Характеристика основных отраслевых принципов права социального обеспечения

Характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения

Учёные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения по-разному формулируют принципы отрасли права социального обеспечения. Не совпадает их количество и у различных авторов.

Наиболее удачной является формулировка принципов права социального обеспечения Тучковой Эльвирой Гальвировной. В частности, она выделяет следующие принципы:

1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Конституция РФ и Декларация Прав и свобод человека и гражданина в РФ закрепляют право на социальное обеспечение независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, языка, происхождения… Наиболее полно принцип всеобщности воплощён в пенсионном обеспечении. Так, граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, имеют право получать социальную пенсию.

2. Осуществление социального обеспечения за счёт страховых взносов и средств бюджета. Конституционное право на социальное обеспечение гарантируется системой социального страхования и социального обеспечения. Государственная система социального страхования включает в себя три элемента:

1) Пенсионное страхование.

2) Медицинское страхование.

3) Социальное страхование.

Каждый из этих видов страхования предоставляет застрахованным и членам их семей защиту от определённого вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные фонды, которые обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов, за счёт которых финансируются трудовые пенсии, пособия по системе социального страхования, медицинская помощь и лечение.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку без всякой связи с трудовой деятельности, а просто как члену общества. Например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальное обслуживание и другие, которые финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней.

3. Принцип гарантированности социального обеспечения (или Мочульская говорит, что это «принцип универсальности социального обеспечения», и она ещё добавляет «комплексность», то есть можно пользоваться и пенсиями, и пособиями и ещё чего-нибудь…). Как и в ленинской программе: при социальных рисках, когда по независящих от лица обстоятельствах он теряет работоспособность.

4. Многообразие видов и оснований социального обеспечения.

5. Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения. С одной стороны, все имеют право на различные виды социального обеспечения. Но, с другой стороны, существуют различия в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. А именно:

1) от условий труда (кузнецы, сталевары и т.д. уходят раньше – в 50 лет);

2) от местности, где протекала работа;

3) от состояния здоровья (инвалидам 1 группы по зрению, военным, получившим травму);

4) От ряда других обстоятельств (количество детей и т.д.).

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан в разработке и принятии решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Например, под инициативой движения «Комитет солдатских матерей» родители погибших военнослужащих имеют две льготы – первая получение пенсии раньше на 5 лет, а вторая – получение двух пенсий, одна из которых – за погибшего сына-военнослужащего.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9865 — | 7663 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_152933_harakteristika-otraslevih-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения состав­ляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страхо­вых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность и комплексность при предоставлении со­циального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они при­менимы к отдельным организационно-правовым формам соци­ального обеспечения.

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждо­го возможность при наступлении объективных социально значи­мых обстоятельств получать определенные виды социальных вы­плат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживаю­щие в России иностранные граждане, если международными со­глашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Вре­менно находящиеся на территории Российской Федерации ино­странные граждане также имеют право на социальное обеспече­ние, но основанием для этого являются соответствующие между­народные договоры. Беженцам предоставляются те виды соци­ального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федера­ции при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи бе­женцам»).

Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они пре­доставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом воз­раста и наличия трудового стажа установленной продолжитель­ности.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюд­жета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услу­ги в централизованных внебюджетных фондах социального на­значения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «вне­бюджетными».

Денежные средства фондов формируются, как уже было ска­зано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды по­полняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фон­ды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физи­ческих и юридических лиц.

Читайте так же:  Как получить ветерана труда без стажа

Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые дого­воры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены по­становлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачи­ваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболе­вания или по случаю потери кормильца, а также выполняет дру­гие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фон­де Российской Федерации.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсион­ному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработ­ным и др.

Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, госу­дарственных и общественных организаций, личные средства гра­ждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохра­нения направляются для финансирования мероприятий по разра­ботке и реализации целевых программ, утвержденных Прави­тельством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здраво­охранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финанси­рования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного ме­дицинского страхования за счет отчислений страхователей в тер­риториальные фонды ОМС.

Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременных пособий женщинам, встав­шим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-

Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступле­нии всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудо­вого увечья, потери кормильца, накопления определенного тру­дового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуж­даемости и т. д.

Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государствен­ные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подоб­ные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/9_139467_ponyatie-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Электронная библиотека

Принципами права социального обеспече­ния являются руководящие начала, определяю­щие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следо­вать из их содержания. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксирова­ны принципы права социального обеспечения, не существовало. Принципы отражены, например, в поста­новлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 с последующими изменениями, одобрившем Программу Пенсионной реформы в Российской Федерации, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в ряде других.

Принципы права социального обеспече­ния по сфере действия классифицируются следующим образом:

· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права;

· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты не­скольких отраслей права;

· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести все­общность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;

· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие.

Общеправовые принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.). К ним относятся такие следующие принципы:

· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

· признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

· признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права;

· принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчужда­емость;

· права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием;

· равенство всех перед зако­ном и судом;

· равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;

· право каждого на жизнь;

· гарантирован­ность каждому судебной защиты прав и свобод;

· право каждого на возме­щение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Читайте так же:  Как правильно уволиться из мвд на пенсию

К общим принципам права обычно относят также принципы:

· законности и юридической гарантирован­ности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;

· связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

· единства юридических прав и обязанностей;

Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социаль­ного обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.

Наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся:

· право на защиту от безработицы;

· право на охрану здоровья;

· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· право пожилых граждан, инва­лидов на социальную защиту;

· право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регу­лирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.

Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функцио­нируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содер­жание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и ре­ализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принци­пы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высо­кого порядка.

· всеобщности социального обеспечения;

· обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения;

· социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса);

· соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;

· дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при на­ступлении определенных обстоятельств получить установленные соци­альные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ пра­во на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства и не­которые другие).

Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспо­собности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все не­обходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспече­ние в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.

Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого соци­ального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого соци­ального налога, зачисляемого в государственные внебюджет­ные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), за счет государствен­ного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части Налогового кодекса РФ уста­новлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого со­циального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастаю­щим итогом с начала года.

Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская кор­зина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основ­ным социально-демографическим группам населения в целом по Рос­сийской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госу­дарственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные това­ры и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Феде­рации, является основой для установления минимального размера оп­латы труда и минимального размера пенсии по старости, а также для оп­ределения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоя­тельств. Основные денежные выплату по государственному социаль­ному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового ста­жа, характера и условий труда.

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов. Например, такому институту права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», присущи следующие принципы:

Читайте так же:  Рип налоговые льготы

· каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

· каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

· каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соот­ветствии с продолжительностью страхования и заработком работника;

· средства обязательного государственного пенсионного страхова­ния используются исключительно на пенсионное обеспечение застра­хованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пен­сионных гарантий граждан независимо от их места жительства на тер­ритории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Институт отрасли права «Социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы:

· приоритетность предоставления социальных услуг.

Основными видами социального обеспечения выступают: пенсии, пособия, услуги (рисунок 4.5).

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/4-2-4-klassifikaciya-principov-prava-social-nogo-obespecheniya-prav_ob_sr/

Основные принципы права социального обеспечения РФ

Основные этапы становления социального обеспечения в России

С развитием общества формируется социальная обеспеченность. Особое отношение возникает к женщинам. Лишь в эпоху феодализма появляются правовые акты, которые фиксируют это. Судебник Ивана 4 в 1589г. Появляются первые законы.

-начальный этап с 1917г. по 1922 с 1917 октябрьская революция дает возможность закрепление новой власти.

-послевоенный период 1945- 1991 до распада Советского союза. Основные права были заложены в конституции.

Понятие, формы и виды социального обеспечения

Социальное обеспечение- это выражение социальной политики гос-ва, направленное на социальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов и в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Формы: организационно правовые формы обеспечения:

-способ аккумуляционных средств

-круг субъектов(круг лиц) (1лица потерявшие кормильца 2беременны женщины 3дети 4семьи имеющих детей 5безработные 6лица имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев 6ветераны войны и труда 7лица пострадавшие от воздействия радиации 8лица награжденные орденами боевой и трудовой славы 9герои советского союза и России 10жители блокадного Ленинграда 11лица награжденные медалью за оборону Ленинграда 12бывшие узники концлагерей и ГЕТА 13лица подвергшиеся репрессии и в последствии реабилитированные.

1)централизованные –обязательное соц. Страхование

Видео (кликните для воспроизведения).

2)местные – соц. Обеспечение за счет средств бюджета

Денежная (пенсии пособия) – социально обеспечительная помощь

Натуральная(содержание в домах престарелых интернатах)- соц. Обеспечительное содержание

-основные – процедурные –процессуальные

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения

Право социального обеспечения- это система правовых норм регулирующих отношения между нетрудоспособными и иными категориями граждан и управомоченных государством органом по предоставлению им социального обеспечения в денежной и натуральных формах, а также по поводу установлению юридических фактов, реализации и защиты нарушенного права за счет специально предназначенных финансовых источников.

Система льготных общественных отношений

1общественные отношения(по соц. Обеспечению в денежной форме)

-пенсии –пособия –компенсации – выплаты

2.тношения по предоставлению различных социальных услуг

-соц. Обслуживание престарелых , инвалидов, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев

-мед. Услуги, обслуживание, льготы

-установление юр. Фактов –реализация и защита прав на тот или иной вид соц. Обеспечения (помощь и содержание)

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов, способов и средств правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан

Система права социального обеспечения

-номы закрепляющие права человека в области социального обеспечения

-нормы, разграничивающие компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения

-нормы устанавливающие виды социальных рисков

-нормы регулирующие, предоставление пенсий

-нормы регулирующие предоставление пособий и других социальных выплат

-нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг

-нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи

Основные принципы права социального обеспечения РФ

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др.

2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению.

3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. Отношения по социальному обеспечению являются частью распределительных отношений. Они должны соответствовать такому социальному критерию, как справедливость, то есть гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. В социальном обеспечении это проявляется в предоставлении гражданам раз личных видов социального обеспечения с учетом трудового вклада и без всякой связи с трудом.

4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством. Дифференциация видов, условий и уровня (раз мера) обеспечения осуществляется в зависимости от социально значимых обстоятельств, наибольшее значение среди которых имеет трудовой вклад гражданина, а также причины нетрудоспособности, нуждаемость и др.

5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму.

6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение. Осуществление и восстановление нарушенных прав граждан на социальное обеспечение гарантируется в различных формах (политической, идеологической, экономической, правовой).

Читайте так же:  Биржа труда размер пособия по безработице

Содержание отраслевых принципов социального обеспечения

к отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести:

а) связь обеспечения осуществляется, как правило, с трудом;

б) обеспечение касается не только граждан, но и их семей;

в) свобода приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

г) приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

д) зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Содержание отраслевых принципов позволяет уяснить суть прав и обязанностей граждан и органов, предоставляющих обеспечение.

http://megaobuchalka.ru/8/13044.html

Принципы права социального обеспечения

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

— на общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

— отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

— внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

— признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

— право на защиту от безработицы;

— право на охрану здоровья;

— государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

— право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

— всеобщности социального обеспечения;

— осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;

— гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

— многообразия оснований видов и социального обеспечения;

— гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

— дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

— достижение установленного законом возраста (старость);

— потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

— материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Читайте так же:  Можно ли обналичить региональный материнский капитал

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9144 — | 7371 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/5_165821_printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Характеристика основных отраслевых принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here