Налоговые льготы особых экономических зон

Налоговые льготы особых экономических зон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина РФ от 28 февраля 2008 г. N 03-05-07-01/09 О применении налоговых льгот по налогу на имущество организаций резидентами особой экономической зоны

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело ваше письмо от 16.01.2008 N 23 о порядке применения пункта 17 статьи 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) резидентами особой экономической зоны в отношении имущества, используемого в рамках соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (далее — ТВД) и находящегося на территории особой экономической зоны (далее — ОЭЗ) и за ей пределами; имущества, используемого для иных видов деятельности на других территориях за пределами ОЭЗ; имущества, используемого одновременно в рамках соглашения о ведении ТВД и в других видах деятельности, и сообщает.

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Пунктом 17 статьи 381 части второй Налогового кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 216-ФЗ) организация, имеющая статус резидента особой экономической зоны, вправе вести на территории особой экономической зоны технико-внедренческую деятельность исключительно в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями.

Пунктом 4 статьей 10# Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что резидент особой экономической зоны (далее — резидент ОЭЗ) не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.

При этом нормы, допускающие или запрещающие резидентам ОЭЗ осуществление какой либо# деятельности за пределами территории особой экономической зоны, за исключением запрещения ведения деятельности через филиалы и представительства за пределами ОЭЗ, в Федеральном законе N 116-ФЗ отсутствуют.

Следовательно, организация — резидент ОЭЗ может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в аренду) за пределами территории особой экономической зоны.

В этой связи считаем, что налоговая льгота в соответствии с пунктом 17 статьи 381 Налогового кодекса предоставляется организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве резидента ОЭЗ, при одновременном выполнении следующих условий:

1) имущество должно быть создано или приобретено для ведения ТВД в рамках соответствующего соглашения;

2) созданное или приобретенное в рамках соглашения о ведении ТВД имущество должно быть поставлено на баланс организации-резидента ОЭЗ или его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс;

3) созданное или приобретенное в соответствии с соглашением о ведении ТВД имущество должно использоваться резидентом ОЭЗ для ведения ТВД исключительно в пределах соответствующего соглашения;

4) созданное или приобретенное в рамках соглашения о ведении ТВД имущество должно использоваться резидентом на территории ОЭЗ;

5) с момента принятия на баланс имущества в соответствии с соглашением для ведения ТВД прошло не более пяти лет;

6) созданное или приобретенное в рамках соглашения о ведении ТВД имущество не должно находится# за пределами территории ОЭЗ.

В случае если объекты движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные для ведения по соглашению ТВД используется# резидентом ОЭЗ на территории ОЭЗ одновременно в соответствии с соглашением о ведении ТВД и для иных видов деятельности, то такое имущество, по нашему мнению, не должно подлежать налогообложению, поскольку нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение бухгалтерского учета инвентарного объекта, являющегося единицей учета, в зависимости от использования одновременно в разных видах деятельности.

В то же время если отдельные объекты движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные по соглашению о ведении ТВД, находящиеся на балансе резидента ОЭЗ, используются на территории ОЭЗ полностью для иных видов деятельности, то такое имущество должно подлежать налогообложению в общеустановленном порядке.

Читайте так же:  Льготы в университете по потере кормильца

Если организация — резидент особой экономической зоны имеет за пределами особой экономической зоны имущество, то такое имущество подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке, в том числе имущество, созданное или приобретенное по соглашению для ведения ТВД.

В указанных случаях резидент ОЭЗ обязан обеспечить для целей налогообложения отдельный учет облагаемых и необлагаемых налогом на имущество организаций объектов движимого и недвижимого имущества, то есть ведение отдельной оборотной ведомости, учитывающей остаточную стоимость инвентарных объектов и их нахождение (движение) на балансе организации.

С.Д. Шаталов

Письмо Минфина РФ от 28 февраля 2008 г. N 03-05-07-01/09

Статья 26.10. Льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон

Информация об изменениях:

Законом Московской области от 2 марта 2016 г. N 15/2016-ОЗ статья 26.10 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Статья 26.10 . Льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон

1. Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются признанным в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидентам особых экономических зон, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее по тексту настоящей статьи — резиденты).

2. Резидентам предоставляются следующие налоговые льготы:

1) установление пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Московской области, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны, в размере:

0 процентов — в течение восьми лет, начиная с первого числа квартала, следующего за датой признания их резидентами особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны;

5 процентов — в период с девятого по четырнадцатый год включительно, начиная с первого числа квартала, следующего за датой признания их резидентами особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны;

13,5 процентов — по истечении четырнадцати лет, начиная с первого числа квартала, следующего за датой признания их резидентами особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны;

2) освобождение от уплаты транспортного налога, кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств, в течение пяти лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства, но не более срока существования особой экономической зоны.

3. Условием использования налоговых льгот, установленных настоящей статьей, является направление высвобожденных средств на развитие резидентов в соответствии с пунктом 10 статьи 4 настоящего Закона.

4. Право на применение налоговых льгот, установленных пунктом 2 настоящей статьи, утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента.

5. На установленные данной статьей налоговые льготы не распространяются ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 2 настоящего Закона.

6. Налоговые льготы, установленные подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, применяются резидентами, признанными до 1 января 2016 года, начиная с 1 января 2016 года в течение оставшегося срока действия соответствующей пониженной ставки налога на прибыль организаций, исчисленного с даты признания их резидентами.

>
(утратила силу)
Содержание
Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговые льготы особых экономических зон (А.П. Владимиров, «Нормативные акты для бухгалтера», N 13, июль 2006 г.)

Налоговые льготы особых экономических зон

На территории России особые экономические зоны создают в порядке, предусмотренном Законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это часть территории России (ее определяет Правительство РФ), на которой действует специальный режим предпринимательской деятельности. Такие зоны создают сроком на 20 лет для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей промышленности, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

ОЭЗ бывают двух типов:

Добавим, что с июля 2006 года вступили в силу поправки в закон об особых зонах. Теперь в России появятся и ОЭЗ третьего типа — туристско-рекреационные. Подробнее об этом читайте на стр. 32.

Зоны первого типа создают на участках, площадь которых не превышает 20 кв. км. Технико-внедренческие ОЭЗ создают не более чем на двух участках общей площадью не больше 2, а с июля 2006 года — 3 кв. км.

На территории ОЭЗ не могут быть размещены объекты жилищного фонда. Кроме того, в них не может вестись определенная деятельность. Например, добыча и переработка полезных ископаемых, металлургическое производство и т.д.

Резиденты ОЭЗ платят налоги в специальном порядке. Резидент промышленно-производственной ОЭЗ — это коммерческая фирма, зарегистрированная на той территории, в границах которой расположена зона, и заключившая с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Резиденты технико-внедренческой зоны заключают с Агентством соглашение о ведении внедренческой деятельности. Причем некоторые льготы распространяются только на резидентов первого типа ОЭЗ, а некоторые — только второго.

Читайте так же:  Могут ли отказать в квоте на операцию

Расскажем о налогообложении этих фирм подробнее.

Налог на добавленную стоимость

Любые импортные товары, которые приобретает резидент ОЭЗ за границей, помещают под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что по таким товарам не платят таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Данные товары должны быть использованы для любых целей, если они соответствуют условиям соглашения между резидентом и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ.

Если такой товар продается, то с выручки от его реализации НДС начисляют по нулевой ставке (т.е. в том же порядке, что и по экспортным операциям). Кроме того, нулевую ставку может применить и фирма-поставщик российских товаров, если их ввозят на ОЭЗ. При этом для применения такой ставки в налоговую инспекцию нужно представить:

— контракт с резидентом ОЭЗ или его копию;

— копию свидетельства о регистрации фирмы-покупателя в качестве резидента ОЭЗ и т.д.

Полный перечень необходимых документов есть в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса. Если эти документы не будут собраны в течение 180 дней, начислить НДС придется в обычном порядке.

Для резидентов технико-внедренческих зон установлены льготные ставки по единому соцналогу. Они значительно ниже тех, по которым платят налог обычные предприятия. ЕСН начисляют так:

Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАО «Актив» приобрело станок для использования в основном производстве. Первоначальная стоимость станка — 120 000 руб. Срок полезного использования — 5 лет (60 мес.).

Станок работает в обычном режиме (т.е. в одну смену). Амортизация по станку начисляется линейным методом.

Ситуация 1: «Актив» не является резидентом особой экономической зоны

Норма амортизации по станку составит:

(1 : 60 мес.) х 100% = 1,667%

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет равна:

120 000 руб. х 1,667% = 2000 руб.

Ситуация 2: «Актив» является резидентом особой экономической зоны

В этом случае норма амортизации может быть увеличена в 2 раза. Она составит:

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет равна:

Видео (кликните для воспроизведения).

120 000 руб. х 3,334% = 4000 руб.

Резиденты указанных зон могут учитывать при налогообложении прибыли убытки, полученные в прошлые годы, в полном объеме. Обычные фирмы также могут их списывать в уменьшение прибыли. Но и в этом случае для них действуют некоторые ограничения. Так, общая сумма убытка, которую списывают в уменьшение прибыли, не может превышать 50 процентов от облагаемой базы. Сразу оговоримся, что это ограничение действует только в 2006 году. В следующем году право переноса убытка в полном объеме будет распространятся на всех (резидентов ОЭЗ или нет — не важно).

Есть и еще одна льгота, которая касается расходов на научно исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Фирмы могут выполнять их самостоятельно или заказывать в специализированных компаниях (ст. 770 ГК РФ). Резиденты любых типов особых экономических зон имеют право их полностью списывать в уменьшение облагаемой прибыли. Нерезиденты должны списывать такие затраты постепенно. Причем, если НИОКР дали положительный результат — в течение двух, а если отрицательный — трех лет.

ООО «Пассив» выпускает холодильные установки. «Пассив» договорился со специализированной фирмой о разработке нового вида компрессоров. В декабре 2006 года из-за того, что результат НИОКР оказался отрицательным, работы были прекращены. По договору «Пассив» перечислил за выполненные исследования 200 000 руб. (без НДС).

Ситуация 1: «Пассив» не является резидентом особой экономической зоны

В налоговом учете фактические расходы на научные исследования учитывают в составе прочих расходов в течение 3 лет (36 мес.) — с 1 января 2007 по 31 декабря 2009 года. Ежемесячно бухгалтер «Пассива» может включать в расходы 5556 руб. (200 000 руб. / 36 мес.).

Ситуация 2: «Пассив» является резидентом особой экономической зоны

В налоговом учете фактические расходы на научные исследования учитывают в составе прочих расходов в 2006 году в полной сумме.

Обратите внимание: закончив разработки, фирма может оформить права на результаты НИОКР патентом или свидетельством. В этом случае они будут являться нематериальными активами.

Налог на имущество

Резиденты ОЭЗ не платят этот налог по основным средствам в течение 5 лет с момента их оприходования (постановки на учет). Причем в Налоговом кодексе нет ограничений, которые бы касались имущества, купленного до того, как фирма получила статус резидента. Следовательно, налогом не облагают стоимость любых основных средств фирмы, если с момента их покупки указанный срок не истек.

Фирмы — резиденты особых зон не платят земельный налог. По этой льготе есть несколько ограничений. Во-первых, ее можно применять только в отношении земельных участков, которые находятся на территории зоны. Во-вторых, льгота действует после регистрации фирмы в качестве резидента. И в-третьих, срок действия льготы ограничен пятью годами.

юрисконсульт компании «Гарант»

«Нормативные акты для бухгалтера», N 13, июль 2006 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Нормативные акты для бухгалтера»

ООО «Агентство бухгалтерской информации»

Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.

Где льгот больше?

В России изменились правила оценки эффективности особых экономических зон. Критерии стали более конкретными и жесткими. Теперь, чтобы считаться эффективной, ОЭЗ должна ежегодно увеличивать число резидентов, а самим инвесторам необходимо поступательно наращивать объемы производства. В то же время сейчас ОЭЗ лишились значительного количества налоговых льгот, на этом фоне бизнесменов активно завлекают в индустриальные парки и ТОСЭРы, где преференций больше, а ожидания от новых проектов не столь конкретные. Но исхода инвесторов из ОЭЗ эксперты не ожидают, бизнес рассчитывает на пролонгацию налоговых льгот.

Ставки повышаются

Особые экономические зоны — это самый первый инструмент для системного привлечения инвестиций на территорию. Он заработал в России с 2005 года, тогда же были продуманы основные принципы функционирования ОЭЗ — срок действия до 49 лет без права продления и временные налоговые льготы, чтобы инвестор смог запустить свой проект, «набрать высоту» и выйти на «крейсерскую скорость».

По оценкам контрольно-счетной палаты России, к началу 2017-го года на инфраструктуру всех ОЭЗ в стране было потрачено 383,2 миллиарда рублей, из них 127,7 миллиарда вложено из федеральной казны, 127,7 миллиарда получены из региональных бюджетов.

За первые 11 лет существования ОЭЗ на содержание объектов инфраструктуры было затрачено 127,1 миллиарда рублей.

При этом, оценивая количество резидентов и обороты их предприятий, контрольно-счетная палата назвала относительно эффективными лишь четыре ОЭЗ: в Татарстане, Липецкой, Самар-ской областях, а также в Санкт-Петербурге. «Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна, или вообще не осуществляется», — сказано в отчете ведомства.

Сейчас на Северо-Западе остались две особые экономические зоны. Помимо Петербурга, где действует зона технико-внедренческого типа, в Псковской области работает ОЭЗ промышленно-производственного типа «Моглино». Правда, сравнение показателей двух зон не в пользу последней: если в Петербурге, по данным АО «Особые экономические зоны», на территории ОЭЗ зарегистрированы 46 резидентов, то в «Моглино» — 9. Объем заявленных инвестиций в зону под Псковом — 4,6 миллиарда рублей, из них реально вложено 600 миллионов. Создано 49 рабочих мест. В ОЭЗ Петербурга организовано 2966 рабочих места, объем заявленных инвестиций – 43 миллиарда, осуществленных – 35,5.

Одним из главных факторов, который призван привлечь крупный бизнес в ОЭЗ, были налоговые льготы. Когда зоны только открывались по всей стране, ставка отчислений в пенсионный фонд у них составляла 8 процентов, тогда как бизнес на территориях вне ОЭЗ платит 20. В фонд социального страхования резиденты платили 2 процента вместо 2,9, в фонд обязательного медицинского страхования — 4 процента вместо 5,1. Ставку налога на прибыль организаций утверждали в регионах, но она не должна была превышать 13,5 процента, тогда как вне зоны бизнес платит 17.

В общей сложности объем страховых отчислений резидентов ОЭЗ составлял 14 процентов, в то время как компании, не пользующиеся инструментами под-держки, платили порядка 30 процентов.

Налоговые преференции были даны на время. В 2018-м часть льгот была отменена, и страховые платежи выросли до 21 процента, в 2019-м резиденты будут платить до 28 процентов. Также теперь они должны платить трехпро-центный налог на прибыль. Какие-то льготы в ОЭЗ останутся, в частности, сохранится нулевая ставка земельного, транспортного налогов и налога на имущество. Но эти привилегии вряд ли изменят общую картину.

Парки и ТОСЭРы идут в наступление

ОЭЗ — не единственный инструмент для привлечения инвесторов. Так, в регионах активно взялись за индустриальные парки. Например, в Вологодской области действует один индустриальный парк, три создаются, два — в стадии проекта. В Заполярье работают два индустриальных парка, еще по одному подписаны договоры о намерениях. В границах Петербурга уже действуют 11 парков, в Ленобласти их девять.

В индустриальных парках налоговые льготы определяют сами регионы, и снизить ставку они могут лишь по тем платежам, доходы от которых поступают в местные бюджеты, это в первую очередь — налог на имущество, земельный и транспортный налоги.

Тем не менее, по утверждению Сергея Раевского, профессора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, сравнивать условия ОЭЗ и индустриального парка не совсем корректно, поскольку у них разные организационно-экономические основы. Если в ОЭЗ ставка изначально делалась на налоговые и финансовые льготы, то в индустриальных парках резиденты получают выгоду в первую очередь за счет совместного использования капиталоемкой инфраструктуры и иных услуг. Поэтому все индустриальные парки заранее должны быть обеспечены необходимой производственной, инженерной инфраструктурой, складскими зданиями и иметь доступ к энергоносителям.

В последние годы в регионах СЗФО определенные надежды возлагают на ТОРы или ТОСЭРы — территории опережающего развития на базе моногородов. Главная задача здесь — привести бизнес на территорию и добиться диверсификации экономики.

Уже сейчас статус ТОСЭР есть у Череповца (Вологодская область), Кировска (Мурманская область), Пикалево (Ленинградская область), Емвы (Коми), Надвоиц, Кондопоги (Карелия). Документы на получение статуса ТОСЭР собирают в Инте (Коми).

Резиденты ТОСЭР первые пять лет освобождены от налога на прибыль (по всей стране он составляет 20 процентов), страховые взносы у них в течение 10 лет 7,6 процента, кроме того, для бизнеса, работающего на этих территориях, предусмотрены льготные таможенные пошлины. Также статус ТОСЭР предполагает финансирование объектов инфраструктуры. Таким образом, после того как в ОЭЗ закончился срок льгот, их резиденты получают меньше преференций, чем те бизнесмены, которые выбрали для себя иные площадки.

Операция «Пролонгация»

Сейчас в Государственной думе находится проект закона, который предусматривает продление льгот резидентам ОЭЗ двух типов — технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Идея в том, чтобы исчислять льготы не с даты создания самой зоны, а с того момента, как резиденты начали свою деятельность, в частности, предлагается разрешить им в течение 10 лет платить страховые взносы в размере восьми процентов, платежи по ОМС снизить до четырех процентов, а уплату налога на прибыль привязать к региональному законодательству, что для многих резидентов будет означать снижение ставки.

— Мы поддерживаем пролонгацию по налогу на прибыль и особенно страховым взносам. Наши резиденты — высокотехнологичные компании с квалифицированными, дорогостоящими специалистами, уровень зарплат которых достаточно высокий. В связи с этим и страховые взносы работодателя составляют существенную затратную статью. Поэтому продление этой льготы — важный фактор экономической и финансовой эффективности резидентов нашей ОЭЗ. Условия ведения деятельности в инновационных ОЭЗ не должны быть менее выгодными, чем в других институтах развития экономики России, — уверена генеральный директор ОЭЗ Санкт-Петербурга Тамара Рондалева.

По расчетам минэкономразвития России, в случае продления льгот в ОЭЗ по всей стране в 2019 году будет работать 260 компаний, если же пролонгации не будет — 220, а к 2028 году их число сократится до 185. В ведомстве прогнозируют, что чистый доход федерального бюджета от ОЭЗ в 2019-м году в случае продления льгот составит чуть больше двух миллиардов рублей, если льготы отменят — 2,5. Но через десять лет без льгот ОЭЗ смогут пополнить федеральную казну на 3,2 миллиарда рублей, а если преференции продлят, прогнозный чистый доход для бюджета составит 5,5 миллиарда.

Когда речь заходит о пролонгации льгот для ОЭЗ, мнения экспертного сообщества разделяются.

— Продление льгот для ОЭЗ может быть хорошим решением для привлечения в регионы крупных инвесторов, в том числе и иностранных. Вместе с тем финансовые стимулы являются ключевым преимуществом с точки зрения привлекательности ОЭЗ. Отказ от них может существенно снизить интерес инвесторов не только к самим зонам, но и к регионам, где они расположены, — полагает Александр Пахалов, руководитель департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства.

Земельный налог для резидентов особых экономических зон

В разделе 1.1. настоящей книги мы отметили, что законодательством о налогах и сборах земельный налог отнесен к числу местных налогов.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается главой 31 «Земельный налог» НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 359 НК РФ (Приложение №4))

Согласно статье 357 НК РФ (Приложение №4) при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками земельного налога на основании пункта 1 статьи 358 НК РФ (Приложение №4) признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 358 НК РФ (Приложение №4)).

Статьей 5 Закона №116-ФЗ установлено, что особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

При заключении соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности органы управления особыми экономическим зонами обязаны в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет. Кадастровый учет осуществляется за счет резидента, а договор аренды заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (часть 1 статьи 12 Закона №116-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены и при заключении соглашений об осуществлении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. В частности, соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическим зонами заключать с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны, прошедшего кадастровый учет. Как и в предыдущем случае, кадастровый учет осуществляется за счет резидента, договор заключается на срок действия соглашения, если резидентом не заявлен меньший срок (часть 2 статьи 22 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).

По соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности органы управления особыми экономическим зонами также обязаны заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента. Договор аренды земельного участка заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (часть 1 статьи 31.1 Закона №116-Ф).

Из приведенного текста следует, что резиденты особых экономических зон не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, поскольку эти земельные участки находятся в государственной и (или) муниципальной собственности.

Вместе с тем, часть 3 статьи 32 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) установлено, что арендаторы земельных участков в случае создания ими объектов недвижимости в пределах территории особой экономической зоны имеют право выкупа земельных участков, расположенных под созданными объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Земельным кодексом Российской Федерации определено, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение №6).

Таким образом, если резидент особой экономической зоны создаст на ее территории объект недвижимости, выкупит расположенный под этим объектом земельный участок, то с момента приобретения права собственности на него резидент будет признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.

Организации – резиденты особой экономической зоны – освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. Такая налоговая льгота предоставлена пунктом 9 статьи 395 НК РФ (Приложение №4).

Обратите внимание, что льгота предоставляется только организациям – резидентам особой экономической зоны. Из анализа текста пункта 9 статьи 395 НК РФ (Приложение №4) следует, что если объект недвижимости на территории особой экономической зоны будет создан индивидуальным предпринимателем, и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет, поскольку такая льгота предусмотрена только для организаций – резидентов особой экономической зоны.

Несмотря на то, что организации – резиденты особой экономической зоны освобождаются на пять лет от налогообложения земельным налогом, они, тем не менее, обязаны представлять в налоговые органы налоговую отчетность: расчет по авансовым платежам по земельному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу. Код налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога – 3021194 — указывается:

· в строке 150 раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу» в Налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу, форма которого утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н;

· в строке 170 раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога» в Налоговой декларации по земельному налогу, форма которой утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №124н.

При заполнении налоговой отчетности по земельному налогу следует учитывать, что в строке 170 расчета по авансовым платежам и в строке 190 налоговой декларации следует указать количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения права на льготу принимаются за полный месяц.

По истечении пяти лет пользования льготой в виде освобождения от налогообложения, земельный налог в отношении участка, выкупленного организацией – резидентом особой экономической зоны, уплачивается в общем порядке.

Учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на соответствующем субсчете, открываемом к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета.

Начисленная сумма земельного налога отражается налогоплательщиками — организациями по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).

Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Более подробно с вопросами, касающимися исчисления и уплаты земельного налога, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка создания и функционирования особых экономических зон, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Особые экономические зоны».

Источники

Налоговые льготы особых экономических зон
Оценка 5 проголосовавших: 1