Характеристика структуры предмета права социального обеспечения

Конспекты юриста

Понятие и предмет права социального обеспечения

План курсовой работы

1. Понятие права социального обеспечения.

  • 1.1. Развитие понятия права социального обеспечения.
  • 1.2. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права.
  • 1.3. Право социального обеспечения как наука и учебная дисциплина.

2. Предмет права социального обеспечения.

  • 2.1. Предмет права социального обеспечения.
  • 2.2. Развитие предмета права социального обеспечения.
  • 2.3. Особенности предмета права социального обеспечения.

Список использованных нормативных актов, специальной литературы.

Введение

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из важнейших мест в жизни государства и общества. Оно прямо зависит от развития экономики и прямым образом связана с политикой и социальным благополучием народа. Содержание понятия социального обеспечения складывалось постепенно.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст. 39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, болезни и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Под социальным обеспечением на данный момент следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В настоящее время право социального обеспечения бурно развивается на основе современных концепций, оно регулирует деятельность и общественные отношения субъектов права по социальному обеспечению, которым в России охвачены десятки миллионов людей. Принимается множество нормативных актов в данной сфере, а норма права социального обеспечения служит индикатором социальной политики государства.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающий в себя также негосударственные формы социального страхования и частную благотворительность.

Право социального обеспечения адресовано каждому человеку. Конституция Российской Федерации закрепляет основные характеристики социального государства, направленные на обязательность последнего по социальной защите населения во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.

Задачи работы:

  • — изучение понятия права социального обеспечения;
  • — изучение предмета права социального обеспечения.

Цели работы потребовали привлечения разнообразных источников, характеризующих различные аспекты проблемы.

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

Читайте так же:  Пенсионер умер пенсия по потере кормильца

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

Система социального обеспечения РФ: понятие, структура

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Анализ системы социального обеспечение

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:

  • Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
  • В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.
Читайте так же:  Где получить социальную стипендию

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения , связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Читайте так же:  Расчет компенсационных выплат при увольнении

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:

  • компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
  • компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
  • компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят:

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Читайте так же:  Справка о невыплате единовременного пособия образец

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.

В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие. Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере. Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Читайте так же:  Кому платится пособие на погребение

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Источники

Характеристика структуры предмета права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here