Отмена налоговых льгот мишустин

Налоги-2020: Мишустин тряхнет всех, кроме кремлевских олигархов

Стремление к социальной справедливости власть демонстрирует только на словах

Новый премьер-министр Михаил Мишустин продолжает озвучивать все новые идеи по реформированию «социалки». Причем все идеи близкими к народу никак не назовешь: председатель правительства выступил и против введения прогрессивной шкалы налогообложения, и против обнуления подоходного налога для малоимущих, да при этом еще и потребовал провести некую «инвентаризацию» реальных доходов пенсионеров. Дескать, зарабатывают слишком много, но скрывают от государства. Нашли самых богатых в стране!

— Уравнительная система налогообложения себя не оправдывает, как и нынешний налог на прибыль. Но малоимущие граждане не могут платить больше, у них просто нет таких денег. Те 13%, что снимается с их заработной платы и с иных доходов для них большая сумма. Состоятельному населению нашей страны действительно повезло, они платят мало, по сравнению со странами Европы, — говорит бизнес-ассистент консалтингового бюро «Орион» Андрей Глухарев — Для решения проблемы с неравенством населения в Российской Федерации освобождение малоимущих граждан страны от налогообложения было бы в какой-то мере хорошим вариантом.

«СП»: — Сейчас активно обсуждается идея ввести прогрессивную шкалу налогообложения вместо существующей плоской. Как полагаете, это реалистично?

— Изменение плоской шкалы налогообложения может решить некоторые проблемы страны. Но, по моему мнению, вероятность введения прогрессивной шкалы подоходного налога в ближайшем будущем равняется нулю. Политические и экономические возможности правительства не позволят сделать это в обозримой перспективе.

В случае введения прогрессивной шкалы нельзя исключать усиления конфронтации внутри государства. Это властям, понятное дело, не нужно. К тому же резкое изменение налогового законодательства может привести к неразберихе и путанице. Для введения новой схемы необходимы большие денежные затраты, что, при всех озвученных в начале года социальных программ, просто невозможно для уже утвержденного бюджета Российской Федерации.

Поэтому, скорее всего, вначале правительство все же доработает проект нового налогового законодательства, и только потом будет внедрять его, и то постепенно и в более благоприятное время.

«СП»: — Одна из главных реформ Дональда Трампа в США — это снижение налога на прибыль для компаний, которое позволило стимулировать экономический рост. Что-то подобное возможно в России?

— Все налогообложение должно ложиться на плечи тех, кто этой прибылью пользуется. А по большей части это крупный бизнес. Главный вопрос в том, как расходуются деньги налогоплательщиков. Во всех развитых странах налоги идут на благоустройство страны, ее развитие. Российская же действительность такова, что на словах эти средства приносят пользу населению, а на деле все наоборот.

— Сам подход «инвентаризировать доходы граждан на пенсии» выглядит абсурдно: как можно учесть то, чего нет? При «бумажной» инфляции в 4% и реальной — около 6%-7%, при низких пенсиях российские старики просто выживают, — продолжает тему старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

«СП»: — И что, полагаете, в этой ситуации Мишустин должен делать, если уж он реально пообещал повысить уровень жизни пенсионеров?

— Если во главе угла стоит тема с повышением уровня жизни пенсионеров, адекватной индексацией и улучшением социальных гарантий, то это одна стратегия. Для ее реализации нужен эффективный (и постоянный) анализ рынка лекарств и продуктов, социальных услуг и смежных направлений, для того чтобы и на пенсии поддерживать должный уровень жизни граждан.

Если стоит вопрос экономии бюджетных средств (инвентаризировать рынок, чтобы понять, куда утекают, условно, лишние финансы, и изъять их), это другая стратегия.

— Мишустин — такой человек, что ему нужен полный порядок и понимание всех цифр, чтобы принимать решения. Так что, я не удивляюсь его заявлению про инвентаризацию доходов пенсионеров. Цифровизация и контроль — цели поставленные для Мишустина. Опять же обоснованная оптимизация — тоже его фишка, — считает президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Что касается прогнозов эффективности новой социальной политики правительства, то их строить сложно и всё зависит от того, насколько Владимир Путин повысит свой рейтинг посланием и всеми запланированными реформами, а также новыми социальными выплатами.

Отмена налоговых льгот мишустин

Глава центра политэкономических исследований Института нового общества в эфире НСН предположил, каким путем правительство Мишустина найдет средства на реализацию задач, поставленных Путиным.

Почти половину из заявленных 4,5 триллиона рублей на исполнение предложений Владимира Путина новому правительству РФ придётся искать за пределами Резервного фонда и профицитного бюджета, пишут «Известия». Несколько чиновников сообщили изданию, что больше всего средств может дать отмена части налоговых льгот. Относительно небольшую часть дополнительных средств можно «выручить» за счёт улучшения собираемости налогов, включая НДФЛ, говорится в материале.

Новости за ночь: Чиновники рассказали, где возьмут триллионы на выполнение задач президента

Руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов в беседе с НСН заявил, что у него нет сомнений в том, что премьерство Мишустина приведёт к изменению налоговой политики.

«В любом случае, найти эти деньги, которых не хватает для реализации предложений Путина, возможно. Это не так трудно: есть резервы, возможность отменить существующие налоговые льготы. Наконец, давайте вспомним про то, что Белоусов говорил о металлургах, получивших сверхприбыли в результате девальвации рубля. Но тогда его предложение звучало вне законодательного контекста. Оно звучало скорее как укор. Сейчас, вполне возможно, мы увидим немалые изменения в налоговом законодательстве и в практике. Будут более активно изыскиваться эти средства, и не платить налоги в России будет сложнее. Это первый вывод, который можно сделать», — отметил эксперт.

Как именно будет действовать правительство, пока не ясно. Колташов напомнил, что перед формированием своего кабинета министров Мишустин дал понять, что в налоговых схемах власти оставят примерно всё как есть. Однако поставленные перед новым правительством задачи слишком амбициозны, чтобы ничего не менять.

«Фронт задач, которые заявлены Владимиром Путиным в изменении повестки, очень большой. И правительство не будет, скорее всего, действовать в точности так, как действовал прежний кабинет. Политика прежнего кабинета состояла в том, что брать нужно у бедных, а бизнес и богатых трогать нельзя. Вот вам и повышение НДС с 18% до 20%, вот и налог на имущество физических лиц, который взимается в том числе с жилья. В какой мере эта практика сохранится в новом кабинете, большой вопрос, потому что в принципе есть необходимость уменьшать налоговое давление на домашние хозяйства и, по крайней мере, на основную массу бедных в России. Стоит ожидать, что они будут искать новые решения, рецепты, и прежняя примитивная схема «Давайте возьмём ещё у бедных – они и так бедные», скорее всего, не будет так решительно использоваться», — предположил Колташов.

Читайте так же:  Льготный стаж для выхода на пенсию мвд

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв ранее сказал НСН, что новому правительству предстоит прежде всего ответить на вопрос «За чей счёт банкет?», и делать это, вероятно, будут премьер-министр и первый вице-премьер Белоусов.

Мишустин выступил против снижения НДФЛ

Кандидат на должность премьер-министра России Михаил Мишустин отверг возможность послабления подоходного налога. Он также высказался против отмены пенсионной реформы, но обещал ввести адресную помощь бедным через два года.

— По пенсионной реформе сейчас лучше ничего не трогать мне кажется, — передаёт Интерфакс цитату Мишустина со встречи с партией КПРФ .

Также депутат фракции Алексей Корниенко передал другие слова Мишустина: «Разобраться нужно по тому, что происходит с доходами и дожитием».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов рассказал, что кандидат в премьеры не считает возможным ослабить налог на доходы физлиц.

Материалы по теме

В ожидании прорыва

В 2015-2019 годах правительство предоставило порядка 100 налоговых льгот, в результате чего бюджет потерял более триллиона рублей. В общей сложности в России сейчас действует 3,5 тысячи таких послаблений на всех уровнях.

Министр финансов, бывший первый вице-премьер Антон Силуанов ранее неоднократно заявлял о необходимости пересмотра принципа выдачи льгот, чтобы сэкономленные компаниями деньги направлялись в развитие, а не на выплату дивидендов акционерам. В конце февраля он намекал на то, что правительство разрабатывает новые подходы в этом вопросе.

В январе сообщалось, что налоговые льготы в России выгоднее иностранным компаниям. Ими пользуются 75 процентов предприятий с зарубежными собственниками и только 65 процентов российских.

Мишустин высказался против отмены пенсионной реформы и уменьшения налогов

Кандидат на пост премьер-министра РФ Михаил Мишустин на встрече с фракцией КПРФ высказался против отмены пенсионной реформы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на депутата-коммуниста Алексея Корниенко.

По его словам, Мишустин заявил, что по пенсионной реформе пока лучше «ничего не трогать», вместо этого нужно разбираться в том, что «происходит с доходами и дожитием». Кроме того, он не считает возможным вводить послабления налога на доходы физлиц.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов в своем телеграм-канале рассказал, что Мишустин также выступает против национализации, ситуацию в здравоохранении называет грустной.

«Пока Мишустин говорит о приоритете помощи 20 млн нищих. Говорит о том, что нет среднего класса. И сразу отверг возможности послабления по НДФЛ и обещает через два года ввести адресную помощь. Повторяет все мантры Медведева про поддержку бизнеса, всяческие цифровые платформы. Хочет произвести инвентаризацию по нацпроектами и разобраться, что мешает из реализации. Хвалил „Яндекс“ и обещает ему поддержку», — написал парламентарий.

По итогам встречи фракция КПРФ приняла решение не поддерживать Мишустина при голосовании о назначении его на должность премьер-министра.


Ранее Мишустин встретился с депутатами от «Единой России». Он назвал среди приоритетов своей работы на посту главы кабмина нацпроекты и цифровую экономику, отметил, что в новом правительстве планируются изменения.

Ожидается, что в 14:00 нижняя палата парламента на пленарном заседании рассмотрит кандидатуру Мишустина на должность председателя правительства.

Напомним 15 января, президент РФ Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию, в котором объявил о конституционной реформе. Премьер-министр России Дмитрий Медведев после послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ заявил, что правительство в полном составе уходит в отставку. Медведев станет заместителем председателя Совета безопасности РФ (председателем совета является сам Путин, секретарем Совбеза — Николай Патрушев). На пост премьера Путин предложил главу ФНС России Михаила Мишустина.

Свое возьмут

«Налоговые споры не утихают, предложения выдвигаются и бизнесом, и экспертами, свои взгляды есть и у ведомств. Именно поэтому открытый формат обсуждений очень важен», — начал совещание в правительстве министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов. Его темой стали основные направления налоговой политики минфина на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, который выступал основным докладчиком, налоговая политика последнего времени не преследовала фискальных целей. Он напомнил, что в России не планировалось повышать налоги до 2017 года, поэтому «основной упор был сделан на совершенствование порядка взимания налогов, на стимулирование экономики с их помощью».

Совершенствование, считают в минфине, включает в себя инвентаризацию льгот по налогам. «Анализ показывает, что льготы забирают из бюджета около двух триллионов рублей и больше триллиона из этой суммы — по региональным и местным налогам. Мы предлагаем провести инвентаризацию этих льгот, проверить их эффективность. А предоставление новых налоговых преференций должно сопровождаться отменой ранее предложенных льгот. И к каждой льготе должны применяться определенные сроки. Если льгота неэффективна, то ее надо отменять», — сказал он.

Далее — налог на имущество физлиц. Антон Силуанов поделился с собравшимися тем, что в течение пяти ближайших лет предлагается перейти на кадастровую основу налогообложения. Министр заметил, что сегодняшняя система приводит к злоупотреблениям. «Предлагаем сохранить право на получение льготы по одному жилью. Может быть, даже для льготников стоит определить социальные нормативы площади, которые не будут облагаться налогом», — обрисовал он позицию минфина.

Еще одна инициатива ведомства — в налогообложении дохода от продажи квартиры. Сегодня, напомним, если квартира продается после трех лет владения, то собственник не платит налог. Минфин же предлагает распространить эту норму только на «единственное жилье». Пользуясь сегодняшней льготой «некоторые граждане выстраивают целые бизнес-процессы», напомнил Силуанов. И предложил разрешить жилье продавать без налога сразу по получении документов. Но оно должно быть единственным, а не очередным пунктом в списке личных квартир.

Читайте так же:  Налоговые льготы для работников с детьми

Но с таким предложением согласны не все. «Вводить выражение «единственное жилье» неправильно. Никакого злоупотребления льготой не существует — трехлетнее ожидание это не бизнес. Можно рассмотреть увеличение до 4, до 5 лет, но понятие «единственное жилье» — оставить нельзя», — считает председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров.

Свои новации предлагает и Федеральная налоговая служба. Среди них, например, «законодательное закрепление понятия «личный кабинет» как официального канала связи с налогоплательщиком, отметил глава ФНС России Михаил Мишустин. Второе — внедрение института налогового консультирования и института предварительного разъяснения, который до заключения контракта или соглашения может дать в налоговой консультации о том, к чему приведет сделка. «Нужно ввести новую форму налогового контроля — горизонтального мониторинга, когда компания открывает информацию, становится прозрачной и ее снимают со многих проверок», — резюмировал Мишустин.

«Большой брат» Мишустин пересчитает в кошельках населения каждый рубль

Контроль за финансами граждан и бизнеса при новом премьере возрастет в разы

Президент РФ Владимир Путин в своем обращении Федеральному собранию 15 января пообещал, что налоговые условия для бизнеса не будут меняться в течение шести лет после того, как в текущем году будет завершено реформирование надзорно-контрольной системы над предпринимательством. Тем не менее, назначение на пост премьер-министра главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина породило у ряда экспертов опасения в том, что теперь фискальные гайки продолжат закручивать, причем не только для бизнеса, но и для населения страны.

В то же время, крупному бизнесу опасаться налогового давления, судя по всему, не стоит. Так, на встрече с фракцией КПРФ Мишустин заявил, что прогрессивная шкала налогообложения не принесет дополнительных доходов в бюджет, так как среднего класса у нас нет и собирать повышенный налог не с кого. Что касается сверхбогатых россиян, с ними вопрос нужно решат по-другому — «большей прозрачностью и ответственностью».

Несмотря на признание того факта, что в России слишком велико количество малоимущих граждан, новый премьер также выступил против отмены налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для бедных россиян. Как передали депутаты, присутствовавшие на встрече, Мишустин назвал такой стимул «неэффективным» и «неактуальным».

Естественно, возникает вопрос, какие стимулы новый премьер считает актуальными. Обращение к его опыту на посту главы ФНС большого оптимизма в этом плане не внушает. Как сообщают СМИ, именно с подачи Налоговой службы в 2017 году готовился законопроект, который каждого дачника, выращивающего сельхозпродукцию в объемах больше чем собственное потребление, обязывал покупать патент за 20 тысяч в год и платить отчисление в соцфонды. Но тогда правительство посчитало, что это вызовет слишком большое недовольство населения, тем более что уже затевалась еще более непопулярная пенсионная реформа.

Еще одна непринятая инициатива ФНС — обязательный налог для всех граждан, в том числе безработных, не состоящих на бирже труда. Но вместо этого правительство решило переключиться на самозанятых, а идею вмененного налога отложили до лучших времен.

Если инсайдеры правы и Михаил Мишустин имел отношение к таким одиозным инициативам, можно ожидать, что теперь, когда его ничто не сдерживает, он начнет претворять их в жизнь.

Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин уже говорил «СП» о том, что ожидает ужесточения налогового бремени.

«Допускаю, что сейчас мы оперативно реализуем все «светлые» идеи последнего времени вроде взимания подоходных налогов при использовании банковских карт, а также о полном контроле за финансами с использованием многочисленных информационных систем.

С крупного бизнеса сейчас взять особо нечего, за исключением нескольких широко известных компаний, которые в компетенцию нового премьер-министра вряд ли войдут. Следовательно, с малым бизнесом, разговор пойдет в духе «ребята, вы чего-то мало платите в казну». И в связи с этим еще больше ужесточатся и без того драконовские санкции в отношении бизнесменов, которые уплатили налоги не полностью или не вовремя», — прокомментировал деятельность премьера Павел Шапкин.

Налоговый консультант, доцент кафедры экономической безопасности РГУ им. Косыгина Валерий Сенков считает, что прямое увеличение налогового бремени может и не произойти. Однако на своем посту Михаил Мишустин возьмется довести до конца цифровизацию экономики и налоговой сферы. А это приведет к тотальному контролю за финансами граждан, которым, возможно, придется отчитываться перед властями за каждую копейку несоответствия между доходами и расходами.

— Если посмотреть на международный опыт, практически нет примеров, когда бы руководитель налоговой службы становился во главе кабинета министров. Тем не менее, вся налоговая политика у нас обозначена в основополагающем документе на 2020−2024 годы. В разработке принимал непосредственное участие Михаил Мишустин, в рамках этой дорожной карты и будет развиваться наша налоговая политика.

Мне кажется, что ужесточение фискальной политики будет проходить сейчас с точки зрения цифровых технологий. Налоговые службы — это своего рода современные IT-компании. Поэтому я не предполагаю роста налогового бремени, как такового. Увеличение налогов всегда ведет к сокращению ВВП, а мы сейчас и так находимся практически на максимальном уровне налогового изъятия.

Увеличение собираемости налогов у нас идет не за счет экономического роста или расширения налоговой базы, а за счет улучшения администрирования. Практически под колпаком находится юридический сектор через систему АСК НДС-2, которая видит разрывы в связях между контрагентами. Подключена программа АИС Налог-3, интегрированная с базами данных из ЗАГСов, таможенной службы и так далее.

Далее до 2024 года будет закончена обязательная маркировка всей товарной продукции, будут внедрены онлайн-кассы. Наконец, как сказал Мишустин на встрече с фракцией КПРФ, в течение двух лет будет закончена работа по созданию реестра домохозяйств.

«СП»: — Что это значит?

— Каждое физическое лицо, точнее, семья, будет находиться в этом реестре, чтобы государство смогло четко отслеживать все входящие доходы и контролировать расходы. Лично я не вижу необходимости введения ответственности за несоответствие между доходами и расходами для обычных физических лиц и, возможно, даже, предпринимателей. Потому что эта ситуация уже будет похожа на оруэлловского «Большого брата» и станет серьезным нарушением принципа презумпции невиновности.

Но по организациям все должно быть очень прозрачно. В общей юридической среде будут находиться как ООО, ОАО, так и индивидуальные предприниматели, и банки. Работа в этом направлении будет закончена к 2024 году.

Читайте так же:  Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы

«СП»: — Могут ли быть внедрены дополнительные налоги вроде того же налога на дачников?

— Инициативы могут быть разными. По моему мнению, статья 217 Налогового кодекса, которая относится к налогам на доходы физических лиц, прямо говорит о доходах, по которым НДФЛ не начисляется. Там четко прописано, что реализация продукции, которая выращена на собственных приусадебных участках, налогом не облагается. Шансы убрать эту статью и обложить дачников налогом минимальны, тем более, что это абсолютная глупость.

Те, кто выращивают сельхозпродукцию на собственных участках, часто делают это ради хобби и радости общения с землей. В то же время, у нас есть очень бедные регионы. Как минимум в 15 регионах страны средняя заработная плата находится на уровне МРОТа. И вот там подсобное хозяйство потребляется самими людьми и является серьезным подспорьем к существованию. А то, что продается бабушками вдоль дороги, настолько мизерно, что и говорить об этом не стоит.

Вводя какой-то налог или льготу нужно понимать, каковы будут последствия. Фискальная функция от налога на участки будет совершенно несущественной. Зато недовольство и чувство отсутствия социальной справедливости в обществе вырастет на порядок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сейчас в обществе очень заметный запрос на разворот налоговой системы в более справедливую сторону и, думаю, власть этот запрос слышит.

«СП»: — Что вы понимаете под более справедливой налоговой системой?

— Это и прогрессивная шкала налогообложения, и отмена НДФЛ на доходы на уровне прожиточного минимума, и дальнейшая система льгот, которая свяжет налоговую среду даже с банковскими кредитными продуктами.

«СП»: — Михаил Мишустин сразу сказал, что считает прогрессивную шкалу налогообложения неактуальной для нас. Разве есть подвижки на этом направлении?

— Подвижки есть, потому что эта идея будируется большим количеством заинтересованных лиц. Профессиональное сообщество давно говорит о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Но я точно знаю, что и сами президент, и Михаил Мишустин, и ряд высокопоставленных чиновников категорически против этого шага.

Роль «Единой России» пока велика, другие парламентские фракции удовлетворились встречей с премьером, поэтому пока этот вопрос находится в подвисшем состоянии. Хотя на самом деле прогрессивная шкала есть во всех странах ЕС и это один из основополагающих принципов справедливости налоговой системы.

Текущий профицит бюджета не заметил бы даже введения необлагаемого минимума доходов. Все эти расчеты есть, они озвучиваются экспертами, но не эксперты принимают эти решения.

В любом случае, на первом этапе деятельности нового правительства переход на прогрессивную шкалу реализован не будет, поскольку его основа — вывод из тени всех субъектов экономической деятельности, как физических, так и юридических лиц. А нам до этого еще далеко.

Эксперт «Международного финансового центра», LIFA Владимир Рожанковский считает, что главной задачей нового премьера будет борьба с коррупцией и надзор за исполнением бюджета и нацпроектов.

— Должен признать, что инвестиционное сообщество ожидало, что премьером все-таки сделают Алексея Кудрина, который в последнее время активно выступает за повышение доходов населения, как катализатора роста экономики. Ведь наша главная проблема сейчас уже не геополитическая, а экономическая, логично было бы ставить на этот пост экономиста и делать технократическое правительство. Все до сих пор в небольшом недоумении от назначения Мишустина и не совсем знают, чего от него ожидать. Глава ФНС — это все же силовик, хоть и мягкий.

«СП»: — Как вы считаете, будет ли новый премьер усиливать налоговую нагрузку и проводить другие непопулярные меры в экономике?

— Мы не знаем, имеет ли Мишустин необходимую информацию, чтобы определить болевые точки в экономике и работать над ними. И будет ли он привлекать консультантов и советников в лице той же Счетной палаты или будет принимать авторитарные решения на базе того, что он видел на посту главы ФНС.

Теоретически, исходя из примера Татьяны Голиковой, которая каждый раз менялась, когда ее переводили из одного министерства в другое, можно надеяться, что Мишустин в качестве премьера постарается максимально дистанцироваться от фискальной темы, хотя бы номинально.

Хотя тот факт, что он знает все налоговые нюансы и во многом мыслит с точки зрения своего профессионального опыта, как бы где закрутить гайки и кого еще поджать, внушает некую тревогу.

Например, Мишустин уже сказал, что решено было упростить положение малого бизнеса. Однако мы это слышим каждый год, а в итоге вдруг появляются какие-то самозанятые. И мы узнаем душераздирающие истории о том, как у людей с мизерными доходами блокируют счета в виду их невыясненного происхождения. Эта декларативность всем давно надоела.

Каким образом бывший налоговик может упростить ситуацию для малого бизнеса — вопрос сакраментальный. Единственное, на что здесь можно рассчитывать, что Мишустин «переобуется», когда перейдет на пост премьера. Но, исходя из его бэкграунда, я не думаю, что малому бизнесу развяжут руки и ему станет очень хорошо. Скорее, нужно надеяться, что ему не станет хуже.

Источник узнал об отмене налоговых льгот из-за проблем с поиском денег на задачи президента

Для выполнения всех задач, которые были поставлены президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, придется менять конструкцию казны. В 2020 году деньги на эти цели возьмут из Резервного фонда правительства и скопившихся остатков. В 2021 году недостаток в 500 млрд рублей возместят отменой части налоговых льгот.

Медведева сменит Мишустин

Главой правительства России станет Михаил Мишустин. Кто же он, наш новый премьер-министр?

Возрастная категория сайта 18+

Налоги-2020: Правительство Мишустина выбивать долги из народа зовет силовиков

Там где не справляются цифровые технологии, используются проверенные методы

Новое правительство во главе с Михаилом Мишустиным занято поиском денег на реализацию новых социальных реформ, о которых президент объявил в послании к Федеральному Собранию. Счетная палата оценивает дополнительные расходы в 450−500 млрд. рублей ежегодно.

Задачи поставлены и правду важные: кто же откажется от бесплатного горячего питания в школах или повышения маткапитала? Кремль также доволен: новые социальные реформы позволят беспрепятственно провести транзит власти. Особенно если граждане не будут задумываться, что «золотая манна» за их собственные деньги.

Мишустин — профессиональный налоговик, и как никто другой знает тонкости фискальной системы. Но «трясти» олигархов и экспортные корпорации он не намерен. Зато уже заявил, что категорично против снижения подоходного налога для малоимущих, зато пора, мол, заняться «инвентаризацией» реальных доходов работающих пенсионеров (речь идет, кстати, о почти 10 млн человек). Проще говоря, вытрясти сбережения из их перин.

Читайте так же:  Через сколько делается перерасчет пенсии после

Также к сбору налогов подключаются силовики, а именно — ФСБ. Они получат право взаимодействовать с фискалами во всех случаях, связанных с неуплатой налогов в крупных размерах и банкротствах.

Фискальные таланты Мишустина явно преувеличены

— С точки зрения сбора налогов Мишустин выполнял свою функцию. Впрочем, когда мы слышим, будто собираемость налогов при нем в России резко выросла, надо понимать, что это касается в большей степени нефтегазовых доходов, которые достаточно просты в администрировании при наличии политической воли их взымать, — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков. — А вот поступление ненефтегазовых налогов в консолидированном бюджете за последние годы увеличивалось не больше чем на 12−14% в год (тут надо делать поправку и на инфляцию, кстати).

Сама ФНС говорит о цифровизации, о борьбе с уклонением от уплаты налогов. Но практика общения с ФНС сводится к тому, что цифровизация — это когда с тебя налог надо максимально быстро списать, счет заблокировать, а вот когда возместить — это долго и мучительно.

ФНС расширяет сферу контроля за доходами граждан

— Во время встречи с депутатами от фракции КПРФ новый премьер-министр заявил, что «пока не стоит ничего трогать в пенсионной реформе и необходимо разобраться с доходами и дожитием граждан», — напоминает советник председателя Российского союза налогоплательщиков, адвокат Даханаго Нагоева. — Как бы там ни было в будущем, на сегодняшний день такое высказывание Михаила Мишустина может говорить о следующем. Первое: новый премьер-министр поддерживает пенсионную реформу и будет в дальнейшем развивать ее в заданном Дмитрием Медведевым направлении. Либо второй вариант: Мишустин действительно считает необходимым разобраться в ситуации и, сделав определенные выводы, предложить свои коррективы в реформу.

«СП»: — А вы склоняетесь к какому из двух вариантов?

— На протяжении десяти лет Мишустин возглавлял ФНС России. Логично предположить, что о размере доходов граждан, а также о том, с каких именно доходов не поступают страховые взносы в бюджет страны, он знает не понаслышке.

Более того, на мой взгляд, в последние несколько лет уже предпринимаются некоторые шаги для выявления доходов, на которые можно было бы начислить страховые взносы.

Так, по оценкам РАНХиГС, сегодня до 35% зарплат выплачивается в конвертах в обход страховых платежей. Серая зарплата, как правило, образуется у самозанятого населения.

В 2019 году был введен новый налог на профессиональный доход (налог на самозанятых), пока что в качестве эксперимента действующий в некоторых регионах. Введение данного налога позволит выявить значительный объем доходов, который раньше был невидим налоговым службам.

«СП»: — Но вам ведь хорошо известно, что граждане крайне негативно восприняли введение налога на самозанятых. При этом Мишустин предлагает расширить сферу контроля за доходами граждан.

— Да, сфера контроля расширяется. На сегодняшний день разрабатывается новый приказ ФНС России, который предусматривает новые формы и формат сообщений банка налоговому органу о предоставлении права (прекращении права) физическому лицу использовать электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Данный приказ позволит ФНС получать от банков информацию обо всех электронных перечислениях физического лица.

Можно предположить, что в будущем все эти доходы могут стать объектом обложения страховыми взносами.

На этом фоне становятся понятными и необходимость оптимизации работы Пенсионного фонда и его штата, и, в частности, заявления о возможном внедрении цифровых сервисов, упомянутых вице-премьером Татьяной Голиковой во время представления нового руководителя фонда Максима Топилина.

Как известно, все глобальные изменения в деятельности ФНС в период работы Мишустина в качестве руководителя данного ведомства связаны с электронными технологиями. Представляется, что аналогичные подходы к работе всех министерств и ведомств позволят, в целом, повысить доходную часть бюджета страны, а также улучшить их результативность и эффективность. Но вот о социальной направленности таких шагов пока речь не ведется.

| Налоги и сборы, законодательство, последние новости:

В России начали готовиться к отмене налоговых льгот

Президент России Владимир Путин поручил провести инвентаризацию всех действующих налоговых льгот, чтобы выделить те из них, что предоставляются в обмен на инвестиции. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Кремля.

Работу необходимо завершить до 1 июля 2020 года. Ответственным назван председатель правительства Михаил Мишустин. После этого, с 1 января 2021 года, в России останутся только льготы инвестиционного характера. Их получатель будет обязан заключить специальное соглашение, где обозначат объемы и сроки вложений.

Как следует из документа, также начата подготовка к отмене всех действующих льгот, выданных по другим правилам. В случае нарушения обязательств их получателю придется компенсировать ущерб государству в полном объеме. Исключения сделают только для территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

Мишустин прибыл на встречу с КПРФ

На встрече с КПРФ он заявил, что изменит структуру правительства, но не станет снижать НДФЛ для малоимущих или отменять пенсионную реформу

— Пока Мишустин говорит о приоритете помощи 20 млн нищих. Говорит о том, что нет среднего класса. И сразу отверг возможности послабления по НДФЛ и обещает через два года ввести адресную помощь, — написал в социальных сетях Обухов.

Он также отметил, что Мишустин планирует инвентаризацию по нацпроектам и хочет разобраться что мешает их реализации. Обухов отметил, что кандидат на пост главы кабмина назвал ситуацию со здравоохранением грустной, но обещал «заниматься».

Мишустин поручил подготовить поправки в бюджет для реализации послания Путина

Инициативы главы государства обойдутся в 450 млрд рублей в 2020 году, заявил ранее премьер-министр страны Михаил Мишустин. В ближайшие 4 года для выполнения всех задач суммарно потребуется 4 трлн рублей. Мишустин уже поручил Минфину и Минтруду до 11 февраля подготовить поправки в бюджет. Он отметил, что проконсультировался с и.о. министра финансов и тот заявил, что «все средства есть».

В этом году проблем с деньгами на новые цели не будет, поскольку на эти цели пойдут неиспользованные остатки прошлых лет, скопившиеся на счетах казначейства, а также средства Резервного фонда правительства, заявил источник «Известий», близкий к правительству. По словам источника в Минфине, с 2021 года появятся «определенные сложности» с поиском средств. Источник рассказал, что из бюджета получится выделить 2 трлн рублей, однако при существующей конструкции казны до 2024 года придется дополнительно искать по 500 млрд рублей.

Читайте так же:  Формула перерасчета пенсии

«Хотя бюджет на предстоящие годы запланирован с профицитом, его «прибыль» использовать будет нельзя, поскольку дополнительные доходы консервируются в Фонде национального благосостояния (ФНБ). И речи о том, чтобы его распечатывать или повышать так называемую цену отсечения (порог стоимости нефти, деньги сверх которого резервируются, сейчас составляет $42,4), не идет», — пояснил источник в кабмине.

Знакомый с расчетами Минфина чиновник отметил, что, скорее всего, ради средств на выполнение поставленных задач будет отменена часть налоговых льгот. Издание отмечает, что в 2020 году сумма льгот прогнозируется в размере почти 4,1 трлн рублей, а к концу 2022 года она достигнет 4,5 трлн рублей. Другим способом найти нужную сумму собеседник издания назвал ужесточение политики по отношению к выплатам дивидендов госкомпаниями и улучшение собираемости налогов, в частности налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако, подчеркнул источник газеты, эти меры позволят получить 100–150 млрд рублей. В Минфине сообщили, что в основном дополнительные траты будут покрыты за счет ресурсов федерального бюджета. При этом изменения в механизме бюджетного правила не потребуются.

Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 15 января предложил начать выдачу материнского капитала при рождении первого ребенка в семье (сейчас — начиная со второго), увеличить эту выплату на 150 тыс. рублей для семей, в которых появился второй ребенок, и ввести ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Путин озвучил также идею бесплатного питания для учеников начальной школы.

Доступ разрешен

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга — мотивированному мнению — компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое — до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга — до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 — к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют «Аэрофлот», РЖД, «Ростех», «Газпром», ВТБ, «Мегафон», МТС, ООО «Гугл» (российская «дочка» Google) — всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.

Силуанов: отмена налоговых льгот лучше налога с продаж для бюджетов

МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Отмена региональных льгот по налогам, а не введение налога с продаж, является самым правильным решением для наполнения региональных бюджетов, заявил исполняющий обязанности министра финансов РФ Антон Силуанов на брифинге в рамках налоговой конференции «Налогообложение — современный взгляд».

Ранее министерство экономического развития РФ предлагало рассмотреть возможность использование налога с продаж в качестве нового источника для наполнения региональных бюджетов.

«Мы считаем, что. можно наполнить региональные бюджеты за счет отмены льгот по региональным и местным налогам. это было бы более правильным решением», — сказал он.

Силуанов напомнил, что введение косвенных налогов, наподобие налога с продаж, в первую очередь, как свидетельствует мировая практика, служит для наполнения бюджетов субъектов Федерации.

Он также добавил, что одновременное существование налога с продажи и НДС — не самое эффективное решение. «Мы считали, что наличие одного косвенного источника, как налог на добавленную стоимость, может решить все проблемы», — подчеркнул Силуанов.

Ранее, выступая на конференции глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что дискуссия вокруг возможного возврата налога с продаж продолжается, но заверила, что сделает все, чтобы не было одновременного действия налога с продаж и НДС.

Видео (кликните для воспроизведения).

По словам министра, говоря о невозможности дальнейшего увеличения налоговой нагрузки в целом, нет речи о том, что внутри налоговой системы не будет перераспределения. Набиуллина полагает, что должно быть меньше налогов на деятельность, а больше налогов на имущество, недвижимость, потребление, которые являются наполнением для субъектовых и муниципальных бюджетов.

Источники

Отмена налоговых льгот мишустин
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here