Понятие льгот в праве социального обеспечения

SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

Понятие и виды льгот в праве социального обеспечения. Понятие льгот в праве социального обеспечения

Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII — XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуществления экономических отношений между различными категориями населения. Посредством льгот государство стало решать крупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскому призыву, воинские льготы казакам и служилым людям[14].

В советский период значение льгот, с одной стороны, укрепилось. Льготы устанавливаются не только в зависимости от категорий населения, появляются, например, льготные категории товаров. С другой стороны, экономические отношения, существовавшие в то время, не способствовали нормальному механизму функционирования льгот. В частности, предоставлявшиеся на льготных условиях товары были низкого качества или они были в дефиците.

В настоящее время льготы являются одним из инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества, потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения.

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не является однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е.Г. Крылатых по вопросу структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспечения – пишет она, — общепризнанным является, что исходным основанием для объединения норм в институты особенной части служит вид представляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставления данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия предоставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную самостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт»[15].

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обеспечения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти две тысячи категорий населения[16]. Закон «О государственной социальной помощи»[17] делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Развитие Интернета
В последние годы в России очень высокими темпами происходит распространение сети Интернет. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества. Одной из важнейших функций .

Модель социальной работы по здоровому образу жизни молодежи
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. А конечной целью является охрана здоровья и жизни .

Критерии социальной стратификации и их изменения
Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена эли .


http://www.sociologydeep.ru/sdps-386-1.html

Понятие льгот в праве социального обеспечения

Ключевые слова: ЛЬГОТЫ; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; АЛИМЕНТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ГАРАНТИЯ; СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ; PRIVILEGES; SOCIAL SECURITY; NUTRITIONAL REQUIREMENTS; GUARANTEE; SOCIAL JUSTICE; SOCIALLY VULNERABLE SEGMENTS OF THE POPULATION.

Льготы — один из главных видов социальной помощи в Российской Федерации.

Учеными-социологами обозначены основные критерии льгот: [1, c. 20]
1) Льготы — это наиболее полное удовлетворение потребностей индивида.
2) Льгота — это улучшение положения индивида, по средствам представления ему дополнительных прав для осуществления полноценного существования.
3) Льготы в наиболее узком понимании — это освобождение индивида от выполнения части обязанностей. [1, c.35]
и общества в целом и индивида в частности очень разнообразны, и далеко не все из них человек способен удовлетворить без помощи государства. [1, с. 44]

Целью льгот в осуществлении государством социальной политики является улучшение качества жизни нуждающихся граждан через создания особых условий для удовлетворения их потребностей.

Опираясь на положения законодательства, разграничение льгот происходит не по их сущности, а по принадлежности их получателей к тем или иным социальным группам.

Таким образом количество соразмерных льгот одной и той же структуры (по оплате жилья, коммунальных услуг, налогам) различны для некоторых категорий граждан. Многообразны и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление льгот. Объясняется это неточностям нормотворческого процесса.

Таким образом, льготы – необходимое условие социальной поддержки населения со стороны государства.

Институт льгот в системе социального обеспечения играет большую роль. Наличие значительного количества льгот, а также категорий граждан – льготников говорит о том, что законодатель постарался учесть потребности разных категорий граждан, создав при этом разветвленную нормативную правовую базу.

Читайте так же:  Указ президента о накопительной части пенсии

Каждый гражданин страны, который по разным причинам не имеет возможности удовлетворить свои потребности, может рассчитывать на помощь государства. Государством создан определенный набор мер и гарантий государственной социальной помощи, зафиксированный в нормативно-правовых актах и законах. [6, с.1]

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Под льготами в системе социального обеспечения понимается юридически-закрепленное создание особых правовых привилегий для граждан, находящихся в затрудненной жизненной ситуации.

2. Существует несколько видов льгот, в основе которых лежат такие критерии, как социально-правовые основания для их предоставления, конкретное содержание льгот, цель льгот, форма их предоставления, субъектный состав получателей льгот, сфера действия.

3. Цель льгот состоит в взаимодействии интересов личности, различных социальных слоев и государства, в создании особых правовых привилегий для удовлетворения потребностей субъектов социальных взаимоотношений.

4. Льготы носят многофункциональный характер, в праве социального обеспечения проявляется преимущественно компенсаторная функция, способствующая восполнению возможностей и удовлетворению необходимых потребностей лиц, находящихся в неравных условиях в силу биолого-социальных и экономических причин. Льготы компенсируют недостаточный для полноценной жизни человека уровень социального обеспечения.

5. Основной оценкой значимости льгот для их получателей становится пребывание субъектов социальных отношений в сложной жизненной обстановке, которая создает потребность в обеспечение субъектов средствами для их полного жизнеобеспечения. При реформации системы льгот нужно принимать во внимание тот факт, что целиком отказаться от льгот в наше время нельзя. Потому что степень социального обеспечения, устанавливается по средствам его главных видов (пособий, пенсий), не создает условий для полного существования нуждающихся граждан.

6. Льготы, предоставляемые различным социальным группам – пенсионерам, студентам, детям-инвалидам, носят разноплановый характер и направлены на компенсацию недостаточного уровня жизнесуществования данных категорий граждан.

7. Несмотря на большое количество льгот и большое количество их получателей в Российской Федерации, качество жизни социальных групп, обеспечиваемых социальными гарантиями, остается низким, таких людей нельзя назвать полностью обеспеченными в материальном плане. В большинстве льготы и социальная помощь помогают довести уровень жизни до прожиточного минимума. Что касается инвалидов, то льготы не делают их жизнь равной жизни здоровых и не ограниченных в возможностях людей из-за отсутствия доступной среды, а иногда и просто формального отношения организаций и компаний к ее созданию. Следствием этого является социальный вакуум, в котором вынуждены жить инвалиды, так как общество до сих пор не готово их принять как равных.

http://novaum.ru/public/p98

Льготы в системе социального обеспечения

-на лечение: составляют величину фактических расходов (страховые взносы по приобретенному налогоплательщиком полису ДМС и потраченные на лекарства средства) на лечение

Льготы в системе социального обеспечения

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

Льготы в системе социального обеспечения

Глава 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения

.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения

.2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения

Глава 2. Система льгот

.1 Социальные льготы пенсионерам

.2 Социальные льготы студентам

.3 Социальные льготы малоимущим

Глава 3. Проблемы монетизации льгот и пути их решения

.1 Монетизация льгот: преимущества и недостатки

.2 Направления совершенствования реформы по монетизации льгот

Список использованных источников и литературы

льгота социальное обеспечение

Актуальность исследования обусловлена тем, что реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. За 10 лет рыночных преобразований количество бедных в России выросло с 6 до 33%.

Динамическое развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности.

Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума.

Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания.

Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку).

Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан.

Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации.

Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета.

Объект исследования — нормативно — правовые акты, материалы судебной практики, а также труды ученых, таких как Морозовой И. С., Землянухиной Н. С., Азаровой Е. Г., Крылатовой Е. Г., Захарова М. Л. И многих других.

Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, правовая природа льгот, их функции, проблемы реализации.

Цель данной работы — рассмотреть льготы в системе социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения;

рассмотреть правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения;

исследовать систему социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам;

Читайте так же:  Пособие по уходу за вторым ребенком

выявить проблемы монетизации льгот и предложить пути их решения.

При написании дипломной работы использовались такие методы исследования как сравнение и анализ, а также изучение и анализ научной литературы и действующего законодательства.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования можно использовать в практической деятельности.

Глава 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения

.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения

Льготы как вид социального обеспечения — достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых, хотя в рамках общей теории права такой элемент механизма правового регулирования анализировался многими авторами.

На основе анализа различных точек зрения можно выделить основные признаки льгот:

-это исключение из общеустановленных правил;

-это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;

-льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности.

Правовые льготы необходимо рассматривать в узком (специальном) и широком смысле.

В широком (общем смысле) под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей.

В узком (специальном, отраслевом) понимании льгота — это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от бремени исполнения (несения) части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле.

Важное практическое и теоретическое значение имеет отграничение льгот не только от иных видов социального обеспечения, но и от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «иммунитет», «гарантия».

С теоретической точки зрения это необходимо для обеспечения четкого понятийного аппарата права социального обеспечения, с практической же стороны это дает возможность нормотворцу обеспечивать юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.

) Льготы имеют сходство с привилегиями, поскольку и те и другие являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:

-привилегия (в пер. с латинского — специальный закон для особого лица) по сравнению со льготой — это более высокий уровень дифференциации. Льготы призваны облегчить положение гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;

-льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;

-льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента РФ).

) Гарантия по сравнению со льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства — поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.

) От льгот отличаются также иммунитеты по следующим критериям:

-по целям предоставления, поскольку иммунитеты связаны с реализацией публичных (государственных) интересов лицами, которых государство наделяет своим суверенитетом в соответствии с внутригосударственным или международным правом;

-по субъектам, поскольку круг лиц, обладающих правовым иммунитетом, несравнимо уже (с учетом первого критерия), чем обладателей льготного статуса;

-по действию в пространстве, поскольку при иммунитетах действует экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты признаются иностранными государствами, а льготы устанавливаются и реализуются только внутри данного государства.

С точки зрения системы права и законодательства о социальном обеспечении, правовые нормы, посвященные льготам, объединяются в институциональные образования.

Применительно к структуре права социального обеспечения в литературе высказывается мысль о том, что это относительно самостоятельный институт права социального обеспечения «сквозного» действия, т.к. льготное регулирование представлено в каждом из структурных образований данной отрасли (в пенсионном праве, в институте пособий и других).

В то же время, многие нормы, посвященные льготам, содержатся в нормативных правовых актах других отраслей права, поэтому есть основание говорить о том, что льготы можно рассматривать и как комплексное межотраслевое правовое образование законодательства, определенная часть которого принадлежит праву социального обеспечения.

При анализе различных оснований предоставления социального обеспечения нельзя не заметить, что всех их объединяет одно качество: они в той или иной мере свидетельствуют о нуждаемости субъекта в помощи или содержании со стороны государства.

Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в праве социального обеспечения является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения.

В тех отраслях российского права, где общая часть разработана на достаточно высоком уровне, давно уже выработаны термины для наиболее распространенных юридических фактов (понятие преступления в уголовном праве, сделки — в гражданском).

Однако в праве социального обеспечения общего поня

http://www.studsell.com/view/74521/

Льготы в системе социального обеспечения

-на лечение: составляют величину фактических расходов (страховые взносы по приобретенному налогоплательщиком полису ДМС и потраченные на лекарства средства) на лечение

Льготы в системе социального обеспечения

Юриспруденция, право, государство

Видео (кликните для воспроизведения).

Другие дипломы по предмету

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14), неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации.

Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть боле ориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения.

Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты».

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату.

В некоторых случаях само предоставлении той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

Читайте так же:  Сколько платят детское пособие матери одиночке

«Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных — это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социального общества». Но если речь идет об обязанностях общества, уместно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги.

В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменено понятие «льготы», отменены и монетизированы сами льготы у большого числа категорий льготников, введено новое понятие — «социальная поддержка».

К числу типовых мер социальной поддержки отнесены: ежемесячные денежные выплаты; социальный пакет; льготы по квартирной плате; льготы по оплате коммунальных услуг; денежные выплаты и обеспечение техническими средствами реабилитации в связи с компенсацией ущерба здоровью.

Все отмененные льготы можно условно разделить на 3 группы:

-льготы, частично монетизированные, частично сохраненные в виде социального пакета. Так, например, ранее был предусмотрен бесплатный проезд инвалида войны и лица, сопровождающего инвалида войны I группы, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, в то время как в социальном пакете сохранилась льгота по бесплатному проезду только на пригородном железнодорожном транспорте и только самого инвалида;

-льготы, утратившие актуальность.

Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», Лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение.

Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума. В этой связи представляется целесообразным не только установить категории льготируемых граждан и виды предоставляемых им льгот, но и разделить все льготы на федеральные и региональные.

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:

-бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

-льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

-бесплатная установка телефона;

-предоставление ежемесячных денежных выплат;

-первоочередное бесплатное предоставление жилья;

-льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

-льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

-обеспечение транспортными средствами;

-льготы по протезированию.

Что касается ветеранов труда, то, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по установлению, отмене, монетизации льгот переданы на уровень субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Следовательно, правительство Российской Федерации передало свои обязательства (в том числе и законотворческую функцию) перед данной категорией льготников на места, требуя, в общем виде, не ухудшать их положение.

Вместе с тем федеральный центр все же сохранил за собой отдельные элементы влияния — согласно 122-ФЗ к категории «ветераны труда» относятся лица «награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде.

Это означает, что федеральный центр по-прежнему контролирует процесс, не неся при этом никаких финансовых обязательств по его обеспечению. Данное обстоятельство явно противоречит идее разделения полномочий.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Проблема отмены федеральных льгот сознательно переведена на уровень субъектов Федерации. Подобная децентрализация осложняет фундаментальную научную проработку вопроса, ведет к волюнтаризму и местничеству, несоответствию и противопоставлению государственных федеральных, региональных и муниципальных интересов.

Тем не менее, и в таких условиях проблема установления и трансформации системы льгот по-прежнему сохраняет свою актуальность, оставаясь государственной проблемой.

Глава 2. Система льгот

2.1 Социальные льготы пенсионерам

Система социальных гарантий и льгот для различных категорий пенсионеров полностью зависит от проводимой государством политики доходов, составной частью которой являются социальные гарантии и льготы, формирующие доходы населения.

Объективной необходимостью существования социальных гарантий и льгот является:

-социальная защита потребностей нетрудоспособных граждан;

-политические причины — необходимость реализации принципа социальной справедливости, наличие групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и потому заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства на пенсии;

Читайте так же:  Отзывы об индексации пенсий

-продолжающееся обострение экономической ситуации в стране, обнищание значительной части трудоспособного и нетрудоспособного на

http://www.studsell.com/view/74521/?page=4

Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения

Понятие и виды льгот по Праву Социального обеспечения

Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.

Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:

1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг;

2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

Классификация льгот:

1) по целевому назначению: льготы по проезду; льготы по уходу и соц. обслуживанию; льготы по обеспечению получателя необходимым; льготы в сфере здравоохранения;

2) по субъектному составу: льготы ветеранам; льготы многодетным семьям; льготы инвалидам; льготы пострадавшим от воздействия радиации;

3) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя; зависящие от наличия определенных законом заслуг у получателя; зависящие от наступления определенных обстоятельств.

Виды социальных льгот:

1) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг;

2) бесплатная установка телефоны;

3) льготы по уплате отдельных видов налогов;

4) первоочередное предо ставление жилья;

5) льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;

6) льготное обеспечение транспортными средствами;

7) льготы по протезированию;

8) льготы по обеспечению медико-социальной помощью и лекарственными средствами;

9) льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

10) бесплатный или льготный проезд на городском, пригородном транспорте, а также на железнодорожном, воздушном водном, междугородном автомобильном транспорте;

11) льготы по пенсионному обеспечению;

12) льготы в сфере образования;

13) льготы в сфере здравоохранения;

14) льготы по предоставлению юридической помощи;

15) льготы по предоставлению земельных участков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9375 — | 7431 — или читать все.


http://studopedia.ru/7_106339_ponyatie-i-vidi-lgot-po-sisteme-sotsialnogo-obespecheniya.html

Понятие льгот

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жиз­ненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенси­ровать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуаль­ного развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явля­ется однознач­ным. При анализе данной проблемы следует учиты­вать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е. Г. Крыла­тых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспече­ния — пишет она, — общепризнанным является, что исходным осно­ванием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставле­ния данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия пре­доставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную са­мостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт».

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным эле­ментом этого отношения, связанного с видом обеспечения примени­тельно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обес­печения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки соци­ально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами ох­вачено почти 2 тысячи категорий на­селения. Закон «О социальной государственной помощи» делил все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, по­граничники, «силовики» бесплатно ездили на транспорте, не платили за комму­наль­ные услуги – все льготы отменены в соответствии с требованиями Феде­раль­ного закона № 122 – ФЗ от 22 августа 2004 года), льготы за особые заслуги (веете­ранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Рос­сийской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной под­держки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правитель­ства.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предо­ставления и субъектному составу их получателей. Думается, можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льготтакже является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать ком­пенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетво­рением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, напри­мер, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам, милицио­нерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наде­лении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное со­циальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по со­циальному обеспечению является наступление объективно сущест­вующих жизненных обстоя­тельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потреб­ности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяя­ются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Читайте так же:  Какие льготы действуют для пенсионеров

Другим основанием для предоставления льгот выступает нали­чие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед об­ществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льго­ты можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление ус­луг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предо­став­ления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социаль­ной защи­ты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложе­нию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торго­вому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому об­служиванию, санаторно-курортному лечению, обеспе­чению лекарст­вами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транс­портными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и усло­виям труда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные на­логи, сборы пошлины для опреде­ленного круга лиц. Например, та­кая льгота установлена Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показа­телей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курорт­ные организации. Для тех получателей путевок, которые по ка­кой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социально­го обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмо­циональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополни­тельной социальной защиты».

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвали­дов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной ус­луги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом обще­ства перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обя­занности содержать и поддерживать нетрудоспособных — это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социаль­ного общества». Но если речь идет об обязанности общества, уме­стно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Ес­ли государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная на­грузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей лично­сти, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в со­циальном обеспечении предо­ставляются ветеранам, инвалидам, де­тям, многодетным семьям, семьям, имею­щим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершен­нолетним уз­никам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и соци­альной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный за­кон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в зако­нодательные акты Российской Федерации и признании утративши­ми силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменя­ется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее суще­ствовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Феде­рации и ее субъ­ектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной под­держке инвалидов и участников Великой Отечест­венной войны, бывших несовер­шеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель бло­кадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечест­венной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объ­ектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматри­вается воз­можность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплат­ный проезд, бесплатное обеспечение лекарст­венными средствами, а также санаторно-курортное лечение) в раз­мере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по со­циальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов тру­да, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пен­сионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/5_142036_ponyatie-lgot.html

Понятие льгот в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here