Неэффективные налоговые льготы

66% налоговых льгот хотят отменить

Что случилось?

Минфин России проанализировал и в первый раз тщательно оценил эффективность налоговых льгот для бизнеса. Для этого была применена специально разработанная Правительством РФ методология. Как сообщают «Известия», в результате этого исследования эффективными оказались лишь 34% преференций, а неэффективными чиновники признали остальные 66% налоговых льгот. Какие именно преференции попали в немилость?

Что будет с неэффективными льготами

Льготы по налогам на прибыль и на имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставляются только определенным категориям налогоплательщиков, к которым, в частности, относятся:

  • фармакологические компании;
  • инновационные организации;
  • резиденты ОЭЗ или ТОР;
  • исполнители специнвестконтрактов;
  • социальные организации (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги).

У местных властей есть право уменьшать региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальная ставка по налогу на имущество составляет 2,2% от стоимости актива. У регионов есть право снижать ставку до 0%. Минфин называет практику расширения налоговых преференций одним из основных внутренних рисков для бюджетной системы России. За последние 5 лет налогоплательщики получили право на более 100 новых льгот, что привело к недополучению бюджетной системой РФ около 720 млрд рублей.

Всего, по подсчетам Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. И пока чиновники не знают, как повысить их эффективность. Ясно только, что сделанные выводы будут учтены в межбюджетных отношениях. Скорее всего, уже к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей. То есть бизнесу придется платить больше налогов.

66% налоговых льгот признаны неэффективными

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. Согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.

В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Минфин признал неэффективными большинство налоговых льгот для бизнеса

Москва, 26 августа. Около 66% региональных налоговых преференций были неэффективными для бизнеса и принесли в 2018 году прибыль в 87 млрд рублей при расходах в 253 млрд.

Наибольшее число эффективных льгот зафиксировано в Ленинградской области, Ямало- Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах — 4,4, 12,3 и 15,7 млрд рублей соответственно. Налоговые льготы обошлись бюджетам указанных регионов в общей сложности в 9,5, 31,5 и 15,8 млрд рублей, сообщила со ссылкой на расчеты Минфина РФ газета «Известия».

В 38 регионах страны, включая столицу, в соответствии с расчетами Минфина, преференции не принесли дополнительных расходов бюджетам. В оставшихся субъектах федерации положительный эффект оказался незначительным.

По общей сумме предусмотренных преференций лидирующие позиции занимают Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В газете отмечают, что пресс-службы указанных регионов не ответили на просьбу прокомментировать оценки Минфина и сообщить, когда налоговые льготы принесли прибыль бюджету. В Ленинградской области в качестве удачных примеров изданию назвали производителя бумаги International Paper, завод Nokian Tyres и табачную фабрику «Филипп Моррис Ижора». Но эти предприятия на данный момент платят налоги и уже не получают льгот.

Право на преференции по налогам на имущество и прибыль имеют отдельные категории плательщиков, в том числе инновационные организации, обладатели специнвестконтрактов, фармкомпании, резиденты территорий опережающего развития (ТОР) или особых экономических зон (ОЭЗ), социальные предприятия и ряд других организаций. Льготы предназначены для ускорения инвестиционного и экономического роста.

Читайте так же:  Виды пособий в связи с рождением ребенка

Преференции признаются эффективными, когда дополнительные доходы бюджета от притока капиталовложений и расширения оборотов предприятий превышают расходы на стимулирование активности.

Минфин предлагает инвентаризацию налоговых льгот на сумму 2,5 трлн рублей

Предложения заменить некоторые льготы выплатами из бюджета, а действие остальных прекратить содержатся в материалах, которые Минфин во вторник отправил в Госдуму, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Предложения министерства могут вылиться в радикальный пересмотр всей системы льгот, стоимость которых Минфин оценивает в этом году примерно в 2,5 трлн руб. («Ведомости» ознакомились с копией материалов): часть может быть заменена прямой поддержкой из бюджета, часть – отменена.

Какие-то льготы нужно совсем отменять или заменять на прямые субсидии, если льготой пользуется небольшое число налогоплательщиков, говорит представитель Минфина.

Навести порядок в налоговых льготах Минфин предлагает уже несколько лет. Увеличить адресность поддержки и отказаться от неэффективных льгот требовал и президент Владимир Путин. С 2014 г. номинальные потери бюджета из-за разнообразных налоговых преференций выросли с 2,19 трлн руб. до 2,4 трлн в 2016 г., к 2020 г. они увеличатся до 2,8 трлн. Хотя по отношению к ВВП их доля не растет и держится последние годы на уровне 2,6% ВВП.

Дороже всего бюджету обходятся льготы, направленные на поддержку экономики, следует из материалов Минфина: 2 трлн руб. в 2017 г., или 85% потерь. Доля здравоохранения и социальной политики – 12 и 3% соответственно. Среди налогов лидер по льготам – НДС (1,2 трлн руб. в 2017 г.), среди отраслей – нефтянка: 550 млрд руб.

Выпадающие из-за льгот доходы мало отличаются от расходов, но сейчас не оцениваются при формировании бюджета. Нужно распределить льготы по госпрограммам, регулярно оценивать их размер и эффективность, говорит представитель Минфина. Также нужно определять цели и финансирование госпрограмм с учетом предоставляемых льгот, продолжает он, четко понимать величину такого косвенного госфинансирования.

К налоговым расходам относятся те налоговые льготы, которые отступают от «базовой» структуры налогов, определяющейся в том числе качественными элементами (делают налоговую систему эффективнее и справедливее), объясняет чиновник. Например, право переносить часть убытков на будущее не должно относиться к налоговым расходам (льгота нужна, чтобы налоговая система была нейтральна и к тем, кто только начинает бизнес, и к тем, кто уже получает от него прибыль), говорит он.

Налоговый расход – такая налоговая льгота, которая может быть заменена другим бюджетным расходом, объясняет директор НИФИ Владимир Назаров, это может быть и налоговый вычет, и налоговый кредит. Классический пример налогового расхода – льготная 10%-ная ставка по НДС: взимается с основных продуктов питания, кроме деликатесов, товаров для детей, книг, учебников и лекарств.

Эффективные и неэффективные налоговые льготы

Оказывается, чиновники ждут от налоговых льгот реальную прибыль и оценивают их именно по этим показателям. Это значит, что те налогоплательщики, которые какое-то время пользовались льготами, должны в идеале потом платить больше налогов. Такое инвестирование в развитие предприятий дало свой эффект во многих областях. Например, в Ленинградской области бывшие льготники: табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора» и завод Nokian Tyres сейчас платят налоги, объем которых значителен в региональном бюджете.

Эффективными по итогам 2018 года Минфин признал региональные льготы по налогам на прибыль и имущество организаций на сумму 87 млрд рублей. Чиновники отметили их положительное влияние на местные бюджеты. При этом они оказались эффективными не во всех регионах, ведь общий объем льгот по этим двум видам налогов обошелся субъектам РФ в 253 млрд рублей. Таким образом, эффективными оказались только 34% всех преференций по этим налогам.

Самыми эффективными в этом плане регионами были признаны:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — 15,7 млрд рублей;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ — 12,3 млрд рублей;
  • Ленинградская область — 4,4 млрд рублей.

В общей сложности все налоговые преференции обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей соответственно, следует из статистики Минфина. А вот в Москве и еще 37 российских регионах налоговые льготы не принесли местным бюджетам дополнительных доходов. В остальных положительный эффект от льгот оказался незначительным. При этом лидирует по льготам именно Москва, там их объем составил 44 млрд рублей.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество являются стимулирующими льготами и должны ускорять рост экономики и инвестиций. Именно по этим показателям они оцениваются в методологии Правительства. Это значит, что налогоплательщики, которые пользуются преференциями, должны увеличивать свои обороты, повышать приток капиталовложений, привлекать инвестиции, открывать новые направления и создавать рабочие места. Только при таких условиях можно ожидать дополнительные доходы в казну, которые должны быть выше, чем расходы на стимулирование экономической деятельности. Как отметил заместитель финансов РФ Владимир Колычев, при оценке целесообразности налоговых льгот нужно обязательно учитывать затраты на их администрирование, а также соответствие преференций задачам развития экономики государства. В случае неэффективности их нужно заменять альтернативными мерами государственной поддержки бизнеса, например, субсидиями.

Формальные нарушения не будут поводом для доначисления налогов

Такая льгота есть и в перечне Минфина, среди других налоговых льгот, которые можно считать расходами, – пониженные ставки НДПИ для отдельных месторождений, по экспортной пошлине на нефть и др. Но распределение на налоговые расходы и базовые элементы сопряжено с оценочными суждениями, в дальнейшем перечень расходов может пополняться налоговыми льготами, которые сейчас отнесены к базовым элементам, говорит чиновник. Это повысит неопределенность для бизнеса, который каждый год будет ждать отмены льготы, опасается предправления крупной машиностроительной компании. Меняться льготы должны, например, раз в три года, предлагает Назаров.

Оцениваться налоговые расходы должны как прямые бюджетные расходы, говорит чиновник. На первом этапе нужно определять цель льготы и ее собственника, рассказывает он, если нет ни того ни другого, значит, и такой расход не нужен. Затем проводится сравнительный анализ бюджетной эффективности налоговых расходов – т. е. вклад в цель госпрограммы на рубль выпадающих доходов по сравнению с тем, сколько потребовалось бы прямых расходов на достижение этой же цели. Например, цель, чтобы в стране была автомобильная промышленность, совершенно не очевидна, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Нужно доказать, что льгота – самый эффективный способ поддержать неэффективную автомобильную промышленность, рассуждает он. Нужен и временной горизонт – например, выделяя льготу, дать пять лет на реструктуризацию и повышение эффективности и с каждым годом уменьшать размер субсидий, а через пять лет отменить их.

Читайте так же:  Где брать справку на социальную стипендию

Разделить льготы по госпрограммам и оценить их эффективность – правильный подход, поддерживает Назаров. Это позволит увидеть, во сколько они реально обходятся государству, объясняет бывший чиновник, сейчас оценки очень разнятся. Но льготы не только не всегда эффективны, а часто с экономической точки зрения вредны, так как ослабляют стимулы компаний повышать эффективность, считает Гурвич. Исследования показывают, что в большинстве случаев бюджетная субсидия эффективнее особого налогового статуса, согласен эксперт, участвующий в совещаниях Минфина, первые кандидаты на отмену – прямые льготы, преференции для отраслей. Налоговые льготы редко достигают цели, их эффективность значительно ниже, чем при прямом бюджетном финансировании, прозрачном и легко контролируемом, говорил, будучи замминистра финансов, Сергей Шаталов. Они нарушают принцип равной конкуренции, а сами компании теряют стимулы к развитию и конкуренции, перечислял он.

Бизнес предложение Минфина не поддерживает. Эффект от льгот не всегда очевиден, говорит сотрудник крупной международной компании: сэкономленные средства компания не всегда направляет на собственное развитие, иногда они выплачиваются материнской структуре в виде дивидендов – и уже она приобретает основные фонды. Чиновники лукавят, когда говорят о выпадающих доходах, поддерживает предправления машиностроительной компании, без льгот их бы вообще не было – например, не открывались бы новые производства.

Есть и примеры неэффективных льгот, говорит директор Deloitte Василий Марков, – плохо работают специальные режимы: по оценкам Deloitte, в 2015 г. на статус регионального инвестпроекта было подано всего 11 заявок, а на резидентство на территориях опережающего развития – 127. Но проблема не столько в эффективности самих льгот, а в механизмах их применения, говорит Марков, есть примеры льгот, которые полезны для бизнеса, но из-за ограничений почти не применяются.-

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Более 60 процентов налоговых льгот признаны неэффективными

В Минфине посчитали и пришли к выводу, что 66 процентов налоговых льгот для бизнеса неэффективны. Положительную динамику показали только 34 процента преференций.

В будущем эти выводу будут учтены в построении межбюджетных отношений, не исключено, что неэффективные будут постепенно исключаться и к 2021 году объем льгот сократиться на 35 процентов, пишет газета «Известия».

В цифровом выражении эта сумма составит примерно 165 миллиардов рублей.

Налоговые льготы признаются эффективными в том случае, если бизнес расширяется и доходы казны перекрывают сумму послаблений.

Самыми неэффективными признаны преференции, которые зафиксированы в Ханты-Мансийском (15,7 млрд.руб), Ямало-Ненецком автономных округах (12,3 млрд.руб) и Ленинградской области (4,4 млрд руб).

Еще в 38 регионах, включая Москву , льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов, резюмируют в Минфине.

Кстати, столичной казне преференции обошлись в 44 млрд рублей.

В то же время сами участники рынка положительно оценивают существующие сейчас налоговые льготы, как возможность для инвестирования в расширение производства и перспективные разработки.

— На примере столичной ОЭЗ мы видим, что налоговые льготы, которые получают резиденты, позволяют экономить значительные средства и перераспределять их на перспективные разработки или дополнительно инвестировать в расширение производственных мощностей. Только в минувшем году компании-резиденты ОЭЗ « Технополис «Москва» получили порядка 876 млн рублей налоговых преференций и осуществили инвестиции на сумму свыше 6 млрд рублей. Таким образом льготы, которые получают компании на площадке ОЭЗ служат дополнительной возможностью для масштабирования бизнеса, — прокомментировал генеральный директор ОЭЗ «Технополис «Москва» Игорь Ищенко .

Читайте так же:  Размер социальной академической стипендии

Неэффективные налоговые льготы

МЭРИЯ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 3 июня 2019 года N 990

Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (приложение 1).

2. Признать утратившими силу следующие постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области:

— от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам»;

— от 04.10.2017 N 2730 «О внесении изменения в постановление мэрии города от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам»;

— от 06.06.2018 N 1313 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 25.05.2017 N 1357 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Мэр города
А.С.ГОЛОВАТЫЙ
3 июня 2019 года

+7 (499) 455-02-67

Приложение 1. Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением мэрии города муниципального
образования «Город Биробиджан»
Еврейской автономной области
от 03.06.2019 N 990

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (далее — Порядок) определяет правила проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам, установленных решениями городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению представительных органов муниципальных образований (далее — оценка эффективности).

1.2. Оценка эффективности применяется в отношении налоговых льгот по следующим видам налогов:

— налог на имущество физических лиц;

1.3. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

— налоговые льготы — установленные решениями городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам;

— социальные налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам с целью поддержки отдельных категорий граждан, за исключением налоговых льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям;

— стимулирующие налоговые льготы — налоговые льготы, предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям с целью привлечения инвестиций и расширения экономического потенциала муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее — городской округ) (включая создание новых рабочих мест, улучшение условий труда);

— финансовые налоговые льготы — налоговые льготы, установленные в целях устранения (уменьшения) расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета городского округа.

1.4. Оценка эффективности осуществляется на основании налоговой отчетности (форма 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам»), данных, представленных налогоплательщиками — получателями налоговых льгот, и иной статистической и налоговой отчетности.

2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Оценка эффективности проводится по каждой категории налоговых льгот ежегодно не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом.

Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот проводится на стадии подготовки проекта решения городской Думы городского округа, устанавливающего налоговую льготу.

Оценка эффективности финансовых налоговых льгот не проводится.

2.2. В целях проведения оценки эффективности:

2.2.1. Управлением экономики мэрии города городского округа (далее — управление экономики):

2.2.1.1. Проводится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями городской Думы городского округа налоговых льгот. По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме (приложение 1 к Порядку).

2.2.1.2. Производится расчет оценки эффективности налоговых льгот по формам (приложения 2 — 5 к Порядку) с обоснованием выводов, сделанных на основании данных расчетов.

2.2.1.3. Осуществляются подготовка сводной информации о результатах оценки эффективности налоговых льгот (далее — сводная информация) и направление ее в финансовое управление мэрии города городского округа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сводная информация содержит:

— перечень предоставляемых на территории городского округа налоговых льгот;

— количество и характеристику налогоплательщиков, пользующихся льготами;

— информацию об объемах выпадающих доходов городского бюджета по причине предоставления налоговых льгот;

— предложения, направленные на изменение или отмену налоговых льгот.

3. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот

3.1. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот проводится по каждой категории стимулирующих налоговых льгот на основании коэффициентов бюджетной, экономической и социальной эффективности.

3.2. Под бюджетной эффективностью стимулирующих налоговых льгот понимается прирост налоговых начислений для уплаты в бюджет городского округа в результате предоставления налоговых льгот по сравнению с предшествующим налоговым периодом. Расчет коэффициента бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе осуществляется по следующей формуле:

КБi = НПit / НПi (t-1),

КБi — коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

НПit — объем налоговых начислений по i налогу для уплаты в бюджет городского округа в отчетном периоде, тыс. руб.;

НПi (t-1) — объем налоговых начислений по i налогу для уплаты в бюджет городского округа в году, предшествующем отчетному периоду, тыс. руб.

При значении КБi >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную бюджетную эффективность.

При значении КБi Результаты оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 2 к Порядку.

3.3. Экономическая эффективность стимулирующих налоговых льгот оценивается на основании динамики следующих показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, получающих стимулирующие налоговые льготы в отчетном периоде:

— объем реализации продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

— выручка от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб.;

— чистая прибыль (убыток), тыс. руб.;

— сумма капитальных вложений (инвестиции в основной капитал), тыс. руб.;

— стоимость основных средств, тыс. руб.

Читайте так же:  Ржд есть ли льготы пенсионерам

Коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот (КЭ) отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.

При значении КЭ >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную экономическую эффективность.

При значении КЭ Результаты расчета оценки экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 3 к Порядку.

3.4. Социальная эффективность стимулирующих налоговых льгот оценивается на основании динамики следующих показателей деятельности налогоплательщиков, получающих стимулирующие налоговые вычеты в отчетном периоде:

— численность работающих на предприятии, чел.;

— годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.;

— среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

Коэффициент социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот (КС) отдельно по каждой стимулирующей налоговой льготе рассчитывается как отношение количества показателей, по которым произошел рост по сравнению с предшествующим периодом или сохранен уровень предшествующего периода, к количеству показателей, по которым произошло снижение.

При значении КЭ >= 1,0 стимулирующая налоговая льгота имеет положительную экономическую эффективность.

При значении КЭ Результаты расчета оценки социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению 4 к Порядку.

3.5. В случае ограниченного доступа к информации, необходимой для оценки экономической и социальной эффективности стимулирующих налоговых льгот, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой тайне, а также при отсутствии возможности идентифицировать круг получателей стимулирующих налоговых льгот рассчитывается только бюджетная эффективность налоговых льгот.

3.6. Стимулирующая налоговая льгота признается эффективной, если два из трех критериев оценки имеют положительную эффективность.

4. Оценка эффективности социальных налоговых льгот

Оценка эффективности социальных налоговых льгот осуществляется по следующим критериям:

— соответствие социальных налоговых льгот целям и задачам социально-экономической политики Еврейской автономной области, городского округа, государственных программ Еврейской автономной области, муниципальных программ городского округа;

— предоставление социальных налоговых льгот категориям граждан, являющимся льготными категориями в соответствии с федеральным законодательством.

Социальная налоговая льгота считается эффективной в случае соответствия хотя бы одному из вышеуказанных критериев.

Приложение 1. Реестр предоставленных налоговых льгот по состоянию на «___» ____________ 20__ года

Приложение 1
к Порядку оценки эффективности предоставляемых
(планируемых к предоставлению) налоговых
льгот по местным налогам

на «___» ____________ 20__ года

Наименование налогоплательщика — получателя налоговой льготы

(категория получателей льготы)

Нормативный правовой акт (наименование, номер, дата)

Вид налоговой льготы

Целевая категория налоговой льготы (стимулирующая, финансовая, социальная)

Цель налоговой льготы

(рост инвестиций, создание рабочих мест, социальная помощи и т.д.)

Игра в преференции: из-за льгот для бизнеса регионы потеряли 211 млрд

Послабления по налогам признали неэффективными в 25 субъектах, но их власти готовы с этим поспорить.

Льготы для бизнеса по налогу прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у «Известий»). В целом по стране результат не дают более 30% таких преференций. Другой вид послаблений — по налогу на имущество — непродуктивен в 12 регионах (при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого замминистра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций — ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.

От Петербурга до Камчатки

Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина к главам субъектов.

В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО. В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах: Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге. Средний по стране показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.

Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.

Не до льгот

В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе «Известий».

В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили, что масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого, субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.

«Известия» опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили, что в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в республике инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн рублей. Формально, она действительно неэффективна, однако на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в регион, поэтому отменять ее в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.

В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов Территорий опережающего развития истекает в конце 2021 года, однако регион откажется от нее на год раньше.

Общий объем предоставленных Санкт-Петербургом стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций в 2018 году составил порядка 15 млрд рублей. В Петербурге проведен мониторинг правоприменения действующего регионального налогового законодательства. Отдельные льготы были признаны неэффективными. Правительство Санкт-Петербурга разработало законопроект, на основании которого они подлежат отмене или замене на субсидии.

Читайте так же:  Кого коснется индексация пенсии

В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.

«Известия» также обратились в другие субъекты с просьбой прокомментировать эффективность налоговых льгот, действующих на их территории. В Нижегородской области заявили, что общая сумма преференций по налогам на прибыль и на имущество в 2018 году составила 3,7 млрд рублей. С начала года было отменено четыре льготы в связи с их неэффективностью.

В Пермском крае сказали, что по итогам 2018 года из общего объёма льгот на сумму 10,2 млрд рублей неэффективными признаны две льготы: для организаций в отношении имущества авиационной инфраструктуры и для потребительских кооперативов в сфере жилищного строительства.

В Томской области за тот же период было предоставлено стимулирующих льгот на 390 млн рублей. Четыре из них на сумму 108 млн рублей имели по итогам 2018 года положительный бюджетный эффект.

Cамарская область предоставляет льготы по налогу на прибыль на сумму 3,5 млрд рублей и на имущество — на 2,3 млрд. Ряд льгот признаны неэффективными, их планируется заменить адресной поддержкой предприятий.

В Ханты-Мансийском АО — Югра 74,29% льгот по налогу на прибыль (на сумму 12,5 млрд рублей) признаны эффективными с точки зрения окупаемости для бюджета. По налогу на имущество аналогичные показатели составляют 99% или 3 млрд рублей.

В ЯНАО, Алтайском крае, Калининградской, Челябинской, Иркутской, Волгоградской, Орловской и Ростовской областях сообщили, что неэффективных льгот у них нет.

В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы «Известий».

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Внутренний риск

Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль за финансами. В частности, ведомство установило жесткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем, соответственно, выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае — одном из «антилидеров» условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов, вес преференций сократился с 3,8% в 2016 до 2,3% в 2018-м, в Оренбургской области — с 2,6% до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.

Впрочем, 30% и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно — это все ещё довольно существенный показатель, полагает главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируются из федерального центра. Фактически, это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.

Налоговые льготы могут сократить

Эксперты Института экономической политики начали работу по выявлению неэффективных налоговых льгот. По итогам анализа, льготы будут отменены или усовершенствованы.

Необходимость проведения такой оценки связана с большим количеством предоставляемых преференций как для юридических, так и для физических лиц. Из-за них бюджет недополучает триллионы рублей ежегодно, что, по оценкам Минфина, составляет 2,5-2,8% годового ВВП.

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас по телефонам горячих линий!

  • Для Москвы и Московской области:

+7 (812) 317-18-65

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Неэффективными налоговыми льготам при оценке признаются такие льготы, которые либо остались невостребованными, либо принесли потери более 100 миллионов рублей за год при условии, что есть иные методы.

В списке льгот, выделенных экспертами Института, значатся:

  • пониженная ставка НДС 10% для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (лидирует по сумме выпадающих доходов);
  • пониженная ставка налога на прибыль, для лиц, осуществляющих деятельность в особых экономических зонах;
  • нулевая ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных и рыбных предприятий от продажи производимой продукции;
  • нулевая ставка налога на прибыль для дивидендов, получаемых российскими организациями при стратегическом участии в капитале;
  • имущественный налоговый вычет по НДФЛ при покупке жилья;
  • освобождение от НДФЛ при продаже имущества, находящейся в собственности более 3 лет.

Второй этап будет заключаться в анализе макроэкономических показателей – влияния перечисленных льгот на благосостояние.

Видео (кликните для воспроизведения).

По итогам анализа, как и планировало Министерство финансов, некоторые льготы будут полностью отменены, другие – заменены на субсидии.

Источники

Неэффективные налоговые льготы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here