Дети имеют право на социальное обеспечение

Дети имеют право на социальное обеспечение

В данном разделе рассматриваются права граждан РФ на социальное обеспечение, предоставляемое в соответствии с федеральным и региональным социальным законодательством федеральными и региональными органами власти — органами социальной защиты населения.

И за защитой этих своих социальных прав обращаться следует в органы социальной защиты по месту жительства.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и соответствующими Федеральными законами.

Конституция РФ как источник права на социальное обеспечение

Конституция РФ является основным источником права на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации. Устанавливая основы конституционного строя в Российской Федерации, Конституция РФ определяет права и свободы гражданина РФ, в том числе и в области социального обеспечения.

Конституция РФ предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране:

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека — ч. 1 ст. 7 Конституции РФ;

в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты — ч. 2 ст. 7 Конституции РФ;

материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях — ст. 38 Конституции РФ;

каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом — ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ;

поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность — ч. 3 ст. 39 Конституции РФ;

каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений — ч. 1 ст. 41 Конституции РФ;

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией РФ, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных органов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан в Российской Федерации имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ:

согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

при этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Конституция РФ, выступая в качестве источника права на социальное обеспечение граждан Российской Федерации, выполняет ряд функций:

закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);

устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);

определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

Статья 39 Конституции РФ

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на социальное обеспечение гражданам Российской Федерации закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ:

  • «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании Закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например:

определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость),

состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность),

выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения граждан РФ:

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ и

фонды обязательного медицинского страхования.

2.1 Социальное обеспечение детей, воспитываемых в родительской семье

Хотя Конституция РФ и семейное законодательство возлагают обязанности по содержанию и воспитанию детей на родителей (а при определенных условиях — на некоторых других членов семьи), весьма существенное участие в этом принимает и общество, предоставляя блага социального обеспечения одному из родителей, семье в целом или непосредственно ребенку.

В развитие положения Конституции РФ о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает социальные (семейные) пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и его воспитанием. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения: содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, детских домах или школах-интернатах; определением нуждающихся в этом лиц в дома-интернаты для детей с отклонениями в здоровье; социальным обслуживанием на дому и др.

Оценивая идеи, высказанные более 100 лет тому назад, а также практику СССР в отношении обобществления содержания детей, следует признать их отвечающими интересам ребенка. В той мере, в которой они были воплощены в советском обществе, они удовлетворяли базовые потребности каждого ребенка в образовании, охране здоровья, социальном обеспечении; позволяли наиболее способным занять достойное место в обществе независимо от материального положения родителей, воспользоваться так называемыми социальными лифтами. При повороте к рынку многие достижения предшествующего развития были утрачены. Современное состояние дел в этой сфере для многих категорий российских детей нельзя признать благополучным.

Читайте так же:  Пенсия по выслуге лет милиции

В качестве примера ухудшения положения детей можно привести данные о состоянии обеспеченности детей услугами детских дошкольных учреждений и летним отдыхом.

В укрупненном виде помощь семье в содержании детей на настоящем этапе развития российского общества можно охарактеризовать следующим образом.

Помощь, оказываемая в виде услуг, выражается:

1) в обслуживании детей детскими дошкольными учреждениями, школами-интернатами, санаторно-лесными школами, оздоровительными лагерями;

2) в присмотре за детьми со стороны школы в течение обычного школьного дня;

3) в обеспечении их питанием во время пребывания в школах и школьных группах продленного дня.

Помощь семье в содержании несовершеннолетних выражается: в обеспечении их различными видами социальных пособий; в обеспечении детей пенсией по случаю потери кормильца, а детей-инвалидов — социальной пенсией; в льготах по налогам рабочих и служащих, имеющих детей; в субсидиях.

Социальное обеспечение детей, воспитываемых в семье, осуществляется прежде всего в виде государственных (социальных) пособий различных видов и назначения, а именно:

— пособия по беременности и родам; единовременное пособие — женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие — беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— единовременные пособия при рождении ребенка или при передаче ребенка на воспитание в семью;

— ежемесячное пособие — по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие — на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка.

Лучшие условия обеспечения некоторыми пособиями установлены для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Необходимость социального страхования связана в первую очередь с риском временной утраты заработка (иных аналогичных выплат) по социально значимым причинам, признанным законодателем. Кроме того, это может быть также недостаточность текущего заработка для повышенных разовых расходов, требуемых, в частности, при рождении ребенка.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию, в частности, признаются:

— уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Страховым случаем является также временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, а также следующие случаи, касающиеся лиц с семейными обязанностями:

— утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

— необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

— карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Перечисленным страховым случаям соответствует страховое обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности либо в связи с материнством.

Большую роль в социальном обеспечении детей играет ежемесячное пособие по уходу за ребенком, установленное в настоящее время для всех категорий граждан.

В денежной форме назначаются также пенсии на детей. Каждый ребенок-инвалид вправе получить социальную пенсию без каких-либо дополнительных условий, кроме самого факта инвалидности. Дети, лишившиеся кормильца вследствие его смерти или безвестного отсутствия, обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. Этот же вид пенсии может получать один из взрослых членов семьи (независимо от возраста и трудоспособности), если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14-летнего возраста.

Пенсия по случаю потери кормильца возмещает ребенку часть заработка отца и (или) матери (в некоторых случаях — других членов семьи), которая при их жизни предназначалась на содержание ребенка. Эта пенсия также обеспечивает возможность индивидуального ухода за ним другого родителя (в некоторых случаях — иного члена семьи).

Именно в пенсионном законодательстве содержится теоретически важное положение о том, что один из членов семьи, который не работает в связи с уходом за ребенком, в целях пенсионного обеспечения считается нетрудоспособным (т.е. не могущим работать вне дома, совмещать уход за ребенком с оплачиваемой работой), что дает ему право на пенсию по случаю потери кормильца по этому основанию.

Таким образом, среди благ социального обеспечения есть выплата, специально предназначенная для предоставления средств существования взрослому члену семьи, занимающемуся воспитанием ребенка (детей) до достижения им 14-летнего возраста. То, что в настоящее время она выплачивается лишь в виде пенсии, назначаемой при потере кормильца тому члену его семьи, которое содержало (могло содержать) застрахованное лицо, вовсе не означает, что такая выплата не нужна и не могла бы производиться неработающему члену семьи и во многих других случаях ухода за ребенком указанного возраста.

Анализ условий пенсионного обеспечения детей при потери кормильца, а также детей-инвалидов социальной пенсией дает основание для вывода, что это обеспечение в целом отвечает их интересам. Что касается размеров пенсий, то они требуют дополнительного исследования и обоснования необходимости их соответствия той доле заработка кормильца, которая причиталась ребенку в виде алиментов.

Отдельного внимания в свете рассматриваемого вопроса заслуживает вопрос об услугах детских дошкольных учреждений как благе социального обеспечения. Сложность выделения, характеристики и анализа благ социального обеспечения состоит в том, что многие из них имеют комплексное целевое назначение и потому относятся не только (а зачастую и не столько) к социальному обеспечению. Детские дошкольные учреждения, как уже отмечалось, реализуют право ребенка на бесплатное дошкольное образование, включая и воспитание, и в этом их непреходящая ценность. В то же время на них возлагается функция по охране здоровья воспитанников, что позволяет реализовать и это конституционное право. Но ст. 39 Конституции РФ предусматривает право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей, что дает основание отнести услуги указанных учреждений по воспитанию детей и к благам социального обеспечения. Это тем более оправданно, что они осуществляют уход и присмотр за детьми, их содержание и тем самым высвобождают время родителей для трудовой деятельности, а за счет частичной оплаты их услуг по содержанию детей уменьшаются соответствующие расходы семьи.

Читайте так же:  Оформить пособие по рождению ребенка через госуслуги

Тем не менее проблема обеспечения детей услугами дошкольных учреждений остается острой.

В определенной степени помогают решать данную проблему семейные детские сады, который организуются в целях: поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Окружные управления образования оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях.

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

Видео (кликните для воспроизведения).

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 113 ;

Дети имеют право на социальное обеспечение

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком осуществляется в двух организационно-правовых формах:

Читайте так же:  Будущая социальная пенсия

в форме обязательного социального страхования и

в форме государственного социального обеспечения.

Для каждой формы установлен соответствующий круг лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в форме обязательного социального страхования

В форме обязательного социального страхования ежемесячным пособием по уходу за ребенком обеспечиваются:

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком:

подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и

находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком:

из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и

находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в форме государственного социального обеспечения

В форме государственного социального обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком обеспечивается более широкий круг лиц, которых для удобства можно разделить на несколько категорий:

1-я категория лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в форме государственного социального обеспечения:

матери, проходящие военную службу по контракту,

находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов,

находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

2-я категория лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в форме государственного социального обеспечения:

(при условии неполучения ими пособия по безработице)

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ;

матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ;

матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из воинских частей, находящихся за пределами РФ, в Российскую Федерацию;

матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в т.ч. уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.

3- я категория лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в форме государственного социального обеспечения:

(при условии неполучения ими пособия по безработице):

матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в т.ч. обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);

другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если:

мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

4- я категория лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в форме государственного социального обеспечения:

  • матери — неработающие жены (проживающие на территориях иностранных государств) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств.

При определении права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком следует также учитывать ряд отдельных положении, установленных законодательством:

лицам, которые имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований;

если уход за ребенком одновременно осуществляют несколько лиц, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из имеющих право на получение пособия лицу;

если матери выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком, но она в связи со своей болезнью не может осуществлять уход за ребенком:

то право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком может реализовать другой член семьи, который фактически ухаживает за ребенком в этот период;

в таком случае право на назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком;

Читайте так же:  Электрогазосварщик пенсия по вредности

это правило применяется лишь к тем случаям, когда мать не может ухаживать за ребенком по объективной причине (в связи с болезнью), и не распространяется на какие-либо иные ситуации (например, если мать не мо, жет оставить работу);

для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период, когда мать ребенка фактически не осуществляет уход за ребенком в связи со своей болезнью, по месту назначения ей пособия должно быть представлено заявление матери о прекращении выплаты ей пособия, а в случае, если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, также заявление о том, что она прерывает отпуск по уходу за ребенком;

если по состоянию здоровья или по другим причинам мать ребенка не может лично представить такое заявление, оно может быть принято от другого члена семьи при представлении им документа, удостоверяющего личность и родство (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и т. п.);

несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет:

до этого момента ребенку может быть в установленном порядке назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается опекуну;

это распространяется также на те случаи, когда уход за ребенком, которому назначен опекун, осуществляется несовершеннолетним родителем ребенка, не состоящим в браке и не достигшим возраста 16 лет, независимо от того, находится ли опекун в отпуске по уходу за ребенком;

если назначение ребенку опекуна не представляется возможным, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается одному из дееспособных родственников несовершеннолетнего родителя ребенка, не достигшего возраста 16 лет и не состоящего в браке, проживающему совместно с ребенком и его несовершеннолетним родителем;

право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется и в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения им обучения;

в случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Право на защиту – социальное обеспечение детей

Дети – это категория населения, которая наиболее остро нуждается в защите. Наряду с пенсионерами, они не могут самостоятельно зарабатывать средства на существование и содержать себя. Социальное обеспечение детей – один из самых ключевых вопросов в жизни общества и его решение напрямую связано с уровнем экономики страны и социальным благополучием как работающих, так и неработающих граждан.

В каких случаях ребенок имеет право на социальное обеспечение

Главным правовым актом, устанавливающим права ребенка на защиту, является Конституция РФ, ст. 39 гарантирует социальную помощь в случае наступления инвалидности, болезни, потери кормильца и прочих условиях, предусмотренных законом. Кроме этого, в России принят Семейный Кодекс, где понятие о правах ребенка, раскрываются более широко.

В правовых актах четко определены категории нуждающихся в социальной помощи государства, это:

  • дети, оставшиеся без родителей;
  • дети-инвалиды;
  • жертвы насилия;
  • дети, проживающие в малоимущей семье;
  • дети беженцев и переселенцев;
  • дети с отклонением в развитии.

Этот список далеко не полный. Существует множество непростых ситуаций, в которых может оказаться ребенок. И прямой обязанностью социальных служб является оказание ему материальной и моральной помощи на основании действующих в России законов.

Правила социального обеспечения детей-инвалидов

В современное время социальное обеспечение детей с ограниченными возможностями состоит в следующем:

  • получение социальных пенсий детьми-инвалидами и членами семей, обеспечивающим уход;
  • транспортные льготы;
  • жилищные льготы – право на дополнительную площадь, 50% скидка на оплату коммунальных услуг, первоочередное право на получение жилья;
  • льготы при оплате налогов;
  • льготное медицинское обслуживание – отпуск бесплатных лекарств, санаторно-курортное лечение, проведение реабилитации, предоставление необходимых технических средств – кресла-коляски, сурдоприборы и другие технические устройства;
  • социальная защита в области воспитания и образования;
  • организация специальных учреждений.

Необходимо отметить, что социальная помощь детям в нашем государстве достаточно развита и находится на должном уровне. Система защиты прав ребенка постоянно развивается и совершенствуется, но при этом родителям и опекунам необходимо следить за соблюдением этих прав на местах и уверенно добиваться их выполнения.

Читайте так же:  Как получить накопительную пенсию работающему пенсионеру

Социальные права ребенка

Социальные права ребенка – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку, который не достиг совершеннолетия.

Социальные права касаются отношений общества и детей и помогают отстаивать свои интересы, которые связаны с жизнью в обществе других детей. Социальные права охватывают самую широкую сферу жизни, включая образование, доступность информации, медицинского обслуживания, обеспечения достойного уровня жизни и условий для здорового роста и развития личности.

В современное время сложно представить, что еще сто лет назад не было никаких документов, фиксирующих права детей, так как дети целиком и полностью принадлежали своим родителям, и именно они решали, что им делать и как поступать, как жить, где учиться и т.п.

Конвенция о правах ребенка

В 1989 году Генеральной Ассамблеей была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция является международным правовым документом, в котором прописаны права детей, документ состоит из 54 статей, где детально прописаны права детей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Статья 28 Конвенции, гарантирует каждому ребенку бесплатное начальное образование и требует от всех членов ООН поощрять развитие разных форм среднего образования и обеспечение его доступности для всех детей.

Важную часть системы образования занимает воспитание детей, так Конвенция требует, чтобы были предприняты меры для признания полной ответственности обоих родителей за развитие и воспитание ребенка. Родители каждого ребенка или его опекуны должны нести ответственность за его воспитание, интересы ребенка должны быть главным предметом их основной заботы.

В 20 статье определены задачи воспитания и ухода за детьми, которые лишились родителей, так при рассмотрении вариантов замены родителям, необходимо учесть желательность преемственности воспитания ребёнка и его этнического происхождения, а также его религиозную и культурную принадлежность, его родной язык. Статьёй 21 определяются права детей, которые могут быть усыновлены в других странах.

Важной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 Конвенции по правам ребенка. В ней представлены приоритетные для всех стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания детей:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • развивать таланты, умственные и физические способности ребенка в полном объеме;
  • воспитывать уважение к родной культуре и родителям ребенка, к его языку и ценностям его народа, стране, где он родился;
  • воспитывать уважение к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • готовить ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости и равноправия между всеми гражданами государства;
  • воспитывать уважения к окружающей природе.

В Российской Федерации главным актом о правах детей является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», помимо этого права детей в стране регламентированы Семейным кодексом РФ.

Семейный кодекс РФ – это нормативный правовой акт, который регулирует отношения внутри семей на территории страны, семейный кодекс включает в себя 8 разделов.

В XXI веке социальные права ребенка не на много отличаются от социальных прав взрослых, дети должны получать образование, необходимую медицинскую помощь и уход. Социальные права дают возможность каждому ребенку расти гармоничной личностью.

Каждый ребенок, который появился на свет, становится гражданином, каждый ребенок имеет право:

  • на жизнь и свободу, никто, включая родителей, не может лишать его свободы;
  • на имя, у каждого ребенка должно быть имя и паспорт, если ребенок достиг 14 лет;
  • на доступное образование и бесплатную медицинскую помощь;
  • на свое собственное мнение и свободу выбора религии;
  • родители должны заботиться о физическом и психическом здоровье ребенка;
  • на уход и материальное обеспечение со стороны своих родителей;
  • каждый ребенок имеет право на семью, на их заботу и внимание;
  • при достижении 16 лет, ребенок с согласия родителей имеет право на не полный рабочий день и самостоятельную трудовую деятельность;
  • на защиту от насилия и право на жизнь в безопасных условиях.
  • на досуг и отдых.
  • на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Государство гарантирует каждому ребенку свободу мысли и слова, право иметь свои взгляды и интересы, право выбирать свой жизненный путь, государство должно защищать личность ребенка, его честь и достоинство, ребенок имеет право обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних и органы попечительства в случае нарушения его прав и личной неприкосновенности.

Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Российской Федерации, дети обязаны уважать права и достоинства других людей, проявлять к ним гуманное отношение.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» предполагает также несколько мер по защите детей:

  • защита от информации, которая может нанести вред ребенку и его нравственному развитию – пропаганда насилия, нетрадиционных отношений, порнографии, алкоголя и курения;
  • пресечение эксплуатации детского труда, поддержка жертв и их семей;
  • защита детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и малоимущих семей, беженцев.

Выводы

Социальные права ребенка, являются совокупностью конкретных правил, зафиксированных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Таким образом, каждый ребенок имеет право на образование и обеспечение доступной информации для учебы, право на социальное обеспечение и охрану здоровья, на достойный уровень жизни, который необходим для физического и нравственного развития человека, если ребенок и его семья попала в сложную жизненную ситуацию, то такой ребенок имеет право на защиту и помощь со стороны государства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Дети имеют право на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here