоговых льгот определяются органом исполнительной власти края, обеспечивающим проведение единой налоговой политики в крае.

>
Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Установление и использование льгот по налогам и сборам

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

Читайте так же:  Условия признания семьи малоимущей

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер — они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 октября 2018 г. — Закон Хабаровского края от 20 сентября 2018 г. N 358

1. Налогоплательщики, воспользовавшиеся в соответствии с настоящим законом налоговыми льготами, за исключением налоговых льгот, установленных пунктом 2 части 2 статьи 7 настоящего закона, обязаны обеспечить раздельный учет показателей, необходимых в целях налогообложения и применения налоговых льгот, а также операций, связанных с целевым использованием высвобожденных средств, когда целевое использование данных средств предусмотрено настоящим законом.

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 28 июля 2010 г. N 24 часть 2 статьи 13 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Налогоплательщики, имеющие право на применение установленных настоящим законом налоговых льгот на день вступления в силу закона, предусматривающего отмену данных льгот, установление новых обязанностей или иным образом ухудшающего положение налогоплательщиков, применяют налоговые льготы без учета положений этого закона до окончания периода, на который они были предоставлены. Данный порядок предоставления льгот не применяется в том случае, если нормы, устанавливающие налоговые льготы, признаются утратившими силу в соответствии с Налоговым кодексом.

3. В случае если установленные настоящим Законом порядок и условия применения льготы налогоплательщиком не соблюдаются, право на применение льготы у налогоплательщика не возникает, и налог исчисляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством о налогах. Суммы налогов, причитающиеся к уплате по итогам прошедших налоговых периодов, исчисляются в соответствии с законодательством, действовавшим в течение периода, в котором были предоставлены налоговые льготы.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 октября 2018 г. — Закон Хабаровского края от 20 сентября 2018 г. N 358

4. Налогоплательщики — организации, воспользовавшиеся налоговыми льготами, установленными настоящим законом, при исчислении налогов должны подтвердить право на их использование.

В целях подтверждения правомерности использования налоговых льгот налогоплательщик должен их зарегистрировать.

Для регистрации льгот налогоплательщик обязан в сроки, установленные для представления налоговых деклараций по налогам (расчетов авансовых платежей), предоставлять сведения о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Читайте так же:  Выплата пенсии работающим пенсионерам

Регистрация налоговой льготы подтверждает право на ее использование и является условием применения льготы.

Форма сведений о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот, порядок регистрации льгот определяются органом исполнительной власти края, уполномоченным в области финансов.

>
Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной деятельности
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нюансы применения заявительного порядка предоставления льгот по транспортному и земельному налогам

ФНС России в письме от 10.12.2019 № БС-4-21/[email protected] разъяснила, как подается заявление о льготах, когда его не нужно представлять и как заявление влияет на исчисление авансовых платежей.

Сейчас компания, имеющая право на льготы по транспортному или земельному налогам, заявляет о них в соответствующей декларации. Со следующего года порядок изменится. В «ЭЖ-Бухгалтер», № 45, 2019, мы уже рассказывали об отмене обязанности по представлению деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 г. и последующие годы. Налоговики будут сами рассчитывать налог и сообщать о его размере компании. А чтобы при расчете налога учитывались льготы, право на которые есть у компании, она должна подать в налоговый орган заявление о предоставлении льготы. Как и когда это нужно сделать?

Подача заявления

Налоговики разъяснили, что срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Налоговым кодексом не установлен. Поэтому компания самостоятельно определяет, когда она будет подавать заявление. При этом нужно учитывать, что в заявлении указывается период, за который заявлена льгота. Рассмотрев заявление, налоговый орган направляет компании уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2020 г.).

Для того чтобы предоставить льготу за весь налоговый период, налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право компании на налоговую льготу за период, указанный в заявлении о льготе. В противном случае в отношении неподтвержденного периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Например, если в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы с 1 января по 1 сентября и при этом за период с 1 января по 31 мая действие налоговой льготы подтверждено, а за период с 1 июня по 1 сентября — нет, то за первый период будет направлено уведомление о предоставлении налоговой льготы, а за второй — сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Подавать заявление о предоставлении льготы можно как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Форма и формат заявления утверждены приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected] Специалисты ФНС России обратили внимание, что направить заявление о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России нельзя. Дело в том, что в силу положений п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет используется для реализации налогоплательщиками своих прав только в случаях, установленных Налоговым кодексом. А представление организациями заявления о льготе через личный кабинет Налоговым кодексом не предусмотрено.

Когда подавать заявление не нужно

В пункте 2 ст. 358 и п. 2 ст. 389 НК РФ указаны транспортные средства и земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения. Нужно ли по таким объектам подавать заявление о льготе?

Специалисты ФНС России разъяснили, что по транспортным средствам и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения, отсутствует необходимость представления заявления о льготе в связи с тем, что по ним не имеется налогоплательщиков.

А требуется ли представление заявления о льготе для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенного вида разрешенного использования? В комментируемом письме налоговики указали, что, исходя из абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ, полномочия по определению налоговых ставок по земельному налогу не отождествляются с полномочиями по установлению налоговых льгот в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ. В отличие от налоговой ставки налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1, 2 ст. 17 НК РФ). В письме Минфина России от 01.10.2018 № 03-05-04-01/70113 разъяснено, что пониженные налоговые ставки для налогообложения земельных участков определенных видов не являются налоговыми льготами для целей налогового администрирования. Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенных видов разрешенного использования (например, ставки, установленной ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» в размере 0,1% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом) заявление о льготе не требуется.

Обратите внимание: заявление может использоваться при предоставлении налоговой льготы за налоговый период 2020 г. и последующие периоды. Но как быть, если компания в течение 2020 г. ликвидируется? Ведь обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам отменяется только с 1 января 2021 г. Каким образом компания должна заявить льготы?

Налоговики указали, что поскольку налоговый период 2020 г. полностью не истек, налоговые льготы заявляются ликвидируемой компанией в соответствующих декларациях.

Уплата авансовых платежей

Поскольку в ответ на заявление компании налоговый орган либо предоставляет льготу, либо отказывает в ее предоставлении, возникает вопрос: как компании, имеющей право на льготу, следует рассчитывать и перечислять авансовые платежи, если к сроку их уплаты заявление на льготу еще не подано или еще не рассмотрено налоговиками?

Читайте так же:  Какие льготы при получении инвалидности

Специалисты ФНС России разъяснили, что нормы Налогового кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательной подачей заявления о льготе и получением уведомления о ее предоставлении до окончания срока уплаты авансовых платежей. Из сказанного налоговиками следует, что компания может перечислять авансовые платежи с учетом льготы, если к моменту уплаты она еще не успела подать заявление на льготу или еще не получила уведомление о ее предоставлении.

Однако затягивать с подачей заявления не стоит. Налоговики указали, что сообщение об исчисленной сумме налога за год составляется инспекцией на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе. Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы. В дальнейшем компания вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось. Но если по итогам рассмотрения пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу (например, в связи с тем, что компания не представляла заявление о льготе либо получила сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, но при этом фактически учитывала налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговый орган направляет требование об уплате налога и принимает установленные законодательством меры по взысканию недоимки.

Виды налоговых льгот

Налоговым законодательством предусмотрены разные виды налоговых льгот – одни дают возможность налогоплательщикам уменьшить объем обязательств перед бюджетом, действие других направлено на абсолютное освобождение от налогообложения при наличии специфических обстоятельств. Основное предназначение льготы – создание налоговых преференций для отдельных субъектов хозяйствования для улучшения бизнес-климата и стимулирования экономического роста. Если правовыми актами вводятся фискальные послабления, должны быть предусмотрены и условия их применения (ст. 17 НК РФ).

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Правила предоставления налоговых льгот

Предоставление налоговых преимуществ должно отвечать принципу массовости – льгота не может быть введена только для одного налогоплательщика, право на нее должно быть предоставлено группе предприятий или предпринимателей, объединенной однородными специфическими признаками.

Понятие и виды налоговых льгот раскрыты в НК РФ. В ст. 17 говорится, что фискальные послабления не носят обязательного характера – их может и не быть. Если преференции предусмотрены законодательством, у налогоплательщика появляется право воспользоваться ими, но у него не возникают обязательства применять льготные условия налогообложения.

Фискальные послабления могут распространяться на такие группы налогов:

  • на один или несколько федеральных налогов и сборов;
  • на налоги, относящиеся к региональному уровню регламентации;
  • на местные разновидности налогов, порядок применения которых в общем виде описывается в НК РФ, а детали указываются в правовых документах властей муниципальных образований.

Перечень льгот и условия

Полномочия по отмене преференций принадлежат властным структурам, которые устанавливали текущие налоговые послабления. Если льгота зафиксирована в положениях Налогового кодекса, она действительна на одинаковых условиях во всех регионах страны. В Письме Минфина от 17.10.2012 г. № 03-02-08/92 указано, что местные или региональные власти не вправе вносить корректировки в перечень преференций, утвержденных НК РФ. Какие виды налоговых льгот существуют:

  1. Освобождение от налоговых обязательств. Послабление такого типа должно иметь ограниченную сферу действия. Примером действия этой разновидности льготы является обложение НДС деятельности столовых при образовательных заведениях. Стоимость продуктов питания, которые реализуются для удовлетворения потребностей учащихся, не включается в налоговую базу при расчете обязательств по НДС.
  2. Корректировка исчисленного налога в сторону уменьшения за счет вычетов или введения необлагаемых налогами и сборами лимитов. Примером действия таких преференций является расчет величины транспортного налога по грузовым автомобилям. Владельцы этой категории автотранспорта могут минимизировать свою налоговую нагрузку по движимым объектам имущества за счет платежей, произведенных в пользу системы «Платон».
  3. Налоговый кредит.

Не являются полноценной льготой, но оказывают положительный эффект методы пролонгации периодов оплаты налогов – рассрочка и отсрочка. В результате у налогоплательщика при определенных обстоятельствах появляется возможность инициировать реструктуризацию обязательств перед бюджетом. Общая сумма к уплате остается неизменной.

Освобождение от налоговых обязательств может проявляться в таких формах:

  • предоставление ограниченных во времени налоговых каникул;
  • проведение налоговых амнистий, в результате которых должникам прощаются пени, штрафы, допускается частичное списание основного налогового обязательства;
  • пониженный процент налогообложения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники

Порядок применения налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here