Положение о филиале медико социальной экспертизы

Об учреждении

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы. Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, создания, становления и развития медико-социальной экспертизы на всей территории России и Тамбовской области можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

История развития

В процессе развития и создания медико-социальной экспертизы в России можно выделить этапы, определяемые особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

1-й этап — до 1918 года

Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в царствование Ивана IV Грозного. В его Указе «О милостыне» в качестве неотложных мер ставилась задача «выявить во всех городах престарелых и прокаженных, построить для них богадельни, обеспечить едой «Указом от 03.05.1720 года Петр I повелел всех офицеров и нижних чинов, которые по удостоверению Военной коллегии «окажутся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание». Екатеринбургская Городская Дума вверила «дело местного общественного призрения» Городскому Попечительству о бедных Думской комиссии. Члены комиссии произвели деление города на участки, во главе которых стояли члены Комиссии. Каждый участок формировался путем созыва собраний из лиц, проживающих в этом округе и желающих помогать бедным. Таким образом организовывались Участковые Попечительства, они «рассматривали все случаи проявления нужды, изыскивали способы ее удовлетворения».

2-й этап — 1918 — 1940 годы.

22 декабря 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О страховании на случай болезни», который послужил основой для разработки вопросов экспертизы трудоспособности в общегосударственном масштабе.

31 октября 1918 г. было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно которому наличие инвалидности и ее степень устанавливались медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе.

В 1918 г. были организованы первые бюро врачебной экспертизы, в состав которых входили три врача основных специальностей (терапевт, невропатолог и хирург), представители страховой кассы и профсоюзной организации.

3 —й этап — 1941 — 1945 годы

Во время Великой Отечественной Войны объем экспертной деятельности увеличился. Общее число ВТЭК в России увеличилось с 1211 в 1940г. до 2776 в 1944г. Число освидетельствований возросло в 5 раз по сравнению с довоенным периодом. В этот период трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение.

В годы войны развертывается сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. В госпиталях, наряду с лечением и протезированием, проводилось профессиональное обучение и переобучение инвалидов. В 1943г. вводятся выездные заседания ВТЭК. В 1945 г. в Центральном институте усовершенствования врачей на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

4-й этап — 1946 −1990 годы.

На этом длительном этапе создавалось и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы. В 1948г. состоялся первый съезд врачей-экспертов. В этот период ВТЭ находятся в ведении Управления социального обеспечения. На экспертизу трудоспособности граждане направлялись отделами соц. обеспечения старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста, при наличии трудового стажа. С 1971г. образованы специализированные ВТЭК травматологическое, офтальмологическое, фтизиатрическое, с 1978 психиатрическое ВТЭ. С 1963 г. принято положение об улучшении профилактики инвалидности. Вводится должность Главного эксперта.

В 1984г. утверждено Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), а также ряд нормативных документов, определяющих место ВТЭК в складывающейся в России системе социально-трудовой реабилитации инвалидов. Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональной ориентации инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка его соответствия трудовым рекомендациям.

5-й этап — 1991 — 2004 годы.

К началу 90-х годов в Российской Федерации сложилась устойчивая система экспертизы стойкой утраты трудоспособности, однако имел место односторонний подход к понятию инвалидности, сводившийся к оценке состояния трудоспособности.

Определяющее значение для реализации этих позиций социальной политики имел Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ. В указанном Законе была дана новая трактовка понятия «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», «медико-социальная экспертиза», «реабилитация инвалидов», регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности, — Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения, определены ее основные функции. Впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации инвалидов; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, важнейшее место среди которых занимает обеспечение занятости инвалидов, их обучение и переобучение, воспитание, материальное обеспечение, обеспечение жильем, техническими средствами и приспособлениями, протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, к информации и т.д.

В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ.

Вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы: Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы», утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. № 1/30.

6-й этап — 2004 год — по настоящее время

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти», Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С.В.Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. «Конвенция о правах инвалидов — первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, — сказал Лавров журналистам. — В России с повышенным вниманием относятся к обеспечению прав инвалидов, в этой области нам еще немало предстоит сделать».

Читайте так же:  Листок начисления пособия по временной нетрудоспособности бланк

ГОСТ Р 53931-2010 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

4 В настоящем стандарте реализованы нормы:

закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

В настоящем стандарте также были использованы материалы, изложенные в приказе Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» и в приказе Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями»

1 Область применения

3 Термины и определения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

4 Общие положения

4.3 Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются:

— установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определение потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

— изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

4.4 В соответствии с основными задачами федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы выполняют следующие функции:

— установление факта наличия инвалидности, ее причин, группы, сроков и времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

— разработка и коррекция индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

— изучение уровня и причин инвалидности населения;

— участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

— разъяснение гражданам, проходящим освидетельствование, вопросов, связанных с проведением медико-социальной экспертизы;

— определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской социальной и профессиональной реабилитации;

— разработка и коррекция программ реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия для установления инвалидности

Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Читайте так же:  Пособие по безработице льготы

Условия признания гражданина инвалидом

Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 (в ред. 21.06.2018г). Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

  1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Когда устанавливается гражданину группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно)?

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:

  1. не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;
  • не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);
  • Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет.

    В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

    При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

    —>Медико-социальная экспертиза —>

    Войти через uID

    Условия и порядок установления инвалидности

    Условия и порядок установления инвалидности

    ПРАКТИКА установления инвалидности

    В соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:
    16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу ПОСЛЕ проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих СТОЙКОЕ нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Проще говоря, СНАЧАЛА больного надо пролечить в течении определенного периода (для каждой патологии этот период свой), и уже только ПОСЛЕ проведенного лечения — по его результатам решать вопрос о наличии (или отсутствии) у него признаков инвалидности.

    СТОЙКОСТЬ патологии (наряду с ее ВЫРАЖЕННОСТЬЮ) — являются ведущими критериями инвалидности.
    О СТОЙКОСТИ имеющейся у больного патологии обычно судят при неэффективности не только регулярного амбулаторного, но и стационарного лечения.

    СТОЙКОЙ патология считается в случае отсутствия эффекта от проводимого адекватного лечения в течении, не менее, чем последних 4-6-8-10-12 мес. перед МСЭ.
    Конкретные сроки лечения перед направлением на МСЭ зависят от имеющейся у больного патологии.
    Ориентировочно сроки лечения перед направлением на МСЭ можно оценить по материалам этой ссылки:
    Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности

    В настоящее время основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности — является вступивший в силу с 01.01.2020г. Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н.
    К данному Приказу имеются два приложения в виде таблиц (по взрослым и по детям), в которых приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).
    Приложение № 1 к Приказу 585н (по взрослым)
    Приложение № 2 к Приказу 585н (по детям)

    Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях).
    Конкретная группа инвалидности зависит от размера процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н:
    10-30% — инвалидность не устанавливается.
    40-60% — соответствуют 3-й группе инвалидности.
    70-80% — соответствуют 2-й группе инвалидности.
    90-100% — соответствуют 1-й группе инвалидности.
    40-100% — соответствует категории «ребенок-инвалид» (для лиц моложе 18 лет).

    В настоящее время ОЖД (ограничения жизнедеятельности) в различных категориях уже не ставятся «во главу угла».
    Формально — да, для установления инвалидности наличие ОЖД требуется и сейчас, но в настоящее время решающее значение для установления инвалидности имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу585н.
    На практике в настоящее время при решении вопроса о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности приоритетное (решающее) значение имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу585н.

    Если у больного имеется СТОЙКАЯ патология с размером процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н от 40% и выше, то в этом случае — инвалидность устанавливается.
    Подробнее — см. Автоопределитель групп инвалидности.

    Читайте так же:  Какое детское пособие после 3 лет
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.

    Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума:
    Оформление инвалидности простым языком

    ТЕОРИЯ установления инвалидности

    Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    условиями признания гражданина инвалидом являются:
    а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
    б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться , ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
    в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
    Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

    Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.

    На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

    В случае, если организация , оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п.19. «Правил….»).

    Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

    При наличии «Направления на МСЭ (форма 088/у)» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

    Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому.

    На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
    — Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ;
    — при наличии у больного патологии, предусмотренной пунктами раздела IV приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

    При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

    В соответствии с п.31 «Правил …» в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования , запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

    Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

    Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
    Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

    Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
    Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

    Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп – на 1 год.
    Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1, 2 года, 5 лет, до достижения возраста 14 лет, либо до достижения возраста 18 лет.

    Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
    — не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, указанные в пунктах раздела I приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
    — не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний);
    — при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше, а также при наличии у больного патологии, указанной в пунктах раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 27.06.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
    — при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
    Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

    В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
    1. Справка о группе инвалидности.
    2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
    3. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА).

    Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

    В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
    1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина — в противном случае решение объявляется в устной форме).
    2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

    Положение о филиале медико социальной экспертизы

    Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), подведомственными Министерству труда и социальной защиты РФ.

    В задачи федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) входит:

    установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    Читайте так же:  Льготы вдовам умерших военных пенсионеров

    разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

    изучение уровня и причин инвалидности населения;

    участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

    определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

    Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) определяется:

    • Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2016 г.).

    Согласно этому Приказу, в систему федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) входят:

    Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ);

    Главные бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ;

    Главные бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (в частности, бюро МСЭ Федерального медико-биологического агентства России);

    Филиалы бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в городах и районах.

    В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро (экспертные составы главного бюро МСЭ, экспертные составы Федерального бюро МСЭ):

    специализированного профиля, в т. ч. для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, лиц в возрасте до 18 лет;

    Основные функции Федерального бюро МСЭ:

    проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро;

    проведение медико-социальной экспертизы граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;

    оценка качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проведение при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменение либо отмена решения экспертных составов главных бюро;

    рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и, в случае признания их обоснованными, принятие мер по устранению выявленных недостатков и др.

    Основные функции главных бюро МСЭ:

    проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальной экспертизы по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

    проведение при осуществлении контроля за решениями бюро повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и, при наличии оснований, изменение либо отмена решения бюро;

    рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и, в случае признания их обоснованными, принятие мер по устранению выявленных недостатков и др.

    Основные функции бюро МСЭ в городах и районах:

    проведение медико-социальной экспертизы граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;

    разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в т. ч. определение видов, форм, сроков и объемов мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

    установление факта наличия инвалидности, группы, причин, срока и времени наступления инвалидности;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

    определение стойкой утраты трудоспособности;

    определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    определение причин смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

    определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) и др.

    —>Медико-социальная экспертиза —>

    Войти через uID

    Перечень документов для прохождения МСЭ

    Перечень документов для прохождения МСЭ

    Для определения группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»):
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя). Скачать образец заявления на МСЭ
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт ( для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
    3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у); или Справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ; или Определение суда.
    4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.).
    5. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
    6. Документы об образовании.
    7. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) – производственная характеристика.
    8. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
    9. Педагогическая характеристика на учащегося.
    10. Справка об инвалидности при повторном освидетельствовании.
    11. При повторном освидетельствовании (в случае установления ранее инвалидности) — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

    Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности:
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя), работодателя (страхователя), страховщика (ФСС), определение суда.
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
    3. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у); или Определение суда.
    4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
    5. Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ.
    6. Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих (оригинал трудовой книжки для неработающих) граждан.
    7. Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ.
    8. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
    9. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
    10. Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при повторном освидетельствовании.

    Для разработки (коррекции) Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА):
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя).
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; гражданам с 14 лет паспорт (для лиц до 14 лет: свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекуна).
    3. Справка об инвалидности.
    4. Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у);или Направление гражданина на МСЭ, выдаваемое органом социальной защиты.
    5. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
    6. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) –производственная характеристика.
    7. Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
    8. Педагогическая характеристика на учащегося.
    9. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) при повторном освидетельствовании.

    Читайте так же:  Социальные пенсии контрольная работа

    Для разработки (коррекции) Программы реабилитации пострадавшего (ПРП):
    1. Заявление гражданина (или его законного представителя).
    2. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
    3. Направление лечебного учреждения (Форма 088/у);
    4. Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
    5. Сведения о характере и условиях труда (для работающих) –производственная характеристика.
    6. Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
    7. Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.

    Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

    «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утверждённый приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н (Извлечение)

    1. Для всех видов экспертизы:
    • Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (лица без гражданства).
    • Заявление о предоставлении государственной услуги.
    • Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом социальной защиты населения или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

    2. Для установления степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (дополнительно):
    • Акт о несчастном случае на производстве; акт о случае профессионального заболевания; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов) о причинах повреждения здоровья, или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные до 06.01.2000.
    • Трудовая книжка (для не работающих) или её заверенная копия (для работающих).
    • Заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию (предоставляется работодателем или страховщиком).

    3. Для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) близкого родственника гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего по контракту) (дополнительно):
    • Справка о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления;
    • Документ, удостоверяющий личность отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе.
    • Свидетельство о рождении родных брата или сестры.
    • Свидетельство о рождении родителей военнослужащего или призывника (при нуждаемости в уходе бабушки или дедушки).
    • Решение суда (при нуждаемости в уходе усыновителей).
    • Свидетельство о браке (при нуждаемости в уходе жены, мужа).
    • Справка из органа социальной защиты населения о том, что нуждающееся в постороннем уходе лицо не находится на полном государственном обеспечении.

    4. Для определения причины инвалидности (дополнительно):
    • Сведения из медицинской организации, подтверждающие наличие стойких ограничений жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся до 18 лет) – для установления причины «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

    • Сведения из медицинской организации о наличии оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (выполнения интернационального долга в Афганистане) — для установления причины «военная травма» без военно-медицинских документов.

    • Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний – для установления причин: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

    • Справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная медицинскими учреждениями, Центральным архивом Минобороны России, Архива военно-медицинского музея, Российского государственного военного архива – для причин «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

    • Заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием – для причины инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

    5. Для определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы:
    • Заявление члена семьи умершего.
    • Паспорт заявителя либо другой документ, удостоверяющий его личность.
    • Копия медицинского свидетельства о смерти.
    • Выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования.
    • Копия справки об инвалидности, если умерший признавался инвалидом.
    • Медицинские документы умершего, имеющиеся на руках у заявителя.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    6. Для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации:
    • Заявление сотрудника о направлении его на МСЭ.
    • Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
    • Свидетельство о болезни с заключением о не годности или ограниченной годности в военной службе вследствие военной травмы.
    • Копия приказа об увольнении по болезни.

    Источники

    Положение о филиале медико социальной экспертизы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here