Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждангосударств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
  2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
  3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).
Читайте так же:  Какие льготы пенсионерам досрочной пенсии

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения.

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыноч­ным отношениям располагает довольно сложной системой юридиче­ских источников, что обусловлено характером правового регулиро­вания этой отрасли права. Предмет данной отрас­ли включает разнообразные общественные отношения, а именно: по поводу денежных выплат; по поводу натуральных видов социально­го обеспечения; процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обес­печения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются, требования и условия их предоставления, регламентируется органи­зационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группуисточников права социального обеспечения со­ставляют нормы международных актов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью её пра­вовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международ­ных договоров должны обладать высшей юридической силой по от­ношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культур­ных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важ­ное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах соци­альной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического разви­тия, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независи­мых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок соци­ального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан госу­дарств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было за­ключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением госу­дарства — члены СНГ договорились о проведении политики гармо­низации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, кото­рые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории госу­дарств — участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения.

Например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглаше­ние между Правительством РФ и Правительством Республики Ка­захстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Рес­публики Казахстан, проживающим и(или) работающим на комплек­се «Байконур», утверждённое постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения со­ставляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплён правовой статус граждан в области соци­ального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно рас­крыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, поте­ри кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен­ных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на ох­рану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в го­сударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об ох­ране здоровья граждан», утверждённым 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт за­крепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвали­дов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует под­черкнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого пра­ва, среди которых — право на бесплатное получение различных ви­дов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое ко­личество законов. Однако для данной отрасли характерным являет­ся то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регу­лирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день пра­ва граждан на тот или иной вид социального обеспечения закрепле­ны в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. «О государст­венном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государствен­ной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными посо­биями и страховыми выплатами. Например, Федеральные законы от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имею­щим детей»; от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Россий­ской Федерации» в ред. от 20 апреля 2004 г. с изменениями от 31 декабря 2005 г.; от 12 января 1996 г. «О погребении и похорон­ном деле»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном стра­ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др.

Читайте так же:  Кому положена льготная пенсия в медицине

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе со­циального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральные законы от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гаран­тиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, се­мей с детьми, например Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральные законы «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000г.; от 9 января 1997 г. «О предоставлении социаль­ных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавале­рам ордена Трудовой славы» и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социально­го обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как прави­ло, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного кон­кретного субъекта Федерации.

Третью группусоставляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Консти­туции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; от 7 февраля 2000 г. «Об обеспече­нии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их се­мей».

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодиче­ски повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвёртую группусреди подзаконных актов занимают норма­тивные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм законов по отдельным видам социально­го обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Пра­вительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено По­ложение «О порядке назначения и выплаты государственных посо­бий гражданам, имеющим детей» в ред. От 10 июня 2005 г.; поста­новление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приёмной семье» в ред. от 1 февраля 2005 г.; постановление Правительства от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средства­ми, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами» в ред. от 26 ноября 2003 г.; постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и ряд дру­гих.

Среди источников права социального обеспечения постановле­ния Правительства РФ составляют наиболее значительную группу подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здра­воохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению еди­ной государственной политики в области социальной защиты инва­лидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоёв населения, кото­рые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утверждённое постановлением Минтру­да РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территори­альных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме постановлений Минздравсоцразвития России издаёт при­казы, разъяснения по отдельным вопросам социального обеспече­ния.

Существует ряд нормативных актов других министерств и ве­домств. Так, приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвента­ря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совмест­ным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили Инструкцию «О по­рядке осуществления контроля за организацией экспертизы времен­ной нетрудоспособности» и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам со­вместного ведения (кроме федеральных нормативных актов) изда­ются акты субъектов РФ. Главная цель таких источников — повы­шение степени социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, по­вышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

На современном этапе развития нашего государства, когда фор­мируется рыночная экономика, важное значение приобретают муни­ципальные и локальные нормативные актыкак источники права социального обеспечения.

Следовательно, цель муниципальных, локальных нормативных актов и актов социального партнерства — устанавливать более вы­сокую степень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Источники права социального обеспечения можно также класси­фицировать в зависимости от вида общественных отношений, регу­лируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует вы­делить три группы нормативных правовых актов, регулирующих об­щественные отношения:

1) по пенсионному обеспечению граждан;

2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными вы­платами;

3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социаль­ного обеспечения в зависимости от источника финансирования, а также по содержанию нормативных правовых актов.

5.2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

Система источников права социального обеспечения достаточно обширна, поэтому рассмотрим основные из них. Согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует несколько групп международных актов, касающихся социального обеспечения, принимаемых Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда, Советом Европы, Содружеством Независимых Государств (СНГ). Эти акты носят различные наименования – пакты, конвенции, рекомендации, соглашения, договоры. Такие международные акты содержат не только общие идеи о праве каждого человека на определенные виды социального обеспечения, но и конкретные нормы обеспечения.

К первой группе актов относятся, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция МОТ «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве», Рекомендация МОТ «О безработице» и др.

Читайте так же:  Что значит пособие по безработице

Кроме них существуют также и двусторонние акты – соглашения и договоры, заключаемые между двумя или более сторонами в рамках международных организаций.

Соглашения, заключаемые между государствами – участниками СНГ, содержат условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства в другое в рамках СНГ, например Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

В настоящее время государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения. К их числу относится, например, Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., вступившее в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на Байконуре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г.

Таким образом, нормы международных актов по своей юридической силе выше российских законов.

Во вторую группу входят национальные (отечественные) источники права.

Основным законом России является Конституция Российской Федерации. Это основа всего текущего законодательства в стране, включая сферу социального обеспечения. В ней, в частности, говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Общего отраслевого кодифицированного акта, регулирующего все отношения по социальному обеспечению граждан, до настоящего времени нет. Есть несколько кодификационных законов, регулирующих часть правоотношений по социальному обеспечению. Так, имеется один кодификационный акт – Основы законодательства об охране здоровья граждан. Нормы этого закона закрепляют понятие охраны здоровья, основные принципы, права граждан в этой сфере их жизни. В нем есть отдельные нормы, конкретно определяющие условия предоставления гражданам отдельных видов социального обеспечения, например пособия по временной нетрудоспособности.

Кодификацированным законом считается Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». С его принятием законодательно оформилось обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения. В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Этот закон можно считать кодифицированным только в части социального обеспечения граждан в порядке обязательного социального страхования.

Кодификацированным можно признать Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепивший систему пособий, предназначенных гражданам, имеющим детей.

Ко второй группе источников права социального обеспечения относятся также законы субъектов Российской Федерации. В них предусматриваются гарантии по социальной защите еще, временно и уже нетрудоспособных категорий граждан, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации. При наличии собственных средств в региональных законах могут содержаться дополнительные (повышенные) меры социальной поддержки лиц, нуждающихся в них.

В источниках права социального обеспечения существуют особенности. Во-первых, нормы права социального обеспечения непосредственно содержатся в актах, полностью посвященных регулированию только отношений по отдельным видам социального обеспечения граждан, например в Федеральном законе РФ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Во-вторых, имеются комплексные акты, содержащие нормы ряда отраслей права, в том числе и права социального обеспечения, например Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В-третьих, бывает так, что нормы одной отрасли права регулируют и отношения по социальному обеспечению. Так, ТК РФ содержит специальные нормы, касающиеся выплат в порядке обязательного социального страхования (например, ст. 183, 184 ТК РФ).

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения – трудового стажа, трудовых пенсий, пенсий, предоставляемых государственным пенсионным обеспечением, пособий и социальных компенсационных выплат, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, государственной социальной помощи и др.

Ряд текущих законов регулирует отношения по пенсионному обеспечению различных категорий граждан. Важными из них являются федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данными законами установлены, как отмечалось выше, две пенсионные системы. Одна общая – для всех работающих по найму или в порядке самозанятости, а другая – привилегированная для отдельных лиц, например для государственных служащих.

Другим, не менее важным законом, регулирующим пенсионное обеспечение достаточно широкого круга лиц, является Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Его нормы устанавливают пенсионное обеспечение кадрового состава Вооруженных Сил России и военнослужащих, проходящих службу по контракту, служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокурорско-следственных работников.

Согласно нормам соответствующих правовых актов Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и других законов, устанавливаются соответствующие пособия гражданам.

Социальное обслуживание граждан регулируется также несколькими федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О ветеранах».

Многочисленность и разнообразие законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, затрудняет их правоприменение и свидетельствует о необходимости их кодификации.

Одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является поэтапная промежуточная кодификация законодательства, регулирующего видовые социально-обеспечительные отношения (пенсионные, по обеспечению граждан социальными пособиями, компенсационными выплатами, по социальному обслуживанию и др.). Это создало бы предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника.

Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают иные нормативные правовые акты, составляющие третью группу источников отрасли права. Их можно расположить в определенном иерархическом порядке: указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств.

Читайте так же:  Надбавка к пенсии за непрерывный трудовой стаж

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Зачастую указы Президента Российской Федерации восполняют пробелы в законодательстве или решают оперативные вопросы, например указы Президента Российской Федерации от 8 августа 1998 г. «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка», от 26 декабря 2006 г. «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 октября 2007 г. «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров».

К подзаконным актам относятся постановления Правительства Российской Федерации. В них устанавливается порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсационные выплаты). На практике случается так, что данными актами устанавливаются дополнительные меры социальной защиты для отдельных категорий лиц. К таким актам можно отнести, например, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. «О приемной семье».

Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливается, как правило, правовая реализация прав граждан в сфере социального обеспечения, закрепленных в законах. Так, порядок назначения и выплаты пособий на детей, предусмотренный федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», регламентируется соответственно Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г., и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г.

Чаще всего в законах даются предписания или поручения Правительству Российской Федерации о принятии подзаконных актов, которые уточняют или разъясняют отдельные положения законодательных актов. Это касается не только всех имеющихся видов социального обеспечения, но вновь устанавливаемых его видов. Примером может служить постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г., утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Другими подзаконными актами являются акты министерств и ведомств. По своему характеру они носят вспомогательный характер, так как не только воспроизводят уже принятые нормы, но и разъясняют их смысл. По форме эти акты различны: постановления, приказы, разъяснения, указания, письма.

Среди указанных органов главенствующая роль и особое место занимает Минздравсоцразвития России, так как на него возложено осуществление руководства по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты граждан [58] .

Некоторые нормативные акты, касающиеся социального обеспечения, могут приниматься также и другими министерствами и ведомствами. Например, Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы в свое время был утвержден МВД России; приказом Минобразования России было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством» и т. д.

В практике встречаются также и совместные правовые решения, принимаемые несколькими министерствами или ведомствами. Например, Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, в свое время была утверждена Министерством здравоохранения РФ и Фондом социального страхования РФ.

В последние годы определенное развитие получают такие источники права социального обеспечения, как локальные нормативные акты. Главное их предназначение заключается в повышении уровня социальной защиты граждан в пределах определенных административно-территориальных образований – регионов, местных и муниципальных образований, а также на уровне хозяйствующих субъектов-организаций. Такими актами устанавливаются дополнительные помимо предусмотренных федеральным законодательством меры материальной или социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан.

Субъекты Российской Федерации, а также органы местных администраций городов и районов, поселков и сел издают соответствующие нормативные акты в форме законов, указов, постановлений, касающиеся различных видов социального обеспечения, предоставляемых дополнительно гражданам за счет собственных финансовых источников.

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.
Читайте так же:  Размер повышенной социальной стипендии

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

Видео (кликните для воспроизведения).

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Источники

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here