Этапы медико социальной экспертизы

МСЭ: когда и как проводится медицинское освидетельствование?

Медико-социальная экспертиза или МСЭ предназначена для признания работника человеком утратившим трудоспособность. Такой экспертизой устанавливается та или иная группа инвалидности или производится переосвидетельствование.

Медицинское освидетельствование осуществляется специалистами как на дому, так и в специальном бюро, занимающимся деятельностью такого рода. Обычно гражданин направляется в бюро, расположенное по месту жительства или по месту пребывания.

  • 8 (800) 350-02-93 Регионы
  • +7 (499) 938-72-19Москва
  • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург
  • Кем проводится?

    Как было сказано выше, осмотром работника занимается специальная комиссия, состоящая из медицинских специалистов, обученных проведению таких экспертиз. Кроме осмотра в бюро по месту жительства допускается проведение экспертизы:

    • В главном бюро. В этот орган граждане обращаются при наличии у них жалоб на экспертизу, ранее проведённую местным бюро.
    • В Федеральном бюро. Здесь рассматриваются сложные истории болезни и спорные решения, приятые главным бюро. Кроме того, главное бюро может само направить гражданина на освидетельствование в федеральный орган ввиду требующихся особо сложных видов обследования.

    Для этого требуется документальное подтверждение состояния здоровья больного, которое выдаётся медицинским учреждением, осуществляющим лечение или профилактику (например, отделением больничного стационара или профилакторием).

    В Москве больные направляются в бюро, расположенное по месту проживания либо по месту расположения стационара, в котором проводилось лечение. С января 2005 года вопросами освидетельствования и присвоения группы инвалидности занимается «Главное бюро МСЭ», филиалы которого доступны для посещения во всех регионах и городах.

    Московское главное бюро располагается на Ленинградском проспекте в доме номер 13 (строение номер 1). Связаться со специалистами бюро можно, набрав номер (499) 257-17-94 либо написав на электронный адрес [email protected]

    Всего в Москве действует девяносто пять филиалов, точные адреса которых можно узнать на сайте — официальном ресурсе главного бюро.

    Форма решения

    От того, что именно хочет делать аттестуемый, будет зависеть, какие документы он получит на руки после прохождения процедуры медико-социального обследования. Сам документ должен содержать в себе отражение решения, принятого комиссией на основании всестороннего обследования человека и оценки его возможности выполнять трудовые обязанности. Кроме того, в письменном решении отображается необходимость для пациента получать льготы и другие субсидии, принятые в качестве мер поддержки инвалидов в конкретном регионе.

    Кроме того, собрание врачей принимает решение о том, трудоспособен ли конкретный человек или нет. В устной форме решение должно быть объявлено проходящему комиссию пациенту немедленно после его принятия. Но существует несколько форм справок, выдаваемых пациентам для подачи в различные органы государственной власти и фонды. Для каждой из них разработана процедура выдачи, формат. Рассмотрим более подробно каждую из этих форм.

    Этот документ выдается аттестуемому немедленно после прохождения комиссии, его форма официально установлена Постановлением Минтруда № 41. Там в обязательном порядке должны быть представлены следующие данные:

    1. Наименование учреждения, где было проведено обследование.
    2. Указание, кому именно документ был отдан. В некоторых случаях сам человек не в состоянии взять справку и тогда ее выдают уполномоченным представителям инвалида, с пометкой, кому было выдано.
    3. Информация об инвалиде из паспорта.
    4. Дата проведения.
    5. Информация, имеет ли пациент статус инвалида, присвоен он, отменен, а также указывается группа.
    6. Перечисляются документы, на основании которых врачебная комиссия проводила обследование и выносила свое решение.
    7. При проведении повторного освидетельствования должна быть указана дата предыдущего.
    8. Сколько времени длится статус инвалида, также указывается, если данный статус был выдан медико-социальной экспертизой бессрочно.
    9. Номер акта, печать учреждения, которое выдало данный документ.

    Все медико-социальные заключения от присутствующих на комиссии МСЭ специалистов должны указываться в одном из двух имеющихся блоков акта. Кроме того, проставляются подписи всех участников комиссии. Только при наличии всех подписей должна быть проставлена печать учреждения, выдавшего данную справку.

    Справка об установлении инвалидности

    Справка об установлении инвалидности может выдаваться как непосредственно самому обратившемуся человеку, так и его представителю, имеющему на руках разрешение. В данной справке от медико-социальной комиссии указывается решение МСЭ о предоставлении или непредставлении пациенту статуса инвалида. При положительном решении также проставляется присвоенная группа. В справке обязательно должно быть указано, первичное это освидетельствование или же повторное заключение.

    Выписка для ПФ

    Для пенсионного фонда РФ потребуется свое заключение, которое можно получить от той же комиссии. В данной выписке должно быть указано следующее:

    1. Причина появления нетрудоспособности у пациента.
    2. Категория (группа) инвалидности.
    3. Срок, в течение которого будет действовать статус инвалида и будет выплачиваться пенсия и выдаваться льготы.
    4. Дата, в которую была проведена экспертиза. Также справедливо и для переосвидетельствования.
    5. Ссылка на протокол комиссии, который велся в процессе проведения обследования.
    6. Подпись и печать руководителя ФБ.

    Делается это в срок не более чем 3 дня с момента принятия решения о том, что человеку необходимо дать инвалидность.

    Сбор документов для прохождения МСЭ

    Перечень документов, необходимых для проведения экспертизы, указан правительственным распоряжением под номером 1646-р, принятым в декабре 2004 года. В него входит:

    • направление (унифицированный бланк);
    • заявление от гражданина или его представителя;
    • паспорт;
    • амбулаторная карта;
    • сведения по лабораторным анализам;
    • выписки из больничного стационара;
    • результаты рентгена.

    Если необходимо провести экспертизу на дому, к указанным документам прилагается заключение врача, производившего лечение или наблюдение пациента. В этом документе указывается, что больной не может присутствовать в бюро по состоянию здоровья.

    Этапы прохождения

    Прежде всего, гражданин обращается в поликлинику, расположенную по месту его проживания. Участковый врач назначает дополнительные осмотры специалистами и лабораторные исследования. На основании полученной информации врач оформляет заключение. Если пациент лечился в стационаре, уже на первом этапе он может получить направление на МСЭ.

    В поликлинике заключение врача передаётся заместителю главного врача, а клинико-экспертной комиссией подготавливаются все необходимые медицинские документы. Затем документы и направление рассматриваются местным бюро экспертизы. Назначается время и дата проведения освидетельствования. На основании изученных документов и состояния пациента выносится единое решение экспертной комиссии.

    Читайте так же:  Право индексация пенсии

    Если документы подаются представителем, он может написать заявление в бюро самостоятельно. Точно так же вправе поступить и сам пациент, имеющий на руках соответствующее направление.

    Решения районных бюро оспариваются в главных филиалах (например, областных). А решения, принятые главным бюро, можно обжаловать в Федеральном органе.

    Обжаловать решение можно в течение одного месяца с момента подачи заявления в нижестоящий орган МСЭ. После подачи письменной жалобы, бюро, проводившее освидетельствование, в течение трёх дней готовит все необходимые документы и направляет их в вышестоящий орган.

    Следует отметить, что главный эксперт из Федерального бюро может по своему усмотрению изменить состав специалистов главного бюро (с согласия пациента!). Но Федеральное бюро не является последней инстанцией. У недовольного принятым решением пациента есть законное право подать жалобу в судебные инстанции, которые и решат спорный вопрос.

    Какие изменения в 2016 касательно начисления страховой пенсии? Узнайте об этом из нашей статьи.

    За трудовой стаж больше 35 лет пенсионеру положена доплата. Как она рассчитывается, вы узнаете здесь.

    Как выглядит направление?

    Для направления установлена единая (унифицированная) форма, указанная как 088/У-06 (в редакции приказа Министерства здравоохранения под номером 853Н).

    Такой документ можно заполнить как в письменном, так и в электронном виде. Бланк имеет несколько страниц и основных пунктов, обязательных для заполнения:

    Действия комиссии и принятие решения

    Составленный акт и протокол заседания обязательно подписывается всеми членами комиссии. Результат деятельности комиссии оформляется документально:

    • в документе о временной утрате трудоспособности делается соответствующая пометка;
    • пациенту выдаётся справка;
    • выписка из акта отправляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Методология медико-социальной экспертизы.

    Медико-социальная экспертиза (МСЭ) в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству (обучению) граждан. Достаточно подробно указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

    В сентябре 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Конвенция вводит следующее понятие инвалидности: «Инвалидность- это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года № 423 полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА).

    Медико-социальная экспертиза (от латинского exspertus — изучение специалистом или группой специалистов вопросов, для решения которых требуются специальные знания в соответствующей области науки, техники, искусства с вынесением определенного суждения, заключения) является разделом медицины, представляющим комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий.

    Постулаты медико-социальной экспертизы:

    МСЭ осуществляется методом медицинского освидетельствования, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе осмотра гражданина, анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных на момент освидетельствования с использованием классификаций и критериев, утвержденных Минздравсоцразвития РФ

    Освидетельствование проводится при определившемся врачебно-экспертном исходе, под которым понимается такое состояние здоровья гражданина, когда результаты его обследования, лечения и реабилитационных мероприятий дают основание при освидетельствовании вынести экспертное заключение о нуждаемости в социальной защите.

    Экспертный подход должен быть дифференцированным, с учетом, прежде всего, функциональной способности организма адаптироваться к социально-бытовым условиям и к различным видам профессиональной деятельности, нуждаемости в мерах социальной защиты.

    При этом основным принципом МСЭ является индивидуальная оценка в определении степени социальной защиты, в зависимости от сформировавшихся невосстановимыми изменениями анатомического строения и функции органа, эффективности лечения и прогноза.

    Понятие инвалидности как эволюционирующее означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит лечение, психологическая помощь, выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях.

    В тех случаях, когда реабилитационный потенциал не исчерпан, и больной нуждается в медицинской и других видах реабилитации, и они продолжаются, то группа инвалидности определяется со сроком переосвидетельствования. Однако при невозможности устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида, вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функции костно-мышечной системы, при неэффективности реабилитационных мероприятий, приводящей к необходимости долговременной (постоянной) социальной защите, группа инвалидности устанавливается без срока переосвидетельствования.

    Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе, степени ограничения способности к трудовой деятельности). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникающего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория «ребенок – инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо достижения гражданином 18 летнего возраста. Переосвидетельствование детей инвалидов проводится – 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок – инвалид».

    Последствия повреждений опорно-двигательного аппарата, как правило, могут привести к разным функциональным нарушениям, ограничивающим жизнедеятельность человека. Чаще всего таковыми являются нарушения статико-динамических функций, но могут быть посттравматические нарушения кровообращения и др.

    Нарушение функции характеризуются по тяжести различной степенью выраженности. При патологии опорно-двигательного аппарата различают четыре степени нарушений функции:

    1 ст. — незначительные;

    2 ст. — умеренные;

    3 ст. — выраженные

    4 ст. — значительно выраженные.

    Преимущественно к ограничению жизнедеятельности приводят последствия травм опорно-двигательного аппарата с умеренно выраженными, выраженными и значительно выраженными нарушениями функции, которые обуславливают в основном следующие ограничения жизнедеятельности:

    4. способности к самообслуживанию;

    5. способности к передвижению (включая способность к адекватному для возраста моторному поведению, к опоре, самостоятельному передвижению и координации);

    6. способности к игровой деятельности;

    7. способности к обучению (с учетом патологии верхних конечностей);

    Читайте так же:  Педстаж для выхода на пенсию воспитателям

    8. способности к трудовой деятельности (в основном у подростков).

    При определении ограничения способности к самообслуживанию у лиц, перенесших травмы опорно-двигательного аппарата, принимается во внимание тот факт, что оно возникает при различной выраженности функциональных нарушений, характеризуется снижением или отсутствием способности к выполнению основных физиологических действий (прием пищи, личная гигиена, одевание, физиологические отправления), повседневных бытовых задач (покупка продуктов, промтоваров, приготовление пищи, уборка помещения и др.), пользованию обычными жилищно-бытовыми предметами.

    1 степень ограничения способности к самообслуживанию имеет место у лиц с выраженным нарушением статико-динамических функций, которая приводит к затруднению самообслуживания, более длительной затрате времени и использованию вспомогательных средств. К этому может привести, например, ложный сустав большеберцовой кости в субкомпенсации, значительно выраженная сгибательная контрактура 2-4 пальцев кисти, деформирующий артроз 3 ст. крупных суставов верхних или нижних конечностей и т.п.

    2 степень ограничения обусловлена значительно выраженным нарушением статико-динамической функции, при которой самообслуживание возможно только с помощью вспомогательных средств и/или при помощи других лиц. К этому может привести анкилоз крупных суставов верхних или нижних конечностей в функционально невыгодном положении, экзартикуляция плечевого сустава и др.

    3 степень ограничения обусловлена неспособностью к самообслуживанию и полной зависимостью от других лиц. Наблюдается она, например, у инвалидов после ампутации обеих верхних конечностей, при коротких культях бедер, после сочетанных ампутаций верхней или нижней конечности и др.

    При определении способности к самостоятельному передвижению нужно помнить, что 1 степень характеризуется трудностью в самостоятельном передвижении, требующим более длительной затраты времени, дробности выполнения и сокращения расстояния. Наблюдается у больных с умеренно выраженным нарушением статико-динамической функции, например, при посттравматической клиновидной деформации 2 ст. тела позвонка с функциональной недостаточностью позвоночника 2 ст., после ампутаций на уровне сустава Шопара, при порочном положении культи стопы или культей обеих стоп после ампутации на уровне сустава Лисфранка, при деформирующем артрозе 2-3 стадии крупных суставов одной или обеих нижних конечностей и т.п.

    2 степень имеет место у больных с выраженным нарушением функции, передвижение которых возможно только при использовании вспомогательных средств или частичной помощи других лиц, например, при анкилозе крупных суставов нижних конечностей в функционально невыгодном положении, неоартрозе бедра или ложных суставах обеих костей голени, анатомическом дефекте после экзартикуляции тазобедренного сустава или короткой культе бедра, которые затрудняют пользование протезом, культях обеих голеней, деформации нижней конечности в виде укорочения более чем на 7 см после перелома костей и т.п.

    3 степень ограничения передвижения наблюдается у больных со значительно выраженным нарушением функции, неспособных к самостоятельному передвижению и полной зависимостью от других лиц, например, короткие культи обоих бедер, двусторонний коксартроз 3 стадии, посттравматическая хроническая венозная недостаточность 3 степени с незаживающими язвами, лимфодема 3 степени с обильной лимфореей и т.п.

    В тесной взаимозависимости с функциональными нарушениями, приводящими к ограничению в самообслуживании и передвижении, находятся ограничения способности к трудовой деятельности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При 1 степени у лиц, перенесших травму костно-мышечной системы, происходит снижение квалификации или уменьшение объема трудовой деятельности, или они не могут выполнять работу в своей профессии, например, ложный сустав обеих конечностей предплечья, большеберцовой кости, посттравматический асептический некроз головки бедренной кости, свищевая или рецидивирующая форма остеомиелита и т.п.

    При 2 степени ограничения трудовой деятельности пострадавший может трудиться только в специально созданных условиях, с использованием вспомогательных средств и /или специально оборудованного рабочего места, при помощи посторонних лиц. Например, при посттравматическом асептическом некрозе головок обоих бедер, после ампутации обоих бедер или обеих голеней и т.п.

    3 степень ограничения обусловлена наличием значительно выраженных нарушений, приводящих к невозможности трудовой деятельности, например, при анкилозе крупных суставов верхних или нижних конечностей в функционально невыгодном положении, при отсутствии верхних или нижних конечностей и т.п.

    У лиц с последствиями травм могут быть ограничения в способности к обучению, из-за неблагоприятных анатомо-функциональных изменений.

    1степень ограничения возникает при умеренных нарушениях, позволяющих обучаться в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и/или с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала). Например, отсутствие всех пальцев кисти руки, ложные суставы верхних конечностей, укорочение нижних конечностей на 7 см и т.п.

    2 степень ограничения характеризуется способностью к обучению только в специальных заведениях или по специальным программам в домашних условиях. Например, отсутствие верхних конечностей на любом уровне, анкилозы крупных суставов нижних конечностей в порочном положении, свищевая форма хронического остеомиелита, с обильным отделяемым, требующая частых перевязок, и т.п.

    3 степень, при которой обучение оказывается невозможным у лиц, перенесших травмы костно-мышечной системы, встречается крайне редко.

    Нарушение других категорий жизнедеятельности (способность к ориентации, способность к общению и контролировать свое поведение) может встречаться у пострадавших с последствиями сочетанной черепно-мозговой травмы и костно-мышечной систем. Уточнение степени этих нарушений – прерогатива психолога, имеющегося в штате бюро МСЭ или психиатра-эксперта.

    Наличие лишь одного из выше указанных критериев нарушения жизнедеятельности не является условием, обязательным для признания лица инвалидом.

    Клинико-функциональная диагностика базируется на традиционных положениях клинической медицины и медико-социальной экспертизы.

    Обследование больных с последствиями травм костно-мышечной системы в бюро МСЭ предусматривает, в первую очередь, тщательное изучение состояния и степени нарушения пораженного отдела и статико-динамической функции в целом. Это достигается благодаря применению комплекса клинических, лабораторных, рентгенологических, функциональных, электрофизиологических и биохимических методов исследования, а также анализа медицинских документов.

    На основании результатов освидетельствования МСЭК выносит клинико-экспертное заключение о состоянии здоровья гражданина, которое несет в себе три функциональные нагрузки:

    · медицинскую — формирование клинико-экспертного диагноза, с его составными частями: нозологическая группа, интранозологическая характеристика с определением функционального состояния органа или системы;

    · юридическую – установление характера нетрудоспособности (возможности обучения) – временная, стойкая, полная или частичная, определение трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих использовать их остаточную трудоспособность;

    · социальную — определение причинной связи увечий (ранений, травм,), заболеваний у граждан для определения размеров пособий, пенсий и других видов социального обеспечения, а также видов, объемов и сроков осуществления медико-социальной помощи и их реабилитации.

    Таким образом, формирование клинико-экспертного заключения должно быть основано не только на оценке состояния данной конкретной функции, но и на обязательной характеристике возможностей организма как единого целого и с медицинской, и социальной точки зрения.

    Читайте так же:  Как рассчитывается индексация пенсии

    Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 2907 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ)

    МСЭ или медико-социальная экспертиза может быть одним из наиболее сложных этапов в процессе получения инвалидности или получения реабилитационной помощи. Узнать решение МСЭ пациенту хочется как можно скорее, потому разберем более подробно, как узнать результаты консультационного заключения ФБ МСЭ и где найти эти данные.

    Цели проведения медико-социальной экспертизы

    Итак, целями проведения процедуры являются:

    1. Процесс присвоения человеку статуса инвалида с назначением последующих льгот. Экспертиза проводится перед окончательным заключением о признании человека инвалидом или перед отказом ему в получении данного статуса. При проведении пациент предоставляет все бумаги, подтверждающие наличие болезни или травмы, присутствующая комиссия обследует его и изучает предоставленные документы.
    2. При определении конкретной категории, предоставляемой больному. На данный момент существует 3 категории нетрудоспособности, на основании решения может быть присвоена любая из них.
    3. Разработка и назначение программы реабилитации для инвалида.
    4. Переосвидетельствование человека на возможность иметь статус инвалида.
    5. Определение причин смерти человека, имеющего инвалидность.

    Как получить направление?

    Для проведения освидетельствования необходимо подать заявление в местное бюро. Документ подаётся человеком, нуждающимся в экспертизе, либо его полномочным представителем, имеющим соответствующее нотариально заверенное разрешение (доверенность).

    В качестве дополнения к заявлению прилагается:

    1. Направление, выданное медицинским учреждением, осуществлявшим лечение или профилактику. Кроме того, такое направление может быть выдано органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства больного или местным представительством органов социальной защиты.
    2. Направление также выдаётся самим местным бюро (филиалом), если идёт речь о сложном случае в лечебной практике, и больной нуждается в осмотре на региональном или федеральном уровне (в главном или Федеральном бюро).
    3. Обязательно представляются все медицинские документы, служащие подтверждением состояния здоровья больного (сюда относится история болезни).

    Узнаем результаты консультационного заключения ФБ МСЭ

    Решение можно узнать несколькими путями:

    1. Непосредственно после проведения экспертизы больному должны озвучить принятое решение. Все эксперты, участвующие в МСЭ должны присутствовать при оглашении данного решения. Заключение может быть выдано и доверенному представителю инвалида.
    2. При проведении обследования по определению причины смерти (судмедэкспертизы), заключение выносится без участия пациента. Его можно получить как в бумажном, так и в электронном виде абсолютно любым возможным для получателя способом. Данный документ обязательно должен содержать в себе описанные причины смерти, а также подписи всех членов МСЭ, проводившего процедуру.
    3. В случае, если сам процесс проходил без участия как заявителя, так и его доверенного представителя, то человеку предлагается самому выбрать наиболее удобный способ доставки решения: электронное письмо, заказное письмо, отправленное по почте. Кроме того, копию данного решения отправляют в пенсионные органы (по месту прописки пациента).

    В целом, если больной или его представитель присутствуют лично при проведении МСЭК, то результаты они узнают немедленно после ее окончания. Дополнительным подтверждающим документом при этом будет справка с приложением. Также человеку выдают на руки выписку из акта освидетельствования. Если необходимо еще что-то, то не более, чем через 3 дня вы получите необходимо по тем контактам, которые указывали при подаче заявления.

    В любом случае, следует заранее приготовиться к тому, что результат и вынесенное заключение могут не устроить пациента. Если он считает, что его права были каким-либо образом нарушены, то может в любой момент отказаться от этого заключения. Для этого ему следует написать соответствующее заявление об отказе, которое должно быть приобщено к акту медико-социальной экспертизы. После этого человек получает возможность для обжалования вынесенного заключения.

    В этом случае истцу потребуется предоставить все необходимые бумаги в суд, так как судьи не являются экспертами в области здравоохранения. Поэтому есть смысл не идти туда сразу, а потратить определенное количество времени на сбор всех нужных справок. Это может стоить не только времени, но и денег.

    При получении заключения медико-социальной экспертизы, которое вас не устраивает, может потребоваться написать апелляцию в суд. Ее подают в Главное или Федеральное бюро МСЭ. Сделать это можно в течение месяца с момента последнего обследования в комиссии. В случае, если дело доходит до суда, истцу может понадобиться независимая экспертиза, которая также озвучивает свои решения немедленно, дублируя их также на телефон и указанную электронную почту.

    Об учреждении

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы. Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, создания, становления и развития медико-социальной экспертизы на всей территории России и Тамбовской области можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

    История развития

    В процессе развития и создания медико-социальной экспертизы в России можно выделить этапы, определяемые особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

    1-й этап — до 1918 года

    Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в царствование Ивана IV Грозного. В его Указе «О милостыне» в качестве неотложных мер ставилась задача «выявить во всех городах престарелых и прокаженных, построить для них богадельни, обеспечить едой «Указом от 03.05.1720 года Петр I повелел всех офицеров и нижних чинов, которые по удостоверению Военной коллегии «окажутся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание». Екатеринбургская Городская Дума вверила «дело местного общественного призрения» Городскому Попечительству о бедных Думской комиссии. Члены комиссии произвели деление города на участки, во главе которых стояли члены Комиссии. Каждый участок формировался путем созыва собраний из лиц, проживающих в этом округе и желающих помогать бедным. Таким образом организовывались Участковые Попечительства, они «рассматривали все случаи проявления нужды, изыскивали способы ее удовлетворения».

    2-й этап — 1918 — 1940 годы.

    22 декабря 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О страховании на случай болезни», который послужил основой для разработки вопросов экспертизы трудоспособности в общегосударственном масштабе.

    Читайте так же:  Прибавка к пенсии мвд ветеранам

    31 октября 1918 г. было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно которому наличие инвалидности и ее степень устанавливались медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе.

    В 1918 г. были организованы первые бюро врачебной экспертизы, в состав которых входили три врача основных специальностей (терапевт, невропатолог и хирург), представители страховой кассы и профсоюзной организации.

    3 —й этап — 1941 — 1945 годы

    Во время Великой Отечественной Войны объем экспертной деятельности увеличился. Общее число ВТЭК в России увеличилось с 1211 в 1940г. до 2776 в 1944г. Число освидетельствований возросло в 5 раз по сравнению с довоенным периодом. В этот период трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение.

    В годы войны развертывается сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. В госпиталях, наряду с лечением и протезированием, проводилось профессиональное обучение и переобучение инвалидов. В 1943г. вводятся выездные заседания ВТЭК. В 1945 г. в Центральном институте усовершенствования врачей на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

    4-й этап — 1946 −1990 годы.

    На этом длительном этапе создавалось и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы. В 1948г. состоялся первый съезд врачей-экспертов. В этот период ВТЭ находятся в ведении Управления социального обеспечения. На экспертизу трудоспособности граждане направлялись отделами соц. обеспечения старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста, при наличии трудового стажа. С 1971г. образованы специализированные ВТЭК травматологическое, офтальмологическое, фтизиатрическое, с 1978 психиатрическое ВТЭ. С 1963 г. принято положение об улучшении профилактики инвалидности. Вводится должность Главного эксперта.

    В 1984г. утверждено Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), а также ряд нормативных документов, определяющих место ВТЭК в складывающейся в России системе социально-трудовой реабилитации инвалидов. Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональной ориентации инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка его соответствия трудовым рекомендациям.

    5-й этап — 1991 — 2004 годы.

    К началу 90-х годов в Российской Федерации сложилась устойчивая система экспертизы стойкой утраты трудоспособности, однако имел место односторонний подход к понятию инвалидности, сводившийся к оценке состояния трудоспособности.

    Определяющее значение для реализации этих позиций социальной политики имел Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ. В указанном Законе была дана новая трактовка понятия «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», «медико-социальная экспертиза», «реабилитация инвалидов», регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности, — Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения, определены ее основные функции. Впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации инвалидов; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, важнейшее место среди которых занимает обеспечение занятости инвалидов, их обучение и переобучение, воспитание, материальное обеспечение, обеспечение жильем, техническими средствами и приспособлениями, протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, к информации и т.д.

    В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ.

    Вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы: Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы», утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. № 1/30.

    6-й этап — 2004 год — по настоящее время

    В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти», Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

    24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С.В.Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. «Конвенция о правах инвалидов — первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, — сказал Лавров журналистам. — В России с повышенным вниманием относятся к обеспечению прав инвалидов, в этой области нам еще немало предстоит сделать».

    Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия для установления инвалидности

    Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

    Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

    В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

    Читайте так же:  Льготы пенсионерам 40 лет трудового стажа

    Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

    Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

    Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

    В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

    В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

    Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

    Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

    Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

    Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

    Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

    По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

    Условия признания гражданина инвалидом

    Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 (в ред. 21.06.2018г). Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

    Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

    Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

    Условиями признания гражданина инвалидом являются:

    1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
    2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
    3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

    В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

    Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

    В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

    Когда устанавливается гражданину группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно)?

    Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:

    1. не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;
  • не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);
  • Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет.

    В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

    Источники

    Этапы медико социальной экспертизы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here