Перспективы развития права социального обеспечения

Перспективы развития правового регулирования социального обеспечения в России: инновации в социальной сфере

Русская версия English version

Вестник ТюмГУ. Право (№3). 2014

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Предметом исследования настоящей статьи является вопрос перспектив развития правого регулирования социального обеспечения в Российской Федерации, являющегося центральным институтом при определении сущности государства как социального. Показана проблематика необходимости качественного развития механизма реализации права на социальное обеспечение, внедрения новых институтов при проведении государством правовой политики в указанной сфере. Названные вопросы исследуются с помощью логического и системного методов, анализа и синтеза, формально-юридического, сравнительно-правового и структурно функционального методов познания. В статье выдвигается и обосновывается тезис о том, что эффективность и реальность реализации конституционного права на социальное обеспечение прямо зависит от функционирования механизма его реализации, внедрения инновационных институтов, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека как основы построения социального государства в Российской Федерации.

1. Добрынин Н.М. Конституционно-правовые аспекты бюджетной обеспеченности реализации социальных гарантий граждан в Российской Федерации и проблема монетизации льгот / / Право и политика. 2005. № 11. С. 4.

2. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд. М., 2006. С. 12.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 3-е изд. М., 2004. С. 39.

4. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 156-157.

5. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения / / Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 23-26.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» / / СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

7. Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг / / Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 28-32.

8. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряшников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. М., 2004. С. 24.

9. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? / / Известия вузов. Правоведение. 2009. № 4. С. 109-116.

10. Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» / / Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 31-34.

11. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы / / Журнал российского права. 2008. № 12.

http://vestnik.utmn.ru/sociology/vypuski/2015-tom-1/1-1/109860/

Понятие социального обеспечения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю 01

«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

МДК. 01.01Право социального обеспечения.

на тему:«Понятие и система социального обеспечения в Российской Федерации»

Студента (ки):Петрова М.В..

ГруппыЮ 15.3-ф курса 3.

Специальность40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Руководитель:Корецкис О. И.

Оценка: ________________________________________________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, СЕРВИСА И ТУРИЗМА»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по подготовке курсовой работы

ПМ. 01«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

МДК. 01.01Право социального обеспечения.

Студенту (ке) Петровой М.В.

Группы Ю 15.3-ф курса 3 .

Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Тема курсовой работы: «Понятие и система социального обеспечения в Российской Федерации»_______________________________________________________________________

Руководитель курсовой работы:О. И. Корецкис.

20172018 учебный год

Тема курсовой работы:«Понятие и система социального обеспечения в Российской Федерации»_________________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие социального обеспечения

1.2 Функции и основные этапы развития социального обеспечения

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1 Проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения

2.2.Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иллюстративный материал (приложения):Пример из судебной практики

Рекомендуемые источники информации: Конституция Российской.

Федерации,Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ», Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ»,

Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для СПО— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 441 с. __________________.

Дата выдачи задания: _____________________________________________________

Срок окончания выполнения курсовой работы:_______________________________

Задание принял к исполнению:_____________________________________________

подпись, дата, инициалы, фамилия студента

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5

1.1 Понятие социального обеспечения. 5

1.2 Функции и основные этапы развития социального обеспечения. 8

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 12

2.1 Проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения. 12

2.2.Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ A.. 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из важнейших мест в жизни государства и общества. Оно прямо зависит от развития экономики и прямым образом связано с политикой и социальным благополучием народа. Содержание понятия социального обеспечения складывалось постепенно.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации. В ст. 39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, болезни и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В настоящее время право социального обеспечения бурно развивается на основе современных концепций, оно регулирует деятельность и общественные отношения субъектов права по социальному обеспечению, которым в России охвачены десятки миллионов людей. Принимается множество нормативных актов в данной сфере, а норма права социального обеспечения служит индикатором социальной политики государства.

Читайте так же:  Закон о пенсиях сотрудников мвд

Право социального обеспечениягарантировано каждому нуждающемуся в нем человеку.

Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является правовое регулированиеправоотношений в сфересоциального обеспечения.

Цель работы¾изучить систему социального обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· сформулировать понятие социального обеспечения;

· изучить основные этапы развития;

· выявить основные функции социального обеспечения;

· рассмотреть проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение;

· исследовать перспективы развития защиты прав граждан на социальное обеспечение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие социального обеспечения

Под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.Определение того или иного понятия даются в кодифицированных правовых актах, имеющих высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативными актами. Многие определения непосредственно содержатся в отраслевых кодексах, например в земельном, уголовном, семейном, трудовом и иных кодексах. Законодательного же закрепления понятия «социальное обеспечение» до настоящего времени нет, как и нет самого кодифицированного акта о социальном обеспечении. По этой причине мы сталкиваемся с различными толкованиями самого понятия «социальное обеспечение». Зачастую его смешивают с другими, схожими терминами, например социальная защита. Поэтому вначале рассмотрим, что понимается под социальной защитой.

В Конституции Российской Федерации 1993 года социальной защиты населения точного определения не имеется. Выявить ее общий смысл и содержание невозможно также по причине разного употребления термина, а иногда и противоречивости при обозначении соответствующего круга общественных отношений, относящихся к понятию социальной защиты населения. В общеупотребительном смысле слово «защита» означает «защитить кого-то, чего-то; предохранить, обезопасить от чего-то; то, что защищает, служит обороной». Исходя из этого под защитой в сочетании со значением термина «социальный» следует понимать комплекс различных политических, экономических и правовых мер государства и общества.

Эти меры направлены на предоставление необходимых средств существования не только нетрудоспособным, но и трудоспособным нуждающимся гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и с целью поддержания уровня их жизни, для развития физических и духовных способностей, включая окружающую среду обитания человека. Под социальной защитой населения в экономическом смысле понимается система решений государственных органов разных уровней по созданию экономических, правовых и социальных гарантий социальных прав для каждого члена общества. Для трудоспособного населения это, прежде всего, право на труд, на получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего ему достойный уровень и качество жизни, нормальные условия работы, отдыха.

В социально — политическом значении социальная защита населения рассматривается как совокупность социально — экономических отношений, включающих в себя комплекс социальных гарантий, законодательно закрепленных прав. Она предоставляет трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в виде пособий, стипендий и других выплат, в снижении налогов.

Социальная защита населения[1] — это гарантированная система экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, направленная на их социальное обеспечение, оказание социальной помощи и поддержки в соответствии с социальными стандартами, отвечающими уровню достойной жизни человека, в различных формах и порядке[2]. Социальное обеспечение состоит из нескольких групп общественных отношений. Первая группа — это группа отношений по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение. Вторая группа — отношения по организации управления социальным обеспечением. Третья группа — это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов обеспечения за счет специальных денежных средств, предназначенных на эти цели.

Отношения по социальному обеспечению — это материальные отношения, так как они складываются при удовлетворении гражданами своих материальных потребностей. Для социального обеспечения характерен особый субъективный состав участников одноименных отношений. К таковым относятся нетрудоспособные и иные категории лиц: дети, больные, пожилые и престарелые граждане. Сюда же относятся и инвалиды: лица, потерявшие кормильца; безработные граждане; лица, имеющие детей; лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми, инвалидами. Изменение социальных приоритетов государства неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социальное обеспечения.

http://megaobuchalka.ru/12/27495.html

Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения

Социальная защита[8] – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

В Российской Федерации ежегодно принимаются и реализуются государственные программы, направленные на создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.

Читайте так же:  Порядок получения пособия при рождении ребенка

Такие программы как, государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»[9]. Этапы и сроки реализации указанной программы 1 января 2013 года – 31 декабря 2020 года. Целями программы являлись создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Задачи программы: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

На данном этапе в Российской Федерацииреализуется государственная программа «Доступная среда»[10] на 2011 -2020 годы. Цели данной программы: формирование к 2018 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

— оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

— повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

— устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

— модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

— обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были исследованы положения Федерального закона«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Источниками социального права дляданного исследования также послужили: Конституция Российской Федерации,Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ,Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах», Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) их семьям, имеющим детей», Федеральный закон«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ, а так же официальные источники судебной практики.

В реализации поставленной цели были раскрыты следующие основные задачи:

· сформулированы понятие социального обеспечения;

· изучены основные этапы развития;

· выявлены основные функции;

· рассмотрены проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение;

· исследованы перспективы развития защиты прав граждан на социальное обеспечение.

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

К ним относятся: отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; — отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; — отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; — отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

· государственные пенсии (трудовые и социальные);

· социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования. Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Система в настоящий момент развивается, требуется доработка действующих и разработка новых нормативно-правовых актов и законов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

http://megaobuchalka.ru/12/27498.html

История развития права социального обеспечения в России (стр. 8 из 9)

3. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., N 27, ст. 920

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 12 августа 1998 г.

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

Читайте так же:  Как начисляется пенсия по вредности 1 сетка

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.


8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 23 июля 1999 г.

9. Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 // СП СССР. 1984. N 8.

10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 21 июля 1999 г.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // «Российской газете» от 31 декабря 2006 г.

12. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» (с изменениями от 28 сентября 2007 г., 2 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199

13. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г., 24 октября, 30, 31 декабря 2005 г., 11 августа, 11, 19 сентября, 30 декабря 2006 г., 3 июля, 11 августа, 15 октября, 29 декабря 2007 г., 19 февраля, 10 апреля 2008 г.) // «Российская газета» от 26 сентября 2001 г.

14. Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.

15. Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В. Трудовое право и право социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии. Сборник статей. — М., 2002, № 9. — С. 65-68

16. Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспеченин в системе прав человека. Вып. 2 / Под ред: Лушников А.М., Лушникова М.В. — Ярославль: ЯрГУ, 2007. — 176 c.

17. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.

18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2002.

19. Комплексная учебно-методическая разработка по курсу: Советское право социального обеспечения / Сост.: Гущин И.В.; Под ред.: Бодаков А.В. — Гродно, 1981. — 81 c.

20. Лушников А.М., Лушников М.В. Право социального обеспечения России: научное наследие и современность // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. — Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2004, Вып. 8. — С. 84-99

21. Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальное право, трудовое право и право социального обеспечения: сравнительный анализ: Право на труд и право на социальное обеспеченин в системе прав человека // Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспеченин в системе прав человека. — Ярославль: ЯрГУ, 2007, Вып. 2. — С. 40-61

22. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006.

23. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право. — М.: Интел-Синтез, 2006, № 12. — С. 81-85

24. Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. — 2-е изд., с изм. и доп. — М.: Юрид. лит., 1980. — 312 c.

25. Право социального обеспечения. Перспективы развития / Мачульская Е.Е. — М.: Городец, 2000. — 144 c.

26. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004.

27. Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007.

28. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. М., 2007.

29. Серебрякова Е.А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. — М.: Юрид. мир ВК, 2000, № 8. — С. 25-31

30. Советское право социального обеспечения. Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. — С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. — 144 c.

31. Советское право социального обеспечения: вопросы теории / Гущин И.В.; Науч. ред.: Андреев В.С. — Минск: Наука и техника, 1982. — 176 c.

32. Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982.

33. Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV / Андреев В.С. — М.: РИО ВЮЗИ, 1970. — 104 c.

34. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964.

35. Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1988.

36. Чаплыгин А.Н. Право социального обеспечения в системе юридических норм российского права и законодательства // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 апреля 2007 г. — Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2007. — С. 383-389

[1] 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

[2] Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 227.

[3] Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. — 2-е изд., с изм. и доп. — М.: Юрид. лит., 1980. С. 26-29.

Читайте так же:  Когда повысят пенсии работающим пенсионерам

[4] Советское право социального обеспечения. Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. — С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. С. 19.

[5] Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. — 2-е изд., с изм. и доп. — М.: Юрид. лит., 1980. С. 30-31.

[6] Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV / Андреев В.С. — М.: РИО ВЮЗИ, 1970. С. 12.

[7] Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971. С. 88.

[8] Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 9.

[9] Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006. 106-113

[10] Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157

[11] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 46.

[12] Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1988. С. 47-55.

[13] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566

[14] Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., N 27, ст. 920

[15] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 12 августа 1998 г.

[16] Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 // СП СССР. 1984. N 8.

[17] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 21 июля 1999 г.

[18] Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007. С. 365-366.

[19] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. М., 2004. С. 48-49.

[20] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

http://mirznanii.com/a/27634-8/istoriya-razvitiya-prava-sotsialnogo-obespecheniya-v-rossii-8

Социальное обеспечение в России (стр. 1 из 16)

1. Понятие социального обеспечения. 5

2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты. 7

3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России. 9

3.1. Состояние и перспективы социальной работы. 10

3.2. Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения. 10

4. Социальная поддержка населения. 12

4.1. Государственная социальная помощь обеспечит прожиточный минимум российским гражданам. 13

4.2. Социальные льготы различных категорий граждан. 14

4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения. 15

4.4. Нормативы государственной социальной помощи согласно закона «О государственной социальной помощи» 18

4.5. Социальные льготы и новое неравенство. 20

5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне. 23

5.1. Бедность в России. 24

5.2. Адресное предоставление социальной помощи. 26

5.3. Управление системой социальной защиты на местном уровне. 30

5.4. Диверсификация социального обслуживания на местном уровне. 33

5.5. Перспективы развития социальной защиты населения. 36

Введение.

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность — это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

Читайте так же:  Увольнение в связи смены места жительства

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.[1]

В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.

Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.[2]

Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу.[3]

Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор темы данной работы.

1. Понятие социального обеспечения.

Историю самого понятия социального обеспечения можно исчислять с начала 30-х годов нашего столетия.

Впервые термин «социальное обеспечение» появился в «Акте о социальном обеспечении»(Sосiаl Security Act) в США в 1935г. и в «Акте о социальном обеспечении»(Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938г.[4]

В определении социального обеспечения, ключевым моментом стал доклад У.Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: «социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака».[5]

П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни.[6]

Можно сказать, что определения даваемые учеными понятию социального обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального обеспечения они видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.

Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.

Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию — таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

Взгляды на систему социального обеспечения в разных странах отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения(International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социального обеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

Можно считать, что основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а)пенсионное страхование: б)медицинское страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.

Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности. Социальное обслуживание включает в себя: охрану детства; охрану материнства; охрану пожилых; охрану инвалидов; вопросы перевоспитания; дело консультации. Таким образом, все условия связанные с жизнью населения как то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье — являются объектами социального сервиса.

По поводу принципов системы социального обеспечения можно сказать, что они существенно варьируются в зависимости от стран их осуществляющих.

Можно выделить основные три варианта системы социального обеспечения:

Первым является принцип У. Бевериджа, который включает з себя шесть основных принципов:

во-первых, это принцип равной ставки средств к существованию;

во-вторых, это принцип равной ставки вклада;

в-третьих, это принцип объединения административных руководителей ответственности(это должен быть единый орган);

в-четвертых, это принцип достаточности выплат;

в-пятых, это принцип охватываемости объекта и события;

в-шестых, это принцип классификации вступивших объектов (по категориям объектов).

Вторым вариантом являются принципы Мировой Организации Труда, а третьим принципы Мировой Федерации Профсоюза, которые не отличаются от целей и задач социального обеспечения и основывались на правах трудящихся. Каждая страна, осуществляющая систему социального обеспечения, может, но не обязана руководствоваться каким-либо из этих 3-х основных вариантов принципов. Выбор системы социального обеспечения должен осуществляться в зависимости от индивидуальностей экономического развития страны и социальных обстоятельств, возникающих на данном этапе развития.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/211157/sotsialnoe-obespechenie-v-rossii

Перспективы развития права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here