Локальные акты как источники права социального обеспечения

контрольная работа Источники права социального обеспечения

Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Способы прекращения действия нормативных актов во времени. Конституция, региональные, муниципальные, локальные акты как источники права. Расчет размера трудовой пенсии по старости.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.03.2012
Размер файла 35,7 K

Подобные документы

Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 19.02.2015

Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Правотворчество — источник права. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения: общие положения. Единый социальный налог.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 11.07.2010

Понятие, сущность и классификация источников права социального обеспечения. Федеральная система источников права социального обеспечения. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Оренбургской области.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 05.05.2015

Источники права как одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке. Обновление законодательства в области социального обеспечения. Анализ основных источников права социального обеспечения России, их изменений на период 2010-2014 гг.

контрольная работа [52,2 K], добавлен 22.03.2015

Общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения. Нормы права, составляющие систему права социального обеспечения. Понятие кодификации как способа систематизации права. Виды кодификационных нормативных правовых актов.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 09.06.2014

Понятие права социального обеспечения и его организационно-правовые формы и виды. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества. Назначение денежных выплат. Предмет, система, принципы и источники права социального обеспечения.

реферат [21,6 K], добавлен 04.12.2010

Понятие источников трудового права и их классификация. Характеристика источников трудового права. Акты международного правового регулирования, Конституция Российской Федерации. Роль нормативных правовых актов, не относящихся к трудовому законодательству.

курсовая работа [77,0 K], добавлен 16.09.2014

Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

курсовая работа [85,3 K], добавлен 29.03.2014

Локальные нормативные акты в сфере труда: понятие, правовая природа и виды. Правовое регулирование трудовых отношений. Договоры и соглашения о труде как источники трудового права. Общее для локальных нормативных актов и нормативных правовых актов.

курсовая работа [69,0 K], добавлен 06.04.2015

Источники права социального обеспечения. Конституционные принципиальные положения для всего социального обеспечения в Российской Федерации, которые являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных органов страны.

реферат [23,5 K], добавлен 25.01.2013

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Читайте так же:  Для чего нужен непрерывный трудовой стаж

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Локальные акты как источники права социального обеспечения. В зависимости от органов, принимающих НПА, источники ПСО можно классифицировать на:

В зависимости от органов, принимающих НПА, источники ПСО можно классифицировать на:

· акты, принимаемые органами государственной власти,

· акты, принимаемые органами МСУ (местное самоуправление),

· акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Читайте так же:  Оклад на уровне пособия по безработице

Особый вид таких актов — коллективные договоры — это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

Локальные акты как источники ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организа­ции, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного изучения этого вопроса следует изучить примеры коллективно-договорного регулирования предоставления благ по социальному обеспечению. Следует учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со статьей 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера, то есть единолично. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.

Конечно, основным локальным актом является в данной сфере коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 ТК РФ). В России действует более 200 тыс. коллективных договоров. В качестве примера можно привестиГенеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004—2006 годы,утвержденный конференцией работников ОАО «Газпром» и его дочерних обществ 21.11.2003.

10. Социальная защита: понятие, основные направления, формы.

Клепихов считает – социальная защита, это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная государством и реализуемая им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа на достойную жизнь. Т.е. их благосостояние на уровне экономических и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась РФ.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

· Пенсионное обеспечение (Пенсия)

· Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

· Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

· Добровольное социальное страхование

· Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

11. Социальное обеспечение: понятие и его роль в социальной политике государства.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо существенных разногласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует.

В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права — это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Из приведенной дефиниции видно, что стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно-полезной деятельности также формулировались исходя из целей социальной политики Российской Федерации.

Если следовать такому значению функций социального обеспечения, то среди них следует выделить следующие:

Одной из важнейших функций социального обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

1) охрана социальных прав

2) защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав — это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Социально-реабилитационная функция ставит своей главной задачей восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путём предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг, для того чтобы избежать обнищания и поддерживать достойный уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Политическая функция социального обеспечения помогает поддерживать стабильность в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Итак, соц. обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение – создание человеку достойных его условий существования.

12. Обязательное социальное страхование: понятие, стороны, виды, правовое регулирование.

5. Нормативные правовые акты субъектов рф, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, которые, во-первых, не противоречат актам федераль­ного уровня, а также улучшают права граждан (это касается увеличения размера обеспечения, продления срока обеспечения, а также расширения круга обеспечиваемых граждан). Во-вторых, субъекты РФ обязаны регламентировать предоставление от­дельных видов социального обеспечения (как это предписа­но актами федерального уровня). В частности, в соответствии с актами субъектов РФ предоставляются:

государственные пособия на ребенка;

меры социальной поддержки ветеранам труда, тружени­кам тыла, а также реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

Читайте так же:  Компенсационные выплаты по состоянию здоровья

В систему нормативных правовых актов субъектов РФ входят:

конституция или устав (основной закон) субъекта РФ;

законы субъекта РФ;

нормативные акты главы субъекта РФ;

нормативные акты органов исполнительной власти субъ­екта РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за ис­ключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнитель­ные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия и федеральных законах положений, устанавливающих указан­ное право. Финансирование указанных полномочий не явля­ется обязанностью муниципального образования и осуществляется только при наличии возможности.

Актами органов местного самоуправления могут устанавли­ваться как общие социальные программы (например, Целевая программа социальной поддержки населения города Саратова на 2009—2010 годы, утвержденная постановлением главы ад­министрации города Саратова от 23 января 2009 г. № 20), так и социальная защита отдельных категорий граждан (например, Порядок назначения и выплаты дополнительных мер социаль­ной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в Ханты-Мансийске, утвержденный постановлением главы города Ханты-Ман-сийска от 20 января 2009 г. № 23).

Систему муниципальных правовых актов образуют:

— устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

— нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

— правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, преду­смотренных уставом муниципального образования.

Правовой основой для принятия локальных нормативных правовых актов о социальном обеспечении выступает ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой поощряется создание до­полнительных форм социального обеспечения. Работодатели вправе за счет собственных средств предоставлять своим ра­ботникам дополнительное социальное обеспечение.

В качестве локальных источников права можно рассма­тривать:

соглашения, заключаемые между полномочными пред­ставителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрасле­вом) и территориальном уровнях социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения, устанавли­вающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений;

коллективные договоры, заключаемые между работни­ками и работодателем, которыми могут быть урегулированы социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя. В коллективный договор мо­гут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам выплаты пособий, компенсаций; охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная опла­та питания работников, а также иные вопросы, определенные сторонами. Так, в коллективных договорах металлургических предприятий закрепляется обязанность работодателя предо­ставления дополнительных социальных льгот и гарантий, создания фондов социальной помощи, выплаты пособий (на­пример, ежемесячного пособия неработающим женщинам по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в раз­мере минимальной заработной платы, дополнительного еди­новременного пособия при рождении ребенка), заключения договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, установления надбавок к пенсии работающим пенсионерам, предоставления мер социальной поддержки (в том числе пре­доставление путевок в оздоровительные учреждения, оплата содержания детей в детских дошкольных учреждениях).

Локальные акты как источники права социального обеспечения.

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Необходимо учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.

Основным локальным актом является в данной сфере все — таки коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В России действуют более 200 тыс. коллективных договоров.

Например, Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004 — 2006 годы, утвержденный конференцией работников ОАО «Газпром» и его дочерних обществ 21 ноября 2003 г.

По заявлению работников данного холдинга может оказываться дополнительная материальная помощь в размере не ниже 2-х минимальных тарифных ставок многодетным семьям; работающим ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим воинам — интернационалистам, а также бывшим воинам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайных ситуаций и при вооруженных конфликтах; лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, имеющим удостоверение установленного образца.

В случае смерти работника оказывается (по заявлению) материальная помощь в размере десятикратной минимальной тарифной ставки одному из членов его семьи, оплачиваются расходы на погребение и перевозку умерших работников к месту захоронения по фактическим затратам.

В целях компенсации расходов на лечение и другие виды медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим от несчастных случаев или получивших профессиональное заболевание в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, кроме страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования РФ, выплачивается дополнительное единовременное пособие.

Работники, члены их семей и неработающие пенсионеры ОАО «Газпром» обеспечиваются санитарно — курортным лечением и реабилитацией и санаториях, профилакториях, других медицинских учреждениях.

Проводится комплекс медицинских мероприятий, направленных на охрану и восстановление здоровья работников.

Производится компенсация расходов работникам на содержание детей в оздоровительных лагерях в размере 95 % от стоимости путевок.

В праве социального обеспечения увеличивается роль региональных и отраслевых и иных социально — партнерских соглашений. Их количество давно превысило 5 тыс. Например, Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005 — 2007 годы (18 января 2005 г.) обязывает работодателя осуществлять санаторно — курортное лечение работников, исходя из следующих нормативов обеспечения путевками для работающих во вредных и опасных условиях труда, и в нормальных условиях.

Установлена и обязанность работодателей данных отраслей выплачивать единовременное пособие работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве по вине работодателя.

При увольнение работников в связи уходом на пенсию впервые работодатель должен выплачивать им единовременное пособие и (или) устанавливать дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. Размер выплат определяется исходя из стажа работы, уровня заработной платы работника.

Читайте так же:  Пособие по безработице в других странах

Глава 4. Источники права социального обеспечения

Понятие источников отрасли права

И их классификация

Категория «источники права» в правовой науке толкуется по-разному. Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле объективных факторов, «порождающих» право как социальное явление. Такими факторами выступают материальные условия жизни общества, политические, экономические и социальные потребности социальных групп населения. В данном случае идет речь об источнике права в широком смысле — как о реальной силе, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение. А это означает, что источник права выступает в материальном смысле слова.

В узком смысле понятие «источника права» связывают с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативных юридических документов. Здесь имеют дело с понятием источников права в формальном юридическом смысле слова. Другими словами, источники права понимаются как внешняя форма выражения правовых предписаний. Нормативные акты издаются компетентными государственными органами в рамках установленных для них объемом правомочий в области правового регулирования общественных отношений. Именно таким образом оформляется воля законодателя. Изданные акты становятся обязательными для исполнения.

В отечественном праве единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им обязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов. Они характерны и для источников права социального обеспечения.

Следовательно, источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают нормы, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению граждан.

В источниках права социального обеспечения непосредственно отражаются материальные условия жизни общества. С изменением условий, меняются и источники права социального обеспечения. Это, в свою очередь, ведет к обновлению законодательства, которое должно отвечать потребностям формирующейся в стране рыночной экономики с учетом принципов социального государства, провозглашенного Конституцией РФ 1993 года. Поэтому в настоящее время законодательство о социальном обеспечении постоянно обновляется.

В России существуют три вида источников права – правовой обычай, нормативный договор, нормативный акт. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения. Источниками права социального обеспечения являются два последних вида.

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России.

Международный договор – определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей в области социального обеспечения[35]. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над российскими нормативными правовыми актами.

Наиболее характерными источниками права социального обеспечения являются нормативные правовые акты, которые различаются по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций, например, профсоюзов, акты органов самоуправления, например, местного самоуправления. Правом на издание данных актов обладают не все государственные органы. В России такие акты могут издаваться лишь представительными или исполнительными органами власти. Причем каждый орган имеет право издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и др.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям:

а) по юридической силе;

б) по органам, принявшим нормативный правовой акт;

в) по сфере их действия;

г) по форме акта;

д) по кругу лиц, на который распространяется действие актов и т.д. [36]

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Чем выше положение органа, издавшего правовой акт, тем выше юридическая сила акта.

Системе законодательства свойственно деление на законы и подзаконные нормативные акты.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты федерального уровня:

а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (отдельные договоры ратифицированы еще СССР). Согласно ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами. Если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора;

б) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Поэтому все иные акты, издаваемые компетентными органами, должны соответствовать Основному закону страны, т.к. он возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России[37].

Следует отметить, что социальное обеспечение является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. На практике зачастую возникает вопрос — в какой же части правовое регулирование отношений по социальному обеспечению относить к ведению федерального центра, а в какой – к субъекту РФ? Было бы предпочтительно в законодательном порядке более четко установить – что является исключительной компетенцией федеральных органов РФ, что – находится в совместной компетенции РФ и субъекта РФ, а что – относится к исключительной компетенции субъекта РФ;

в) законы Российской Федерации .

Под законом понимается принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой (после Конституции РФ) нормативный правовой акт, выражающий государственную волю в области социального обеспечения.

По значимости содержащихся норм законы РФ подразделяются на федеральные конституционные и обыкновенные.

Федеральные конституционные законы – это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой усложненной процедуры.

В Конституции нет четкого критерия для различия федерального конституционного закона и обычного федерального закона, кроме указания на процедуру принятия конституционного закона (ч.2 ст. 108 Конституции РФ). Как вытекает из текста Конституции, конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, в том числе затрагивающим права и свободы граждан (конкретного перечня прав и свобод граждан, которые должны приниматься данными законами, нет). Можно предположить, что федеральные конституционные законы могут приниматься только в части ограничения прав граждан на социальное обеспечение в условиях режима чрезвычайного положения в стране (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

Читайте так же:  Как начисляется пенсия по вредности 1 сетка

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие К кодифицированным законам относятся Основы (Основные начала) законодательства РФ и кодексы.

Основы законодательства — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования какой-либо определенной отрасли права или нескольких сфер общественной жизни.

Кодекс – это закон кодифицированного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, подробно регулирующие какую-либо определенную область общественных отношений. Как правило, кодекс относится к одной отрасли права, например, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Текущие законы делятся на два вида: федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон – это нормативный правовой акт, принятый либо Федеральным Собранием РФ (принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации), либо принятый только Государственной Думой РФ (если она преодолевает вето Совета Федерации) и подписанный Президентом РФ. Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, к которые относятся и вопросы социального обеспечения.

Закон субъекта РФ – это нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом субъектов Федерации по вопросам регулирования, отнесенным Конституцией РФ к сфере совместного ведения Федерации и ее субъекта. Такие законы занимают подчиненное положение по отношению к федеральному закону.

Согласно ст. 55 Конституции РФ в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в т.ч. и в сфере социального обеспечения (более подробнее см. п.4.2 настоящей главы).

Меньшей юридической силой, чем законы, обладают подзаконные акты. Подзаконными нормативными актами считаются нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Это связано с тем, что органы исполнительной власти могут осуществлять вторичное регулирование социально-обеспечительных отношений только на основании и во исполнение законов.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся: Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти, (например, Минтруда РФ, ПФР, ФСС РФ).

В указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ часто содержатся первичные правовые нормы, поэтому они представляют особую значимость.

Правительство РФ должно издавать постановления и распоряжения только во исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории страны.

Министерства РФ и другие федеральные органы исполнительной власти России издают нормативные правовые акты – постановления, инструкции, правила, разъяснения и др. Причем они должны издавать свои акты на основании Положений о них, утвержденных Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях.

В зависимости от органов, принявших акты, нормативные правовые акты делятся на два вида:

а) акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления;

б) акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Субъектами социально-партнерских отношений выступают представители работников (как правило, в лице профессиональных союзов), работодателей (в лице объединения работодателей) и в отдельных случаях соответствующих органов государственного управления. Между названными субъектами заключаются соглашения на двусторонней или трехсторонней основе (в зависимости от числа участников соглашений). Особенность этих соглашений в том, что они заключаются не органами государственной власти и управления, а субъектами социально-трудовых отношений.

Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях — федеральном, территориальном, отраслевом. На федеральном уровне заключается Генеральное соглашение между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти. Подобный состав субъектов отношений социального партнерства, но территориального уровня, подписывает региональное (территориальное) соглашение. В соглашениях могут содержаться положения нормативного характера и по вопросам социального обеспечения.

Отдельно следует сказать о коллективных договорах, которые представляют собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяется его сторонами. Ст. 41 ТК РФ, определившей структуру и содержание коллективного договора, установлено, что него могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе, по вопросам выплаты пособий, компенсаций.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на:

2) акты субъектов РФ;

5) локальные акты.

В каждой группе перечисленных выше актов конкретизируются положения актов вышестоящего уровня, решаются вопросы предоставления дополнительного обеспечения и льгот гражданам в пределах компетенции органа, принимающего их.

Классифицировать источники отрасли права, в том числе и права социального обеспечения, можно и по кругу лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. Можно выделить акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению: пожилых граждан; инвалидов; семей с детьми; военнослужащих; судей; прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях и пр.

Классификация источников права социального обеспечения, как предлагается в литературе, может быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений. Это связано с тем, что право социального обеспечения хотя и регулирует однородные по своему характеру отношения, но в то же время эти отношения различаются по их предмету. В одном случае предметом является материальное благо в форме денежных выплат (пенсии, пособия, компенсация), а в других — материальное благо в натуральной форме ( в виде социальной услуги либо льготы).

Можно выделить следующие обособленные группы нормативных правовых актов:

а) акты, регулирующие пенсионное обеспечение;

б) акты о социальных пособиях и компенсационных выплатах;

в) акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, и иных категорий граждан в случаях, установленных законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

В литературе предлагаются и другие критерии классификации системы источников права[38].

Источники

Локальные акты как источники права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here