История возникновения право социального обеспечения в россии

История развития права социального обеспечения в России

1 Право социального обеспечения советского периода

Заключение

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566

3. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., N 27, ст. 920

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 12 августа 1998 г.

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 23 июля 1999 г.

9. Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 // СП СССР. 1984. N 8.

10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 21 июля 1999 г.

11. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // «Российской газете» от 31 декабря 2006 г.

12. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» (с изменениями от 28 сентября 2007 г., 2 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199

13. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г., 24 октября, 30, 31 декабря 2005 г., 11 августа, 11, 19 сентября, 30 декабря 2006 г., 3 июля, 11 августа, 15 октября, 29 декабря 2007 г., 19 февраля, 10 апреля 2008 г.) // «Российская газета» от 26 сентября 2001 г.

14. Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.

15. Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В. Трудовое право и право социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии. Сборник статей. — М., 2002, № 9. — С. 65-68

16. Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспеченин в системе прав человека. Вып. 2 / Под ред: Лушников А.М., Лушникова М.В. — Ярославль: ЯрГУ, 2007. — 176 c.

17. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.

18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2002.

19. Комплексная учебно-методическая разработка по курсу: Советское право социального обеспечения / Сост.: Гущин И.В.; Под ред.: Бодаков А.В. — Гродно, 1981. — 81 c.

20. Лушников А.М., Лушников М.В. Право социального обеспечения России: научное наследие и современность // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. — Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2004, Вып. 8. — С. 84-99

21. Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальное право, трудовое право и право социального обеспечения: сравнительный анализ: Право на труд и право на социальное обеспеченин в системе прав человека // Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспеченин в системе прав человека. — Ярославль: ЯрГУ, 2007, Вып. 2. — С. 40-61

22. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006.

23. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право. — М.: Интел-Синтез, 2006, № 12. — С. 81-85

24. Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. — 2-е изд., с изм. и доп. — М.: Юрид. лит., 1980. — 312 c.

Читайте так же:  Правила признания малоимущими

25. Право социального обеспечения. Перспективы развития / Мачульская Е.Е. — М.: Городец, 2000. — 144 c.

26. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004.

27. Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007.

28. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. М., 2007.

29. Серебрякова Е.А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир. — М.: Юрид. мир ВК, 2000, № 8. — С. 25-31

30. Советское право социального обеспечения. Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. — С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. — 144 c.

31. Советское право социального обеспечения: вопросы теории / Гущин И.В.; Науч. ред.: Андреев В.С. — Минск: Наука и техника, 1982. — 176 c.

32. Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982.

33. Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV / Андреев В.С. — М.: РИО ВЮЗИ, 1970. — 104 c.

34. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964.

35. Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1988.

36. Чаплыгин А.Н. Право социального обеспечения в системе юридических норм российского права и законодательства // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 апреля 2007 г. — Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2007. — С. 383-389

[1] 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

[2] Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964. С. 227.

[3] Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. — 2-е изд., с изм. и доп. — М.: Юрид. лит., 1980. С. 26-29.

[4] Советское право социального обеспечения. Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. — С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. С. 19.

[5] Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. — 2-е изд., с изм. и доп. — М.: Юрид. лит., 1980. С. 30-31.

[6] Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV / Андреев В.С. — М.: РИО ВЮЗИ, 1970. С. 12.

[7] Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971. С. 88.

[8] Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 9.

[9] Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006. 106-113

[10] Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157

[11] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 46.

[12] Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 1988. С. 47-55.

[13] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., N 18, ст. 566

[14] Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г., N 27, ст. 920

[15] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября, 8, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 12 августа 1998 г.

[16] Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 // СП СССР. 1984. N 8.

[17] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 21 июля 1999 г.

[18] Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007. С. 365-366.

[19] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. М., 2004. С. 48-49.

[20] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

[21] Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

[22] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

[23] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2002. С. 7-51.

[24] Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. М., 2007.

[25] Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 422.

[26] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 23 июля 1999 г.

[27] Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007. С. 57.

Читайте так же:  Уволен по собственному желанию пособие по безработице

[28] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // «Российской газете» от 31 декабря 2006 г.

[29] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы» (с изменениями от 28 сентября 2007 г., 2 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199

[30] Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г., 24 октября, 30, 31 декабря 2005 г., 11 августа, 11, 19 сентября, 30 декабря 2006 г., 3 июля, 11 августа, 15 октября, 29 декабря 2007 г., 19 февраля, 10 апреля 2008 г.) // «Российская газета» от 26 сентября 2001 г.

http://sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_04/124.htm

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #831568c0-6385-11ea-b76d-a77e467213ba

http://www.docsity.com/ru/istoriya-razvitiya-prava-socialnogo-obespecheniya-v-rossii/1586780/

4.2. Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 г.

Положение о социальном обеспечении от 31.10.1918 ус­танавливало дня трудящихся следующие виды материаль­ного обеспечения и услуг: пособия по временной нетру­доспособности, безработице, беременности и родам, на рождение ребенка, погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др. В 1918 г. был создан Всероссийский фонд социального обеспечения.

Необходимость восстановления народного хозяйства после Гражданской войны потребовала проведения новой экономической политики. С переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет появилась возмож- 42 ность замены государственного социального обеспечения рабочих и служащих социальным страхованием за счет взносов предприятий, что и было утверждено постановле­нием СНК РСФСР от 15.11.1921.

Что касается видов обеспечения, то в соответствии с про­возглашенными принципами создаваемая система должна была охватывать все случаи утраты заработка в связи с не­трудоспособностью, старостью и безработицей. Необходи­мо также было организовать систему социальных услуг по оказанию медицинской помощи, протезированию, санатор- но-курортному лечению, содержанию и воспитанию детей в детских учреждениях и др.

О развитии социального обеспечения в этот период сви­детельствуют следующие цифры. В 1920 г. органы Нарко­мата социального обеспечения выплатили пенсии и посо­бия 500 тыс. человек; оказали единовременную денежную и иную помощь в виде продуктов, одежды, топлива 8 млн семей красноармейцев; в специализированных учреждени­ях содержалось около 94 тыс. инвалидов; в детских домах находилось 120 600 детей.

В 1926—1932 гг. была введена дифференциация разме­ров пособий по временной нетрудоспособности в зависи­мости от членства в профсоюзе и непрерывного стажа, приняты Правила выплаты пособий по временной нетру­доспособности, направленные на предотвращение наруше­ний трудовой дисциплины.

11 февраля 1930 г. Наркомат труда СССР утвердил Пра­вила обеспечения по старости. Согласно п. 8 Правил пен­сионный возраст был установлен для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет, общий стаж работы по найму дня мужчин — 25 лет, дня женщин — 20 лет.

В числе важнейших прав ст. 120 Конституции СССР 1936 г. устанавливала право на материальное обеспечение: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспече­ние в старости, а также в случае болезни и потери трудо­способности». На основе провозглашенного данной Кон­ституцией равенства прав всех граждан СССР пенсии по старости и инвалидности стали назначаться служащим на тех же условиях, что и рабочим.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения советского типа, охватывавшая всех трудящихся (рабочих, служащих,

интеллигенцию и членов их семей) во всех случаях утраты ими заработка. Однако размеры выплат были низкими. Ос­новные виды социальных услуг предоставлялись трудя­щимся бесплатно за счет средств госбюджета.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/sotsialnoe-obespechenie-rossii-1917-117144.html

История развития права социального обеспечения в России (стр. 5 из 9)

Средства социального страхования практически сливались с обязательными отчислениями предприятий и аккумулировались в государственном бюджете. Аналогичная ситуация складывалась и с социальным страхованием временной нетрудоспособности и социальным страхованием колхозников. Экономическую основу советского государства в этот период составляло единство государственной и колхозной форм собственности. Таким образом, по сути, выделение государственного социального страхования в качестве самостоятельной формы социального обеспечения было весьма формально и условно.

Таким образом, единая государственная система социального обеспечения стала гарантией всеобщей занятости населения, бесплатного медицинского обслуживания, охраны материнства и детства, предоставления довольно широкого спектра социальных выплат (пенсии, пособия), социальных услуг и обслуживания населения. О страховом характере ряда форм социального обеспечения можно было вести речь в ключе лишь наименования этих форм, а не их сущности и содержания, т.е. о формальном, а не реальном социальном страховании. Освобождение трудящихся от страховых платежей провозглашалось величайшим достижением социалистической системы. В этом утверждении была известная доля лукавства, т.к. средства на социальные выплаты складывались во многом не благодаря высокому уровню заработной платы, а вследствие того, что социальные издержки включались в цену потребительских товаров, которые приобретали те же рабочие, крестьяне и интеллигенция.

В заключение главы можно сделать следующие выводы.

В советский период социальное страхование существовало только в период НЭПа. С 1919 г., а затем с конца 20-х гг. в стране функционировала довольно своеобразная и по-своему эффективная система государственного социального обеспечения, почти начисто лишенная страховых начал. Она имела некоторые черты модели Бевериджа, но не сопрягалась с профессиональным и индивидуальным страхованием. Можно говорить о формировании оригинальной советской модели социального обеспечения, основанной на «страховании без взносов».

Советская система государственного социального обеспечения в зрелый период развития имела очевидные сильные стороны. Во-первых, это охват практически всего населения, во-вторых, покрытие практически всех социальных рисков, универсальность, в-третьих, достаточно высокий процент замещения заработной платы (впрочем, при ее небольшом размере), особенно при временной нетрудоспособности, в-четвертых, бездифицитность страховых средств, т.к. выплаты осуществлялись, по сути, из государственного бюджета, в-пятых, гарантированность для всего населения бесплатной медицинской помощи (с акцентом на профилактические мероприятия) и образования, в-шестых, формальное достижение всеобщей занятости и преодоление безработицы, в-седьмых, реальная гарантированность права на существование (биологическое выживание) всем гражданам. В данном случае мы не касаемся политических аспектов вопроса (массовый голод начала 30-х гг., судьба миллионов заключенных ГУЛАГа и др.).

Несмотря на достигнутые успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился по уровню жизни населения примерно на 50-м месте в мире.

2. Право социального обеспечения в постсоветский период

Распад Советского Союза, приватизация государственной собственности сопровождались глубоким системным социально-экономическим кризисом (рост инфляции, дефицит государственного бюджета, существенное снижение уровня жизни населения и т.д.). В начале 90-х гг. у российских «реформаторов» отсутствовала системная концепция социальной политики в переходный период.

Формирование новой системы социального обеспечения шло сложно, со значительными социальными издержками, не всегда эффективными и последовательными социальными реформами. Можно выделить три основных направления реформирования социалистической государственной системы социального обеспечения, которые сопровождались принятием соответствующих законов:

Читайте так же:  Порядок получения пособия при рождении ребенка
Видео (кликните для воспроизведения).

· возрождение обязательного и добровольного социального страхования;

· возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных — государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;

· реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан.

На первом этапе начали возрождаться страховые формы социального обеспечения. В России были созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990 г.); Фонд социального страхования (1992 г.); фонды обязательного медицинского страхования (1993 г.), Государственный фонд занятости населения в РФ (1991 г., в 2001 г. упразднен). Соответственно формируется нормативная база обязательного социального страхования по видам социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения»[13] были введены пособия по безработице и определялись государственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[14] предусмотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы медицинского страхования населения.

В 1998 г. законодатель отказался от гражданско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работников и принял специальный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[15]. Практически до 2006 г. сохранялась советская нормативная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспособности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа[16].

http://mirznanii.com/a/27634-5/istoriya-razvitiya-prava-sotsialnogo-obespecheniya-v-rossii-5

История развития права социального обеспечения в России (стр. 1 из 9)

1 Право социального обеспечения советского периода

1.1 Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политики «военного коммунизма» (конец 1917 г. — начало 1921 г.)

1.2 Социальное обеспечение в период нэпа (конец 1921-1928 гг.)

1.3 Социальное обеспечение в период форсированного развития экономики (1929-1936 гг.)

1.4 Социальное обеспечение в период его огосударствления (1937-1989 гг.)

2 Право социального обеспечения в постсоветский период

Введение

Согласно ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации[1] Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Однако, сегодня до сих пор еще многие не без основания полагают, что данная норма только декларирована, но не исполняется на практике, в отличии от наших европейских соседей, где создана и эффективно действует отрасль права социального обеспечения.

Причина этому представляется следующая: наше государство и право прошли свой, особый путь и на рубеже ХХ и ХХI вв. вновь оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000 – х годов была сформирована система законодательства, но сегодня она, по мнению многих специалистов, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Чтобы осознать причины происшедшего, целесообразно рассмотреть историю развития права социального обеспечения в России.

Ввиду изложенного, тема работы представляется достаточно актуальной.

В данной работе из-за ограниченности её объема будет рассмотрен период с начала 1918 г. по настоящее время. Однако, данный период в достаточной степени отражает ключевые концепции развития отрасли права социального обеспечения, что позволяет сформулировать дальнейшие направления её развития.

1 Право социального обеспечения советского периода

1.1. Социальное обеспечение в России в период гражданской войны и политики «военного коммунизма» (конец 1917 г. — начало 1921 г.)

Октябрьская социалистическая революция открыла первую страницу советской истории права. Это было пролетарское (революционное) право, которое носило классовый характер. В Манифесте коммунистической партии К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право как возведенную в закон волю господствующего класса. Пролетарское право периода первых лет советской власти и военного коммунизма в соответствии с марксистско-ленинским учением рассматривалось как средство осуществления диктатуры пролетариата).

Это право оценивалось категориями не законности и правопорядка, а «революционного классового правосознания», «революционной целесообразности»[2].

Создаваемая социалистическим государством в первые годы советской власти система социального обеспечения (распределения и потребления) носила ярко выраженный классовый характер.

Страховые начала появились и в системе медицинской помощи. В соответствии с Декретом СНК от 14 ноября 1917 г. «О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений и предприятий или, в случае неимения таковых, о выдаче денежных сумм на оборудование их» предприниматели передавали лечебные учреждения в ведение больничных касс. По сути, были экспроприированы лечебные учреждения при предприятиях. Если у предприятий отсутствовали лечебные учреждения, то предприниматели обязаны были выдать больничной кассе средства на оборудование лечебных учреждений из расчета 1 больничная койка на 100 рабочих и 1 родильная койка на 200 работниц. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения. Указом СНК РСФСР от 21 февраля 1919 г. в его ведение были переданы санитарный надзор, лечебная помощь, а также страховые взносы на врачебную помощь. Больничными кассами были реквизированы стационары и амбулатории, принадлежавшие частным лицам, благотворительным обществам, земству.

Условия тяжелого экономического положения государства периода гражданской войны и идеологические установки большевиков на быстрое построение коммунизма обусловили практику натурализации социального обеспечения, а главный источник существования населения лежал уже вне заработной платы. При военном коммунизме была введена карточная система распределения предметов питания в городе и деревне на основе классового принципа. Согласно Декрету от 30 октября 1918 г. предметы питания распределялись по 4 категориям «трудового населения»; 1) рабочие физического труда, занятые в советских предприятиях и учреждениях; 2) лица, занятые умственным и конторским трудом на советских предприятиях и учреждениях; 3) лица, занятые в частных предприятиях и хозяйствах, не эксплуатирующие чужого труда; 4) сельское население, для которого устанавливалась твердая норма для личного потребления и хозяйственных надобностей. Излишки продуктов изымались в государственный фонд.

Пользование трудящимися общими благами, находящимися в руках государства (жилищем, транспортом, коммунальными услугами, медицинской помощью, услугами школы, театров и др.) было бесплатным и определялось в политико-административном порядке.

Денежная помощь государства в виду обесценивания денег была сравнительно небольшой. Материальная помощь оказывалась главным образом натурой. В ряде губерний, например, инвалиды были приписаны к «домам инвалидов» и получали продукты наравне с обеспечиваемыми в этих домах. Натуральная помощь выражалась и в предоставлении обедов, особых продовольственных карточек, инвалидам выдавались одежда, обувь, дрова и др. Наряду с государственной системой социального обеспечения в качестве временной меры устанавливались семейно-алиментные формы обеспечения нетрудоспособных по Декрету ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования».

В условиях гражданской войны был осуществлен переход и от социального страхования (система которого так и не сложилось) к государственному социальному обеспечению трудящихся. Это выразилось в принятии Положения о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., которым учреждалась система социального обеспечения всех нуждающихся лиц, не эксплуатировавших чужого труда. Как уже указывалось, если в Декрете от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни» предусматривалось обеспечение только застрахованных лиц и членов их семей, то в рассматриваемом Положении от 31 октября 1918 г. — всех трудящихся. К основаниям предоставления социального обеспечения Положение относило: временную утрату средств существования вследствие нетрудоспособности, постоянную утрату трудоспособности, безработицу не по вине работника, к видам обеспечения — врачебную, лекарственную и другую научно-поставленную медицинскую помощь, родовспоможение, предупредительные меры против заболеваний и по облегчению их последствий. В полуразрушенной революцией и гражданской войной России это было не более чем благим, но несбыточным пожеланием. В литературе можно встретить констатацию чисто декларативного характера Положения 1918 г.

Читайте так же:  Когда можно подать на детское пособие

http://mirznanii.com/a/27634/istoriya-razvitiya-prava-sotsialnogo-obespecheniya-v-rossii

Возникновение и развитие социального обеспечения в россии

В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали: содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне; благотворительность; опека и попечительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; государственное призрение для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие.

Исторически первым социальным явлением, попавшим в сферу государственного вмешательства в России, была бедность. На основании Указа Петра I 1712 г во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к «казенным работам» и т. п.) За «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей.

Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.

В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу. Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности.

В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.

Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год.

Ситуация коренным образом изменилась с развитием капитализма. Формирование капиталистического способа производства привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка, служившего для них основным источником средств существования, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.

Первыми видами выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.

В 1901 г. в России утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. По существу этот закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирующуюся на гражданско-правовых началах. Работодатель освобождался от ответственности при наличии умысла или грубой неосторожности пострадавшего. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.

Следующим крупным шагом на пути формирования государственной системы социального страхования явилось принятие 23 июня 1912 г. целого ряда законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих».

В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих, состоящих членами больничных касс, вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счет взносов в эти кассы. Если рабочий не был членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем.

Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912г. установил следующие виды врачебной помощи для рабочих: первоначальная помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение не более четырех месяцев, включающее содержание больных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей. Эта помощь предоставлялась через больничные кассы за счет взносов их членов. Поэтому фактически ее могли получать лишь члены больничных касс, т. е. всего одна четверть рабочих России.

В начале XX века вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий и пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро. При проведении забастовок и митингов большевики выдвигали требования о создании государственной системы социального страхования рабочих.

Законодательство 1912 г. в определенной степени было направлено на смягчение ситуации. Однако Первая мировая война приостановила его реализацию.

В январе 1912г., т. е. еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и утвердила свою страховую программу. Эта программа строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка благодаря безработице; охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

http://sdalna10.com/21074601

4.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России

Формирование капиталистического способа производ­ства привело к возникновению объективной необходимос­ти в организации государственной системы защиты наем­ных работников от социального риска утраты заработка, служившего для них основным источником средств суще­ствования, поскольку негосударственные (частные) систе­мы страхования и действовавшие формы благотворитель­ности решить эту задачу не могли.

Наиболее частыми причинами утраты заработка были несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому первыми видами выплат по государ­ственному социальному страхованию стали пособия в свя­зи с трудовым увечьем и болезнью.

Инициатива принятия соответствующего законодатель­ства принадлежала Германии (Законы «О страховании от несчастных случаев на производстве» 1881 г., «Об обяза­тельном государственном страховании на случай болезни» 1883 г. и др.). Затем оно было принято и в других странах Европы, в том числе и в России.

В 1901 г. в России были впервые утверждены Времен­ные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим работоспособность. В 1903 г. был принят Закон «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». По существу этот Закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспече­ние в связи с несчастным случаем на производстве, а вво­дил особую ответственность работодателей, базирующую­ся на гражданско-правовых началах. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пен­сией.

Следующим значительным этапом на пути формирова­ния государственной системы социального страхования стало принятие в 1912 г. целого ряда законов: «О страхова­нии рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утвержде­нии Совета по делам страхования рабочих» и др.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии 1966 года получить

Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев» во многом также строился на гражданско-правовых прин­ципах, но он был уже посвящен собственно страхованию, а не индивидуальной ответственности работодателя. Данный Закон имел ограниченную сферу действия и распростра­нялся только на территориях Европейской части и Кавказ­ского края. Фактически он охватывал примерно 15% обще­го числа рабочих России.

В соответствии с названными законами 1912 г. для ра­бочих вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами. Кроме того, было установлено право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первона­чальную помощь, амбулаторное лечение, родовспоможе­ние, бесплатную выдачу лекарств и др.

Таким образом, законодательство в области социально­го обеспечения, принятое в 1912 г., соответствовало требо­ваниям времени. Однако Первая мировая война приостано­вила его реализацию.

В январе 1912 г., еще до принятия указанных выше за­конов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП(б) выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и приняла свою страховую программу. Она строи­лась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка вслед­ствие безработицы; охватывать всех лиц наемного труда и их семей; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все рас­ходы должны падать на предпринимателей и государство, всеми видами страхования должны ведать единые страхо­вые компании, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/vozniknovenie-gosudarstvennogo-sotsialnogo-117143.html

Система социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

Виды социальных страховых рисков:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Принципы социального обеспечения:

1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;

2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;

3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;

4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;

5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

По государственному обеспечению
Трудовые пенсии
Пенсия за выслугу лет
Пенсия по старости
Пенсия по инвалидности
Социальная пенсия
По старости
По инвалидности
По случаю потери кормильца
Базовая часть
Страховая часть
Накопительная часть
Базовая часть
Страховая часть
Накопительная часть
Базовая часть
Страховая часть
ВИДЫ ПЕНСИЙ В РФ

Рис. 5.3. Пенсионные выплаты в РФ

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — при достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет. Законом также предусмотрено разнообразное льготное назначение пенсий по старости.

Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от группы инвалидности, причин инвалидности и размера заработка.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством РФ.

Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Пособие назначается, если человек выпадает из трудовой деятельности на определенный срок. Т.е. в отличие от пенсий пособие носит временный характер, его срок в большинстве случаев возможно установить.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам, проходящим курс лечения; выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до 3 лет – 50%, от 3 до 5 лет – 60%, от 5 до 8 лет – 80% и свыше 8 лет – 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка независимо от стажа непрерывной работы.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов (отпуск исчисляется суммарно).

Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

Ритуальные пособия выплачиваются родственникам умершего человека для оплаты услуг, связанных с погребением. Законом устанавлен гарантированный перечень услуг по погребению.

Пособие по безработице устанавливается гражданам, потерявшим работу и заработок. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев, в суммарном исчислении – 18 календарных месяцев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9375 — | 7431 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/3_170997_sistema-sotsialnogo-obespecheniya-v-rf.html

История возникновения право социального обеспечения в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here