Метод права социального обеспечения схема

Метод права социального обеспечения

Проблема отраслевых методов — одна из наиболее сложных в отечественном правоведении. Конструирование метода становится объектом дискуссий в силу его абстрактности. Черты отраслевого метода не имеют легальных формулировок в нормативных актах, они выводятся на основе теоретических обобщений и системного анализа законодательства. Однако не вызывает сомнений практическое значение метода как совокупности специальных юридических средств, которые используются данной отраслью в соответствии с ее назначением, функциями, целями и задачами правового регулирования. В юридической литературе справедливо подчеркивается, что метод отражает содержание отрасли под углом зрения способа воздействия данной отрасли на регулируемые отношения.

В настоящее время в теории социального обеспечения сложились два основных подхода к определению отраслевого метода, которые на первый взгляд являются взаимоисключающим. Однако фактически они в значительной части совпадают. При этом одни авторы признают отраслевой метод как один из основных признаков самостоятельности, самодостаточности отрасли. Другие отрицают этот факт, полагая, что ни одна отрасль права, в том числе и право социального обеспечения, не имеет в своем арсенале уникального, присущего лишь ей набора средств правового регулирования. В этой связи заявляется отказ от категории метода права социального обеспечения и необходимости замещения его понятием «механизм правового регулирования»*(925). Однако при этом в названное понятие включаются основные структурные составляющие отраслевых методов, а именно:

1) особенности юридических фактов: нормативное закрепление оснований возникновения права на обеспечение в виде социальных рисков как обстоятельств, не зависящих (или зависящих в минимальной степени) от воли людей;

2) правовое положение сторон правоотношения: особый порядок правоприменения как «пассивного» акта констатации оснований обеспечения в ответ на волеизъявление обеспечиваемого субъекта;

3) особенности установления прав и обязанностей сторон правоотношения: императивный порядок, который возникает в силу сложного фактического состава, включающего помимо нормативно установленного основания обеспечения также волеизъявление обеспечиваемого субъекта;

4) особенности юридической ответственности, санкций и способов защиты прав: сочетание правовосстановительных и правоограничительных санкций в отношении обеспечиваемого гражданина и санкций правовосстановительного характера в отношении обеспечивающего органа*(926).

В значительной степени проблема разграничения метода и механизма правового регулирования связана также с концептуальными подходами к определению права. Если право понимать как упорядоченную совокупность правовых норм (в узком смысле), то конструкция метода наиболее логична и конструктивна. Если же мы расширяем понимание права, включая в его состав не только нормы, но и иные явления правовой действительности (правовые идеи, правоотношения, акты реализации права и др.), то необходим именно механизм правового регулирования. Но в любом случае позитивное право является ядром любого предельно широкого понимания права, а конструктивная упорядоченность правового материала исходна для любого механизма. Но этот механизм не может заменить метода, который, образно говоря, определяет стартовую позицию для его динамического функционирования.

Возвращаясь к началу изложения вопроса о методе, еще раз подчеркнем, что механизм правового регулирования социально-обеспечительных отношений должен изучаться не вместо, а вместе с методом права социального обеспечения.

Прежде чем перейти к содержательной характеристике метода права социального обеспечения, хотелось бы коротко остановиться на средствах правового регулирования. Еще Цицерон определял право как существующие у народов веления и запреты. Римский юрист Модестин кроме повелительных и запретительных законов признавал существование норм дозволительных и карательных*(928). В дальнейшем общепринятыми были эти четыре вида правовых норм. В XIX в. было признано, что карательные нормы представляют разновидность повелительных норм. Но спор о правовой природе оставшихся видов норм продолжался*(929). По мнению современных юристов, все остальные средства правового регулирования (поощрение, стимулирование, рекомендации и др.) являются вторичными, производными.

Традиционно метод рассматривали через совокупность этих правовых средств: позитивное обязывание, запрет и дозволение. Для отраслевых методов, где доминирует централизованное регулирование, а это в основном отрасли публичного права, в комбинации из этих трех средств превалирует обязывание. Это так называемое императивное регулирование, связанное с государственным вмешательством. Для отраслевых методов, выражающих диспозитивные начала, в это в основном отрасли частного права, преобладают дозволение и в какой-то мере запрет. Это так называемое диспозитивное регулирование, осуществляемое соглашением сторон и при минимальном участии государства.

Сторонники отраслевого метода права социального обеспечения с незначительными разночтениями в целом в одном ключе определяют составляющие отраслевого метода как метода публичной отрасли права:

1. Сочетание императивного и диспозитивного приемов правового регулирования при доминировании первого в определении правового положения сторон социально-обеспечительного отношения. Большинство норм носят обязывающий, предписывающий характер*(930). При этом диспозитивное регулирование (дозволение) сводится исключительно к дозволению особого рода — к субъективному праву лица требовать тот или иной вид социального обеспечения. Отсюда, например, Е.Е. Мачульская называет метод права социального обеспечения методом позитивного обязывания (предписания), адресованного государственным органам или учреждениям в целях предоставления социального обеспечения лицам, пострадавшим от социальных рисков*(931). Однако, по нашему мнению, с таким же успехом метод административного права можно назвать методом позитивного обязывания государственных органов (предписаний). Некоторые авторы называют сочетание императивных и диспозитивных начал метода отрасли координацией, которая обеспечивает, как правило, нормативный, не договорный способ правового регулирования, значительно реже — договорный. Иными словами, вполне справедливо связывают диспозитивные начала с договорными формами социального обеспечения*(932).

Читайте так же:  Перечислите гарантии

2. Сочетание централизованного (федерального) уровня регулирования с региональным, муниципальным и локальным. Ряд авторов, по нашему мнению, необоснованно исключают локальный уровень правового регулирования социального обеспечения, т.к. он выходит за рамки государственной системы социального обеспечения*(933).

3. Особый сложный юридический состав, включающий основные юридические факты (чаще всего события: инвалидность, старость, временная нетрудоспособность и др.); волеизъявление лица и решение органа, обязанного предоставить социальное обеспечение.

4. Применение правовосстановительных, правоограничивающих, правоприсекательных (карательных) санкций. Некоторые ученые исключают карательные санкции из перечня санкций, характерных для социального обеспечения, и в качестве особенностей метода отрасли называют сочетание правовосстановительных и правоограничительных санкций при отсутствии карательных*(934). Между тем, дуалистический характер отрасли, основанный на единстве публичных и частных начал, предполагает наличие всего спектра санкций: восстановительных (компенсационных), присущих частным отраслям права, и карательных, правоограничивающих, характерных для публичных отраслей права.

Названные характеристики метода права социального обеспечения в полной мере созвучны с методом публичных отраслей права, особенно административного. В предложенном варианте этот метод, во-первых, не имеет особой «отраслевой окраски», во-вторых, не отражает современных тенденций развития отрасли права социального обеспечения, а именно: расширение социально-адаптационной (интеграционной) функции отрасли, нового сочетания, взаимодействия социального страхования и социальной помощи в системе социальной защиты населения; возрастание роли частных (договорных) режимов правового регулирования, участия в социально-обеспечительных отношениях негосударственных субъектов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения. Более того, очевидно, что на различных исторических этапах преобладали различные способы (средства) правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

С учетом сказанного насущной необходимостью является определение особенностей метода права социального обеспечения в современных условиях. Если в советский период единая государственная система социального обеспечения предполагала адекватный этой системе метод правового регулирования как метод социально-алиментарных притязаний и предоставлений, в современных условиях с очевидностью в системе социального обеспечения сформировались три основные формы: возрожденное социальное страхование и государственное социальное обеспечение и социальная помощь; эти формы дополняются негосударственными формами социального обеспечения. Эти формы развиваются при активном участии не только государства, но и институтов гражданского общества. Следует отметить, что Н.П. Черноморченко в качестве признаков современного метода отрасли права социального обеспечения называет не только его осуществление государством в лице уполномоченных органов, но и дополнительное социальное обеспечение за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования. Но затем, как бы в отрицание этого положения, автор делает вывод о том, что социальное обеспечение является частью государственной (выделено нами — Л.М., Л.А.) системы социальной защиты населения*(936).

Представляется, что в настоящее время определились контуры метода современного права социального обеспечения. Его можно назвать методом социально-обязательственных притязаний и социально-солидарных предоставлений социальных благ членам общества, вытекающих из закона или договора, в целях обеспечения достойного уровня жизни. Этот метод адекватно отражает современные особенности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Зарубежный опыт стран с социально ориентированной экономикой свидетельствует, что развитие общества без социальных потрясений и разрушений во многом связывается с обеспечением социальной безопасности каждому члену общества. Не вызывает сомнений, что названный метод охватывает все уровни и формы правового регулирования в социально-обеспечительной сфере: социальное страхование, социальную помощь и государственное социальное обеспечение.

Специфику данного метода определяет ряд факторов, и прежде всего предмет правового регулирования. Как уже указывалось, он неоднороден, сочетает частноправовые и публично-правовые начала и имеет сложную структуру. Метод права социального обеспечения призван обеспечить сбалансированность интересов частных (отдельных лиц) и публичных, когда «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Это обеспечивается механизмом публичных социально-обеспечительных обязательств, о которых уже говорилось. В публичных социальных обязательствах (императивных, вытекающих из закона, и диспозитивных, основанных на договоре) основные черты метода правового регулирования проявляются в ограничении законом форм проявления автономии воли сторон. Это не означает подчинения одной стороны другой, это подчинение воли всех без исключения субъектов общей модели отношения, урегулированного законом.

Социальное обеспечение осуществляется за счет солидарных источников: бюджетной системы (налоги), внебюджетных фондов обязательного страхования; средств добровольного социального страхования. Право социального обеспечения представляет специальный механизм защиты членов общества от социальных рисков. Это то, что Н.А. Вигдорчик называл «организованной взаимопомощью людей»*(937), В.Г. Яроцкий — соединением людей в различные группы, которое имеет в основе известную долю самопожертвования членов — одного в пользу остальных и обратно*(938). Хотя названные ученые писали о социальном страховании, однако этот тезис можно распространить и на иные виды социальной помощи за счет средств бюджетной системы.

Обеспечение достойного уровня жизни не ограничивается материальным социальным обеспечением. Во Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закреплено, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья, благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Между тем, как уже неоднократно подчеркивалось, право на социальное обеспечение включает и правомочие на защиту от социального отторжения (ст. 30 Европейской социальной хартии)*(939).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

Читайте так же:  Порядок выплаты пособия по безработице

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Читайте так же:  Государственная социальная стипендия студентам

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Схема 1. Понятие социального обеспечения

Схема 2. Предмет ПСО

Предмет ПСО

Разрешение споров (процессуальные отношения)
Процедура проверки фактов (процедурные отношения)

Схема 3. Методы права социального обеспечения

Схема 4. Система права социального обеспечения

Схема 5. Классификация принципов права

— гуманизм; — всестронность и т.п.

— демократизм и др.

Схема 6. Отраслевые принципы права социального обеспечения

Соответствие величины размеров пособий, пенсий и др. выплат прожиточному минимуму

Схема 7. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения

Схема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

Схема 9. Субъекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 10. Объекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 11. Источники права социального обеспечения

Особенная часть

Раздел 2. Трудовой стаж

Схема 12. Виды трудового стажа

Схема 13. Работа, включаемая в общий трудовой стаж

Схема 14. Периоды деятельности,

Включаемые в общий трудовой стаж

Схема 15. Доказательства трудового стажа

Таблица 1. Льготное исчисление

Периодов, засчитываемых в трудовой стаж

За полный год
Лепрозории, противочумные учреждения В двойном размере
В воинских частях, штабах, учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах, нахождение на излечении вследствие военной травмы В тройном размере
В Ленинграде в период блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944) В тройном размере
Во время ВОв (за исключением работы в районах временно оккупированных неприятелем) В двойном размере
В районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера В полуторном размере
Необоснованно репрессированным гражданам, впоследствии реабилитированным В тройном размере
Военная служба по призыву В двойном размере
Полный навигационный период на водном транспорте; полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности За год работы

Раздел 3. Пенсионное обеспечение

Схема 16. Виды пенсий

Схема 17. Основания для пенсионного обеспечения

Основания для пенсионного обеспечения
Для отдельных категорий работников – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности

Схема 18. Основания назначения пенсии по возрасту

Схема 19. Граждане, имеющие право

На получение одновременно двух пенсий

Схема 20. Размер пенсии по старости

Схема 21. Пенсия при неполном трудовом стаже

Схема 22. Пенсия гражданам за выслугу лет

Схема 23. Понятие инвалидности

Схема 24. Классификация пенсий по инвалидности

По причинам возникновения инвалидности

Схема 25. Размеры пенсии по инвалидности

Схема 26. Право на пенсию по случаю потери кормильца

Схема 27. Основания для пенсионного обеспечения

В случае потери кормильца

Схема 28. Требования к лицам, обращающимся за пенсией по СПК

Схема 29. Нетрудоспособные члены семьи

Родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, если они достигли 55 (м) и 50 лет (ж)

Схема 30. Круг лиц, имеющих право на пенсию по СПК

Каждому из родителей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы

Схема 31. Размер пенсии по случаю потери кормильца

Минимальный – 2/3 минимального размера пенсии по старости Максимальный – 1 минимальный размер пенсии по старости

Схема 32. Социальная пенсия

Раздел 4. Назначение и исчисление пенсий

Схема 33. Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок

Для назначения пенсии

Схема 34. Порядок назначения пенсий

Схема 35. Документы, необходимые для назначения пенсии

Схема 36. Порядок рассмотрения пенсионных дел

Схема 37. Вычеты из пенсии

Схема 38. Изменение размера пенсии

При возникновении права на повышение пенсии по нескольким основаниям устанавливается одно повышение, большее по размеру.

Видео (кликните для воспроизведения).

Схема 39. Надбавки к пенсиям

Раздел 5. Социальное обслуживание

Схема 40. Принципы социального обслуживания

Схема 41. Виды социального обслуживания

Схема 42. Принципы социального обслуживания граждан

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Читайте так же:  Детские пособия после 3 лет

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

  • в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
  • в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  1. правовые основания обеспечения;
  2. волеизъявление лица, ими обладающего;
  3. решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:

  1. имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
  2. санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Раздел 1. Социальное обеспечение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день особое внимание обращено на ряд юридических наук, связанных с правовым регулированием материального обеспечения граждан, и в первую очередь это касается права социального обеспечения.

В то же время остается неизменным то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождения человека, его жизнь – в различных проявлениях – болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке. В связи с этим каждому, а тем более специалисту (работнику) социальной защиты необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Читайте так же:  Документы для оформления пенсии по инвалидности ребенка

Данный альбом схем, разработанный по праву социального обеспечения, рассчитан на оказание учебно-ознакомительной помощи и представляет собой упорядоченный перечень, согласно курса дисциплины графики отображенных тем.

Альбом схем призван облегчить изучение права социального обеспечения с целью более глубокого теоретического и практического изучения основных положений и разделов данной отрасли права. Схемы расположены согласно распределению тем по курсу дисциплины.

В процесс ознакомления и использования данного альбома схем студент должен иметь представление о:

— месте и роли ПСО в системе права;

— основных источниках ПСО для граждан ПМР;

— содержании правоотношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли;

— путях совершенствования и развития ПСО.

Студент должен знать:

— понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы;

— порядок пенсионного обеспечения в зависимости от вида пенсии;

— организацию осуществления пенсионного обеспечения в ПМР;

— правовые признаки и особенности, характерные для пособий;

— основания классификации пособий на определенный вид.

Раздел 1. Социальное обеспечение

Общая часть

Схема 1. Понятие социального обеспечения

Схема 2. Предмет ПСО

Предмет ПСО

Разрешение споров (процессуальные отношения)
Процедура проверки фактов (процедурные отношения)

Схема 3. Методы права социального обеспечения

Схема 4. Система права социального обеспечения

Схема 5. Классификация принципов права

— гуманизм; — всестронность и т.п.

— демократизм и др.

Схема 6. Отраслевые принципы права социального обеспечения

Соответствие величины размеров пособий, пенсий и др. выплат прожиточному минимуму

Схема 7. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения

Схема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

Схема 9. Субъекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 10. Объекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 11. Источники права социального обеспечения

Особенная часть

Раздел 2. Трудовой стаж

Схема 12. Виды трудового стажа

Схема 13. Работа, включаемая в общий трудовой стаж

Схема 14. Периоды деятельности,

Включаемые в общий трудовой стаж

Схема 15. Доказательства трудового стажа

Таблица 1. Льготное исчисление

Раздел 3. Пенсионное обеспечение

Схема 16. Виды пенсий

Схема 17. Основания для пенсионного обеспечения

Основания для пенсионного обеспечения
Для отдельных категорий работников – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности

Схема 18. Основания назначения пенсии по возрасту

Схема 19. Граждане, имеющие право

На получение одновременно двух пенсий

Схема 20. Размер пенсии по старости

Схема 21. Пенсия при неполном трудовом стаже

Схема 22. Пенсия гражданам за выслугу лет

Схема 23. Понятие инвалидности

Схема 24. Классификация пенсий по инвалидности

По причинам возникновения инвалидности

Схема 25. Размеры пенсии по инвалидности

Схема 26. Право на пенсию по случаю потери кормильца

В случае потери кормильца

Схема 28. Требования к лицам, обращающимся за пенсией по СПК

Схема 32. Социальная пенсия

Для назначения пенсии

Схема 37. Вычеты из пенсии

Признание лица беженцем

И лишение статуса беженца

Раздел 6. Пособия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день особое внимание обращено на ряд юридических наук, связанных с правовым регулированием материального обеспечения граждан, и в первую очередь это касается права социального обеспечения.

В то же время остается неизменным то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождения человека, его жизнь – в различных проявлениях – болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке. В связи с этим каждому, а тем более специалисту (работнику) социальной защиты необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Данный альбом схем, разработанный по праву социального обеспечения, рассчитан на оказание учебно-ознакомительной помощи и представляет собой упорядоченный перечень, согласно курса дисциплины графики отображенных тем.

Альбом схем призван облегчить изучение права социального обеспечения с целью более глубокого теоретического и практического изучения основных положений и разделов данной отрасли права. Схемы расположены согласно распределению тем по курсу дисциплины.

В процесс ознакомления и использования данного альбома схем студент должен иметь представление о:

— месте и роли ПСО в системе права;

— основных источниках ПСО для граждан ПМР;

— содержании правоотношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли;

— путях совершенствования и развития ПСО.

Студент должен знать:

— понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы;

— порядок пенсионного обеспечения в зависимости от вида пенсии;

— организацию осуществления пенсионного обеспечения в ПМР;

— правовые признаки и особенности, характерные для пособий;

— основания классификации пособий на определенный вид.

Раздел 1. Социальное обеспечение

Общая часть

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

Источники

Метод права социального обеспечения схема
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here